КОГНИТИВНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Эксакусто Татьяна Валентиновна1, Аманова Сабина Рустамжановна2, Schock Irina3
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, студент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
3Центр релаксационных методов Аттендорн, Германия, психолог, тренер

Аннотация
В работе представлены результаты эмпирического изучения когнитивно-смыслового аспекта отношения к браку молодых людей - представителей российской и европейской этнокультурных групп. Показано, что для представителей российской этнокультурной группы брак носит ценностный, положительный, личностно-значимый характер, отношение россиян к браку достаточно традиционно. Представители европейской этнокультурной группы характеризуются амбивалентным отношением к браку при наличии достаточно высокой традиционности, нормативности и значимости семейных ценностей.

Ключевые слова: Брак, когнитивно-смысловой аспект, молодые люди., отношение к браку, семья


COGNITIVE AND VALUE ASPECTS OF YOUNG PEOPLE ATTITUDE TO MARRIAGE: CROSS-CULTURAL ANALYSIS

Eksakusto Tatyana Valentinovna1, Amanova Sabina Rustamganovna2, Schock Irina3
1Southern Federal University, associate professor of the Psychology and Safety of Existence Department, PhD in Psychological Science
2Southern Federal University, student of the Psychology and Safety of Existence Department
3Centre of relaxation training Attendorn, Germany, psychologist, coach

Abstract
The paper demonstrates the results of the empirical research of cognitive and value aspects of young people (Russian and European ethnocultural groups) attitude to marriage. It shows that official marriage is much more valuable for the representatives of the Russian ethnocultural group, i.e., is personally important, meaningful and regarded positively. In contrast, the representatives of the European ethnocultural group have an ambivalent attitude to marriage although it is characterized by veneration of conservatism, norms and family values.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Эксакусто Т.В., Аманова С.Р., Schock I. Когнитивно-смысловой аспект отношения к браку молодых людей: кросскультурный анализ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72051 (дата обращения: 18.04.2024).

Современное общество характеризуется крупными изменениями в основных сферах жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций. В большой степени эти изменения затронули и институт семьи и брака. Можно предположить, что такая ситуация обусловлена прежде всего сменой ценностей в современном обществе, появлением новых социальных установок на брак и семью, которые влияют на отношение людей к брачно-семейным связям. Несмотря на то, что отношение к браку в России всегда носило ценностный характер, на настоящий момент увеличилось количество молодых людей в России, не желающих вступать в брак, официально регистрировать отношения (особенно на ранних этапах молодости, до наступления профессиональной и материальной стабильности). Похожая ситуация наблюдается и в европейских странах. Проведенный теоретический анализ отношения к браку молодых людей – представителей разных этнических групп позволил заключить, что с одной стороны существуют различия в ценностном отношении к браку представителей европейской и российской культурных групп, с другой – для большинства молодых людей, независимо от их принадлежности к той или иной культурной, этнической группе, характерен рост негативизма и амбивалентности в отношении к брачному союзу. Такая постановка проблемы определила основную задачу настоящего исследования: выявление того, как современные молодые люди,  представители разных этнокультурных групп относятся к семье и браку: насколько ценен и значим брак, какими содержательными характеристиками они его наделяют.

Для реализации поставленной задачи была разработана авторская анкета «Отношение к браку молодых людей». Анкета составлена на основе трехкомпонентной структуры отношения к браку, которая включает в себя когнитивно-смысловой компонент, мотивационно-эмоциональный и интенциональный компонент. В данной статье акцент будет сделан на когнитивно-смысловом компоненте, включающем информацию о мнениях, суждениях, убеждениях, социальных установках молодых людей связанных с браком (например, какую форму брака предпочитают молодые люди, важно ли для них состоять в одном браке всю жизнь, что такое брак и семья для них и т.п.). Второй методикой, используемой в исследовании, стала методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд). Данная методика, составлена на основе семантических понятий, отражающих содержательные характеристики брака и включает полярные утверждения (отталкивающий/притягательный, интересный/скучный, унылый/жизнерадостный, эгалитарный/традиционный; добрый/злой; счастливый/ несчастный и т.д.). Основной целью ее применения стало изучение семантического содержания отношения к браку молодых людей-представителей европейской и российской этнокультурных групп.

Теоретический анализ показал, что основой института семьи является брак –санкционированная обществом, форма отношений между женщиной и мужчиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу. Отношение  к институту семьи и брака обусловлены культурой и традициями того общества, в котором воспитывается человек. Отношение к браку определяется как потенциал, который проявляется в намеренной активной избирательности переживаний и поступков человека, связанных с пониманием брака и семьи, что основано на его индивидуальном социальном опыте.

В исследовании приняли участие 156 человек, из них 87 молодых людей – представители российской этнокультурной группы (русские, армяне, украинцы, калмыки), 69 – представители европейской этнокультурной группы (немцы, французы, румыны и шведы). Под этнокультурной группой понимается большая и этнически неоднородная социальная группа, в которой люди объединены своим отношением к господствующей в обществе культуре (доминантной культуре) [1]. Представители всех этнических групп относятся к ассимилировавшимся на территории проживания (проживающие на ней более 15 лет). Возраст опрошенных людей составил от 20 до 30 лет. Нужно также отметить, что обе выборки: молодые люди из российской этнокультурной группы и молодые люди из европейской этнокультурной группы – были уравнены. Респонденты в большинстве случаев воспитывались в полных семьях, гетеросексуальны и имеют опыт близких (постоянных) отношений с противоположным полом. Можно констатировать факт сформированности социальных установок относительно семьи и брака у респондентов как российской, так и европейской группы.

Анализ когнитивно-смыслового отношения к браку показал, что отношение к официальному браку у молодых людей и российской, и европейской этнокультурных групп носит положительный характер при отсутствии достоверно значимых различий (φ*эмп = 3,803; φ*кр0,05=2,31p>0,01). Для 55% россиян приемлемо иметь свободные от регистрации долговременные отношения. Если обратиться к исследованиям конца ХХ века (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, И.С. Кон, В.А. Куц К. Лийк, Т. Нийт), то можно заметить, что для большинства молодых людей того времени постоянные отношения без регистрации брака были не приемлемы. Другими словами можно говорить о снижении значимости официальной регистрации отношений и большей свободе в отношениях между современными партнерами. Что касается представителей европейской группы – практически для всех молодых людей (99%) приемлемо иметь свободные, долговременные отношения без регистрации брака. Выявленные достоверно значимые различия по данному показателю (φ*эмп = 7,624;φ*кр0,05=2,31 при p≤0,01) позволяют говорить о более свободном понимании добрачных отношений в Европе, чем в России (вероятно это связано с тем, что в российской культуре долгое время добрачные отношения не допускались и жестко осуждались обществом). В настоящее время долговременные отношения без оформления брака стали нормой и рядовым явлением, но при этом нужно подчеркнуть, что для россиян в сравнении с европейцами вступление в официальный брак, узаконивание отношений остается более значимым и важным этапом жизни. Закрепление отношений с партнером остается для половины российской молодежи признаком стабильности в отношениях, повышения их социального статуса.

Анализ причин вступления в брак показал, что для 99% молодых людей из российской этнокультурной группы существенной причиной вступления в брак является любовь и желание иметь семью (при наличии достоверно значимых различий по этой переменной с европейской группой: φ*эмп = 4,032; φ*кр0,05=2,31 при p≤0,01), при этом 60% отметили, что мечтают о создании семьи. Таким образом, можно говорить о преобладании в группе потенциальной готовности к браку. Для 82% молодых людей – представителей европейской выборки, так же как для большинства россиян, существенной причиной вступления в брак является любовь и желание иметь семью. Однако, несколько человек (5%) отметили, что одной из причин может стать гарантированное материальное благополучие. Интересный результат был получен в 13% анкет (при достоверно значимых различиях с российской этнокультурной группой: φ*эмп = 3,275;φ*кр0,05=2,31 при p≤0,01), где отмечалось, что причиной вступления в брак являются национальные и семейные традиции. Данные результаты позволяют говорить о том, что в европейской культуре, традиционно отличающейся высокой значимостью нормативности поведения, остаются выраженными традиции, связанные с семейными отношениями. Европейцы (особенно представители немецкой этнической группы) главными праздниками по-прежнему считают «семейные» праздники, когда принято собираться всей семьей: Рождество, день матери, день отца (в день матери принято навещать свою маму, дарить ей цветы, подарки, оказывать ей внимание; в день отца навещают отца, дарят ему подарки). Такие традиции становятся одной из причин, мотивирующих молодых людей иметь семью и вступать в брак. Таким образом, можно предположить, что в России «мотиваторами» для вступления в брак становятся чувства (любовь) и желание приобрести иной социальный статус (более престижный статус замужнего/женатого человека). В Европе брак во многом определяется такими же как у россиян чувствами (любовь и желание иметь семью), но немаловажным остаются традиции, которые могут служить «толчком» к принятию решения вступления в брак.

На вопрос о том, насколько важно и значимо для молодых людей  состоять в одном браке всю жизнь, 99% молодых людей (российская этнокультурная группа) признали, что это то, к чему они стремятся. Можно утверждать, что стабильные долговременные семейные отношения остаются одной из приоритетных ценностей россиян. Нужно отметить, что процент таких ответов в европейской выборке составил только 75% (при наличии достоверно значимых различий с российской этнокультурной группой: φ*эмп = 5,13; φ*кр0,05=2,31 при p≤0,01), что с одной стороны свидетельствует о значимости для европейцев долговременных отношений, с другой – показатель значимости отношений «на всю жизнь» не так велик по сравнению с российской выборкой, что отражает разницу в менталитете респондентов. Интересными представляются выборы респондентов обеих групп вариантов ответов на вопрос о том, чем для них представляется брак. 74% опрошенных молодых людей из российской выборки и 59% европейцев отметили, что для них брак – это доказательство любви и верности партнеров, а 9% россиян и 27% представителей европейской культурной группы подчеркнули, что брак – это дань традициям (при наличии достоверно значимых различий: φ*эмп = 8,86; φ*кр0,05=2,31 при p≤0,01). Это еще раз подтверждает насколько сильны и важны для европейцев традиции. Можно предположить, что данный факт служит положительным фактором, способствующим стабилизации и укреплению системы семейных отношений. Стоит при этом отметить, что создание семьи – то к чему стремятся молодые люди из обеих выборок, различий выявлено не было (φ*эмп = 0,428; φ*кр0,05=2,31при p>0,01).

Существенной помехой для вступления в брак для молодых людей и российской, и европейской этнокультурных групп могут стать материальные трудности (при отсутствии достоверных различий: φ*эмп = 1,092;φ*кр0,05=2,31 при p>0,01) и ориентация на карьерный рост. При этом карьера для европейцев становится более значимым фактором, который может помешать браку и созданию семьи (φ*эмп = 5,546; φ*кр0,05=2,31при p≤0,01). Это с одной стороны говорит об ответственности молодых людей и понимании важности материальных ресурсов для благополучия семьи, а с другой, данные ответы позволяют говорить о некоторой инфантильности молодых людей в вопросах семьи и брака, об их нежелании брать на себя ответственность за семью и ее благополучие «до лучших времен».

Анализ социальных установок на брак (выявленных при помощи включенной в анкету шкалы Лайкерта) показал, что создание семьи для 76% россиян – это то, к чему они стремятся и то, что сделает их жизнь более насыщенной и счастливой. Только 12% молодых людей с уверенностью заявили о том, что после окончания вуза они в первую очередь хотят развиваться профессионально и строить свою карьеру. Молодые россияне были не согласны (91%), с утверждением о том, что брак является пережитком прошлого, и что они не стремятся к созданию семьи и хотят жить в свое удовольствие, а семья (дети, супруг) будет препятствовать этому. Обнаружено, что молодые люди стремятся к созданию семьи  и хотят ее иметь, что подтверждает их факт готовности к семейным отношениям.

Анализ семантического поля понятия «брак» (по результатам методики «Семантический дифференциал») показал, что представители российской этнокультурной группы наделяют его такими характеристиками как любимый, притягательный интересный, радостный и т.п. Другими словами можно говорить о позитивной направленности отношения к браку российской молодежи. Нужно также отметить, что брак содержательно воспринимается молодыми людьми как долгий, сильный, но при этом выгодный, необходимый, традиционный. Можно предположить, что брачные отношения оцениваются молодыми людьми как что-то доброе, радостное, интересное, что говорит о достаточно благоприятных установках в отношении к браку. Данные результаты могут являться показателем того, что у молодых людей сформированы аттитюды на долговременные, стабильные, устойчивые семейные отношения.

Важно отметить, что семантическое содержание понятия брак в европейской этнокультурной группе характеризуется достаточно выраженной негативной направленностью. Так, брак европейцами содержательно представлен такими характеристиками как грустный, неинтересный и амбивалентный между добрым и злым. Брак воспринимается молодыми людьми также как быстрый, не обязательный и не надежный, однако при этом как сильный и традиционный. Можно сделать вывод, об амбивалентности отношения к браку, обусловленной с одной стороны выраженным негативизмом европейцев по отношению к брачному союзу, с другой, достаточно устойчивыми аттитюдами на брак и семью, сформированными на основе культурных европейских традиций. Подтверждается этот факт и тем, что большинство молодых людей представителей европейской этнокультурной группы (60%) согласны с утверждением о том, что если они не женятся/не выйдут замуж, то их ожидает одинокая старость. Можно говорить о том, что молодые люди озабочены тем, что в старости они могут остаться одинокими и никому не нужными, что является свидетельством достаточно выраженной прагматичности молодых людей (по принципу «не хочу, но необходимо для выживания»). (По данным европейских социологических исследований (Reader’sDigest), многие европейцы имеют желание, чтобы дети и самые близкие родственники оказывали им помощь в старости.)

Сравнительный анализ семантического поля понятия брак показал, что ассоциации у россиян связаны именно с счастьем, с чем-то светлым, любимым (Uэмп = 665, Uкрит = 1486,  р< 0,01) и нежным (Uэмп = 175, Uкрит = 1486,  р< 0,01). Молодые люди из европейской выборки склоняются к тому, что брак является напряженным (Uэмп = 865, Uкрит = 1486, р<0,01), где все достаточно статично и сложно (Uэмп = 360, Uкрит = 1486,  р< 0,01); .(Uэмп = 920, Uкрит = 1486,  р< 0,01).

 Рис. 1. Характеристики, присущие браку, по мнению молодых людей (смысловые характеристики)

При этом брак для представителей российской выборки является обязательным, в отличие от молодых людей европейской культурной группы (Uэмп = 910, Uкрит = 1486, р< 0,01). Статистически достоверно для россиян брак представляется как более долгий (Uэмп = 495, Uкрит = 1486,  р< 0,01), надежный (Uэмп = 1250, Uкрит = 1486, р < 0,01) и сильный (Uэмп = 650, Uкрит = 1486, р < 0,01), в отличие от европейцев, которые склонялись к противоположным характеристикам. По мнению, представителей обеих выборок брак является традиционным (Uэмп = 1660, Uкрит = 1486, р> 0,01), при отсутствии достоверных различий. Однако традиционность брака для европейцев и россиян понимается по-разному. Молодые люди из европейской выборки, как было показано выше, следуют традициям вступления в брак, опираясь на установку «так нужно», чтобы избежать одиночества, следовать нормам общества. А для молодых людей из российской выборки, брак традиционный с точки зрения ценностно-значимого отношения к нему, который меняет социальный статус человека, способствует росту престижа в обществе. Представляется, что именно с точки зрения престижности россияне описывают брак как выгодный по сравнению с европейцами, воспринимающими брак как бесполезный, потому что приходится нести ответственность, брать на себя заботу о других, чего не хотят европейцы, в силу индивидуализации общества (Uэмп = 240, Uкрит = 1486, р< 0,01). Нужно также отметить, что такими характеристиками как притягательный и приятный, брак наделяли и представители российской, и европейской этнокультурных групп.

 Рис. 2. Характеристики, присущие браку, по мнению молодых людей (оценочные характеристики)

Можно сказать, что брак является неотъемлемой частью жизни людей, при этом на фоне других семантических характеристик для россиян это понятие более положительно окрашено, тогда как для европейцев семантическое поле понятия «брак» имеет амбивалентный характер.

Анализ свободных ассоциаций, полученных в мини сочинениях, где предлагалось дописать фразы «Брак – это…», «Семья это – …» показал следующее. Молодые россияне наполняют содержание понятия брака как ценного, значимого и необходимо в жизни человека («союз двух любящих людей»; «важная сторона жизни»; «взаимоотношения между двумя людьми, в ходе которых появляется желание жить и трудиться, заводить детей, нести ответственность за членов семьи»; «официальное доказательство любви»; «цемент отношений»; «крепкий союз между любящими друг друга мужчиной и женщиной, который определяет силу их любви» и т.д.). Для большинства представителей российской этнокультурной группы брак – это, прежде всего, тесные эмоциональные отношения, чувства, которыми руководствуются при регистрации отношений. В понимании молодых людей современный брак – это такой союз, где присутствует эмоциональная привязанность, общие интересы, поглощенность друг другом, поддержка, искренность. Полученные данные соотносятся с исследованиями И.Г. Кузиной, которая отмечает, что для современных молодых людей брак остается ценностью, важной составляющей жизни человека. В браке присутствуют доверие и свобода, искренность и взаимопонимание, а также, что важно для современных молодых людей, личная независимость и независимость личного пространства [2]. Также было вывялено, что главной ценностью брака, в представлении опрошенных молодых людей, является продолжение рода, что говорит о том, что молодые люди думают, о своем будущем и понимают, что именно в браке должны рождаться дети. Стоит отметить, что среди россиян были молодые люди (8%), которые  считают, что брак – это формальность («необходимая формальность»; «договор, по которому мужчина обязан обеспечивать его семью, а женщина воспитывать детей, рожденных от этого мужчины»), которая нужна современному человеку, но даже при таком ответе, молодые люди придерживаются традиционных взглядов на брак, где мужчина глава в семье, а женщина-хранительница очага. Анализ свободных ассоциаций по теме «семья – это…» показал, что семья для представителей российской этнокультурной группы характеризуется ценностно-значимым отношением, семья – это «то место, где тебе уютно, хорошо, где ты всегда найдешь поддержку, опору»; «семья – это самое главное, что есть в жизни человека»; «любимый очаг, тыл и опора»; «продолжение рода»; «семья – это все для меня»; «это место, куда хочется возвращаться»; «вечный двигатель»; «опора и поддержка». Как можно заметить, все молодые люди наполняют данное понятие такими содержательными характеристиками, которые дают понять, что семья в российской культуре остается главной базовой ценностью и неотъемлемой частью жизни людей.

