ГЕНИЗА ЧУФУТ-КАЛЕ

Панченко Кристина Степановна1, Чореф Михаил Михайлович1
1Нижневартовский государственный университет

Аннотация
Уникальность пещер как исторических артефактов заключается в том, что есть вероятность отследить этапы их использования. Дело в том, что стены скальных сооружений хранят следы модификаций. Объектом нашего исследования стала такая пещера, изначально использовавшаяся как часовня, церковь, а позже стала загоном для скота, и, в конце концов – генизой, т.е. культовым кладбищем книг.

Ключевые слова: Чуфут-Кале


GENIZAH OF CHUFUT-KALE

Panchenko Kristina Stepanovna1, Choref Mikhail Mikhajlovich1
1Nizhnevartovsk State University

Abstract
Uniqueness of caves as historical artifacts is that there is a probability to trace stages of their use. The matter is that walls of rocky constructions store traces of modifications. Such cave which was initially used as a chapel, church became an object of our research, and became the shelter for the cattle later, and, eventually – genizah, that is the cult cemetery of books.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панченко К.С., Чореф М.М. Гениза Чуфут-Кале // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72481 (дата обращения: 29.03.2024).

Речь пойдет об одной весьма интересной пещере[1], расположенной непосредственно под караимскими кенассами Чуфут-Кале (рис. 1). Она представляет собой небольшое помещение, сориентированное по оси северо-запад – юго-восток. Его длина составляет 7,1 м, наибольшая ширина 3,6 м, а высота свода ок. 2 м. Вместе с несколькими пещерами это помещение образует сложный и разнородный пещерный комплекс[2].

Войти в нее можно сквозь проем, прорубленный в «южной» стене (рис. 2). Он имеет правильную прямоугольную форму. Хорошо сохранились следы аккуратной подрубки для установки внутренней двери и внешнего затвора.

Отдельные участки поверхности: полукруглый юго-восточный свод, западная и южная стены пещеры, а также пол и потолок несут следы разнообразной обработки. Заметны следы грубой перекрестной подрубки и подтески. Остальная поверхность помещения не была отделана. Камень просто ломали. Видны только неглубокие выемки для монтирования вертикальных балок, отстоящих друг от друга на расстояние 50–60 см. Значительно больше архитектурных деталей просматривается на обработанной поверхности (рис. 3). Так, в западной стене пещеры были прорублены два сквозных отверстия: верхнее щелевидное 0,44 на 0,14 см и нижнее треугольное 1,20 на 0,65 м. На нижней грани последнего из них просматриваются следы креплений железной решетки (рис. 4). У восточной стены (рис. 5,1) сохранилась небольшая полукруглая ступенька, в которой была вытесана глубокая прямоугольная вырубка 14 на 17 см (рис. 5,2). Под возвышением видны многочисленные отверстия, пробитые в трещинах породы. Такие же углубления просматриваются и под каждой вертикальной выемкой на северном, южном и восточном участках. На потолке на расстоянии 1,4 м от восточной стены различимы две дуговидных подрубки. Восточнее двери, у потолка было прорублено окно. Кроме них, на южной стене сохранилось каменное кольцо. Сильное выветривание породы привело к вывалу юго-восточного участка пещеры. Вероятно, это произошло очень давно, так как жители, использовавшие это помещение, были вынуждены достраивать эту стену: они подтесали ее остатки и прорубили в ней отверстия для установки кольев, к которым, вероятно, крепили доски.

Попытаемся проследить историю пещеры. Для этого проанализируем сохранившиеся целиком или частями архитектурные детали. В первую очередь необходимо выделить ступеньку с вырубкой у полукруглой юго-восточной стены, а также следы крепления на своде пещеры. Вероятно, они являются следами установки престола и алтарной преграды в апсиде. Все это, вместе с ориентацией позволяет говорить об использовании пещеры как небольшой церкви. Позднее она была оставлена и далее использовалась в хозяйственных нуждах населения. Скорее всего, именно в это время в ее южной части было вытесано каменное кольцо. Одновременно в соседних скальных помещениях были устроены хлева.

О правдоподобности такой атрибуции говорит и наличие хорошо сохранившейся лестницы[3], ведущей к пещере от площадки на поверхности плато. Ведь ее не могли вытесать в то время, когда пещеры под современными кенассами стали использовать в качестве загонов для скота. По определенным причинам не было смысла ее делать и в период функционирования караимского культового комплекса.

Западная стена и дверной проем несут на себе следы тщательной обработки, в углах пещеры можно увидеть следы расширяющей ее подрубки.  Вряд ли бы так стали бы обустраивать хозяйственное помещение. Оба отверстия в западной стене не типичны для обжитых пещер этого региона. Их назначение может объясняться использованием данной пещеры в качестве особого архива караимской общины Кале – генизы[4]. Через верхнее отверстие могли регулярно и свободно опускать в хранилище отдельные книги или страницы. По периметру пещеры можно проследить следы подрубок для установки шкафов. В них могли хранить старинные, но уже вышедшие из употребления свитки и кодексы.

Отметим, что в записках путешественников встречаются упоминания о генизе Чуфут-Кале. Так, А.В. Терещенко был в «синагоге, находившейся как бы в подземелье», и видел в ней «Пятикнижие Моисеево, писанное на древнем еврейском языке, на пергаменте, как уверяют, за несколько веков до Рождества Христова» [4, с. 70]. Мы уверены, что путешественника водили именно в генизу, так как трудно даже предполагать, что столь древний свиток мог быть использован при богослужении. Однако он был в достаточно хорошем состоянии – его демонстрировали высокопоставленным гостям.  Кроме того, по свидетельству А.В. Терещенко, свиток хранился в «синагоге» – т.е. в помещении, сопряженном с одним из домов собраний Чуфут-Кале, или размещавшемся близ них.

Один аспект вышеприведенной цитаты путешественника требует отдельного комментария. Датирование Пятикнижия несколькими веками до Р.Х. вызывает явные сомнения. Ведь столь древние тексты до сих пор не выявлены. Предполагаем, что путешественник осматривал коллекцию небезызвестного А.С. Фирковича[5]. Вероятно, при нем в помещении для хранения «раритетов» были устроены шкафы и переделана дверь.

В ходе собирательской деятельности последнего гениза была опустошена. А так как к тому времени основная часть караимского населения уже перебралась в Бахчисарай, то пещера осталась пустовать.

Таким образом, тщательно обследовав одну из пещер южного склона Чуфут-Кале и проанализировав ее месторасположение, мы можем прийти к следующим выводам: перед нами еще одна интереснейшая пещерная церковь и ритуальное место хранения текстов караимской общины.


[1] Продолжаем исследование, начатое в 2007 г. [2, с. 49–56].

[2] Методика исследования раннесредневековых пещерных культовых комплексов была разработана Ю.Ю. Шевченко [10, 55–147; 11, 390–416]. В последние годы она была усовершенствована Н.П. Туровой [5, 154–183; 6, 154–183]. Схема описания и изучения многопрофильтых комплексов была предложена М.В. Фоминым [7, c. 127–153].

[3] Эта лестница соединяла пещерные часовни у Южных ворот Чуфут-Кале и скальные церкви на плато [8].

[4] Научная литература, посвященная такому важному в еврейской культовой практике явлению как гениза (от древнееврейского גָּנַז – копить, собирать, хоронить, также см. גֵּנֶז – хранилище, сокровище (Есфирь 3:9); גִּנְזֵי הַמֶּלֶךְ – укладка, ларь, ящик для хранения чего-либо (Иезекииль 27:24), גְּנַז – сокровище (Ездра 5:17) и т.д.), достаточно обширна. Рекомендуем ознакомиться хотя бы с библиографией, приведенной в [12, p. 460].

[5] Не считаем нужным приводить все известные нам сведения об этом человеке, которые можно свободно почерпнуть из обширной посвященной ему литературы. Заметим только то, что М.И. Артамонов не упоминал его имени, не добавляя крайне корректного эпитета: «известный своими подделками» [1, с. 8-9, 30]. Наилучшее изложение биографии этого «исследователя» приведено в [3; 9, с. 533–555].


Рис. 1. Район кенасс Чуфут-Кале. Вид с юга (фото Н.В. Днепровского).


Рис. 2. Вход в генизу.


Рис. 3. Часть северной стены пещеры. Видны следы ломки камня и подрубки для крепления стеллажей.


Рис. 4. Западная стена пещеры.


Рис. 5. Восточная стена пещеры. 1 – общий вид.


Рис. 5. Восточная стена пещеры. 2 – выемка под престол.


Библиографический список
  1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
  2. Веймарн Е.В., Чореф М.Я., Чореф М.М. К вопросу о существовании раннесредневековой пещерной церкви в районе Южных ворот Чуфут-Кале // Sacrum et Profanum III. Небесные патроны и их земные служители. Сборник научных трудов / Ред.–сост. Н.А. Алексеенко, Ю.А. Бабинов, Х.Х. Хофман. Севастополь, 2007. С. 49–56.
  3. Дейнард. Д. Толедот «Авен-Решеф». Биография А. Фирковича – ученого исследователя, известного учителя всех караимов р.Авраама, сына р.Самуила Фирковича, прозванного «Авен-Решеф» / Пер. с Д. Гумуша. Симферополь, 1968 // Архив М.Я. Чорефа.
  4. Терещенко А. Очерки Новороссийского края. IV. Некоторые местности Южного Крыма // ЖМНП. Ч. LXXXIV. СПб., 1854. С. 34–127.
  5. Турова Н.П. История изучения христианских древностей южного берега Крыма // МАИАСК. Вып. 7. Севастополь; Тюмень; Нижневартовск. 2015. С. 154–183.
  6. Турова Н.П. Средневековый пещерный комплекс хребта Иограф над г. Ялтой // МАИАСК. Вып. 6. Севастополь; Тюмень. 2014. С. 93–173.
  7. Фомин М.В., Огиенко Е.В., Шевцова А.А. О культовом комплексе Западной базилики в средневековом Херсонесе–Херсоне // МАИАСК. Вып. 7. Севастополь; Тюмень; Нижневартовск. 2015. С. 127–153.
  8. Чореф М.Я., Чореф М.М. Пещерный культовый комплекс у Южных ворот Чуфут-Кале // Гуманитарные научные исследования // URL: human.snauka.ru/?p=16781 (в печати).
  9. Шапира Д. Йицхак Сангари, Сангарит, Бецалель Штерн и Авраам Фиркович: История двух поддельных надписей // МАИЭТ. Вып. X. Симферополь, 2003. С. 533–555.
  10. Шевченко Ю.Ю. К вопросу о методике датировки первохристианских пещерных храмов Восточной Европы // МАИАСК. Вып. 3. Севастополь; Тюмень. 2011. С. 55–147.
  11. Шевченко Ю.Ю. Первый пещерный христианский храм Восточной Европы эпохи готских походов III в. н.э. (по материалам пещерного монастыря Челтер-Мармара в Крыму) // МАИАСК. Вып. 6. Севастополь; Тюмень. 2014. С. 390–416.
  12. Encyclopaedia Judaica. Second Edition. V. 7 / Ed. Skolnik F., Berenbaum M. Detroit; New York; San Francisco; New Haven; Waterville; London, 2006.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чореф Михаил Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация