ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА УРОВНЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Прохорова Мария Петровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Реализация процесса профессиональной подготовки по дисциплине с использованием индивидуальных образовательных маршрутов выступает неотъемлемым требованием действующих образовательных стандартов и является значимой методической задачей каждого преподавателя. В представленной статье описаны процессуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося на примере дисциплин управленческого цикла. Для решения этой задачи проведен анализ основных подходов к определению содержания понятия индивидуального образовательного маршрута изучения дисциплины (модуля); представлено описание последовательности его разработки на примере управленческих дисциплин; сформулированы факторы и условия эффективной реализации индивидуальных образовательных маршрутов освоения дисциплины на практике. Новизна статьи содержится в разработке уровней сложности учебных заданий, отражающих особенности управленческих дисциплин, которые целесообразно проектировать при разработке индивидуальных образовательных маршрутов изучения дисциплины (предложены минимально необходимый, средний и повышенный уровни сложности). Кроме того, предложены виды учебных заданий и соответствующие им формы оценки планируемых результатов обучения, которые целесообразно использовать при разработке и реализации индивидуального маршрута освоения управленческих дисциплин, описаны необходимые условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающие эффективное освоение учебного материала обучающимся. Практическую значимость статьи составляют конкретные рекомендации по использованию видов учебных заданий и форм оценивания результатов обучения для разработки индивидуальных образовательных маршрутов дисциплин.

Ключевые слова: Дисциплина, индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, уровень сложности


THEORETICAL BASES OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AT THE LEVEL OF DISCIPLINE

Prokhorova Maria Petrovna
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
candidate of pedagogical sciences, associate professor of innovative technologies of management

Abstract
Implementation of process of professional training on discipline with use of individual educational routes acts as the integral requirement of the existing educational standards and is a significant methodical task of each teacher. In the provided article procedural bases of designing of an individual educational route of the managerial cycle studying at an example of disciplines are described. For the solution of this task the analysis of the main approaches to determination of content of a concept of an individual educational route of studying of discipline (module) is carried out; the description of the sequence of its development on the example of managerial disciplines is provided; factors and conditions of effective implementation of individual educational routes of development of discipline in practice are formulated. Novelty of article contains in development of levels of complexity of the educational tasks reflecting features of managerial disciplines which are reasonable for designing in case of development of individual educational routes of studying of discipline (minimum necessary, average and increased complexity levels are offered). Besides, types of educational tasks and forms of assessment of the planned results of training corresponding to them which are reasonable for using in case of development and implementation of an individual route of development of managerial disciplines are offered, the necessary sales terms of individual educational routes providing effective development of a training material by the student are described. The practical im-portance of article is constituted by specific recommendations about use of types of educational tasks and forms of estimation of results of training for development of individual educational routes of disciplines.

Keywords: complexity level, designing, discipline, Individual educational route


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прохорова М.П. Теоретические основы проектирования индивидуального образовательного маршрута на уровне дисциплины // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74026 (дата обращения: 20.04.2024).

Индивидуализация обучения, которая подразумевает возможность обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам, выступает одним из важнейших принципов современного образования и условием повышения его качества [7, 12]. Этим обусловлена высокая значимость научного обоснования и методической проработки вопросов, связанных с проектированием и реализацией индивидуальных образовательных траекторий обучения (в рамках образовательной программы) и индивидуальных образовательных маршрутов (в рамках учебных дисциплин (модулей)).

Проблемам организации образовательного процесса на основе реализации индивидуального образовательного маршрута посвящены работы М.В.Соколовой [17], Н.В.Бордовской [1], Н.Г.Зверевой [6],  Л.Г.Шелеховой [21] и др. Исследователи отмечают, что индивидуальные образовательные траектории выступают современной и эффективной формой организации образовательного процесса, позволяющей учесть индивидуальные профессиональные и личностные потребности обучающихся.

Целью работы является обобщение исследований, отражающих теоретические и практические основания разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов при изучении дисциплин, а также формулировка процессуальных особенностей реализации индивидуальных образовательных маршрутов на примере управленческих дисциплин.

Одним из важнейших требований образовательных стандартов к профессиональному образованию выступает обеспечение возможности осваивать отдельные дисциплины и образовательные программы в целом в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Такая форма организации образовательного процесса содержит широкие возможности для личностного и профессионального самоопределения студента, развития самостоятельности и инициативности, ответственности и коммуникабельности, готовности к действиям в ситуации выбора и неопределенности [3, 8, 18, 14, 15].

Под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем эффективный порядок индивидуально-дифференцированного освоения образовательной программы или дисциплины (модуля), обеспечивающий реализацию субъектной позиции обучающегося при выборе цели обучения, его содержания и способа организации в специально организованных педагогических, организационных, методических, психологических условиях [20, с.40].

Целью индивидуального маршрута при изучении дисциплин выступает развитие субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе, стимулирование его активности и инициативности, которые проявляются в самостоятельном определении ценностей профессионального обучения, развитии способностей к последовательному решению профессиональных задач.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов изучения дисциплин позволяет эффективно организовать образовательный процесс за счет выполнения таких условий как:

- учет личностных и профессиональных интересов и потребностей студентов в будущей профессиональной деятельности;

- установление оптимальной последовательности модулей, разделов и тем учебных дисциплин;

- эффективная организация самостоятельной работы, обеспечение её взаимосвязи с практическим обучением и стажировками;

- создание эффективных условий для совместной деятельности преподавателей и студентов, индивидуализации обучения, проявления инициативы обучающихся [9].

Базой разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута при изучении дисциплины выступает создание для обучающегося ситуации выбора, в которой он выступает субъектом образовательного процесса, которая определяет личностный смысл и мотивацию учебной деятельности студента, отражает индивидуальный образовательный заказ и дальнейшую траекторию профессионального развития.

Характеризуя ситуацию выбора, которая формируется для реализации индивидуального образовательного маршрута, Н.В.Бордовская отмечает оценивание студентом таких характеристик как:

- субъективная ценность набора компетенций, предлагаемых образовательной программой (дисциплиной);

- субъективная оценка их значимости для успешной профессиональной деятельности;

- субъективные затрат на овладение предложенными компетенциями [3, с.41].

Формирование и развитие способности обучающихся к выбору и реализации индивидуального образовательного маршрута при освоении образовательных программ и дисциплин реализуется посредством целенаправленного применения в образовательном процессе различных образовательных технологий, создающих ситуацию выбора, таких, например, как балльно-рейтинговая оценки деятельности студента, технологии дистанционного обучения и пр. [19].

При этом реализация индивидуальных образовательных маршрутов на практике требует значительной организационной и методической проработки, поскольку отсутствуют универсальные механизмы их реализации. Так, согласно исследованию, проведенного среди обучающихся по программам бакалавриата в НГПУ им. К. Минина, только 40% студентов выразили готовность к выбору дисциплин и модулей в соответствии со своими потребностями и интересами, немногим меньше – 34% студентов – затрудняются ответить на поставленный вопрос, 17% готовы выбирать лишь уровень сложности заданий по конкретным дисциплинам, а 15% обучающихся вообще не готовы проявлять самостоятельность в выборе программы обучения [11, с.160-161].

Исследуя особенности проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов при освоении дисциплин управленческого цикла, мы обращали внимание на то, что профессиональная управленческая деятельность имеет собственную специфику. В связи с этим дисциплины управленческого цикла должны быть направлены на развитие у обучающихся:

-  способностей действовать и принимать эффективные решения в ситуациях неопределённости и риска;

- активности и инициативности в профессиональной деятельности;

-  готовности принимать ответственность при решении профессиональных задач, особенно в ситуациях руководства коллективом;

- способности формулировать эффективные нестандартные идеи и уходить от типовых профессиональных решений и др. [13, с. 5; 5].

Вопросам проектирования индивидуальных маршрутов освоения дисциплин посвящены работы М.В.Соколовой [17], Н.Г.Зверевой [6],  Л.Г.Шелеховой [21] и др.

Систематизируя результаты данных исследований, можно сформулировать последовательность этапов, которые общем виде характеризуют реализацию индивидуального маршрута изучения дисциплин:

1. Диагностика, которая включает определение уровня готовности обучающегося к овладению содержанием новой дисциплины и наличия личностных качеств, которые могут оказать влияние на освоение дисциплины;

  1. Планирование, подразумевающее определение каждым студентом уровня сложности (креативности) и последовательности освоения дисциплины при консультационной поддержке преподавателя (тьютора);
  2. Реализация студентами индивидуального маршрута освоения дисциплины на практике;
  3. Рефлексия, включающая организацию осознания и самооценки обучающимися результатов собственной учебной деятельности для повышения ее эффективности в дальнейшем.

Процесс реализации индивидуального образовательного маршрута освоения дисциплины представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Процесс реализации индивидуального образовательного маршрута освоения дисциплины

Реализация индивидуального образовательного маршрута освоения дисциплины на диагностическом этапе подразумевает ознакомление обучающихся с требованиями образовательных стандартов по направлению и профилю подготовки, освещение целей дисциплины (модуля), проведение индивидуальной диагностики готовности студентов и развития их личностных качеств. Диагностический этап осуществляется посредством бесед, тестирований, выполнения диагностических и профессионально-ориентированных заданий и др.

Далее следует этап планирования индивидуального маршрута освоения дисциплины обучающихся, который предполагает индивидуальную работу с каждым студентом по определению уровня сложности учебного материала, выбор последовательности изучения модулей/разделов, определение уровня самостоятельности и креативности представления результатов выполненных заданий. Результатом этого этапа должен быть конкретный план изучения дисциплины, детализированный по последовательности, срокам, формам промежуточной и итоговой отчетности.

Самыми серьезными методическими проблемами для преподавателя при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов изучения дисциплины становится дифференциация учебных заданий по уровню сложности, поскольку в рамках каждого модуля/раздела и каждой темы необходимо предусмотреть уровневые задания и соответствующие фонды оценочных средств.

При проектировании уровня сложности заданий могут использоваться различные подходы и схемы, однако чаще всего задания дифференцируются на минимально необходимый, средний и повышенный уровень сложности в рамках отдельной темы. Учитывая особенности управленческих дисциплин такое разделение может быть осуществлено по принципу способности обучающегося к самостоятельному преобразованию учебного материала и проявлению креативности при выполнении заданий.

При использовании подобного подхода проектирование учебных заданий минимального уровня сложности будет осуществляться на основе:

- применения известных типовых приемов, способов, методик профессиональной деятельности, которые предлагаются преподавателем;

- предложения студентам учебных заданий, не требующих поиска дополнительной информации;

- изначальной установленной требований и форм отчета о выполнении учебных заданий.

При проектировании индивидуального маршрута освоения дисциплины на среднем уровне сложности целесообразно запланировать учебные задания, обеспечивающие:

- возможность самостоятельного выбора способов и технологий достижения учебных и профессиональных целей, которые поставлены преподавателем;

- отчетность обучающегося о выполнении заданий по сформулированной преподавателем схеме;

- самостоятельный подбор формы представления результатов выполнения учебных и профессиональных задач.

Разработка и реализация индивидуального маршрута повышенного уровня сложности будет опираться на максимально широкую свободу студента в таких действиях как:

- осознание учебных и профессиональных проблем, формулировка целей, генерирование набора альтернативных вариантов её решения;

- подбор источников, способов и технологий для достижения поставленных целей;

- выполнение учебных заданий по предложенной преподавателем или самостоятельно разработанной схеме;

- выбор формы представления результатов учебных заданий в соответствии с критериями оценки [2].

Реализация разнообразных образовательных освоения дисциплин предполагает использование на практике различных форм представления результатов.

Так, на когнитивном (минимально необходимом) уровне освоения управленческих дисциплин, целесообразно применять формы представления результатов учебных заданий, которые обеспечивают:

- проверку знаний обучающегося основных терминов, закономерностей, принципов, методов профессиональной управленческой деятельности;

- оценку его умений использовать типовые методы добычи, переработки и применения управленческой информации для решения проблем;

- демонстрацию навыков самостоятельного использования управленческих способов и приемов решения профессиональных задач.

Формами представления результатов обучения на когнитивном уровне освоения дисциплины могут являться рефераты, отчеты о выполнении типовых заданий (по шаблону) и пр.

