ЛИДЕРСТВО И РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ С КОМБИНИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ

Синева Надежда Леонидовна1, Яшкова Елена Вячеславовна2
1ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы лидерства и управления в новых экономических условиях. Проводится анализ природы управления (менеджмента) и лидерства, перспективные пути развития организационных структур. Определяется соотношение понятий «менеджмент» и «лидерство». Выявляются особенности сетевой и иерархической структур управления. В качестве оптимальной рассматривается комбинированная система управления организацией.

Ключевые слова: комбинированная система управления, лидерство, развитие


LEADERSHIP AND DEVELOPMENT ORGANIZATIONS WITH COMBINED CONTROL SYSTEM

Sineva Nadezhda Leonidovna1, Yashkova Elena Vyacheslavovna2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies

Abstract
The article deals with problems of leadership and management in the new economy. The analysis of the nature of the control (management) and leadership, promising the development of organizational structures. Determine the ratio of the concepts of "management" and "leadership." Peculiarities of network and hierarchical management structures. As a combined organization is considered the optimal control system.

Keywords: combined management system, leadership development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Лидерство и развитие в организациях с комбинированной системой управления // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73798 (дата обращения: 10.04.2024).

Ускорение технического прогресса и глобальная интеграция, нараставшие десятилетиями, столкнули некоторые сектора и отрасли с нестабильностью, новыми конкурентными угрозами, радикальными технологическими изменениями, новыми рисками и новыми возможностями более явственно и непосредственно, чем другие.

Если раньше жизненный цикл товара составлял более двадцати лет (как, например, у компании DuPont, одной из крупнейших  в мире американской химической компании, основанной в 1802 году), то сейчас он снизился до 2-3 лет.

Ведущие фирмы ищут и создают новые способы действия в условиях новых реалий. В некоторых случаях их методы достаточно эффективны. Однако можно отметить, что даже эффективные методы на сегодняшний день дают все менее эффективные результаты. В настоящей статье попробуем разобраться, почему происходит усугубление этой проблемы.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть две темы. Первая тема: природа управления (менеджмента) и природа лидерства. Смешение этих понятий заставляет верить, что управленческая иерархия во главе с компетентными руководителями способна придать верное направление развития, обеспечивая ускорение, гибкость и процветание, что в корне ошибочно [1].

Вторая тема касается  пути развития организационных структур в долгосрочной перспективе. Большинство учебников по менеджменту описывает ситуацию, в которой организации проходят путь от «плоских» сетевых структур с малым числом несложных управленческих процессов к очень большим иерархическим структурам. На самом деле успешные организации в своем развитии проходят еще одну важную стадию, похожую на комбинированную систему управления.

В повседневной речи люди используют слова «управление» («менеджмент») и «лидерство» как синонимы. Различие данных терминов происходит только со ссылкой на уровни в управленческой иерархии. Менеджеры высшего уровня обеспечивают «лидерство», менеджеры среднего звена занимаются «управлением». Такой подход неточен и дает весьма примитивное представление о данных процессах.

Управление – это набор хорошо известных процессов, которые помогают организациям получать надежные, эффективные и предсказуемые результаты. Профессионально организованное управление позволяет компаниям успешно справляться с обычными делами. Стандартные управленческие процессы включают в себя планирование, разработку бюджета, структурирование выполняемых работ, подбор кадров, предоставление работникам проверенных временем правил и процедур, измерение результатов и решение проблем в том случае, если результаты не соответствуют запланированным.

Регулярный менеджмент – изобретение ХХ века. Безусловно, сложные управленческие задачи существуют несколько тысячелетий (например, в Римской империи). Однако современные замысловатые управленческие процессы не существовали в XIХ веке, поскольку в этом не было необходимости. Так, например, в 1900 году практически не было фирм, которые вели бизнес в разных странах мира, тогда как сейчас их количество не поддается счету.

Организации, которые были созданы в прошлом веке, не могли бы существовать без грамотного управления. Тем не менее, все-таки важно различать понятия «управление» и лидерство».

Лидеры задают вектор развития компании, формируют видение будущего, вдохновляют людей на достижение стратегических целей, заряжают их энергией. У многих данное понятие ассоциируется с великими людьми, такими как Александр Македонский или А.В. Суворов, которые мобилизуют войска или поднимают соотечественников на великое дело и добиваются побед.

Сегодня самые разные люди в самых разных ситуациях могут выступать в роли лидеров. Можно увидеть, как функцию лидерства берут на себя менеджеры среднего звена и наоборот, руководителей, находящихся на вершине иерархии с трудом можно назвать лидерами.

Рисунок 1 – Соотношение понятий «менеджмент» и «лидерство»

Сегодня, как и во все времена, лидерство ассоциируется с переменами. В сегодняшнем бизнесе лидерство – это центральная сила, мобилизующая людей создавать инновации. Лидеры организаций находят новые бизнес-возможности, инициируют изменения, позволяющие использовать эти возможности в интересах бизнеса. Без достаточного числа ярких лидеров организации  в быстро меняющемся мире перестают изменяться и терпят крах. Что же приоритетнее: управление или лидерство?

Управление гарантирует стабильность и эффективность работы организации. Лидерство порождает перемены, необходимые компании для того, чтобы воспользоваться новыми возможностями, избежать серьезных угроз и осуществить новую стратегию. Управление и лидерство – совершенно разные сущности, и для успеха компании в постоянно изменяющейся среде обе одинаково важны.

В каждой успешной организации, насчитывающей более 30 сотрудников, сформирована система управления, состоящая из менеджеров разного уровня, однако наличие системы управления не избавляет компанию от дефицита лидерства.

Рисунок 2 -  Матрица менеджмент/лидерство

Успешные начинающие компании (стартапы) отличаются четким видением рынка и своего места на нем. Практически все в компании понимают и разделяют это видение и привержены ему. Как привило, лидером такой организации может быть ее основатель, но и другие сотрудники выполняют определенные лидерские функции каждый на своем месте.

На раннем этапе в компаниях крайне редко встречается система регулярного управления, управленческая иерархия. Их структура выглядит как динамичная солнечная система, в которой основатель и двое трое помощников – солнце, планеты – различные проекты, связанные с разработкой и тестированием новых продуктов и услуг [2]. Все эти характеристики – видение (концепция развития, замысел); сетевая, плоская структура без иерархической подчиненности; неформальное, легкое взаимодействие внутри компании без разделения на департаменты и отделы – все это делает начинающую компанию гибкой, динамичной и быстрой в реакции на внешние изменения. Такая гибкость может позволить начинающей компании опередить более зрелых конкурентов.

Рыночный успех неизбежно ведет к увеличению размеров организации. В определенный момент компании приходится начать выстраивать нечто более привычное, возникают элементарные формы управленческих структур и процессов, возникает иерархия, вначале горизонтальная (плоская), без точного описания должностных обязанностей.

В наиболее успешных компаниях развитие управленческих структур и процессов не приводит к исчезновению предпринимательской, сетевой системы управления. Две системы сосуществуют в своего рода двуедином пространстве, возникающем естественным образом. Зачастую их удерживает вместе, минимизируя любой возникающий конфликт, основатель компании, ставший директором, то есть центром формальной иерархии, и остающийся в центре формальной сетевой структуры. Каждый сотрудник компании обязательно занимает то или иное место в иерархической структуре, оставаясь вовлеченным в сетевую структуру. Активные человеческие контакты между иерархией и сетью связывают две системы воедино. В этот период жизни организации у компании растет прибыль, формируется уникальная и привлекательная корпоративная культура. Рынки капитала обращают внимание на компанию, и она процветает еще больше.

С развитием фирмы усложняются и ее производственные задачи, управленческая иерархия растет и расширяется, добавляются дополнительные бизнес-процессы и процедуры. Какое-то время сетевая структура также продолжает свой рост, помогая организации сохранять гибкость и маневренность; все больше сотрудников вовлекаются в различные проекты, связанные с поиском новых возможностей.

Однако в определенной точке успешного развития компании иерархическая структура начинает сдерживать рост сетевой организации. Поскольку контроль за основными ресурсами, как правило, оказывается в руках иерархической структуры, то она в какой-то момент становится более развитой, чем сетевая. В том случае, если сетевая организация полностью не исчезает, фрагменты иерархической структуры остаются в виде неформальных организаций в структуре компании. Остатки навыков и образцов поведения, характерных для начальной стадии жизненного цикла компании, могут сохраняться в подразделении, возглавляемом одним из членов стартовой команды (Рисунок 3).

Описанный авторами статьи переход от одного состояния компании к другому является закономерностью жизненного цикла организаций. В одних компаниях такой переход осуществляется плавно и постепенно, в других это происходит быстро или скачкообразно. Во время перехода неизбежны такие трудности для компании, как укоренившиеся привычки, боязнь нового.

Рисунок 3 – Жизненный цикл организации: от сетевой к иерархической структуре

Конечно, в итоге успешная организация занимает сильную позицию на рынке, масштабирует производство, создает надежный бренд, выстраивает хорошие отношения с клиентами, но утрачивает былую инновационность, скорость и гибкость, рост замедляется. Тем не менее, компания еще сохраняет достаточную долю рынка, размер, финансовую устойчивость. Зрелые, медленно изменяющиеся фирмы продолжают расти, используя лучшие практики совершенствования работы в условиях перемен, существующие в трех видах:

1. Расширение горизонта планирования и выполнения планов (каждый год происходит не только оперативное планирование, но и стратегическое планирование, а потом работа происходит в обычном порядке, но с более длинным горизонтом планирования, встроенным в планы и бюджет).

2. К иерархической структуре добавляются новые подразделения (стратегического планирования, управления изменениями и др.), наполняются новым наемным персоналом, рабочими группами, добавляются новые типы отношений между подразделениями организационной структуры.

3. Приобретение предприятий, которые уже осуществили необходимую стратегию или обладают необходимой гибкостью и скоростью.

Все три метода направлены на достраивание иерархической структуры, опираются на основу, созданную для стабильности, эффективности, надежности. Однако возможности такой системы управления рано или поздно встретят ограничения, накладываемые иерархической структурой. Столкнувшись в своей деятельности с подобными ограничениями, многие фирмы перешли на комбинированную систему управления. Так, например, среди хорошо известных фирм можно назвать General Electric, увеличившую свою рыночную капитализацию с 19 млрд. до 350 млрд. долларов [3] – достижение, которого не предсказал бы ни один финансовый аналитик, говоря о большой зрелой фирме, работающей в высокоразвитой отрасли. IBM, которая смогла переориентироваться как сервисная организация, отказавшись от производства техники.


Библиографический список
  1. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Перспективы реализации комбинированных систем управления в условиях быстроменяющейся среды // Современные научные исследования и инновации. 2016. №10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72935 (дата обращения: 03.11.2016).
  2. Коттер Джон П. Ускорение перемен: как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2014. – 192 с.
  3. Коттер Дж. Наш айсберг тает. Как добиться результата в условиях изменений. М: Альпина Бизнес Букс, 2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Яшкова Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация