Вопрос о применении новых информационных технологий в преподавании иностранных языков в ВУЗе всё чаще поднимался последние годы и не является по сути чем-то новым. Он включает в себя не только новые технические средства, но и новые методы преподавания и, в целом, новый подход к обучению иностранным языкам. Главная цель обучения иностранному языку – это развитие коммуникативных навыков обучаемых, практическое овладение иностранным языком.
Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые бы позволили каждому учащемуся проявить свою активность, творческие способности и, в итоге, привести к практическому овладению иностранным языком. Перед преподавателем стоит задача – активизировать студента на активную самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение основным навыкам иностранного языка. Современные педагогические технологии такие, как обучение в команде, проектная методика, использование новых информационных технологий, ресурсов сети Интернет помогают в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных способностей учащихся, их уровня владения иностранным языком, наклонностей. «Перед преподавателем и студентом встает трудная задача – не только преподать или получить новые знания, но и научиться овладевать ими, выбирая способы приобретения знаний и области их применения, адекватные выдвинутым требованиям…» [1, с. 189]
В настоящей статье мы поставили задачу показать возможности, которые открывает и перед студентами, и перед преподавателями использование современных информационных технологий в методике преподавания английского языка.
В первую очередь хотелось бы отметить практическую значимость компьютерных обучающих программ, особенно для интенсификации самостоятельной работы студентов.
Виды работ с компьютерными обучающими программами включают в себя:
- отработку грамматических явлений
- обучение письменной речи
- обучение диалогической и монологической речи
- отработку произношения
- изучение лексики
Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку даёт возможность получения практически любой необходимой информации обучающимся и учителям: страноведческие материалы, новости, статьи из газет и журналов, разного рода необходимую литературу и т.д.
С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать навыки письменной речи студентов; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. С помощью Интернета можно расширить кругозор студентов, наладить деловые связи и контакты со своими сверстниками из англоязычных стран.
Студенты имеют возможность принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со студентами из других стран, участвовать в обсуждении определенной темы, видеоконференциях. Доступна совместная работа российских и зарубежных студентов в рамках одного общего проекта [2, c.7].
С помощью возможностей сети Интернет студенты могут «погрузиться» в естественную языковую среду.
Сейчас при обучении иностранному языку делается уклон в сторону коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучения языка в культурном контексте [3, c.15].. В данной статье мы попытаемся выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью сети Интернет.
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях общения. Сегодня новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционное обучение включает в себя в первую очередь заучивание правил и выполнение языковых упражнений. Но ведь язык – это не математика (хоть и языковые структуры – это формулы, необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция. Интеллект не будет работать без определённой мотивации и очень редко функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не хватает в методическом материале. Для того, чтобы научить студентов общаться на иностранном языке, необходимо создать настоящие жизненные ситуации (аутентичность общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Это можно сделать с помощью новых технологий, в частности, сети Интернет.
Как хорошо известно, что всему, чему обучается человек, он старается применить на практике, поэтому заниматься подготовкой студента, изучающего иностранный язык, необходимо в процессе иноязычного общения и в условиях иноязычного общения, созданных преподавателем в группе. Следовательно, процесс обучения, при коммуникативном подходе обучения, является моделью процесса общения.
Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, которая направлена на создание психологической и языковой готовности студента к общению. Для того, чтобы реализовать коммуникативный подход с помощью Интернет не нужно особых усилий. Коммуникативное задание предлагает обучающемуся проблему или вопрос для обсуждения, однако, студенты, в данном случае, не просто делятся информацией, а также оценивают её. Такого рода задания делают возможным гибкое использование всех знаний и умений студента. Основной отличительной особенностью данного подхода от других видов учебной деятельности является то, что обучающиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для выражения своих мыслей. У студентов появляется возможность выразить себя и свой опыт как личность. Именно личность поставлена в центр теорий образования ближайшего будущего. Этому соответствует коммуникативный подход, так как он направлен на студента, отвечая основному критерию современного подхода обучения.
Можно интегрировать информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, успешно решая целый ряд задач на занятиях по английскому языку:
a) формировать навыки чтения разной степени сложности, непосредственно используя материалы Интернет-ресурсов (www.moscownews.com, www.washingtonpost.com)
б) улучшать навыки и умения аудирования на основе аутентичных текстов сети Интернет, заранее подготовленных преподавателем (www.bell-labs.com/project)
в) совершенствовать навыки диалогической и монологической речи, базируясь на обсуждении проблемы, представленной преподавателем или учащимся, на основе материалов сети Интернет;
г) совершенствовать умения письменной речи, принимая участие в подготовке докладов, сочинений, эссе;
д) расширять свой активный и пассивный словарный запас, лексикой современного английского языка;
е) проводить знакомство с культуроведческими знаниями, включая речевой этикет, особенности культуры, традиций стран изучаемого языка
Используя компьютерные технологии на занятии по английскому языку, роль преподавателя меняется, основная задача которого состоит в том, чтобы направлять и поддерживать развитие личности. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В данных условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня форм обучений: увеличение самостоятельной работы студентов, как индивидуальной, так и групповой, увеличение объёма практических и творческих работ исследовательского характера. При использовании ресурсов сети Интернет на занятиях по английскому языку преобладает проектная форма обучения, в которой студенты проводят самостоятельную исследовательскую работу, проводится поиск решений комплексной многоуровневой задачи. Использование в учебном процессе различных компьютерных технологий, например, презентаций Microsoft PowerPoint, позволяет повысить плотность и эффективность занятия, создать благоприятные условия для работы памяти, концентрации внимания, включённости студентов в учебный процесс [4].
В заключении хочется отметить, что интернет- ресурсы содержат в себе огромный потенциал, который уже используется в обучении во всём мире. Однако, для эффективного использования ресурсов сети для обучения иностранному языку требуется огромная научно-исследовательская работа критериев отбора ресурсов сети, сайтов и материалов, а также нужно существенно обновить арсенал методических средств и приёмов обучения.
Библиографический список
- Хан О.Н. Роль изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в совершенствовании когнитивной мобильности студентов вуза» // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 8 (26) 2013, часть 2, С.189-191.
- Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и др. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. – 1998. – №5. – с.7.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.: Просвещение, 1991
- Лопатина Т.Я. Развитие интереса и способностей студентов транспортного вуза при профессионально-ориентированном обучении английскому языку (с использованием PP-презентаций) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59233 (дата обращения: 23.10.2016).