В современных экономических условиях все более актуальными становятся проблемы профессиональной подготовки кадров и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания вуза, неизбежно сталкиваются с проблемами поиска работы и трудовой адаптации. Имеющийся разрыв между уровнем образования выпускника, профессией и потребностями рынка труда усложняют ситуацию профессионального выбора.
Важную роль в социально-экономическом развитии России играет современная система образования. Состояние образования населения определяет направление развития человеческого капитала страны, темпы роста экономики в долгосрочной перспективе [14]. В современных условиях существенных бюджетных ограничений расходы федерального бюджета в сфере образования сокращаются. Так, в 2016 году наблюдается снижение уровня финансирования программы «Развитие образования» на 9,4%, что составляет 404,89 млрд рублей. В частности, такое секвестрование статей бюджета наиболее негативно отражается на программе «Содействие развитию дошкольного и общего образования», являющейся одной из шести программ, которые входят в программу «Развитие образования». По сравнению с 2015 годом сокращение составит 96,1% [11]. Вместе с тем, начальное образование является базисом, на котором основано дальнейшее обучение в средних специальных и высших учебных заведениях построение будущих профессиональных траекторий выпускников.
Финансирование развития профессионального образования также имеет характеризуется неустойчивой динамикой. Так, если на 2014 год из общей суммы расходов доля расходов на профессиональное образование составляла 83,77%, а в 2015 году – 91,79%, то в 2016 году данный показатель увеличился на 1,86% и составил 93,65% [12]. Прогнозируемое значение на 2017 год составит 90,76%, что свидетельствует о предполагаемом сокращении финансирования.
Кроме того, такие программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Культура России» и другие программы, также в 2014-2016 годах имеют тенденцию к снижению (см. таблицу).
Таблица – Расходы федерального бюджета по разделу “Образование” в разрезе федеральных целевых программ в 2014-2016 годах, % [12]
Наименование государственной программы |
Год |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
||||
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
|
Развитие образования |
11,47 |
38,72 |
9,22 |
28,95 |
- |
- |
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития |
1,74 |
5,87 |
0,76 |
2,39 |
- |
- |
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России |
4,01 |
13,54 |
- |
- |
- |
- |
Культура России |
2,33 |
7,87 |
- |
- |
2,23 |
25,57 |
Прочие ФЦП |
10,07 |
34 |
5,94 |
18,65 |
0,56 |
6,42 |
Юг России |
- |
- |
8,99 |
28,23 |
- |
- |
Развитие транспортной системы России |
- |
- |
4,16 |
13,06 |
4,66 |
53,44 |
Развитие Крыма |
- |
- |
2,78 |
8,73 |
- |
- |
Развитие Ингушетии |
- |
- |
- |
- |
0,81 |
9,29 |
Развитие сельских территорий |
- |
- |
- |
- |
0,46 |
5,28 |
Итого |
29,62 |
100 |
31,85 |
100 |
8,72 |
100 |
Тем не менее, указанная выше отрицательная динамика уровня финансирования сферы образования не единственная проблема. Это лишь количественная ее составляющая, но есть и качественная. На сегодняшний день активно ведутся дискуссии по поводу качества современного современной системы российского образования. Данный вопрос в определенных профессиональных кругах обсуждается уже достаточно давно, причем как отечественными, так и зарубежными специалистами.
Следует обозначить следующие основные проблемы современной системы образования [14]:
- несоответствие квалификации выпускников современным требованиям, в т.ч. рынка труда, которые предъявляет к ним их будущая профессия (недостаточность приобретенных знаний, умений, владений и навыков, а также несоответствие знаний, полученных в высших заведениях, прежде всего, по направлениям подготовки бакалавров, тому, что на практике требует работодатель);
- большие объемы информации и ее противоречивость;
- быстрые темпы развития НТП (знания, получаемые школьниками или студентами на момент их поступления в вузы, устаревают к моменту выпуска молодых специалистов);
- физические и умственные перегрузки, ведущие к ухудшению восприятия информации.
Безусловно, в совокупности все указанные выше факторы создают целостную картину сформировавшегося на сегодняшний день так называемого кризисного состояния современной системы российского образовании, поскольку их негативное воздействие очевидно. В связи с этим, по мнению автора, исполнительным органам власти, ответственным за проведение государственной политики в сфере образования, необходимо разрабатывать и реализовывать на практике меры, которые будут способствовать восстановлению не только качественной составляющей системы образования, но и развитию человеческого потенциала и социально-экономическому развитию страны в целом.
Рассмотрим следующую важнейшую проблему развития современной системы образования России – подготовка высоко квалифицированных кадров для развития приоритетных отраслей экономики и уровень их востребованности рынков труда.
Современная ситуация в целом по стране в разрезе профессиональной подготовки кадров обусловлена функционированием широкого рынка образовательных услуг. В условиях динамики социально-экономических процессов возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры [1]. Однако, такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к профессиональной деятельности, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза. Нарушение устоявшихся связей между уровнем образования, интеллектуального капитала [2], занятостью, ценностными ориентациями личности оказывает существенное влияние на принятие решений и трудовую мотивацию выпускников.
В условиях макроэкономической нестабильности наблюдается достаточно выраженная социально-демографическая сегментация рынка рабочей силы [3, 4]. Особенно выделяется молодых специалистов до 25 лет, ориентирующаяся на высокие показатели по уровню заработка и доли тех, кто убежден, что выполняемая ими работа ниже уровня их квалификации. Для этого сегмента характерна высокая дифференциация по уровню заработной плате, выраженная тенденция взяться за более ответственную работу, завышенные личностные амбиции, интенсивный рост уровня безработицы, потенциальная готовность к переобучению и отсутствие опасения потерять работу.
Трудоустройство выпускников на современном рынке труда представляет собой один из основных индикаторов их востребованности. Дело в том, что данный показатель охватывает целый ряд этапов трехстороннего взаимодействия «вуз-работодатель-студент». Во многом конкурентные преимущества выпускников и их профессиональные ожидания определяют возможности их успешного трудоустройства. Если еще недавно занятость молодых специалистов в большей степени носила случайный, не систематизированный характер, то сейчас молодые люди все больше осуществляют осознанное профессиональное самоопределение [5]. Во многом траекторию современного поколения в настоящее время определяет спектр возможностей [6], который среди прочего предоставляет вуз.
В определенной степени необходимый уровень конкурентоспособности современных выпускников определяется:
- соответствием их трудового потенциала потребностям современного рынка труда;
- профессиональной подготовленностью молодых специалистов;
- адаптивностью к новым условиям.
При этом длительное отсутствие профессиональных перспектив и работы негативно сказываются на их профессиональных планах, социально-психологическом состоянии. Очевидно и то, что учебные планы современных образовательных программ должны в большей степени ориентироваться не только на необходимый объем теоретических знаний, но и практических, связанных с самостоятельной трудовой деятельностью.
Вместе с тем, необходимо отметить, что выпускники в своем большинстве высоко оценивают полученное ими высшее образование [7]. Они считают, что получили все необходимые теоретические и практические знания, навыки и умения. Их профессиональный ресурс определяется стремлением к развитию и изменению в условиях многофункционального выбора. Многие выпускники, работающие по специальности, частично или полностью удовлетворены своим выбором. Наиболее востребованными качествами для работодателей, по мнению молодых специалистов, оказалось умение работать в команде, организовывать деятельность и принимать управленческие решения. Выпускники хотят вести активную трудовую деятельность и продвигаться по карьерной лестнице. Неудовлетворенность характером работы и низкая заработная плата приводят к желанию сменить работодателя. В то же время для успешного трудоустройства современной трудовой молодежи необходимо особое внимание обращать на выработку навыков самоменеджента, способность принимать решения в условиях быстроизменяющейся рыночной среды, самостоятельно разрабатывать и вести проекты [7]. В немалой степени современные выпускники, безусловно, обладают необходимым профессиональным потенциалом. Однако современные реалии социально-экономического положения требуют непрерывного развития и профессионального совершенствования с учетом требований инновационной экономики. В этой связи ключевую роль могут сыграть программы по дополнительному профессиональному образованию с различными целевыми группами выпускников.
В современных экономических условиях возникает насущная потребность в обеспечении импортозамещения через подготовку собственных высококвалифицированных кадров [8, 9]. Это будет возможно при условии ориентира на инновационное преобразование учреждений системы образования, на производство новых технологий и компетенций, как по базовым направлениям подготовки, так и по смежным в контексте формирования профессиональной траектории молодого специалиста.
Для решения указанных проблем необходимо осуществлять регулярный мониторинг рынка труда, спроса на конкретные специальности, направления подготовки, анализ их востребованности, а также основных тенденций развития науки и технологий в стране и мире. Совершенствовать и создавать новые образовательные технологии [2, 10, 15], начиная с первых курсов обучения, налаживать тесные связи средних специальных и высших учебных заведений с действующими на рынке организациями – потенциальными работодателями и мотивировать профессорско-преподавательский к повышению качества образовательных программ.
Библиографический список
- Иванов С.Ю., Иванова Д.В. Молодежь в условиях нестандартной занятости // Труд и социальные отношения. – 2014. – № 9. – С. 3-15.
- Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.
- Фаузер В.В. Социально-трудовые отношения: отраслевая и региональная специфика: монография / В.В. Фаузер, И.Г. Назарова, Вл.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2010. – 175 с.
- Coverman Sh. Explaining Husbunds Participation in Domestic Labor // Sociological Quarterly. 1985. Vol. 26. P. 81-97.
- Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2009. – №2. – С. 5-9.
- Иванов С.Ю., Иванова Д.В. Массовое образование в контексте формирования трудовых траекторий современного поколения // Социология образования. – 2014. – № 8. – С. 63-74.
- Иванов С.Ю., Иванова Д.В. Трудовая мобильность выпускников вузов в условиях инновационного образования // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 5. – С. 46-51.
- Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.
- Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123-126.
- Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике // Alma mater (Вестник высшей школы). − 2012. − №12. − С.110-113.
- РБК. Расходы бюджета на развитие образования в 2016 году сократятся на 9,4%. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/562abf3b9a794742ab5980b2 (Дата обращения: 18.03.2016)
- Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html (Дата обращения: 25.10.2016)
- Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.
- Юдина А.А. Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала России в современных экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/67115 (дата обращения: 24.05.2016).
- Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях повышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. − 2015. − №3 (146). − С.127-136.
- Бутова Т.В., Мурар В.И., Смирнов В.М. Потребительский рынок муниципального образования // Муниципальная академия. − 2014. − № 2. − С. 4-12.
- Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность, экономическая политика // Журнал экономической теории. − 2014. − № 4. − С. 25-39.
- Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. − 2015. − № 3 (87). − С. 73-78.
- Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009.