Интерес к исследованию роли государства в экономике проявляло большое количество учёных на протяжении нескольких столетий, но до сих пор данная тема привлекает внимания многих ученых. В особенности любопытно соотношение между достигнутыми экономическими успехами страны и уровнем её государственного вмешательства в экономику. Насколько связаны роль государства в экономике, и тот факт, что некоторые страны, имея высокий экономический потенциал, не могут его реализовать, а другие, несмотря на его низкий уровень, добиваются больших успехов? Ответ на этот вопрос остается открытым, но очевидно, что грамотно выбранный уровень государственного вмешательства в стране может служить основанием для роста её экономического благосостояния. И даже совершенно противоположные взгляды на этот уровень могут привести к успеху, причем страны с такими разными взглядами не обязательно находятся в разных частях света, вполне возможно, что они расположен совсем рядом.
Китай и Южная Корея соседи, однако, несмотря на это, понимание роли государства в экономике в этих странах различно. Название страны в китайском языке обозначается иероглифами中国 (zhōng guó), что означает серединная страна или страна в центре мира. Начиная с трактатов древнейших мыслителей, в Китае подчеркивается «первостепенность» государства и идёт усиление степени его вмешательства в экономику. Напротив, в Южной Корее после окончания Корейской войны под влиянием США выбрали политику ослабления вмешательства государства в экономику. Однако после достигнутых успехов в экономическом развитии остаются выбранные ими приоритеты такими же или уже начали изменяться в обратном направление?
На наш взгляд роль государства в экономике характеризуют такие показатели как Индекс экономической свободы и Индекс слабости государств. Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) это комбинированный показатель, и сопровождающий его рейтинг, оценивающий уровень экономической свободы в странах мира [1]. Он рассчитывается американским исследовательским центром The Heritage Foundation, совместно с газетой The Wall Street Journal начиная с 1995 года. Составители индекса, опираясь на идеи шотландского экономиста Адама Смита о свободе экономического развития (выдвинутые им в широко известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»), считают, что между свободой экономики и успешностью ее развития есть взаимосвязь, которую можно наблюдать благодаря предложенному индексу. Индекс слабости государств ( Fragile States Index) – комплексный показатель, характеризующий неспособность властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Исследование и сопровождающий рейтинг выпускаются ежегодно с 2005 года независимой общественной организацией The Fund for Peace совместно с политологическим журналом Foreign Policy [2].
Подробнее остановимся на методике расчета вышеназванных индексов, и начнем с Индекса экономической свободы (далее – ИЭС). Оценка экономической свободы в индексе проводится на основании 10 количественных и качественных компонентов, которые можно сгруппировать в четыре категории или основания экономической свободы:
I. Верховенство закона (включаются такие факторы, как права собственности и свобода от коррупции);
II. Ограничение полномочий федеральных властей (налоговая свобода, государственные расходы);
III.Эффективность регулирования (свобода предпринимательства, свобода труда, денежная свобода);
IV. Открытость рынка (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода).
По каждой из 10 составляющих странам выставляется оценка в баллах от 0 до 100, и чем больше баллов, тем более высоко оценивается уровень экономической свободы в стране по данному критерию. Далее рассмотрим значение и методику расчету каждой составляющей.
1) Составляющая права собственности представляет собой качественную оценку степени, в которой законодательная база страны позволяет людям свободно иметь частную собственность, и обеспечивается применением прозрачных законов правительством. Оценка прав собственности каждой страны соотносится с 10 возможными вариантами, начиная от 100 – то есть, частная собственность гарантируется правительством и, заканчивая 0 – частная собственность вне закона, а все имущество принадлежит государству.
2) Коррупция разрушает экономическую свободу за счет создания нестабильности и неопределенности в экономических отношениях. Составляющая свободы от коррупции, показывает в какой степени коррупция преобладает в стране. Значение данного компонента выводится непосредственно из Индекса восприятия коррупции (Transparency International’s Corruption Perceptions Index), который измеряет уровень восприятия коррупции в 177 странах. Так как Индекс восприятия коррупции (далее – ИВК) отражает оценку по десятибалльной шкале, а ИЭС оценивается по шкале от 0 до 100, то для расчета Индекса экономической свободы оценка ИВК умножается на 10. Для стран, которые не охвачены Индексом восприятия коррупции, оценка составляющей определяется с помощью качественной информации из международно признанных и надежных источников.
3) Налоговая свобода показывает налоговую нагрузку, введенную правительством. Она включает в себя прямые налоги, с точки зрения верхних предельных налоговых ставок на личные и корпоративные доходы, и общие налоги, в том числе всех форм прямого и косвенного налогообложения на всех уровнях власти, в процентах от ВВП. Таким образом, данная составляющая состоит из трех количественных факторов:
1. Верхняя предельная налоговая ставка на доходы физических лиц,
2. Верхняя предельная налоговая ставка на доходы компаний,
3. Общая налоговая нагрузка в процентах от ВВП.
Причем, каждый из них в равной степени влияет на итоговый вес Налоговой свободы, которая определяется их средним арифметическим. Это позволяет стране с полученными значениями факторов соответственно 100,100,0 получить высокую итоговую оценку 67, хотя 3 фактор оценен на 0.
Данные для каждого фактора преобразуется в 100-балльный масштаб с помощью следующего уравнения:
Xij = 100 – α (Yij)2 , где
Xij – налоговая свобода в стране I по фактору J;
Yij – значение фактора (по шкале от 0 до 100) в стране I для фактора J;
α – является коэффициентом и устанавливается равным 0,03.
4) Государственные расходы. Данный компонент рассматривает уровень государственных расходов в процентах от ВВП. Методология расчета определяет нулевые госрасходы в качестве ориентира, и отсталые страны с небольшими возможностями правительства могут получить искусственно высокие баллы в результате. Тем не менее, они, скорее всего, получат более низкие баллы по некоторым из других компонентов экономической свободы (например, права собственности, финансовой свободы, и инвестиционной свободы), которые отражают эффективность работы правительства.
Для расчета государственных расходов в стране используется следующее уравнение:
GEi = 100 – α (Ei)2, где
GEi – значение государственных расходов в стране I;
Ei – представляет собой общую сумму государственных расходов на всех уровнях в % от ВВП (от 0 до 100);
α – является коэффициентом и устанавливается равным 0,03.
В большинстве случаев, данные по общим государственным расходам включают в себя все расходы всех уровней власти: федеральных, региональных, и местных. В случаях, когда данные по государственным расходам в целом не доступны, используются данные о федеральных государственных расходах.
5) Свобода предпринимательства является общим показателем эффективности государственного регулирования бизнеса. Количественная оценка складывается из массива измерений сложности запуска, эксплуатации и закрытия бизнеса в стране. Значение свободы предпринимательства для каждой страны представляет собой число от 0 до 100, где 100 означает самую свободную бизнес-среду.
Итоговое значение составляется из 10 факторов, взвешенных в равной степени, по данным исследования Всемирного Банка «Ведение бизнеса»:
- Начало бизнеса – число процедур;
- Начало бизнеса – количество дней;
- Начало бизнеса – стоимость (в % от дохода на душу населения);
- Начало бизнеса – минимальный капитал (в % от дохода на душу населения);
- Получение лицензии – число процедур;
- Получение лицензии – количество дней;
- Получение лицензии – стоимость (в % от дохода на душу населения);
(Получение лицензии – это необходимые процедуры, время и расходы на получение разрешения на строительство).
- Закрытие бизнеса – количество лет;
- Закрытие бизнеса – стоимость (% от имущества);
- Закрытие бизнеса – скорость восстановления (центов на доллар).
Каждый из этих исходных факторов конвертируется в масштабе от 0 до 100, после чего вычисляется среднее значение. Результат означает оценку свободы предпринимательства в стране. Каждый из этих факторов конвертируется в масштабе от 0 до 100, используя следующее уравнение, которое основывается на соотношении данных по странам для каждого фактора по отношению к среднемировому значению, умноженному на 50.
FSi = 50*fa/fi , где
FSi – оценка фактора в стране I;
fa – среднемировое значение фактора ;
fi – значение фактора в стране I.
6) Составляющая свободы труда является количественной мерой, которая рассматривает различные аспекты нормативно-правовой базы рынка труда страны, в том числе норм в отношении минимальной заработной платы, законов, препятствующих увольнениям и т.д. Для расчета составляющей используют шесть количественных факторов, каждый из которых является одной шестой частью составляющей свободы труда:
- Соотношение минимального размера оплаты труда к средней добавленной стоимости на одного работника;
- Препятствия для найма дополнительных работников;
- «Жесткость» рабочих часов;
- Сложность увольнения избыточных сотрудников;
- Срок для уведомления (предшествующий увольнению);
- Обязательное выходное пособие.
Значения определяются на основе данных исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса». Каждый из этих факторов для расчета свободы труда конвертируется в масштабе от 0 до 100, используя следующее уравнение, которое основывается на соотношении данных по странам для каждого фактора по отношению к среднемировому значению, умноженному на 50.
FSi = 50*fa/fi , где
FSi – оценка фактора в стране I
fa – среднемировое значение фактора
fi – значение фактора в стране I
7) Денежная свобода объединяет измерение стабильности цен с оценкой контроль над ценами. Так как и инфляция, и контроль над ценами искажают рыночную активность. Расчет денежной свободы основывается на двух факторах:
- Средневзвешенная ставка инфляции за последние три года;
- Контроль над ценами.
Для расчета денежной свободы используются два уравнения:
WAIi = θ1Iit + θ2Iit–1 + θ3Iit–2
MFi = 100 – α √(WAIi – PCpi), где
WAIi – средневзвешенная ставка инфляции за последние три года в стране I;
θ1, θ2, θ3 - представляют собой три числа, которые в сумме дают 1, в убывающей геометрической прогрессии (значения 0,665, 0,245, 0,090, соответственно);
Iit, Iit–1, Iit–2 - это абсолютная величина годовой инфляции в стране I за год T, измеренная по индексу потребительских цен;
α – представляет собой коэффициент, который стабилизирует дисперсию оценки;
MFi – денежная свобода в стране I;
PCpi – это присвоенное штрафное значение от 0 до 20 пунктов, основанное на степени регулирования цен.
8) Свобода торговли представляет собой отсутствие тарифных и нетарифных барьеров, влияющих на импорт и экспорт товаров и услуг. Свобода торговли рассчитывается на основе двух показателей:
- Усредненная ставка таможенного тарифа страны, рассчитанная с учетом стоимостных объемов импорта различных товаров;
- Нетарифные барьеры (НТБ).
9) Свобода инвестиций. В экономически свободной стране, не было бы никаких ограничений на движение инвестиционного капитала. Такая идеальная страна получит 100 баллов по составляющей «свобода инвестиции» в Индексе экономической свободы. На практике, в большинстве стран есть различные ограничения на инвестиции. Некоторые из них имеют различные правила для иностранных и отечественных инвестиций; некоторые ограничивают доступ к иностранной валюте; некоторые накладывают ограничения на платежи, переводы, и операций с капиталом; в некоторых, некоторые отрасли будут закрыты для иностранных инвестиций. Индекс оценивает различные ограничения, которые, как правило, накладываются на инвестиции. Из идеального варианта 100 вычитаются штрафные очки – от 5 до 25 по каждому из 7 выделяемых инвестиционных ограничений, присутствующие в стране.
10) Финансовая свобода является показателем эффективности банковской системы, а также независимости от государственного контроля и вмешательства в финансовом секторе. Оценка финансовой свободы включает изучения следующих пяти широких областей:
- Степень государственного регулирования финансовых услуг;
- Степень вмешательства государства в банкb и другие финансовые фирмы через прямое и косвенное владение;
- Степень развития рынка финансов и капитала;
- Государственное влияние на распределение кредита;
- Открытость для иностранной конкуренции.
Общая оценка для финансовой свободы дается по шкале от 0 до 100 через вычеты от идеального варианта 100.
В итоге, после расчета вышеотмеченных составляющих, по их среднему арифметическому и определяется Индекс экономической свободы. В «абсолютно свободной» экономике должно получиться 100 баллов. В соответствии со своим рейтингом все страны мира разделяются на пять групп:
- Страны со свободной экономикой (набравшие более 80 баллов).
- Страны с преимущественно свободной экономикой (от 70 до 80 баллов).
- Страны с умеренно свободной экономикой (от 60 до 70 баллов).
- Страны с преимущественно несвободной экономикой (от 50 до 60 баллов).
- Страны с несвободной экономикой (набравшие менее 50 баллов).
Перейдем к анализу составляющих Индекса слабости государств. В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное», «недееспособное» или «слабое» государство. В общем случае данное определение служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией The Fund for Peace были предложены следующие ключевые признаки «слабого государства»:
- Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
- Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
- Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
- Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.
При составлении Индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов на основании 12 критериев – так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические:
- Социальные показатели:
- Уровень демографического давления.
- Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
- Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
- Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
- Экономические показатели:
- Неравномерность экономического развития.
- Уровень экономической нестабильности.
- Политические показатели:
- Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
- Наличие и качество общественных услуг.
- Уровень нарушений прав человека.
- Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
- Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
- Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.
Итоговый Индекс рассчитывается по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности – максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности – максимально высокие риски и угрозы), максимальная сумма всех индикаторов – 120 баллов.
Все государства в рейтинге распределены на четыре группы:
- с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков).
- с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
- государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков).
- государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков).
После изучения методологии расчета необходимых индексов вернемся к оценке их значений в Китае и Южной Корее. В 2015 году в рейтинге по Индексу экономической свободы Южная Корея занимает 29 место с общим индексом 71,5 баллов, что позволяет считать её страной с преимущественно свободной экономикой. По всем 10 анализируемым в индексе критериям Республика Корея получила больше 50 баллов, поэтому можно сделать вывод, что страна не относится к странам с несвободной экономикой как в целом по индексу, так и по отдельным составляющим. КНР занимает только 139 место в рейтинге, и со значением индекса в 52,7 баллов и относится к странам с преимущественно несвободной экономикой. По 4 контрольным показателям Китай не преодолел границу несвободной экономики в 50 баллов (таблица 1).
Таблица 1 – Значения показателей и место в рейтинге по Индексу экономической свободы КНР и Южной Кореи в 2015 г.
КНР |
Южная Корея |
|
Место в рейтинге |
139 |
29 |
Общий индекс |
52,7 |
71,5 |
Права собственности |
20 |
75 |
Свобода от коррупции |
40 |
55 |
Налоговая свобода |
69,7 |
72,5 |
Государственные расходы |
81,5 |
67,9 |
Свобода предпринимательства |
52,1 |
89,7 |
Свобода труда |
63 |
51,1 |
Денежная свобода |
74,2 |
81,6 |
Свобода торговли |
71,8 |
72,6 |
Свобода инвестиций |
25 |
70 |
Финансовая свобода |
30 |
80 |
Среди 10 составляющих индекса, наиболее прозрачными являются налоговая свобода и государственные расходы, так как их можно рассчитать, при помощи рассмотренной ранее методике и необходимые данные для расчета открыты.
В следующей таблице 2 показан расчет составляющей Налоговая свобода для Китая и Юной Корее за 2015 год. Как видно из таблицы полученная по результатам расчетов Налоговая свобода в КНР совпадает с значением в ИЭС, а у Южной Корее имеется небольшое расхождение, которое связано с дополнительным 10% НДС, включенным в первые 2 показателя.
Таблица 2 – Расчет составляющей «Налоговая свобода» КНР и Южной Кореи за 2015 г.
КНР |
Южная Корея |
|
1. Верхняя налоговая ставка на доходы физических лиц |
45 |
35 (+ 10% = 38,5) |
1.1. Налоговая свобода в стране по фактору 1 |
=100 – 0.03*(45*45) = 39,25 |
=100 – 0.03*(38,5*38,5) = 55,53 |
2. Верхняя налоговая ставка на доходы компаний |
25 |
22 (+10% = 24,2) |
2.1. Налоговая свобода в стране по фактору 2 |
=100 – 0.03*(25*25) = 81,25 |
=100 – 0.03*(24,2*24,2) = 82,43 |
3. Общая налоговая нагрузка в процентах от ВВП |
19,4 |
26,8 |
3.1 Налоговая свобода в стране по фактору 3 |
=100 – 0.03*(19,4*19,4) = 88,71 |
=100 – 0.03*(26,8*26,8) = 78,45 |
Налоговая свобода
(=(1.1+2.1+3.1)/3) |
=(39,35+81,25+88,71)/3 = 69,77 |
=(55,53+82,43+78,45)/3 =72,2 |
Значение в ИЭС |
69,7 |
72,5 |
Если же рассматривать расчет составляющей Государственные расходы, то так как она рассчитывается через один фактор, сложностей и расхождений в расчетах не возникает (таблица 3).
Таблица 3 – Расчет составляющей «Государственные расходы» КНР и Южной Кореи за 2015 г.
КНР |
Южная Корея |
|
Общая сумма государственных расходов на всех уровнях в % от ВВП |
24,8 |
32,7 |
Государственные расходы |
=100 – 0.03*(24,8*24,8) = 81,54 |
=100 – 0.03*(32,7*32,7) = 67,9 |
Значение в ИЭС |
81,5 |
67,9 |
В динамике за последние 10 лет, можно увидеть, что и КНР, и Южная Корея изменили свои первоначальные позиции в рейтинге, однако если Корея перешла черту стран с преимущественно свободной экономикой, то Китай остался на уровне страны с преимущественно несвободной экономикой (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика значений Индекса экономический свободы в КНР и Южной Кореи за 2005 – 2014 гг.
По Индексу слабости государств наиболее благоприятное положение также у Южной Кореи, из 178 стран она занимает 156 место, т.е. находится в группе стран с уровнем стабильности выше среднего и низким уровнем рисков, значение индекса в 2015 году составило 36,3 балла. У КНР значение индекса в 2 раза больше – 76,4 балла, и группа государств с уровнем стабильности ниже среднего.
Таблица 4 – Значения показателей и место в рейтинге по Индексу слабости государств КНР и Южной Кореи в 2015 г.
КНР |
Южная Корея |
|
Место в рейтинге |
83 |
156 |
Общий индекс |
76.4 |
36.3 |
Группа |
Государства с уровнем стабильности ниже среднего — опасный уровень рисков |
Государства с уровнем стабильности выше среднего — низкий уровень рисков |
Можно отметить, что хотя Южная Корея относится к странам, преимущественно со свободной экономикой, а КНР ближе к странам, с преобладающей несвободной экономикой, и та и другая страна получили свои плюсы от этого. И как видно в динамике за последние 10 лет пока они не отошли от выбранного курса. Однако это не означает, что они не смещаются в соседнее направление. Так не так давно, в октябре 2015 года, в Китае была отменена «политика одного ребенка», что можно считать шагом к повышению экономической свободы. А Правительство Республики Корея в последнее время быстрыми темпами развивает систему соцобеспечения. Так в период с 2001 по 2011 год государственные расходы на социальные нужды выросли на 12,6 процента. Таким образом, можно сделать вывод, что после достигнутых успехов в экономике, чтобы сохранить и накапливать их в дальнейшем, и та и другая страна регулирует избранные ранее приоритеты, а не пытается сохранить их в том же виде.
Библиографический список
- 2015 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.heritage.org/index/
- Fragile States Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global.fundforpeace.org/