В данной статье хотелось бы затронуть тему сравнительно нового, современного средства, которое позволяет обнаружить проблемы, кроме этого дает возможность иначе посмотреть на целостный учебно-воспитательный процесс. Этим средством выступает мониторинг и применение мониторинговых технологий в воспитательной и образовательной работе ВУЗа, он выступает объективной необходимостью развития и формирования практически любой системы образования. Сам термин мониторинг можно определить как совокупность кинетических наблюдений, макроаналитической и микроаналитической оценки и прогнозирования положения целостной системы. Если говорить о цели мониторинга, то пожалуй ее можно заключить в следующем: выявить способности ВУЗа помогать всестороннему воспитанию и развитию личности студента [1, c. 7]. Этот процесс можно наблюдать в эффективности результативного отражения информационного состояния воспитательной работы, аналитическом синтезе итогов работы, создания прогноза векторов воспитательной системы ВУЗа в целом. Говоря об основных задачах, которые выполняет мониторинг, как основа воспитательной работы, можно отметить, что на первых этапах важна тщательная разработка и создание конкретных технологий выбора видов требований и методик сбора необходимой информации, кроме этого разработка компьютерной основы для сведения, синтеза, систематизации и первичного исследования полученной информации. На следующем этапе необходимо обработать полученную информацию, если требуется скорректировать и произвести ввод информации в общую базу данных, тем самым создавая информационный банк. При дальнейшей работе, можно выявить следующую задачу мониторинга, которая направлена на обнаружение ведущих склонностей и векторов развития воспитательной работы ВУЗа, которые в свою очередь позволят составить некоторые аналитические прогнозы и усовершенствовать технологии мониторинга воспитательной деятельности [2, c. 206]. По итогу выполнения мониторинговых технологий направленные на диагностику воспитательной работы можно выяснить будет ли достигнута цель воспитательной работы, определить, динамику какого характера присутствует в онтогенезе личности студента в сравнении с опытом предшествующих лет, имеет ли место быть положительная динамика и есть ли возможности для усовершенствования данного вида работы.
Моделируя и проектируя деятельность по выявлению эффективности учебно – воспитательного процесса (который мы обозначаем мониторингом), можно отметить, что его базу составляют десять основополагающих принципов, которые выделяли исследователи в своих научно-практических работах. Так, В.А. Сластенин рассматривал личность ребенка как цель, субъект и результат учебно- воспитательного процесса. Указывал, что в процессе отбора компонентов, индикаторов и методик исследования результативности учебно-воспитательной работы используется системный подход [3, c. 98]. Говоря о следующих принципах, можно опереться на мнение А.В. Мудрика, который считает, что диагностика показателей формирования личности студента считается важнейшим составляющим в работе по установлению эффективности учебно – воспитательного процесса, и эта диагностика варьирования ситуации анагенеза ребенка осуществляется в течение нескольких лет. В процессе осуществления диагностики выявляются более действенные педагогические способы и те средства и формы формирования учебно-воспитательного процесса, которые в минимальной степени имели воздействие на развитие личности студента. Лисовский В.Т. утверждает, диагностическое оснащение не является, массивным и требует не большого объема времени и сил для того, что бы подготовить и изучить, обработку приобретенных результатов. При отборе нужного диагностического инструментария преимуществом владеет количественный метод оценки [2, c. 144]. Необходима максимальная вовлеченность педагогов в диагностический процесс (педагоги-психологи, преподаватели, культурные организаторы, социальные педагоги, заместитель деканов по воспитательной работе, заместители деканов по учебной работе). В ходе проведения диагностики, важно неотступно соблюдать педагогический такт. Завершающим этапом мониторинга является принятие или непринятие решений в сфере менеджмента воспитательной работы. Последний критерий требует особого, пристального внимания. В процессе изучения полученных материалов и результативности учебно – воспитательного процесса, необходимо реализовывать не одну методику, а их комплекс, в котором они дополняют друг друга и гарантируют объективность и правильность результатов [4, c. 1]. Регулярность исследования положения воспитательной работы ВУЗа учитывает ее регламентированность, которая помогает придерживаться “чувство меры” в ходе исследований в различных коллективах (академическая группа, направление, факультет), чтобы чрезмерно не загружать педагогов и студентов.
Важность исследуемого процесса требует реализации опроса по одной и той же проблематике (например, по установлению требований, предъявляемых к воспитательной системе ВУЗа) с каждым членом воспитательного процесса (преподавателями, студентами, родителями) [5, c. 16]. Уровень совпадения их ответов, мнений и оценок гарантирует наибольшую объективность полученных результатов. В случае если мы будем использовать термин «воспитания» как менеджмент в процессе формирования и развития личности благодаря максимальной организации благоприятных условий, то сущностью мониторинговых технологий будут являться: развитие личности студента как главного указателя на эффективность созданной воспитательной системы и условий, которые будут благоприятной почвой в развитии личности студента [3, c. 128]. При создании технологических особенностей мониторинга воспитательной деятельности выделяется: объект (аспект исследования), каким образом (конкретное диагностическое средство) и временной промежуток (например учебный год или семестр), кто (или что) будет являться инициатор исследований (здесь указывается лицо, являющееся ответственным за реализацию диагностики); кто является исследуемым (указать одинаковые курсы разной направленности, в которых будет реализовываться мониторинг; иногда, исследуемым является весь педагогический состав или родители студентов и т.п.). Так как целенаправленные векторы, общевузовской учебно-воспитательной системы и другие составляющие воспитательной работы ВУЗа ориентированы, скорее всего, на всестороннюю помощь в формировании и развитии личности студента, то важными критериями и индикаторами является сформированность скрытых возможностей личности студента (это дат возможность дать оценочное суждение продуктивности учебно-воспитательной работы), таких как: исследовательско – познавательный потенциал, духовный и этический потенциалы, творческий потенциал, физический и коммуникативный потенциалы. В основу мониторинга воспитательной работы входят также изучение определенные требования и условий для развития личности студентов, в т.ч. удовлетворенности студентов, родителей и преподавателей жизнедеятельностью в ВУЗе (это позволит дать оценочное суждение психологическому состоянию исследуемых) и изучение положения воспитательной системы ВУЗа в целом [5, c. 14]. Анализируя полученные результаты исследования пристальное внимание важно уделять отслеживанию тенденций и имеющейся динамике любых изменений в показателях на протяжении нескольких лет. Что обеспечит более точно выявить: в каком положении (развивается, стабильно функционирует или регрессирует) прибывает воспитательная система ВУЗа, присутствует ли какая – либо степень эффективности характерная для нее. Обсуждение выявленных результатов проходит на заседаниях совета факультета, для обеспечения возможности педагогов полно представить положение и векторы усовершенствования воспитательной работы, смогли установить место и роль своего присутствия в инновации процесса воспитания студентов. В ходе осуществления мониторинговых технологий необходимо иметь стремление к тому, чтобы исследование положения и итогов работы органично входило в сам воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также имела воспитывающую направленность и содействовала решению педагогических задач [1,c. 9].
Составляющими мониторинга, для создания более четкого представления о происходящей ситуации в ВУЗе в воспитательном процессе, являются такие информационные данные как: сведения о занятости студентов в творческих объединениях на факультете дополнительного образования, участие в волонтерских движениях, информация о положении планирований воспитательной работы в целом на факультете и планирование воспитательной работы в каждой конкретной академической группе (этот план должен разрабатывать куратор); так же о состоянии деятельности методических объединений; и соответственно информационные данные об итогах внутривузовского контроля по направлениям, которые определены планами контроля; сведения ежегодных диагностических исследований по результатам года [4, c. 1]. Основная задача мониторинга состоит в том, что бы организовать возможность выявлять сложившийся уровень организации воспитания с его сильными и проблемными местами. Это выявление осуществляется сначала на уровне одной академической группы, затем нескольких групп относящихся к одному направлению, затем нескольких направлений, и далее факультета в целом. Необходимо по средствам управленческих ресурсов принимать важные решения о ликвидации проявившихся проблемах или минимизацию их негативных проявлений. Исключительно верный выбор условий эффективности – важнейшее требование, т.к. неправильно определенные условия не позволяют добиться результатов, которые обозначены целью. Мониторинг имеет в виду не только неразрывное, но и научно-обоснованное наблюдение, которое убирает житейско – бытовой подход к оцениванию характеристик работы преподавательского коллектива по реализации воспитательного процесса, сопоставляется с основными закономерностям психолого-педагогического знания и менеджмента педагогических объектов и явлений. Кроме того, мониторинг подразумевает, что ход фактического наблюдения имеет прогностическую ориентацию, так как выявленная в ходе наблюдения информация должна быть сопоставлена с ранее предписанной, картиной нормы работы педагогического состава по реализации воспитательного процесса. Нельзя сказать, что мониторинг является работой одной администрации ВУЗа, к осуществлению диагностических процедур, так же привлекаются кураторы, специалисты психологической службы и др.
Таким образом, подобный многосторонний анализ посредствам мониторинга дает отличный результат – со временем накапливается база данных, которая строится по блокам и может быть классифицирована по любой системе (по критериям и показателям). Так же отметим, что важным и неотъемлемым условием исследования эффективности воспитательной деятельности ВУЗа является неразрывный, с регулярным учетом, исследование и запись полученных итогов воспитания и ежегодное приобретение точных сведений о влиянии процесса воспитания на студентов, от чего появляется возможность обнаружить предпосылки и скорость решения задач развития воспитуемых. Менеджмент воспитательной работы требует внутривузовской системы контроля, создать которую возможно на основе мониторинга. Именно мониторинг в данное время имеет наиболее совершенные способы информационного обеспечения и управления. Сегодня в ВУЗах нет программ, которые позволяли бы определить эффективность воспитательного процесса. Важно знать, что однотипный контроль не даст стопроцентного результата, поскольку существуют самые разные требования к образу воспитанности студента. Поэтому каждое высшее образовательное учреждение имеет право само решать и составлять образ воспитанности своего выпускника, на развитие которого и будет установлен вектор воспитательного процесса ВУЗа.
Библиографический список
- Из опыта моделирования воспитательной системы факультета. Щелина Т.Т. Вопросы воспитания. 2013. №3.с.9
- Лисовский В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. 480 с.
- Сластенин В.А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2005. 336 с.
- Инновационные стратегии развития образования в ВУЗе и школе: проблемы, перспективы, риски. Щелина Т.Т. Электронный научно – практический журнал Культура и образование. 2014. №7 (11). с.1
- Организация работы с родителями студентов в воспитательной системе ВУЗа в контексте уровнего образования. Акутина С.П., Калинина Т.В. Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2016 №3-2(59).С.-12-18.
Количество просмотров публикации: Please wait