Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ грант № 13-06-00635 Трансформационные институциональные риски национальной системы высшего профессионального образования в условиях диверсифицированной модели международной интеграции России и РГНФ грант № 15-02-00509 Формирование инструментальной базы оценки институциональной среды системы высшего профессионального образования в условиях интернациональной гармонизации
Анализ социальных институтов, как неотъемлемой составляющей институциональной среды рынка услуг высшего образования демонстрирует высокие темпы динамических изменений в ретроспективе. В частности, сейчас идет процесс перехода от традиционной советской модели высшего образования, ориентированной на получение готового знания к модели ориентированной на формирование способности к «добыванию» знания, получение интеллектуального знания. На сложность реализации данного перехода указывают такие ученые как Ефимов В.М. [1, 2], Березкин Ю.М. [3], Андреев А.Л. [4], Маторина О. П. [5] и др. Однако констатируем, что неформальные институты стейкхолдеров образования во многом не готовы к смене парадигмы образования от «знаниевой», к «деятельностной», от предметно-знаниевого «что» – к проблемно деятельностному «как» [3].
Отметим, что государство, как наиболее влиятельный стейкхолдер высшего образования создает формальные правила, задающие рамки взаимодействия субъектов на рынке услуг высшего образования. Часто эти рамки ограничивают свободу действий участников отношений. Представляется, что социальные институты не формируются автоматически, повторяя формальные правила. Цементирование и структурирование социальных институтов происходит постепенно, с процессом принятия (непринятия) или интерпретации введенных формальных правил. В контексте сказанного представляет интерес формирование социальных институтов в условиях нестабильной институциональной среды рынка услуг высшего образования. Часто сложившиеся неформализованные институты не отвечают предъявляемым к ним требованиям со стороны формализованных институтов. Возникновению такой ситуации содействует характерный для нашего общества разрыв между формально-правовой и культурной составляющими базовых институтов. Новые законы и нормы часто остаются на бумаге, реальные же практики их игнорируют. Для исследования социальной подсистемы институциональной среды трансформирующегося высшего образования определены и разработаны социологический инструментарий и методы обработки информации[1]:
- полустандартизированное интервью руководителей высших учебных заведений;
- анкета для профессорско-преподавательского состава вузов;
- анкета для студентов;
- анкета для будущих абитуриентов.
Полигоном исследования явился Уральский федеральный округ. В ходе проведения исследования:
- была получена экспертная оценка трансформационных процессов, результатов проводимых реформ руководителями образовательных организаций высшего образования;
- выявлены представления основных стейкхолдеров о новых формах высшего образования, о двухуровневой системе образования и специфике каждого уровня, а также об общем направлении реформ;
- выявлены масштабы популярности высшего образования в молодежной среде, мотивацию получения высшего образования (а также мотивацию отказа от него), выбора вуза, специальности и нацеленности на продолжение образования и дальнейшую профессиональную реализацию;
- исследовано отношение преподавателей к проводимым реформам в высшем образовании, их заинтересованность в модернизации высшего образования и их видение рисков, связанных с данными процессами;
- изучена готовность студентов к самообразованию, самостоятельной работе, организацию самостоятельной работы в вузах, а также влияние качества самостоятельной работы студентов на его учёбу и качество образования;
- выявлена степень включенности студентов и преподавателей в процессы интернациональных преобразований в сфере высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и внедрения международных образовательных стандартов и технологий;
- определена степень заинтересованности студентов российских ВУЗов в получении высшего и (или) послевузовского образования за рубежом;
- оценено стремление студентов российских ВУЗов трудоустроиться за рубежом после получения высшего образования в РФ.
- выявлена включенность студентов и преподавателей в процессы международного обмена, готовность преподавателей к участию в таком обмене, намерения студентов получить высшее образование за рубежом и их стремления работать за рубежом после получения российского образования.
Важным в контексте данного исследования представляется соотношение формальных и неформальных институтов изменяющейся институциональной среды высшего образования.