Средний и повышенный уровни сложности индивидуальных маршрутов при изучении управленческих дисциплин должны обеспечивать демонстрацию владения студентами способностей к поиску, переработке, применению информации для достижения поставленных целей, а также умения к самостоятельному освоению современных способов и технологий профессиональной управленческой деятельности. Такие компетенции обучающихся отражают освоение управленческих дисциплин на креативном уровне.

Поэтому на креативном уровне для представления результатов обучения могут быть запланированы такие формы как разнообразные проекты, портфолио, дискуссии, конференции, в том числе виртуальные, выполнение исследований и т.д.

Важное значение в реализации индивидуальных маршрутов освоения дисциплин имеют специально создаваемые педагогические условия, среди которых можно выделить:

  1. высокую степень свободы и ответственности всех участников образовательного процесса за результаты собственного выбора и дальнейшей учебной деятельности;
  2. использование ситуационного проектирования содержания обучения, активное включение уже имеющегося личного и профессионального опыта студентов в его содержание;
  3. широкое применение современных образовательных технологий в образовательном процессе;
  4. применение гибких модульных схем при построении учебных курсов, обеспечивающее разнообразную последовательность, методы освоения и представления результатов обучения;
  5. опору образовательного процесса на психологические ситуации, содержащие противоречия, необходимость выбора, приводящие к развитию мотивации достижения, повышению способностей к саморегуляции и самоактуализации [21, с.24-26].

Таким образом, можно утверждать, что реализация индивидуальных образовательных маршрутов изучения управленческих дисциплин является современным механизмом организации образовательного процесса, который обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к обучению. Широкие возможности для его создаются также при использовании балльной-рейтинговых систем оценки  успеваемости студентов и в условиях электронной образовательной среды.


Библиографический список
  1. Бордовская Н.В. Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 40-44.
  2. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815-817
  3. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2009.
  4. Дидактико-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности в процессе интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки / Р.Х. Гильмеева, Р.Х. Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю.Мухаметзянова, Л.П.Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: монография / Г.В. Мухаметзянова [и др.]; под ред. Г.В. Мухаметзяновой.  Казань: Печать-сервис XXI век. 2013. 80с.
  5. Егоров Е.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера /Е. Е. Егоров, Л. И. Васильева, Т. Е. Лебедева // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
  6. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики// Автореф. дисс… канд.пед.наук: 13.00.01. Ярославль. 2007. 35 с.
  7. Кармазина Н.В. Педагогическое сопровождение реализации студентами-юристами индивидуальных образовательных маршрутов // // Дисс… канд.пед.наук: 13.00.08. Москва. 2015. 191 с.
  8. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 15
  9. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений. Ряз. гос. ун-т. 2015. С. 81-85.
  10. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015:Монография / Нижний Новгород, 2015.
  11. Прохорова М.П. Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №6. С.158-162
  12. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе// Автореф. дисс… канд.пед.наук: 13.00.08. ВГИПА. Н. Новгород. 2008.
  13. Прохорова М.П., Егоров Е.Е. Инновационный потенциал образовательных стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Мир науки. 2016. Т.4.№1.
  14. Седых Е.П. Распределение процессов в системе проектного управления образовательной организацией // В мире научных открытий. 2014. № 11.11 (59). С. 4278-4293.
  15. Седых Е.П. Ретроспективный анализ ведущих идей развития социально-педагогических систем // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 22.
  16. Седых Е.П. Теоретические основы независимой оценки качества деятельности образовательной организации // Теоретические основы и инструментарий nрофессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) / Санкт-Петербург, 2015. С. 56-64.
  17. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис.…канд. пед. наук: 13.00.01. Архангельск, 2001. 202 с.
  18. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт Нижегородского региона// Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 16-22.
  19. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Омск: Изд-во ОмГПУ. 1998. 168 с.
  20. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия //Педагогическое образование в России. 2015.№ 5. С.39-44
  21. Шелехова Л.В. Персонологическая стратегия математического образования будущего учителя // Автореф. дисс..д-ра.пед.наук. 13.00.01, 13.00.08. Н.Новгород. 2012. 35 с.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прохорова Мария Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация