В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению значимости нематериальных активов в современной экономике, которая с каждым годом становится все ощутимее. Это обусловлено различными факторами: в современном мире с высокой скоростью воплощаются в жизнь готовые идеи, производятся приборы и аппараты, направленные на решение поставленных проблем и достижение целевых показателей. Гораздо сложнее предложить на рынке новую актуальную идею, привлекательную для инвесторов и социально востребованную.
Современный технологический рынок является сложной экономической структурой, которая действует не только в национальных рамках, но и выходит за пределы конкретной страны, на глобальный уровень. Объектом рыночных отношений выступают не только товары в явном виде, но и патенты на различные технологические новшества, лицензии и так далее. В процессе купли-продажи инновационных продуктов на рынке, необходима структура, выступающая в качестве консультанта, являющаяся гарантом юридической чистоты и взаимной выгоды. Такой структурой является биржа инновационных продуктов, которая обеспечивает равноправный и взаимовыгодный обмен на рынке инноваций.
Предпосылки к созданию отечественной биржи инновационных продуктов появились еще в 90-х годах прошлого века, так как, в отсутствие рыночных отношений, нельзя определить цену на тот или иной продукт. Когда возникает рынок, формируется механизм сравнительной оценки стоимости, в данном случае, стоимости компании. Это необходимо потому, что без механизма оценки невозможно понять, насколько эффективно работает компания.
Очевидно, что ни один бизнес, особенно инновационный, не может быстро развиваться без финансовых вливаний. Чтобы привлечь инвестиции в организации малой и средней капитализации, к которым относятся и инновационные компании, используют различные механизмы, одним из которых является выход на биржу[4].
Биржи инноваций берут свое начало с торгов акциями инновационных компаний на фондовой бирже, в частности, на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).
ММВБ – одна из крупнейших российских торговых площадок, была учреждена в январе 1992 года и предназначалась исключительно для торговли валютой. Однако, уже через несколько лет, на базе ММВБ начали открываться и другие секторы.
Весной 1997 года на ММВБ начались первые торги ценными бумагами, в основном, акциями зрелых компаний традиционного сектора экономики, со стабильно растущими доходами. Но уже через несколько лет работы стало ясно, что в России таких компаний немного и лишь малая часть из них готова выйти на публичный рынок. Чтобы расширить этот круг, было необходимо создать отдельную площадку для торгов акциями компаний с малой и средней капитализацией. Это делается для того, чтобы небольшие компании выходили на публичный рынок, не боясь потеряться на фоне крупных компаний.
В 2007 году на ММВБ появился Сектор инновационных и растущих компаний (Сектор ИРК), но год спустя, финансовый кризис начал подрывать работу новой площадки. За поддержкой обратились к государству и его институтам развития. Так, в 2009 году, в результате сотрудничества ММВБ и ОАО «РОСНАНО», был создан Рынок Инноваций и Инвестиций (РИИ Московской Биржи) – биржевой сектор для высокотехнологичных компаний. Координационный совет при РИИ ММВБ возглавил Анатолий Чубайс[7].
При создании РИИ обратились к международному опыту, изучив работу похожих западных проектов – лондонского AIM и немецкого Neuer Markt. Обе эти площадки имеют свою специфику и определенные льготы по листингу, а также дополнительные требования и ограничения, которые необходимы для того, чтобы инвестор, в свою очередь, не боялся сотрудничать с такими компаниями.
Условий, на которых компания может стать эмитентом – два: получать прибыль от высокотехнологичных продуктов, и иметь капитализацию не менее 50 миллионов рублей. В настоящее время, общая капитализация эмитентов РИИ Московской биржи достигла 120 миллиардов рублей[8].
Биржевые площадки – один из инструментов стимулирования спроса на компанию, так как стратегии выхода на рынок, в их отсутствие, очень ограничены. В течение многих лет, для российских инновационных компаний, фактически единственной возможностью выхода на рынок, была продажа доли компании стратегическому инвестору, причем западному, ведь среди российских инвесторов спроса на высокотехнологические компании не было.
Зачастую, для компаний с малой и средней капитализацией, банковские кредиты дороги или вовсе недоступны, по причине того, что бизнес строится на нематериальных активах, интеллектуальной собственности, а, следовательно, отдать под залог нечего. Фонды венчурных и прямых инвестиций сотрудничают на условиях приобретения контрольного пакета акций, стремятся войти в оперативное управление, а значит, способны ограничивать развитие бизнеса. Продажа стратегическому партнеру также означает потерю самостоятельности, в такой ситуации Первичное публичное предложение (IPO) выглядит естественным и единственным выходом.
Публичный рынок позволяет получить инвестиции, в обмен на акции компании, что открывает доступ к финансированию со стороны банков, любым формам кредитов, причем на более выгодных условиях, позволяет ускорить рост капитализации компании, а также, открывает возможности для экспансии, потому что, компания имеет валюту для слияний и поглощений.
Постепенно биржевые площадки модернизировались, деятельность стала осуществляться не только на фондовой бирже, но и на товарной. Современные биржи инновационных проектов представляют собой электронные торговые площадки, с отслеживаемым рейтингом проектов, который изменяется в зависимости от востребованности проектов на бирже. Интернет-ресурс позволяет разработчикам и квалифицированным инвесторам взаимодействовать друг с другом, заключать сделки, основываясь на экспертных оценках опытных аккредитованных консультантов, включая отраслевых специалистов, юристов, менеджеров и маркетологов. Биржи инноваций играют роль «места встречи» спроса и предложения на рынке высоких технологий[3].
В сложившихся условиях, количество биржевых площадок возросло, они имеют общую направленность и определенный тип целевой аудитории. Например, «Русская Биржа Инноваций» – призвана создать условия для потенциальных инвесторов для эффективного поиска инновационных проектов и их инвестированию. Интернет-ресурс «Napartner.ru» позиционируется, как универсальная бизнес-платформа по поиску инвестиций в стартапы. «Центр идей» – площадка, на которой предложен инструментарий для взаимодействия участников рынка в сфере разработки и внедрения информационных проектов, а также защиты интеллектуальной собственности. «Международная биржа коммерциализации инноваций» – нацелена на создание единой площадки для продвижения интересов инновационного сообщества страны. «Биржа инновационных проектов «INN-EX:INNovation & EXchange » – интернет-площадка для подготовки сделок между инвесторами и предпринимателями после предварительной экспертизы[8].
Биржевая торговля в инновационной сфере имеет ряд преимуществ, к которым относится возможность устанавливать на товар реальные рыночные цены, которые формируются на основе спроса и предложения в ходе биржевых торгов, в зависимости от специфики рыночной конъюнктуры. В условиях биржевой торговли формируется конкурентная среда для продавцов и покупателей. Биржа позволяет упростить процедуру поиска потенциальных поставщиков и потребителей, так как, они взаимодействуют на одной торговой площадке и имеют возможность заключать договоры купли-продажи по стандартизированным формам. Также, биржа имеет организационную, экономическую и правовую основы[1].
Помимо очевидных достоинств, данный вид торговых отношений имеет ряд существенных проблем и недостатков. Зачастую, проекты имеют исключительно частный характер, государство не принимает в них участие, это понижает эффективность коммуникационного взаимодействия между участниками инновационного процесса. Многие площадки классифицируются только по отраслевому признаку, что делает работу с электронным ресурсом неудобной, а, следовательно, снижается его эффективность. В некоторых случаях не определена целевая аудитория, либо отсутствует ориентированность на пользователя. Механизм защиты прав интеллектуальной собственности прописан нечетко, либо отсутствует вообще. Так же, к биржевым площадкам ошибочно относят ресурсы, не предполагающие торговлю инновационными проектами или разработками[6].
Основной путь решения обозначенных проблем, в рамках функционирования биржи инноваций, заключается в возможности создания единого государственного информационного интерфейса, применительно к инновационному сектору экономики, который соединит в себе механизмы государственного и рыночного регулирования системы инновационного развития. Это позволит уменьшить уровень риска, как для инвестора, так и для предпринимателя, так как, исполнение условий контрактов, заключенных на бирже, будет регулироваться институционально. Следовательно, появится возможность сформировать наиболее полную базу инновационных проектов, которым необходимо инвестирование, за счет налаженной коммуникации с патентными бюро, научными и исследовательскими организациями. В таких условиях реально обеспечить равные возможности для доступа к информации о лицензировании, патентовании и других аспектах нормативно-правовых процедур защиты интеллектуальной собственности[5].
Таким образом, основополагающим фактором в решении проблем бирж инновационных продуктов в Российской Федерации является изменение направленности управления, в сторону налаживания обратных связей между производителями и потребителями инноваций. Помимо этого, постоянный мониторинг потребностей на рынке, возможностей сферы НИОКР, активное использование методов электронного трейдинга, их координирование и согласование спроса и предложения на рынке инновационных продуктов позволят расширить и укрепить биржевую торговлю в инновационной сфере и, как следствие, повысить эффективность инновационного развития страны[2].
Библиографический список
- Брылев, Всеволод Викторович. Нормативно-правовая база регулирования инновационных процессов малых и средних предприятий / В. В. Брылёв // Экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 63-66.
- Версан, Виля Георгиевич. Инновационная экономика в условиях ограниченных ресурсов / В. Г. Версан // Стандарты и качество. – 2016. – № 5. – С. 14-19.
- Дудникова, Юлия Сергеевна. Перспективы развития бирж инновационных проектов в России/ Ю.С. Дудникова, А.А. Крюкова// European research. – 2015. – №7. – с. 27-29.
- Казаков, Константин Петрович. Коммерциализация инноваций – залог конкурентоспособности компаний XXI века/ К.П. Казаков, А.А. Крюкова// КРИЗИС XXI ВЕКА ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА: сб. тр. обл. науч. конф. – Самара, 2014. – с. 78-80.
- Хасаншин, Ильдар Анварович. Анализ основных путей информационного взаимодействия электронного правительства с инновационными предприятиями/ И.А. Хасаншин// Экономика и предпринимательство. – 2016. – с. 974-978.
- Хасаншин, Ильдар Анварович. О необходимости формирования культуры инновационного развития России/ И.А. Хасаншин, Д.А. Гебейдуллова// Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: сб. тр. обл. науч. конф. – Самара, 2014. – с. 232-235.
- Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи (РИИ Московской Биржи): сайт Московской биржи. — 2011 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.08.2016. — URL: http://moex.com/s25 (дата обращения: 05.08.2016).
- Развитие инноваций в России: Экспертный совет при правительстве Российской Федерации. — 2014 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.08.2016. – URL: http://gosinvest.open.gov.ru/upload/iblock/71e/71e404539293f8 d251add89e12a7b196.pdf (дата обращения: 05.08.2016).