Профессия бренд-амбассадора является популярной и желанной во многих странах мира, считается “молодой” и на слуху не у каждого россиянина. Задача представителя данной специализации — увеличить потребительский поток к определенному бренду, т.е. он выступает как рекламный агент, привлекая внимание и заинтересовывая потенциальных клиентов.
Бренд-амбассадор — довольно специфическая профессия, требующая должного изучения маркетинговых стратегий, психологии человека, правильно поставленной речи. Кроме того, специалист должен не только работать, но и жить своей идеей, верить в ту информацию, которую несет в массы. Эмоциональная составляющая — далеко не последний фактор успешного результата (обязательно должна сопровождаться смысловой нагрузкой). Бренд-амбассадора можно сравнить с увлекательным рассказчиком, пользующимся уважением среди различных слоев общества — “живая реклама” определенного бренда.
Функции профессионала
• Абсолютное знание бренда, всей его истории и преимуществ перед аналогами (если такие имеются).
• Создание мотивационной базы для потенциального потребителя.
• Распространение информации о торговой марке по принципу “везде и всегда”.
• Проведение семинаров/дегустаций/презентаций и прочих мероприятий для большей визуализации продукта (рассчитано не только на клиентов, но и на дистрибьюторов, продавцов, компаньонов).
• Аналитика новых разработок конкурентов.
Человек, выбравший путь бренд-амбассадора, должен посвящать максимум свободного времени своей работе. Это целая идеология, образ жизни, философия развития торговой марки. В данной профессии часто предполагается разъездная деятельность с целью повышения квалификации или узнаваемости компании за рубежом.
Деятельность бренд-амбассадоров тесно связана с маркетинговыми составляющими. Разработка стратегии — первостепенная задача, от которой отталкиваются все дальнейшие действия. Конечным результатом всегда выступает максимальная распространенность продукции и поддержание ее “доброго имени”.
Механизмы достижения цели:
— грамотное позиционирование (расширение представлений о бренде у целевой аудитории);
— развитие правильного мониторинга;
— разработка четкого плана действий на будущие временные промежутки;
— создание привлекательного образа всей продукции у потребителя;
— ориентирование на постоянных клиентов (приведение в пример их сотрудничества с фирмой).
Перед проведением работ с публикой необходимо изучить не только собственное предложение, но и представителей спроса.
Нужно знать:
• Кто ваш будущий клиент, чем он живет, какие у него предпочтения, как он думает, чего желает.
• Что компания действительно может предложить, какие потребности в потребительском спросе может удовлетворить.
• Все отличия и преимущества перед конкурентами.
Каждое действие специалиста зависит не только от собственных желаний, оно регламентируется бюджетом фирмы. Без должного спонсирования даже самый именитый профессионал своего дела далеко не продвинется. Большое значение имеет рекламная база бренда. Один человек не справится с глобальным распространением звездного имени компании, постоянная подпитка в массы должна производиться и по средствам других источников (рекламы).
Формирование торговой марки начинается на том этапе, когда набрана минимальная целевая аудитория. В свою очередь, бренд-амбассадор начинает работу с уже имеющимися клиентами для общей аналитики и выявления лучших моментов продукции по их мнению. Это позволяет адекватно проанализировать ситуацию действующего состояния и репутации фирмы в глазах пользователей товаром. На базе полученных сведений разрабатывается дальнейшая стратегия как фирмы, так и специалиста.
Брендинг целого комплекса компаний или иными словами кластера, является более сложной и одновременно простой задачей для бренд-амбассадора.
В чем происходит упрощение задачи?
• Диапазон предложения товарных позиций значительно расширяется, а вместе с ним — масштабы целевой аудитории.
• Растут возможности финансирования деятельности специалиста и заинтересованности в нем со стороны кластера.
• Группа компаний имеет больший вес и уважение как среди потребителей, так и среди компаньонов, в отличие от отдельны мелких предприятий.
В чем усложнение задачи?
• Возможны внутренние противоречия в кластере по поводу ведения брендовой политики.
• Негативное, уже сложившееся представление потребителей о каком либо участнике кластера.
Грамотный брендинг кластера является мощнейшей мотивацией для увеличения деловой активности самого региона. Деятельность бренд-амбассадоров в данном случае выводится на глобальные масштабы в сфере развития экономической зоны страны. Упрощается подача информации в связи с известными именами торговых марок. Проведение мероприятий по теме продукции становится гораздо легче. Добавляется возможность организации бесплатных перекрестных акций (когда одно заведение рекламирует другое).
Конкурентов становится меньше, что позволяет выйти как можно быстрее на рынок других стран. Лицо бренд-амбассадора становится более узнаваемым и, как следствие, более уважаемым. Набирается профессиональный вес не только кластера в целом, но и специалиста. Взаимовыгодный процесс приносит бонусы обеим сторонам, что позволяет двигаться только вперед к покорению новых вершин.
Бренд-амбассадоры становятся представителями огромного ассортиментного ряда кластера, что дает ряд преимуществ для успешности бренда. Чем больше вариантов понравится потребителю, тем больше шансов у компаний кластера выйти на мировой уровень.
Универсальность профессии, а точнее, жизненной позиции бренд-амбассадоров заключается в многофункциональности и точности результата. Человеческие ресурсы являются двигателем прогресса, ни одна программа или компьютер не заменят живости ума талантливого специалиста.
Библиографический список
- Andersson, M. (2010), «Ambassador networks and place branding» – http://bestplaceinstytut.org/www/wp-content/uploads/2010/09/Ambassador-networks-and-place-branding-Andersson-and-Ekman1.pdf
- Szondi, G. (2007), “The role and challenges of country branding in transition countries: the Central and Eastern European experience”, Place Branding and Public Diplomacy, Vol. 3 No. 1, pp. 8-20.