Современный этап функционирования мирового туристского рынка характеризуется: ростом объёмов реализуемых услуг; большой степенью дифференциации предложения и перенасыщенности рынка разнообразными турпродуктами; усилением конкуренции; повышенными требованиями туристов к качеству и безопасности турпродукта; высокой степенью применения информационных технологий; интеграционными процессами; подверженностью кризисным явлениям. Поэтому на сегодняшний день для достижения успеха туристскому предприятию необходимо иметь четкую стратегию производства и продвижения турпродукта. В современных российских условиях, осложнённых обострившейся внешнеполитической ситуацией, ростом терроризма в странах мира, введением международных санкций против России, снижением мировых цен на нефть и курса рубля, последствиями отечественного экономического кризиса 2014 г., производство востребованного потребителями турпродукта является актуальной задачей развития сферы туризма.
Понятие «туристский продукт» имеет определенную глубину и рассматривается специалистами в узком и широком смысле. По мнению В.А. Квартального, туристский продукт в узком смысле – это услуга отдельных предприятий туристической индустрии. В широком смысле – это комплекс услуг, в совокупности своей образующий туристическую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение [1, c. 64]. В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт понимается как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [2].
Туроператор формирует туристский продукт как комплекс основных и дополнительных услуг, необходимых для достижения туристом цели туристской поездки. Турагент продаёт этот комплекс (продуманных по содержанию и рассчитанных по времени исполнения) услуг [3, с. 45]. Туроператор получает право на услуги, входящие в тур, заключая договоры с предприятиями и лицами, оказывающими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Туристский продукт, кроме услуг, включает в себя также и товары для туристов (туристское снаряжение, путеводители, сувениры и др.). Таким образом, он состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги (приобретаемые за отдельную плату), товары.
Производство туристского продукта представляет собой процесс превращения ресурсов в готовый продукт. Кроме специфических туристских ресурсов (в первую очередь, природных, историко-культурных, архитектурных объектов, привлекающих туристов на ту или иную территорию) в сфере туризма используются и традиционные для любого вида деятельности факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность). Среди последних, важнейшее значение в процессе производства услуг имеет персонал. Условно производство туристского продукта можно разделить на два уровня. Первый уровень, результатом которого является создание туристских услуг, основывается на деятельности поставщиков. Второй уровень (туроператорский) из созданных туристских услуг формирует имеющие ценность для рядового потребителя туристические пакеты [4, с. 5].
Туристский продукт производится двумя субъектами рынка – туристским регионом (его руководящей системой, предприятиями и организациями, производящими услуги и работы, удовлетворяющие туристские потребности) и туроператором. Туристский продукт в регионе формируется с учётом конъюнктуры рынка или по определённому заказу туриста. Эволюцию развития туристского товара на рынке описывает концепция его жизненного цикла [3, с. 168]. Она заключается в подразделении периода рыночной жизни турпродукта на стадии внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада, характеризующиеся изменением показателей объёмов продаж, расходов, прибыли и др.
Процесс создания туристского продукта туроператором включает следующие основные виды деятельности: определение целей, выработку предварительных прогнозов, основанных, прежде всего, на изучении спроса потребителей и предложения конкурентов; отбор идей, формирование и проверку замысла продукта; формулирование стратегии создания турпродукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта; разработку стратегий маркетинга; оценку экономической эффективности и целесообразности внедрения продукта; испытание продукта в рыночных условиях (рекламные туры и др.); внедрение продукта на туристский рынок.
Важнейшей характеристикой процесса производства турпродукта в условиях высокой конкуренции на рынке является использование инноваций и нововведений. Основными видами инноваций в туризме являются: продуктовые, технические и технологические, организационные, управленческие, маркетинговые и др. При отборе приоритетных для компании инноваций используются принципы: важности, заполнения вакуума, отрыва показателей, минимума капитальных вложений, экологичности [5, с. 153].
Современное производство направлено на достижение высокого качества и безопасности турпродукта, а также составляющих его услуг. ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» трактует качество услуг, как совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. Безопасность услуг, согласно стандарту, представляет собой состояние услуг, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [6]. Качество туристских услуг имеет три уровня: техническое качество (состояние инфраструктуры); социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала); качество окружающей среды (экология, уровень жизни местного населения, ЖКХ) [7]. В связи с множественностью показателей качества туристских услуг возникают сложности в его оценке. В туризме существует значительная степень субъективности оценки качества услуг, которая часто зависит от факторов, не имеющих прямого отношения к характеристикам турпродукта (местные жители, члены семьи и др.) [8, с. 97].
Особенно актуальными вопросы обеспечения высокого качества туристских услуг являются для Российской Федерации. На совещании по развитию туризма в России, проведенном Д.А. Медведевым 19 марта 2013 г., одним из факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности отечественного туризма на внутреннем и международном рынках, называлось невысокое качество обслуживания, в том числе вследствие недостатка профессиональных кадров и низкого престижа профессий [9, с. 185]. Задача повышения качества и безопасности туристского продукта должна решаться совместными усилиями всех участников процесса его производства.
Таким образом, с нашей точки зрения, можно выделить следующие особенности производства турпродукта в современных условиях: разнообразие производителей (туроператоры, предприятия поставщики отдельных услуг и др.); использование специфических туристских ресурсов (природных, историко-культурных, архитектурных объектов и др.); большая важность такого фактора производства, как персонал; сложность, многоступенчатость процесса производства; стратегический подход к деятельности; использование инструментов маркетинга (маркетинговых исследований, товарной, ценовой, распределительной и коммуникационной политики), учёт потребностей туристов; применение различных видов инноваций и нововведений; особое значение обеспечения высокого качества и безопасности производимого турпродукта, сложность их оценки.
Библиографический список
- Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
- Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (редакция, действующая с 1 июля 2016 года). [Электронный ресурс]. URL.: http://docs.cntd.ru/document/9032907 (дата обращения: 13.11.2016).
- Бунич Г.А., Старцев В.А Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты. М.: 2012. 236 с.
- Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли: уч. пос. Ростов – на – Дону: МарТ, 2010. 446 с.
- Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: уч. пос. М.: ФОРУМ, 2005. 368 с.
- ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» [Электронный ресурс]. URL.: http://docs.cntd.ru/document/1200102288 (дата обращения: 13.11.2016).
- Шмелёва А.Н., Бутенко Я.А., Умнова М.Г. Разработка методических рекомендаций по повышению качества предоставляемых в субъектах Российской Федерации туристских услуг и оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL.: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53630 (дата обращения: 12.11.2016).
- Першина Н.В. Маркетинг в индустрии туризма и гостеприимства// Современное состояние и тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства в Тюменском регионе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ имени Д.И. Менделеева, 2007. С. 94-100.
- Першина Н.В., Ядне И.Г. Оценка качества работы персонала в гостиницах г. Тобольска //Проблемы, опыт и перспективы туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: I международная научно-практическая интернет-конференция: сб. ст. / Забайкал. гос. ун-т; отв. ред. О.А. Лях. Чита, 2014. С. 185-190.