КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Малышев Алексей Алексеевич1, Минайкина Ирина Александровна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.э.н., доцент каф. «Маркетинг и экономическая теория»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка 4 курса

Аннотация
Статья раскрывает сущность и направления коммуникативной деятельности предприятия при взаимодействии с потребителями.
В статье исследуются, анализируются внешние и внутренние коммуникации компании, на основе исследования предложены рекомендации по увеличению прямых продаж, налаживанию систему внутренних и внешних коммуникаций.

Ключевые слова: каналы коммуникации, коммуникативная политика, коммуникация, функции коммуникации


CHANNELS IMPACT ON THE CONSUMER IN THE PROCESS OF COMMUNICATION OF THE COMPANY

Malyshev Alexey Alekseevich1, Minaykina Irina Aleksandrovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, сandidate of economic sciences, assistant professor department of Marketing and EconomicTheory
2Penza State University of Architecture and Construction, student

Abstract
The article reveals the essence and direction of the enterprise communication when interacting with customers.
The article investigates and analyzes the external and internal communication of the company, based on a study made recommendations to increase direct sales, the establishment of internal and external communication system.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малышев А.А., Минайкина И.А. Каналы воздействия на потребителя в процессе коммуникативной деятельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72665 (дата обращения: 08.12.2024).

В общественных процессах современного коммуникационного общества все более значительную роль играет коммуникационная политика. Это обусловлено тем, что индустриальное общество, хотя еще и не полностью сменилось коммуникационным, однако последнее уже как бы наложилось на него. Использование предприятием коммуникационных инструментов при любой степени насыщенности рынка способно скорректировать поведение хозяйствующих субъектов, посредников и потребителей в направлении повышения эффективности конечных результатов его деятельности[2].
Процесс становления рыночных отношений вызывает необходимость переориентации производства и реализации произведенной продукции на удовлетворение нужд и запросов конечных потребителей. Зарубежный опыт и опыт некоторых отечественных производителей свидетельствует о том, что действенным инструментом решения этой задачи является применение коммуникационной политики[4].
Использование предприятием коммуникационных инструментов при любой степени насыщенности рынка способно скорректировать поведение хозяйствующих субъектов, посредников и потребителей в направлении повышения эффективности конечных результатов его деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях функционирования отечественной экономики обеспечение конкурентоспособности предприятия возможно только при наличии эффективной коммуникационной политики, связанной с общей стратегией предприятия, а также с основными инструментами маркетинга, так как отсутствие единой стратегии приводит к неопределенности во взаимоотношениях с торговыми посредниками и покупателями продукции предприятия.
Каналы коммуникации – это комплекс средств связи между источником и приемником информации. К основным видам коммуникационных каналов относятся: естественные, искусственные, устные, художественные и электронная коммерция.
Коммуникативная политика в системе маркетинга — это курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами на основе использования средств коммуникаций[2].
Понятие коммуникативной деятельности у разных авторов трактуется по-разному. Так, например, М.И. Лисина (доктор психологических наук, профессор) в своих трудах дает наиболее полное и обстоятельное определение, которое отражает всю психологическую сущность данного процесса: «общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Согласно концепции А.А. Леонтьева (российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук), речевая коммуникация – это такая форма общения, где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболее доступном исследованию виде. При этом речевая деятельность рассматривается как специализированное употребление речи для общения, частный случай коммуникативной деятельности[1].
Основные функции коммуникации: информативная; интерактивная; перцептивная экспрессивная функция. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т. е. сообщений. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: отправитель; сообщение; канал; получатель[8].
Для того, чтобы эффективно воздействовать на потребителей в процессе коммуникативной деятельности предприятия, необходимо рассмотреть ее в практической деятельности. Так, например, исследование коммуникативной деятельности предприятия проводилось на примере коммерческой организации.
Основным инструментом маркетингового исследования, при проведении исследования послужила анкета. Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ.
Анкета состояла из двух частей. Первая часть – предполагает оценку внутренней коммуникации, к примеру, руководителя и подчиненным и между каждым сотрудником. Вторая часть анкеты предполагала оценку коммуникативной политики со потребителей компании. В данной части оценивались маркетинговые коммуникационные каналы оказывающие воздействие на потребителя. Вопросы анкеты помогли оценить рекламу компании, рublic Relations (связи с общественностью), мероприятия по стимулирование сбыта, личная продажа.
В качестве генеральной совокупности были взяты жители г. Пензы. Всего в данный момент в Пензе проживает 521,329 чел. (Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru).

Таблица 1.1. Расчёт выборочной совокупности
20-24 лет 25-29 лет 30-34 лет. 35-39 лет 40 и старше
м 18(4,6%) 35 (9%) 40 (10,4%) 30 (8%) 23(6%)
ж 26(6,7%) 40 (10%) 45 (11,7%) 34 (8,8%) 27(7%)
Итого: м (146(46%)) + ж (172 (54%)) = 318 (100%)

Объем выборки был определен на основе статистического анализа:
     (1) 
где n — объем выборки; s — среднеквадратическое отклонение; 
Z — нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности равный 95% (z — 1,96),
е — допустимая ошибка (уровень точности).
У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения.
Для начала, проанализируем какие виды коммуникаций используются в компании. Из ответов на вопрос: Какие виды коммуникаций чаще используются на Вашем предприятии? Анализ даннях показывает, что в компании используются: личный контакт, телефонные переговоры и по электронной почте ( см. рисунок 1).

Рис.1 – Виды коммуникаций в компании по мнению респондентов, в %

По мнению сотрудников эффективным каналом передачи информации является двухстороннний, так считают 74% опрощенных респандентов. Основными каналами передачи информации, от руководства к соотруднику являються: в электронном формате, и в устной форме ( рисунок 2)

Рис.2 – Каналы передачи информации по мнению респондентов, в %

Для анализа внешней коммуникативной политики компании проводилась оценка маркетинговых коммуникационных каналов компании. С этой целью была разработана анкета для потребителей компании.
Можно, сказать, что потребители, знают о существование компании, о ней они узнали в основном из рекламы на телевидении и в интернете. (см. рисунок 3)

Рис.3 – Источники информации о компании по мнению респондентов, в %

Наиболее эффективной, по мнению потребителей, рекламой компании является реклама в телевидении и в интернете (см. рисунок 4). Также можно сказать, что потребители удовлетворены качеством услуг, предоставляемых компанией.


Рис.4 – Эффективная реклама, по мнению потребителей, в%

О сайте компании потребители узнали из почтовой рассылки (45%) и из поисковой строки яндекс (56%). Потребителям нравится сайт компании, там много полезной информации, он легкий и простой в обращении (см. рисунок 5). По 5 школе потребители оценили уровень информированности сайта на 5.


Рис.5 – Источники информации о сайте компании

В результате проведеного исследования предложены рекомендации по увеличению количества коммуникационных каналов:
1. Запустить интернет форум для общения сотрудников компании, где сотрудники могли бы обсуждать как группой, так и в диалоге решение каких-либо проблем, задач, делиться опытом друг с другом. Место проведение – сайт компании.
2.Создать корпоративный журнал или газету, в котором будут представлены все новости компании, интересные зарисовки, анекдоты, какие-нибудь скидки от партнеров компании. Информирование сотрудников о положении дел, достижениях компании, ее подразделений и отдельных работников.
3. На сайте компании создать форум, где потребители могут общаться и обмениваться мнениями о продукции друг с другом. Там же они могут вносить свои идеи и предложения по созданию и (или) изменению продукции. Место проведение – сайт компании. В настоящее время существует множество социальных сетей («Вконтакте», «Одноклассники» и т.д.), где есть возможность создавать группы.
4.Спонсорство школ и детских садов. Данное спонсорство создает положительный и благоприятный имидж, потребители начинают, достаточно лояльно относится к компании. Спонсировать можно детский дом, например, проведение елки, и раздача игрушек. Дата проведения где-то 29 декабря. Детский дом № 3 на пр. Строителей 2.
5. Проведение фестивалей или концертов для потребителей. Можно провести концерт, с приглашением Антона Макарского, где-то в июне 2017г. Место проведения – Пензенский драматический театр, цена билета от 800р.
Таким образом, проведя исследование каналов воздействия на потребителя в процессе коммуникативной деятельности можно сделать вывод о том, что, во-первых, исследование оценки внутренней коммуникативной политики компании показало, что в компании хорошая система внутренний коммуникации. Основные источники: телефонне переговоры и интернет; во-вторых, , что у рассматриваемой компании хорошая налаженная внешняя коммуникативная политика, потребители оценивают информированность маркетинговых коммуникационных каналов, как отлично. И разработанные рекомендации помогут увеличить количество прямых продаж, наладить систему внутренних и внешних коммуникаций и научится использованию PR и пресс-релиз, как методов совершенствования коммуникативной политики.


Библиографический список
  1. Аристрахова, М. Маркетинговые исследования коммуникационной деятельности / М. Аристрахова, Т.Матягина // Маркетинг.- 2015. – №1- С.52-57
  2. Бобкова, С.С. Место TTL и BTL – услуг на рынке маркетинговых коммуникаций/ С.С. Бобкова // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – №9 – С.42-49
  3. Валишина Д.А. особенности деривации в виртуальной коммуникации (на материале чат-коммуникации) в сборнике: актуальные проблемы современного словообразования, сборник научных статей. Кемерово, 2015. С. 398-402.
  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Изда­тельство «Финпресс», 2010. — 416 с.
  5. Коммуникационный менеджмент/ Под ред В.М. Шепеля. – М.: Гардарики, 2010. – 352 с.
  6. Сокира Т.С. Коммуникации в организации: Учеб. Пособие.- Алматы: КазНТУ, -2011-206с.
  7. Прохорова С.Н. Рекламная коммуникация как вариативная модель массовой коммуникации Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 118-121.
  8. Малышев А.А., Толоконцева Т.А. Формирование маркетингового механизма управления охраной окружающей среды в пензенском регионе // Проблемы региональной экологии. – 2013. – № 6. с. 123-126.


Все статьи автора «Минайкина Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: