Современный мир невозможно себе представить без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное образование не возможно представить без информационных технологий ,поэтому информационное пространство требует владения компьютером.
Поэтому важно начать обучение с использованием средств информационных технологий как можно раньше, не только в начальной школе, но и в дошкольном возрасте.
Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Использование современного компьютера позволяет наиболее полно и качественно реализовать развитие способностей ребенка. Действительно ли не обходимо использовать информационные технологии в воспитании ребенка?
Многие исследователи приводят доказательства, что знакомство с компьютером, дошкольника лучше осуществлять в форме компьютерной игры (ГорвицЮ.М., Леонтьева Л.А., Новоселова С.Л., Поддьяков H.H.). В исследования о развитии и обучении детей дошкольного возраста Венгера Л.А., показана необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка.[1]
Многие педагоги уверены, что информационные технологии могут помочь детям в получении необходимых компетентностей еще до того, как они пойдут в школу. Как указывают Сирадж-Блэтчфорд и Уайтбред (Siraj-Blatchford and Whitebread, 2003, p.19),
сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие развитие дошкольников, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста и пришли к таким выводам :
-новые технологии оказывают большое влияние на жизнь детей;
-новые ИКТ доступны детям младшего возраста;
-родители порой не осознают, что их дети уже живут в мире ИКТ и какого рода материал доходит до них через ИКТ;
- родители имеют разные возможности , чтобы обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку не одинаковы;
-многие дети дома имеют больший доступ к новым ИКТ, чем в
образовательных учреждениях
-педагоги зачастую неуверенно пользуются ИКТ;
-уровень обеспечения ДОО инструментами ИКТ различенный и очень низкий;
-общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует [2].
В области дошкольного образования такие исследователи как Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др. высказывают свою точку зрения “за” и “против” ИКТ. Противники ИКТ приводят аргументы о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на здоровье детей. Сторонники ИКТ доказывают преимущество инновационного обучения и описываю пути снижения фактора негативного влияния компьютера на ребенка.
Информационные технологии вызывают у детей огромный интерес к знаниям и учебному процессу, а так же помогают всесторонне развиваться. Если говорить о физическом развитии, то у детей развивается мелкая моторика рук, работая с компьютерной мышкой, что касается познавательно-речевого развития, это отличный способ с помощью информационных технологий скорректировать нарушения, если таковые имеются. Дети получают и художественно-эстетическое развитие, благодаря наглядным презентациям, дети ознакомиться в более доступной форме с произведениями искусства. Ну и конечно же ИТ несут огромную пользу в социально личностном становлении ребенка, так как помогает развить у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения, формируют основы безопасности и собственной жизнедеятельности.
Так как в будущем нам не обойтись без компьютерных технологий, необходимо соблюдать гигиенические требования: необходимо правильно организовать рабочие места: мебель должна соответствовать росту ребенка ,рабочее место должно быть хорошо освещено. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз. Важно, если у ребенка плохое зрение, чтобы он обязательно занимался в очках. За одним компьютером может заниматься только один ребенок, а работа с интерактивной доской рассчитана на группу. Вся работа должна контролироваться педагогом.
Итак, использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ позволяет улучшить качество подготовки детей к школе. Педагог должен организовать свою деятельность так, чтобы учебный материал был эмоциональный, яркий, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с ее современными возможностями. Информационные технологии позволят сделать процесс обучения и развития ребёнка эффективным, откроют новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Главное помнить, что живое общения педагога с ребёнком не заменить компьютерами и современными технологиями, какими бы совершенными они не были.
Библиографический список
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с….” [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/VRp-1986/RPV-001.HTM]
- Ножаева Л.М. Комптютер для детей: за и против. [Источник:http://nlm.ucoz.ru/index/kompjuter_i_doshkolnik_za_i_protiv/0-4
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
- Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : "Гелиос АРВ", 2000г.
- Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании» // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 - 22 мая 2015 года, г. Томск) [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
- Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
- Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
- Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
- Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
- Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
- Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
- Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
- Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
- Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
- Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
- Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
- Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242