Психология изучает многие аспекты человеческой деятельности. Одним из направлений в психологии является когнитивная психология, изучающая психическую деятельность человека, связанную с обработкой информации как об окружающем мире так и о самом человеке, а так же о том, каким образом человек получает информацию, воспринимает ее и усваивает, как после этого информация хранится и передается.[1]
Когнитивная психология в настоящее время является одним из ведущих направлений в психологии, хотя появилась сравнительно недавно, в 50-60-х годах прошлого века. Большое влияние на развитие современной когнитивной психологии оказали учения таких философов, как Р.Декарт, Д.Юм. Возникновение и развитие данного направления связано с именами У.Найссера, Д.Миллера, Д.Брунера, М.Бродбента и т.д.
Одной из наиболее актуальных и активно разрабатываемых в современной психологии проблем является проблема природы когнитивных стилей. Интерес к этому направлению возник относительно недавно и в зарубежной психологии связан с именами Г.Уиткина, Д.Гуденау и др. В нашей стране исследованием когнитивно-стилевых особенностей и их взаимосвязи с продуктивной интеллектуальной деятельностью занимались В.А.Колга, Н.М. Лебедева, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова, И.М. Палей, А.Е.Дружинин и др.
В науке под когнитивными стилями понимаются присущие человеку устойчивые индивидуальные способы получения информации об окружающей действительности, ее переработки и интерпретации. [2]
На сегодняшний день в научных работах можно выделить около двух десятков различных когнитивных стилей: полезависимость/ поленезависимость, сглаживание/заострение, узость/широта категории, импульсивность/рефлексивность, ригидность/гибкость познавательного контроля, когнитивная простота/когнитивная сложность и др.
Важным направлением исследования является использование когнитивных стилей в познавательных стратегиях, используемых как в средней, так и в высшей школе. Изучение психических процессов имеет огромное значение для образования. Понимание того, как приобретаются, сохраняются, используются знания, может повлиять на методы обучения и способы оценки, дать представление о путях индивидуального познания.
Использование этого подхода дает возможность более глубоко исследовать такие аспекты образовательной деятельности, как усвоение студентами изучаемого материала, взаимодействие между преподавателем и студентом, а также роль обучающего в образовательной деятельности.
В ряду проблем современного образования ученые выделяют группу вопросов, связанных с когнитивным обучением. Они были обозначены как теоретические, процессуальные, диагностические, методические, функциональные. [3]
Теоретические проблемы рассматривают вопросы о выявлении приоритета теории когнитивного функционирования или теории когнитивного диссонанса. Процессуальные проблемы нацелены на решение вопросов организации процесса обучения, диагностические проблемы – на решение таких задач, как диагностика когнитивных стилей в естественных условиях учебного процесса и определение взаимосвязей когнитивных факторов с иными факторами, сопровождающими познание обучаемого, например, с эмоциональными, мотивационными и регуляторными факторами.[3]
Методические проблемы связаны с выбором методов обучения в зависимости от стиля обучающего и стиля обучаемого, а также с выявлением эффективных стратегий познания, деятельности, общения. Функциональные проблемы связаны с решением вопроса о соотношении компенсирующей, развивающей и обучающей функций когнитивного обучения. [3]
Исследование когнитивно-стилевых особенностей представляет особый интерес для решения проблем современного образования, и в первую очередь при решении проблемы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить немногочисленность исследований в этой сфере в отечественной науке.
В последние годы все большее внимание уделяется подготовке студентов юридических направлений. Для специалистов юридического профиля наряду с коммуникативной компетентностью огромное значение имеет высокий уровень интеллектуального развития, а также познавательная (когнитивная) активность.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности юристов важным условием является приобретение и применение специализированных и систематизированных знаний, умение работать с большим объемом информации, способность извлекать и сохранять необходимую информацию в процессе деятельности. В связи с этим большое значение имеет то, каким образом происходит присвоение знаний.
Немаловажную роль играет и умение принимать правильные решения в ситуации неопределенности, противоречивости и многообразия полученной информации. В связи с вышесказанным представляет интерес исследования о связях когнитивного стиля с факторами принятия решения в ситуации неопределенности. [4]
В настоящее время педагоги не уделяют внимания особенностям когнитивных стилей, присущих студентам и не проводят дифференциацию обучающихся в зависимости от стилевых предпочтений. Кроме того, в группах с большим числом обучающихся велика вероятность встретить студентов с противоположными когнитивными стилями. Все это может затруднять обучение, поскольку для обучения студентов с разными когнитивными стилями необходимо использовать и разные образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения.
Сложность заключается и в том, что могут не совпадать когнитивные стили самого педагога и студентов, что так же может создавать проблемы в обучении.
Таким образом, исследование и учет стилевых особенностей субъектов познавательного процесса может оказать влияние на процесс становления и развития необходимых профессионально-значимых качеств у студентов юридического профиля.
Библиографический список
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. / Р.Л.Солсо. – М.: Тривола, 1996 – 600 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – 384 с.
- Гусева Г.А., Кудинов С.И. Педагог: наука, технология, практика. № 2 (9) 2000. Изд-во БГПУ, Барнаул. – С. 93-96.
- Корнилова Т.В., Скотникова И.Г., Чудина Т.В., Шурапова О.И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара. Таллин: ЭИНЛ, 1986. С.99-103.