Приведем основные подтвержденные гипотезы социологического исследования:
- руководители вузов, преподаватели и студенты по-разному понимают смысл и сущность проводимых преобразований, не достаточно осведомлены о направлениях изменений в системе высшего образования;
- правовое регулирование образовательной деятельности вузов не согласуется в полной мере с целями и задачами модернизации образования;
- преподаватели не имеют достаточной мотивации для осуществления модернизации образования и работы в новых условиях при постоянно увеличивающейся учебной нагрузке, росте различных форм отчетности и низкой оплате труда. Это ведет к оттоку кадров преподавателей высшей школы, нарушению преемственности поколений в данной профессии и снижению качества труда. Возникает риск дефицита кадров преподавателей вузов и научных сотрудников, риск появления имитационных форм преподавательской деятельности;
- предлагаемые вузами направления подготовки специалистов не соответствуют в полной мере потребностям экономики и ситуации на рынке труда. Попытки внести элементы планирования, участия региональных властей в формирование заказа на специалистов разных направлений пока не осуществляются. Это ведет к массовой распространенности ситуации, когда выпускники вузов работают не по полученным в вузах специальностям. Возникает риск роста непрофессионализма;
- студенты не готовы к возрастанию объема самостоятельной работы при уменьшении количества аудиторных часов. Огромная часть дипломированных специалистов заканчивают вуз заочно или дистанционно. Студенты этих форм сочетают учебу с работой. Отсюда стремление минимизировать затраты сил и времени на учебную деятельность. Распространены плагиат и заказные учебно-квалификационные работы. Это также ведет к риску непрофессионализма, появлению квазиспециалистов;
- общедоступность высшего образования, отсутствие конкурсного отбора абитуриентов при заинтересованности вузов в увеличении количества платных студентов неизбежно ведет к риску снижения качества образования;
- происходит постепенное принятие преподавательским и студенческим сообществами целесообразности формальных направлений реформ, связанных с переходом на двухуровневую систему образования и введением балльно-рейтинговой системы и кредитов за учебную деятельность. Но новые формы организации учебной деятельности пока не способствуют повышению эффективности оценки знаний студентов;
- общество не имеет реальной возможности и не готово контролировать процессы модернизации образования и влиять на осуществление реформ.
Следует констатировать, что российский работодатель не готов формировать спрос на выпускников – бакалавров. Академическое сообщество отличается в целом отрицательной оценкой идущих трансформационных процессов. Наблюдаются противоречия неформальных правил субъектов, включенных в процесс изменений и формальной организационной структуры. Внедрение на вертикальном уровне формальных правил воспринимается как препятствие к эффективной деятельности. Создается видимость соблюдения формальных правил, с целью внешнего соответствия им. Таким образом, данный этап институционального развития системы высшего образования характеризуется отсутствием многих неформальных институтов, необходимых для успешного развития и интернационализации национального рынка услуг высшего образования в международное образовательное пространство.
На данном этапе развития рынка услуг высшего образования, трансакционные издержки неформального решения проблем существенно ниже, чем следования формальным нормам, что обуславливает следование существующим, уже устоявшимся неформальным институтам. Низкий темп реализуемых изменений может объясняться зависимостью траектории изменений от логики предшествующего развития системы высшего образования.
[1] Интервьюирование экспертов проведено в рамках реализации Гранта РФФИ № 13-06-00635 Трансформационные институциональные риски национальной системы высшего профессионального образования в условиях диверсифицированной модели международной интеграции России и РГНФ грант № 15-02-00509 Формирование инструментальной базы оценки институциональной среды системы высшего профессионального образования в условиях интернациональной гармонизации
Библиографический список
- Ефимов В. М. Исходный институционализм и экономическое образование. Ч. 1 [Текст] / В. М. Ефимов // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2014. – № 6 (56)
- Ефимов В. М. Исходный институционализм и экономическое образование. Ч. 2 [Текст] / В. М. Ефимов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. –№ 2 (58)
- Березкин Ю. М. Финансовое образование: от предметно-знаниевого «что» – к проблемно-деятельностному «как» [Текст] / Ю. М. Берёзкин // Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 6–12 октября 2008 г.): в 2 ч. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. Ч. 1.
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.Л. Андреев // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.
- Маторина О. П. Деятельностная парадигма в высшем социокультурном образовании как фактор модернизации и повышения качества / О. П. Маторина, И. В. Коняхина [Текст] / О. П. Маторина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2012. — № 4 (107). — С. 107-115.