Гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в нашей стране обеспечены на государственном уровне законами РФ «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1]. Практически все образовательные организации высшего образования имеют опыт взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью в качестве субъектов образовательного пространства вуза.
Основная задача деятельности в этом направлении определяется созданием такой системы образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, в которой они могли бы обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, ссузах, вузах и на протяжении всей жизни не испытывали бы чувства изолированности, ущемлённости, неуспешности и бесперспективности [2]. Именно на решение этой задачи направлена государственная программа «Доступная среда», реализуемая в нашей стране с 2011 года, способствующая повышению уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективности их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры [3].
Несмотря на достаточно большое количество предпринимаемых усилий и задействованных ресурсов, остается актуальной стратегическая социальная задача – создание равных возможностей для инвалидов и лиц с ОВЗ для их реализации во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социокультурного, экономического пространства, здравоохранения и образования. Более остро в социальном, педагогическом и в нормативно-правовом аспекте актуализируется проблема доступности и качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста [4].
Как показали социологические опросы, лишь немногим более 35% молодых инвалидов г. Нижнего Новгорода хотели бы получить высшее образование, работать в дальнейшем по полученной специальности, стать полноправными членами общества, обеспечивая необходимый уровень жизни себе и своей семье [5]. В связи с этим представляется интересным проведение мониторинга актуальной ситуации доступности и качества обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования. В оценку информации о деятельности вузов по предоставлению возможностей обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью были положены следующие критерии:
- Институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования.
- Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации.
- Система организации практик для студентов-инвалидов.
- Модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов.
- Взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда.
- Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии.
- Модель выпускника с инвалидностью.
- Наличие и системно-функциональная характеристика ресурсных центров высшего образования для инвалидов.
- Структура и функции информационно-аналитического сопровождения.
- Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов.
В мониторинговом анализе представлены некоторые аспекты деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Челябинского государственного университета, Южного федерального университета и Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева в соответствии с предлагаемой критериальной базой.
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
Следует отметить, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен уникальный в системе отечественного высшего образования опыт подготовки специалистов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. В 2004 году приказом Минобрнауки России Университету был присвоен статус «Федерального головного центра по обучению инвалидов» (ГУИМЦ). МГТУ им. Н.Э. Баумана – единственный национально-исследовательский университет техники и технологий, успешно реализующий в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования специальные образовательно-реабилитационные программы инженерного образования одной нозологической группы – глухих и слабослышащих граждан [6].
Система требований этого вуза к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации в открытом доступе не представлена. Лица с ОВЗ и инвалидностью зачисляются на первый курс в МГТУ им. Н.Э. Баумана в ГУИМЦ на специальные образовательно-реабилитационные программы бакалавриата по результатам конкурсных вступительных испытаний, которые проводятся в установленном законом порядке без предварительного распределения по направлениям подготовки.
Система организации практик для студентов-инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана решается за счет органичного включения в учебный процесс системы производственных и социальных практик. Комплекс производственных практик базируется на оригинальных инновационных социально-педагогических идеях, таких как целевая функционально-ориентированная адресная подготовка, перманентная профессиональная интеграция и самоидентификация, кооперативное обучение в режиме неполной занятости и др. [7].
Модель трудоустройства выпускников из числа инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана реализуется с 2000 года. В вузе создана система содействия трудоустройству для выпускников-инвалидов. Предлагаемая данным вузом система прошла успешную апробацию на промышленных предприятиях московского региона в течение нескольких последних лет и подтвердила свою функциональность и результативность. В данной модели четко прослеживается взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда. Принципиальной позицией университета по отношению к студентам с инвалидностью является предоставление им возможности получения всех уровней высшего образования: бакалавра – магистра и дипломированного специалиста. Такой подход обусловлен пониманием и принятием того, что каждая из последующих ступеней образования повышает степень социальной безопасности лиц с ОВЗ и инвалидностью и расширяет их потенциальные возможности и перспективы на рынке труда.
Институт финансовой поддержки студентов с инвалидностью, включая выплату стипендий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Студентам выплачивается академическая, именная им. Л.А. Чижевского и социальная стипендии. Осуществляется компенсация стоимости медицинских операций, дорогостоящего лечения, импортных медицинских препаратов; оплата медицинских осмотров; выплачивается компенсация за проезд к месту постоянного проживания или отдыха. Оказывается единовременная материальная помощь.
Модель выпускника с инвалидностью в МГТУ им. Н.Э. Баумана детерминируется содержанием профессионального инженерного образования и требованиями к уровню компетенций и квалификаций инвалида-выпускника университета и представлена тремя составляющими:
- обучение,
- образование,
- абилитация.
Системно-функциональная характеристика ресурсного центра высшего образования для инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана представлена головным учебно-исследовательским и методическим центром (ГУИМЦ). Описание структуры, кадрового потенциала и функционала представлено в положении о ГУИМЦ. Вуз имеет инновационное материально-техническое и информационное сопровождение деятельности, занимающее лидирующие позиции не только у нас в стране, но и за рубежом. Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана представлены индивидуальным пакетом специального ресурсного обеспечения студента с инвалидностью. Помимо этого, в вузе существует служба занятости Центра, оказывающая помощь в поиске работы. Структура и функции информационно-аналитического сопровождения не представлены в доступных для анализа материалах.
Челябинский государственный университет
Институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования в Челябинском государственном университете представлен моделью регионального центра образования инвалидов, в котором определены цели, задачи, описаны реализуемые образовательно-реабилитационные программы. В 1998 году в данном вузе состоялся первый выпуск 146 студентов с инвалидностью.
В вузе четко и обоснованно разработана система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации студентов с инвалидностью. Студентам предоставляется выбор формы аттестации с учетом нозологии. Невидящие студенты письменные задания могут выполнять на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением.
Для неслышащих и слабослышащих предоставляется возможность пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.
Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, неслышащих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности – по решению организации).
Для лиц с нарушениями двигательных функций предоставляется возможность выполнить письменные задания на компьютере со специализированным программным обеспечением. Кроме этого, в данном вузе разработаны правила приема на обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью по программам бакалавриата и магистратуры.
Существует разработанная система организации практик для студентов-инвалидов. На основании договоров обеспечивается предоставление мест практики на предприятиях г. Челябинска и области. Для прохождения практики разрабатываются адаптированные образовательные программы для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата по основным направлениям подготовки.
В рамках программы развитие инклюзивного образования в ФБГУ ВО «ЧелГУ» предусмотрено адресное создание рабочих мест для трудоустройства выпускников с инвалидностью – это является основой модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов. При этом взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда четко не просматривается.
Вуз имеет полнообъёмную и пролонгированную финансовую поддержку студентов с инвалидностью. Она осуществляется на государственном уровне, с привлечением частных стипендиальных фондов (банк «Уралсиб»), некоммерческих благотворительных организаций и внебюджетных средств ЧелГУ. В вузе имеется опыт выплат академической и именной стипендий, единовременной материальной помощи студентам с инвалидностью. Также осуществляется оплата подготовки к поступлению в университет в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования, оплата дистанционного обучения на факультетах ЧелГУ [8].
В доступных для анализа материалах нет информации о модели выпускника с инвалидностью Челябинского государственного университета.
Системно-функциональная характеристика регионального учебно-научного центра инклюзивного образования апеллирует только к материально-техническому и информационному сопровождению деятельности, который представлен универсальным оснащением и оборудованием (мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов, тифлотехническая аудитория, сурдотехническая аудитория).
Структура и функция информационно-аналитического сопровождения характеризуются разработкой на сайте вуза специального раздела, отражающего наличие условий для обучения студентов с инвалидностью. Доступность информации о деятельности образовательной организации высшего образования определяется наличием сурдопортала, интерактивной базы жестов-терминов, которые активно используются при обучении студентов с инвалидностью.
Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов в ЧелГУ представлено наличием программы довузовской подготовки в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования.
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ им. А.Н. Туполева)
В КНИТУ им. А.Н. Туполева институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования отсутствует, но в структуре Казанского учебно-исследовательского и методического центра (КУИМЦ) есть официальные штатные должности тьютора, социального педагога, педагога-психолога и сурдопереводчика. Разработаны должностные инструкции для тьюторов.
В вузе предоставляется выбор формы аттестации студентов с ОВЗ и инвалидностью с учетом нозологии, в процессе сдачи вступительных экзаменов абитуриенты с инвалидностью могут использовать необходимые технические средства. Все это определяет систему требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации вуза.
Для студентов с ОВЗ и инвалидностью содержание практики варьируется в соответствии с рекомендациями индивидуального плана развития студента. Учебные и производственные практики реализуются на базе организаций и предприятий г. Казани. Как и в большинстве российских вузов, в КНИТУ им. А.Н. Туполева выстроено четкое взаимодействие с предприятиями региона, продумано отраслевое взаимодействие, однако результаты трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью не представлена в источниках открытого доступа. Взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда как критерий работы Казанского учебно-исследовательского и методического центра (КУИМЦ) для лиц с ОВЗ и инвалидностью также отсутствует.
Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы, реализует социальную, академическую и именные стипендии. Для лиц с инвалидностью предусматривается оказание материальной помощи. Осуществляется премирование студентов за учебные и научные достижения.
О модели выпускника с инвалидностью в КНИТУ им. Н.А. Туполева информации не предоставлено.
Такие критерии, как наличие и системно-функциональная характеристика ресурсных центров высшего образования для инвалидов, структура и функции информационно-аналитического сопровождения, проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов, представлены разрозненно и в большей степени апеллируют к материально-технической составляющей. Вуз богат различными типами звукоусиливающих систем, частотно-модулирующими устройствами приема-передачи сигнала; имеет в своем арсенале специальные программно-аппаратные комплексы, предназначенные для диагностики и обучения «слышать и говорить». Все вышеуказанное ориентировано на одну нозологическую группу – «слабослышащие».
Именно для данной категории студентов разрабатывается индивидуальный план обучения, включающий график прохождения и объем дисциплин обязательной, вариативной и факультативной части циклов АОП, индивидуальный пакет услуг и средства обучения [9].
Южный федеральный университет (ЮФУ)
В Южном федеральном университете функционирует Центр инклюзивного образования. В нем выделены должности тьютора, социального педагога и педагога-психолога. Есть разработанная программа тьюторского сопровождения дистанционного обучения студентов с инвалидностью.
Абитуриенты с инвалидностью, поступающие в ЮФУ, могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, которые необходимы абитуриентам в соответствии с нозологической группой.
Формы отчетности студентов с инвалидностью не варьируются в зависимости от их дефекта. Содержание практики может быть изменено в соответствии с рекомендациями ИПР студента с инвалидностью. Учебные и производственные практики реализуются на базе организаций (предприятий) гг. Ростова-на-Дону, Таганрога.
Модель трудоустройства выпускников на сайте ЮФУ представлена такими рубриками, как общероссийский банк вакансий, работа для инвалидов и центр карьеры ЮФУ. Этими же показателями определяется такой критерий, как взаимосвязь системы инклюзивного образования с рынком труда.
Выделение дополнительных стипендий, материальной помощи является одним из необходимых видов социального сопровождения студентов-инвалидов в вузе. Традиционно в ЮФУ начисляются следующие виды стипендий, на которые могут рассчитывать студенты с инвалидностью:
1. Государственная академическая стипендия.
2. Государственная социальная стипендия.
3. Персональные именные стипендии.
4. Материальная помощь студентам с инвалидностью.
Как и в большинстве вузов России, обеспечивающих подготовку студентов с ОВЗ и инвалидностью, в Южном федеральном университете не представлена модель выпускника с инвалидностью.
Достаточно четко, емко и конкретно прописана структурно-функциональная характеристика ресурсного центра высшего образования для инвалидов в ЮФУ. На сайте Центра инклюзивного образования размещены пакеты документов, регламентирующих деятельность ресурсного центра высшего образования для инвалидов. Четко определена структура центра, включающая научно-организационный сектор, диагностико-аналитический и учебно-методический сектор. Источниками финансирования являются средства федерального бюджета, государственных программ и грантов, поступления от заказчиков за выполнение договорных работ, инвестиционные и инновационные средства, поступления от реализации услуг населению, предпринимателям, организациям, а также средства, получаемые в качестве дохода по другим видам деятельности.
Заслуживает внимания грамотное материально-техническое и информационное сопровождение центра. Структура и функции информационно-аналитического сопровождения представлены размещенным на сайте вуза специальным разделом, отражающим наличие условий для обучения студентов с инвалидностью. Активно реализуются методическое рекомендации по преподаванию различных дисциплин с учетом нозологии. В разделе «Полезные ссылки» размещена хрестоматия «Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе» для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Такой критерий, как проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов, представлен наличием программ довузовской подготовки лиц с инвалидностью и наличием их поствузовского сопровождения.
Таким образом, результаты проведенного авторами мониторинга свидетельствуют о наличии тенденции к необходимости функционирования в структуре вуза ресурсного центра по развитию инклюзивного образования. Проведенный анализ показал, что в наибольшей степени разработаны материалы для сопровождения студентов с нарушениями слуха. Для них созданы условия обучения в ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, КНИТУ им. А.Н. Туполева, ЧелГУ и ЮФУ. Во всех этих высших учебных заведениях осуществляется руководство и контроль над прохождением аттестации студентами с инвалидностью. Разработаны вопросы организации практик для студентов, реализуются модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов.
«Доступность» по отношению к студентам-инвалидам наполняется содержательно, переходя от обеспечения бытовой доступности к материально-техническому и информационному сопровождению деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что при достаточном понимании и разработанности деятельности рассмотренных ресурсных центров в общероссийском масштабе еще не сформировано единое понимание системно-функциональной структуры ресурсных центров высшего образования для инвалидов, их функций, не существует общепринятого подхода к проектированию и реализации информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов. Это круг вопросов, требующий теоретического и практического осмысления.
Библиографический список
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
- Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Ялта, 2016. С.163-176; Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Выпуск 51. Часть VI. С 260-266.
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» / Собрание законодательства РФ. 07.12.2015. № 49. Ст. 6987.
- Зайцев Д.В. Оптимизация получения инвалидом высшего образования: совершенствование социальных условий // Инновации в образовательной деятельности. М., 2013. № 1. Выпуск 2. С.91-99; Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 2 (5). С. 151-154.
- Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск: ЧелГУ, 2002.
- Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2015. 334 с.
- Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2015. 334 с.
- Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: ЧелГУ, 1999; Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск: ЧелГУ, 2002.
- Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: ЧелГУ, 1999.
Количество просмотров публикации: Please wait