Молодые люди из европейской этнокультурной группы, в сравнение с российской выборкой давали достаточно односложные, неразвернутые ответы, однако по ним можно также судить о смысловом содержании понятий «брак» и «семья». Брак для них, в первую очередь – это «любовь и доверие», «верность», «союз», «ответственность», «дети» и даже «материальное благополучие». Из этих достаточно односложных ответов можно сделать вывод о некоторой прагматичности, рациональности содержания понятия «брак» для европейцев. Семья, по мнению, молодых людей из европейской этнокультурной группы – это «опора», «ответственность», «дети», «жизнь», «наполненность», «благополучие» и т.п. Таким образом, можно предположить, что понятие семьи в большей степени, чем «брак» наполнено эмоционально-положительным содержанием. При этом важно подчеркнуть, что и в определении брака и в определении семьи встречается такая лингвистическая единица как «дети». Еще в 2005 году (по данным европейских социальных исследований) число молодых людей, которые хотели бы иметь ребенка, составляло менее 70 %. Однако уже в 2015 году репрезентативный социальный срез (опрос проводился институтом социальных исследований Forsa, заказанный немецким молодежным журналом Neon) показал, что  большинство (девять из десяти опрошенных – около 90 %) молодых людей хотели бы и планируют иметь ребенка [3].

Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования можно заключить следующее. Между молодыми людьми – представителями разных этнокультурных групп существуют достоверно значимые различия в отношении к браку. Брак для представителей российской выборки носит ценностный, положительный, личностно-значимый характер. Молодые люди стремятся к вступлению в брак, хотят видеть рядом с собой любимого человека, которому можно доверять. В российской выборке отношение к браку достаточно традиционно, что проявляется в предпочтении официально зарегистрированных отношений, в желании иметь традиционную семью с точки зрения распределения обязанностей (мужчина-глава семьи, добытчик, а женщина – хранительница очага). Для россиян характерны более позитивные, благоприятные социальные установки на брак. Для европейцев брак носит скорее прагматичный, рациональный, нормативный характер: молодые люди уважают свои традиции, чтят их, беспокоятся о своем будущем, что определяет их желание вступить в брак. Для европейцев брак носит амбивалентный характер, который проявляется с одной стороны, негативными установками (брак – злой, ненужный, грустный), а с другой стороны положительным отношением к официальному браку, ценностью брака на всю жизнь. Можно сказать, что брак для представителей европейской группы является ценностно-значимым, однако в основе ценностей лежат иные (в отличие от россиян) мотивы, которые носят нормативный характер. Полученные результаты одновременно вскрыли и тот факт, что зачастую современное представление россиян о европейских особенностях отношения к браку носит достаточно поверхностный характер. В российском обществе доминирует мнение о том, что в Европе брак – негативное, изжившее себя явление. Однако, как оказалось, отношение к браку у европейцев (несмотря на то, что это обусловлено, прежде всего, культурными традициями) имеет определенную позитивную направленность: молодые люди мечтают о браке на всю жизнь, ценят семейные отношения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа поможет создать просветительские программы, факультативные занятия [4], для развития ценностно-значимого отношения к браку современной молодежи. Перспективой данного исследования может стать изучение кросскультурного аспекта влияния родительской семьи (с учетом благоприятного/неблагоприятного климата) на формирование отношения к созданию собственной семьи.


Библиографический список
  1. Ставропольский Ю.В. Кластерный анализ эксплицитной групповой российской этнокультурной идентичности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8823 (дата обращения: 17.07.2016).
  2. Кузина И.Г. Студенческие семьи и браки в современной России: социологический анализ / И.Г. Кузина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015. – №5. – С. 34–37.
  3. Буцко А. Все больше молодых немцев хотят иметь детей [Электронный ресурс] URL: http://www.dw.com/ru/(дата обращения: 1.04.2016)
  4. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры.  – Ростов н/Д, «Феникс», 2007. – 339 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Эксакусто Татьяна Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация