МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Михайлова Светлана Владимировна1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Крылов Василий Николаевич3, Калюжный Евгений Александрович4, Красникова Людмила Ивановна5, Жулин Николай Васильевич6, Норкина Екатерина Игоревна7, Глаголева Кристина Сергеевна8, Любаев Александр Владимирович9
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, Арзамасский филиал, к.б.н., доцент кафедры физической культуры
2Нижегородская государственная медицинская академия, д.м.н., профессор кафедры детских болезней,
3Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, д.б.н., профессор, зав. кафедрой биохимии и физиологии человека
4Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, Арзамасский филиал, к.б.н., доцент кафедры биологии, географии и химии
5Городская больница № 1 г.Арзамас, к.м.н., гл.врач городской больницы № 1
6Центр Здоровья для детей г.Арзамас, врач-педиатр Центра Здоровья для детей
7Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка факультета дошкольного и начального образования
8Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка факультета дошкольного и начального образования
9Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, аспирант

Аннотация
В статье представлены результаты мониторинговых исследований физического развития современных студентов Нижегородской области. Антропометрические обследования 8415 студентов 17-25 лет проведены генерализующим методом в 2011-2016 гг. Отмечено, что за период обучения в вузе на фоне возрастания показателей морфологических признаков у половины молодежи продолжается наращивание физиометрических показателей. Вегетативный статус характеризуется некоторым напряжением, как отражение напряженного и высоко динамичного образа жизни, связанного с процессом обучения в вузе. Выявленные отличительные особенности морфофункциональных показателей современных студентов, обосновывают разработку оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше.

Ключевые слова: мониторинг, морфофункциональные показатели, стандарт физического развития, студенты, физическое развитие, центильное распределение


MONITORING OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS NOVGOROD REGION

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Kuzmichev Yuriy Georgievich2, Kryilov Vasiliy Nikolaevich3, Kalyuzhnyiy Evgeniy Aleksandrovich4, Krasnikova Lyudmila Ivanovna5, Zhulin Nikolay Vasilevich6, Norkina Ekaterina Igorevna7, Glagoleva Kristina Sergeevna8, Lyubaev Aleksandr Vladimirovich9
1Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, assistant professor department of Physical Culture, Cand.Biol.Sci.,
2Nizhny Novgorod State Medical Academy, Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of childhood diseases
3National Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Professor, Doctor of Biological Sciences Department of Physiology and Biochemistry of the human
4Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., assistant professor department of biology, geography and chemistry
5Arzamas City Hospital № 1, Cand. Med.Sci., head doctor, Arzamas City Hospital № 1
6Health Centre for Children Arzamas, Pediatrician,
7Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, student of the Faculty of Preschool and Primary Education
8Arzamas branch national Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, student of the Faculty of Preschool and Primary Education
9National Research Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, postgraduate

Abstract
The article presents the results of monitoring studies of the physical development of modern students of Nizhny Novgorod region. Anthropometric survey of 8415 students 17-25 years old conducted by generalizing in 2011-2016. It is noted that for the period of study at the university in the background increase morphologi-cal parameters half of young people continuing buildup fiziometrick indicators. Vegetative status characterized by a certain voltage, as a reflection of an intense and highly dynamic lifestyle associated with the learning process at the university.
Identified features of morphological and functional parameters of modern students, justify the development of scorecards in the form of one-dimensional centile scale to assess physical development of students of Nizhny Novgorod region in the age-sex groups of 17 to 21 years of age or older.

Keywords: centile distribution, monitoring, morphofunctional indicators, physical development, standard physical development, students


Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Красникова Л.И., Жулин Н.В., Норкина Е.И., Глаголева К.С., Любаев А.В. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/72003 (дата обращения: 08.12.2024).

Современные студенты – это особая социальная группа населения, объединенная определенными возрастными границами (17-25 лет) и отличающаяся интенсивностью умственного труда в процессе профессионального обучения, специфичным образом жизни и менталитетом. Студенты первых курсов часто имеют морфофункциональные особенности, характерные для подросткового возраста, т.к. к 17-20 годам биологическое формирование организма еще не полностью не заканчивается. По данным экспертов ВОЗ, процесс роста и развития некоторых систем организма (сердечно-сосудистая, костно-мышечная, психическая сфера) продолжается до 24-25 лет. В период обучения в высших учебных заведениях (17-25 лет) у юношей и девушек завершается рост тела в длину, стабилизируется наступившая половая зрелость, энергетические затраты на единицу массы приближаются к таковым у взрослых [1,2].

Здоровье студента является индикатором условий обучения, образа жизни и досуга молодежи. Хорошее индивидуальное здоровье является предпосылкой к активности, полному самоутверждению личности, необходимым условием реализации жизненной программы, достижения личного благополучия и счастья. Отмечается тесная взаимосвязь здоровья и обучения: чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение [3,4]. Приоритетным критерием состояния здоровья студентов является физическое развитие, под которым понимается процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности [5,6].

Физическое развитие (ФР) подрастающего поколения требует систематического наблюдения, что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [7]. Наиболее информативной является антропометрическая методика определения уровня ФР, позволяющая при осуществлении популяционного мониторинга за короткое время обследовать большие контингенты [8,9].

Для контроля физического развития первостепенное значение имеет наличие широкого комплекса нормативных показателей. Нормативы, или стандарты, формируются на основе статистического анализа распределения показателей у больших контингентов школьников и студентов, отобранных сообразно с принятыми критериями здоровья, социального и экологического благополучия. При этом крайние зоны распределения, т.е. величины признаков сравнительно редко наблюдавшиеся у обследованных из группы стандарта, используются в качестве критериев или ориентиров для специального врачебного наблюдения или даже углубленной диагностики. У обладателей таких признаков — вероятность наличия заболеваний может быть более высокой, чем у лиц со среднепопуляционными признаками развития [10,11].

Для создания нормативов или стандартов физического развития требуется квалифицированный отбор больших контингентов обследованных, включаемых в группу стандарта, адекватный выбор методов антропометрического обследования, статистической разработки и представления стандартов.

Основной принцип разработки стандарта — создание однородной статистической совокупности, для реализации которого необходимо соблюдать следующие правила:

1) наполняемость одной возрастно-половой группы должна составлять не менее 100 человек;

2) необходима однородность группы по национальности и месту постоянного проживания, исключаются лица из семей мигрантов;

3) из статистической разработки исключают лиц, имеющих 3 и более хронических заболевания, с обострениями хронических заболеваний или патологическими отклонениями в развитии [6,10].

Цель исследования – используя результаты мониторинговых исследований физического развития, выявить особенности морфофункциональных показателей студентов Нижегородской области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование выполнено на сертифицированном и регулярно поверяемом оборудовании с соблюдением четких критериев исключения, а именно: наличие на момент обследования острых или обострения хронических заболеваний, беременности, а также отказ от обследования.

Изучение показателей физического развития проводилось по результатам антропометрических обследований 6210 студентов (2074 юношей и 4136 девушек) 17-25 лет. Исследование проведено генерализующим методом в 2011-2016 гг. среди студентов Арзамасского филиала ННГУ, АПИ, Арзамасского филиала РУК, НижГМА и ННГУ им.Лобачевского. Антропометрические измерения включали определение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи. По полученным результатам рассчитаны индексы: индекс массы тела (ИМТ=МТ /ДТ2), силовой индекс (СИ=ДПК/МТ), жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/МТ) [10,12,13,14].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «EXCEL v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, критерий χ2) с доверительным интервалом р0,05-0,001[15].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для характеристики соматометрического и физиометрического статуса студентов использовали сложившиеся методы на основе непараметрического центильного анализа. Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы. За эталонные значения были приняты результаты исследований 1990 г., которые явились основой последнего действующего стандарта физического развития студентов и позволили получить сопоставимые оценки предыдущего норматива с вновь полученными результатами [9].

Анализ физического развития студентов выявил отклонения от эталона в распределении центильных оценок тотальных размеров тела. Современных студентов отличает асимметрия показателей ДТ, МТ и ОГК в сторону крайних вариантов развития (табл.1). Распределение ДТ имеет слабо выраженное правостороннее смещение с большим представительством студентов с очень высокой ДТ – 6,1% (в 2 раза выше эталона). Распределение МТ и ОГК, в отличие от ДТ, имеют левостороннюю асимметрию, наиболее выраженную среди юношей.

Таблица 1. Структура распределения оценок морфологических показателей, %

ЦИ

Эта-

лон

ДТ

МТ

ОГК

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

1

3%

3,7

1,0

2,6

5,1

7,6

8,4

2

7%

8,5

3,0

13,0

9,5

11,9

5,9

3

15%

10,1

7,9

18,8

16,4

15,7

11,6

4

25%

23,4

24,5

22,3

20,3

23,7

13,2

5

25%

23,3

25,4

17,8

16,6

19,5

21,4

6

15%

15,2

21,6

15,5

16,6

11,5

19,2

7

7%

10,9

9,1

7,8

12,0

6,6

15,5

8

3%

4,8

7,4

2,3

3,6

3,5

4,7

статистика

χ2=167,15 P=0,000

χ2=114,12 P=0,000

χ2=261,16 P=0,000

Примечание: ЦИ – центильный интервал,

Таблица 2. Антропометрические показатели физического развития студентов

Возраст,

годы

Юноши

Девушки

ДТ

МТ

ДТ

МТ

М

s

М

s

М

s

М

s

17

175,3

6,05

66,4

8,01

165,0

5,41

58,3

7,58

18

176,9*

5,69

68,9*

7,59

165,5*

5,40

58,8

8,21

19

177,7*

6,06

71,0*

7,95

165,9*

4.64

59,4

9,11

20

178,5*

5,22

73,9*

7,69

166,4*

5,02

60,0

8,24

21

178,8

6,72

74,7

8,92

166,5

5,84

61,4*

9,53

22

178,6

6,81

75,8

7,88

166,3

5,11

61,0

8,24

23

178,7

6,94

76,0

8,12

166,5

5,66

62,1

8,76

24

179,0

7,05

76,5

8,45

166,4

6,21

63,3

8,90

25

178,5

7,60

77,3

8,88

166,5

6,41

63,0

8,65

ИМТ

ОГК

ИМТ

ОГК

М

s

М

s

М

s

М

s

17

21,6

2,72

90,7

6,57

20,7

2,55

83,4

5,21

18

21,8

2,36

91,3

5,46

21,0

2,77

84,2*

5,33

19

22,1

2,48

92,2*

6,92

21,2

2,99

85,0*

5,79

20

22,2

2,51

94,4*

5,99

21,4

2,71

85,9*

5,38

21

22,6

2,90

95,9*

6,72

21,5

3,22

87,4*

5,81

22

22,9

2,78

96,6

6,91

21,7

2,80

88,0

6,06

23

23,2

2,97

97,0

7,22

21,9

3,09

88,5

5,90

24

23,5

3,16

97,0

7,48

22,1

3,25

88,6

6,67

25

24,0

3,58

97,4

7,83

22,3

3,75

88,9

6,88

Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей

возрастной группы (P<0,05)

ДТ юношей от 175,3±6,05 в 17 лет увеличивается до 179,0±7,05 у молодых людей в 24 года (разница 3,7 см). У девушек за этот же возрастной период увеличение ДТ происходит с 165,0±5,41 см до 166,5±5,91 см (разница 1,5 см). У девушек ежегодные приросты незначительные (0,4-0,5 см) и практически равные на этапе 17-20 лет. У юношей наибольший прирост 1,6 см отмечен в период 17-18 лет, далее интенсивность ростовых процессов постепенно снижается. Статистически значимые различия показателей ДТ выявлены у юношей и девушек в возрастных группах 17-20 лет (табл.2).

МТ изменяется у юношей от 66,4±8,01 кг в 17 лет до 77,3±8,88 кг в 25 лет (разница 10,9 кг). У девушек МТ возрастает с 58,3±7,58 кг до 63,3±8,90 кг (разница 3,0 кг). У девушек наибольший прирост МТ (1,4 кг) выявлен в возрасте 20-21 год, а у юношей 2,9 кг в возрасте 19-20 лет. Статистически значимые различия показателей МТ зафиксированы у юношей в возрастных группах 17-20 лет, а у девушек только в 20-21 год.

ОГК с возрастом также увеличивается: у юношей с 90,7±6,57 см в 17 лет до 97,4±7,83 см в 25 лет (разница 6,7 см), а у девушек от 83,4±5,21 см до 88,9±6,81 см (разница 5,5 см). Наибольший прирост ОГК у юношей (2,2 см) происходит в 19-20 лет, у девушек наибольший прирост ОГК (1,5 см) выявлен в возрасте 20-21 год. Статистически значимые различия показателей ОГК выявлены у юношей и девушек в возрастных группах 17-21 год.

Центильное распределение ЖЕЛ характеризуется небольшой правосторонней асимметрией (табл. 3). Выраженная левосторонняя асимметрия отмечается по показателям динамометрии: практически у половины (57,6%) студентов динамометрия оценивается как сниженная, низкая и очень низкая. Численность студентов со значениями в 7 и 8 ЦИ у юношей соответствует эталону, а у девушек в 2 раза ниже эталона.

Распределение центильных оценок показателей ЧСС распадается по крайним вариантам, особенно у юношей (отмечена склонность к тахикардии у 19,8% юношей, т.к. они имеют высокие и очень высокие оценки показателей ЧСС).

Распределение показателей САД и ДАД характеризуется большими долями высоких и очень высоких значений. Распределение центильных оценок показателей САД и ДАД имеет правостороннюю асимметрию.

Таблица 3. Структура распределения оценок физиометрических показателей, %

ЦИ

Эталон

ЖЕЛ

ДПК

ЧСС

САД

ДАД

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

Ю

Д

1

3%

1,5

2,2

11,2

15,2

5,5

4,9

1,1

2,5

3,2

2,5

2

7%

8,5

5,1

11,1

24,2

3,2

7,5

5,0

3,3

3,9

5,3

3

15%

11,4

12,0

15,5

18,4

14,6

18,8

6,7

8,0

8,7

5,4

4

25%

18,5

24,6

16,9

15,4

16,5

19,5

24,2

19,9

11,5

11,2

5

25%

24,7

23,0

20,1

12,9

21,1

25,2

20,8

32,2

20,5

21,4

6

15%

20,3

17,1

13,4

9,2

19,2

13,9

20,8

10,9

16,2

23,6

7

7%

9,7

10,3

8,3

3,3

12,1

9,1

19,2

13,4

17,8

19,0

8

3%

5,3

5,7

3,5

1,4

7,7

1,1

2,3

9,8

12,3

11,7

Статистика:

χ2=92,85 P=0,000

χ2=238,71 P=0,000

χ2=232,85 P=0,000

χ2=791,32 P=0,000

χ2=203,71 P=0,000

Примечание: ЦИ – центильный интервал

ЖЕЛ у юношей от 3,6±0,78 л в 17 лет увеличивается до 4,3±0,74 л у молодых людей в 21 год (разница 0,7 л). У девушек увеличение ЖЕЛ происходит с 3,0±0,51 л в 17 лет до 3,4±0,58 л в 20 лет (разница 0,4 л). Ежегодные приросты ЖЕЛ начинают снижаться у девушек после 20 лет, а у юношей после 21 года. Статистически значимые различия показателей ЖЕЛ выявлены у юношей в возрастных группах 17-20 лет, а у девушек в 17-18 и 19-22 года (табл.4).

ДПК у юношей от 37,6=9,93 кг в 17 лет увеличивается до 44,0±9,47 кг у молодых людей в 23 года (разница 6,4 кг). У девушек увеличение ДПК происходит с 22,2±4,72 кг до 23,9±5,87 кг в 21 год (разница 1,7 кг). У юношей наибольшие значения ежегодных приростов ДПК зафиксированы в возрасте 18-20 лет, а после 23 лет отмечено снижение ДПК. У девушек ежегодные приросты ДПК равные и незначительные, а после 21 лет отмечается их снижение. Статистически значимые различия показателей ДПК выявлены у юношей в возрастных группах 18-20 лет, а у девушек в 17-22 года.

Значения ЖИ и СИ у юношей и девушек в 25 лет ниже, чем в 17 лет. Но на возрастном этапе 17-25 лет значения ЖИ возрастают у студентов до 58,6±8,13
в 20 лет. СИ возрастает у юношей до 58,8±10,90 в 21 год, а у девушек до 41,4±8,29 в 20 лет (табл.4).

Таблица 4. Физиометрические показатели физического развития студентов

Возраст,

годы

Юноши

Девушки

ЖЕЛ

ЖИ

ЖЕЛ

ЖИ

М

s

М

s

М

s

М

s

17

3,6

0,78

56,9

8,46

3,0

0,51

52,7

8,11

18

3,8*

0,77

57,1

8,89

3,1*

0,54

54,7*

8,87

19

4,0*

0,81

58,0

8,38

3,2*

0,56

55,1

8,18

20

4,2*

0,76

58,6

8,13

3,4*

0,58

58,6*

8,32

21

4,3

0,74

57,0

8,61

3,3*

0,49

55,1*

8,06

22

4,2

0,68

57,2

8,64

3,2*

0,51

54,8

8,55

23

4,3

0,72

56,8

9,11

3,1

0,59

54,0

8,96

24

4,1

0,83

57,0

8,59

3,0

0,58

51,3

9,03

25

4,2

0,89

56,6

9,03

3,0

0,62

51,0

8,57

ДПК

СИ

ДПК

СИ

М

s

М

s

М

s

М

s

17

37,6

9,93

57,5

8,46

22,2

4,72

39,8

8,47

18

37,7

9,70

57,3

9,50

22,9*

5,61

40,0

8,38

19

39,3*

9,50

55,8*

8,41

23,8*

5,72

40,7

8,85

20

41,6*

9,13

58,1

9,99

23,1*

6,52

41,4

8,29

21

42,3

9,82

58,8

10,90

23,9*

5,87

40,7

9,95

22

43.6

9,77

57,5

8,43

23,0*

5,37

39,5

9,14

23

44.0

9,47

57,0

9,68

22,2

6,02

39,1

9,48

24

43.8

9,61

56,6

9,22

21,7

5,87

38,4

9,66

25

43.5

9,58

57,0

10,66

21,0

6,44

38,0

9,45

Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей возрастной группы (P<0,05)

САД у юношей увеличивается от 119,6±9,97 мм рт.ст в 17 лет до 124,0±9,40 мм рт.ст у молодых людей в 25 лет (разница 4,4 мм рт.ст). У девушек за этот же возрастной период увеличение САД происходит с 115,5±9,83 мм рт.ст до 119,5±10,84 мм рт.ст (разница 4,0 мм рт.ст). Наибольшие значения ежегодных приростов САД у юношей и девушек отмечены в возрасте 18-20 лет. Статистически значимые различия показателей САД выявлены у юношей в возрастных группах 18-20 лет, а у девушек в 17-19 лет (табл.5).

Показатели ДАД у юношей увеличивается от 75,6±6,08 мм рт.ст в 17 лет до 79,0±6,48 мм рт.ст у молодых людей в 24 года (разница 3,4 мм рт.ст). У девушек за этот же возрастной период увеличение ДАД происходит с 73,4±6,77 мм рт.ст до 77,5±7,06 мм рт.ст (разница 4,1 мм рт.ст). Наибольшие значения ежегодных приростов ДАД отмечены у юношей после 20 лет, а у девушек в возрасте 21-22 года (1,9 мм рт.ст). Статистически значимые различия показателей ДАД выявлены у юношей в возрастных группах 20-22 года, а у девушек в 18-24 года.

Таблица 5. Гемодинамические показатели физического развития студентов

Возраст,

годы

Юноши

Девушки

САД

ДАД

САД

ДАД

М

s

М

s

М

s

М

s

17

119,6

9,97

75,6

6,08

115,5

9,83

73,4

6,77

18

120,6

8,29

74,8

5,61

116,5*

9,60

73,8

6,69

19

122,1*

9,86

75,3

6,00

118,2*

9,33

72,7*

7,00

20

123,4*

9,54

75,0

6,41

118,1

9,40

74,0*

6,66

21

123,0

8,79

76,7*

5,28

119,0

9,61

75,7*

5,81

22

121,7

8,76

78,3*

6,16

118,0

9,03

76,6*

6,72

23

123,0

9,42

77,9

6,21

119,0

10,55

75,5

6,82

24

122,7

9,51

79,0

6,48

118,5

10,45

77,5*

7,06

25

124,0

9,40

78,4

6,46

119,5

10,84

76,0

7,11

ЧСС

ЭГК

ЧСС

ЭГК

М

s

М

s

М

s

М

s

17

79,3

9,93

8,0

1,36

80,1

8,95

6,5

1,14

18

78,9

10,81

8,3*

1,35

79,7

8,30

6,9*

1,03

19

77,0*

9,35

8,4

1,29

78,4*

8,66

7,0*

1,05

20

78,5*

9,45

8,4

1,33

78,4

8,90

7,0

1,08

21

74,7*

9,56

8,8*

1,48

76,7*

8,31

7,1

1,16

22

76,5

10,26

9,0

1,66

76,0

8,77

7,4*

1,34

23

75,0

10,65

9,1

1,73

76,0

9,99

7,5

1,63

24

76,8

9,82

9,1

1,84

76,5

9,64

7,5

1,49

25

75,3

10,04

9,2

1,88

76,3

9,07

7,7

1,77

Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей

возрастной группы (P<0,05)

ЧСС у юношей снижается от 79,3±9,93 в 17 лет до 74,7±9,35 у молодых людей в 21 год (разница 4,6). У девушек снижение ЧСС происходит с 80,1±8,95 до 76,0±8,77 (разница 5,4). Наибольшие значения ежегодных изменений ЧСС у юношей и девушек отмечены в 21 год. Статистически значимые различия показателей ЧСС у юношей и девушек выявлены в 18-21 год.

Показатели ЭГК, как у юношей, так и у девушек, за период с 17 до 25 лет увеличиваются на 1,2 см. Статистически значимые различия показателей ЭКГ у юношей выявлены в возрастных группах 17-18 и 20-21 год, а у девушек в 17-19 и 21-22 года (табл.5).

Показатели пробы Штанге у юношей возрастают от 52,6±9,81 с в 17 лет до 58,0±9,87 с у молодых людей в 23 года (разница 5,4 с). У девушек увеличение значений пробы происходит с 43,3±9,01 с до 44,7±9,22 с в 19 лет (разница 1,4 с). Как у юношей, так и у девушек после 21 года наращивание значений пробы прекращается. Статистически значимые различия показателей пробы Штанге у юношей выявлены в возрастных группах 18-21 год, а у девушек в 18-20 лет (табл.6).

Показатели пробы Генчи у юношей возрастают от 22,8±4,32 с в 17 лет до 25,9 ±5,06 с у молодых людей в 20 лет (разница 3,1 с). У девушек за этот же возрастной период увеличение значений пробы происходит с 21,8±5,31 с до 24,7±6,53 с (разница 2,9 с). Статистически значимые различия показателей пробы Генчи у юношей выявлены в возрастных группах 17-19 лет, а у девушек в возрасте 17-21 год.

Таблица 6. Показатели функциональных проб

Возраст,

годы

Юноши

Девушки

Штанге

Генчи

Штанге

Генчи

М

s

М

s

М

s

М

s

17

52,6

9,81

22,8

4,32

43,3

9,01

21,8

5,31

18

53,6

9,40

24,4*

6,98

43,6

9,81

23,4*

6,49

19

55,8*

9,63

25,8*

7,01

44,7*

9,22

24,0*

6,41

20

55,6

9,45

25,9

5,06

43,5*

9,16

24,7*

6,53

21

57,5*

9,67

24,7

6,28

44,1

9,34

23,5*

5,83

22

56,0

9,08

24,0

6,77

43,6

8,35

23,0

6,37

23

58,0

9,87

24,5

6,15

43,0

9,57

22,0

7,17

24

55,7

9,36

24,0

7,22

41,5

9,88

22,5

7,36

25

56,8

9,66

24,0

7,55

40,6

9,92

22,5

7,44

Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей

возрастной группы (P<0,05)

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

За период возраста от 17 до 25 лет ДТ юношей увеличивается на 3,7 см, а девушек на 1,5 см. МТ изменяется у юношей на 10,9 кг, у девушек на 3,0 кг. ОГК увеличивается у юношей на 6,7 см, у девушек на 5,5 см.

По данным исследования проведенного среди населения РФ в Центрах Здоровья (49.661 юношей и 64.757 девушек возраста 17-25 лет) ДТ изменяется за возрастной период с 17 до 25 лет у юношей на 2 см (от 175,1 до 177,1), а у девушек на 2,1 см (от 163,4 до 165,5). МТ за этот же возрастной период изменяется у юношей на 8,62 кг (от 64,93 до 73,55), а у девушек на 5,2 кг (от 55,2 до 60,4) [16].

Продолжающиеся приросты морфофункциональных показателей у студентов старших курсов могут свидетельствовать о незавершенности ростовых процессов у молодежи с замедленным биологическим развитием, а также у студентов, активно занимающихся спортом. Существенная прибавка веса у студентов старших курсов свидетельствует о продолжающемся формировании телосложения и увеличении численности молодежи с избыточной массой тела [8,17].

Физиометрические показатели современных студентов, характеризующие их функциональные возможности, отличаются сниженными показателями ДПК на фоне оптимальных значений ЖЕЛ.

Гемодинамические показатели у 20,5% свидетельствуют о напряжении вегетативного статуса, т.к. параметры сердечно-сосудистой системы у них соответствуют 7-8 ЦИ. Это объясняется напряженностью образа жизни с высокими информационными и умственными нагрузками периода обучения в вузе.

Морфофункциональные показатели студентов отличаются выраженной вариабельностью, поэтому в целом физическое развитие современных студентов характеризуется высокой численностью юношей и девушек с крайними значениями морфологических и функциональных признаков. Также особенностью ФР студентов является возрастание физиометрических показателей к 20-21 годам, а затем снижение.

Аналогичные заключения получены другими исследователями. Результаты проведенного Усковым Г.В. (2006) изучения показателей физического развития и степени развития физических качеств студентов за период обучения показали, что с возрастом они имеют тенденцию к снижению при уменьшении уровня двигательной активности. При систематических занятиях в различных спортивных секциях антропо- и физиометрические показатели прогрессивно улучшались на всем протяжении обучения. Представленные результаты демонстрируют значение физических упражнений в поддержании уровня здоровья относительно здоровых лиц молодого возраста, занимающихся преимущественно умственной деятельностью, а также возможности развития столь важных для жизнеобеспечения организма механизмов аэробного и анаэробного обеспечения [18].

Учитывая наличие статистически достоверных различий по показателям физического развития у большинства студентов до 21 лет, для корректной оценки морфофункциональных показателей требуется наличие стандарта, включающего возрастные группы: 17 лет, 18 лет, 19 лет, 20 лет, 21 год и старше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФР студентов за возрастной период 17-25 лет претерпевает существенные изменения, в большей степени выраженные по соматометрическим показателям. Обучение в вузе и специфический образ жизни студенческой молодежи оказывают влияние на формирование телосложения и морфофункциональный статус к окончанию обучения в вузе. На фоне возрастания морфологических показателей только у третьей части молодежи продолжается наращивание физиометрических показателей, у остальных студентов они снижаются. Вегетативный статус характеризуется некоторым напряжением, как отражение напряженного и высоко динамичного процесса обучения в вузе.

Асимметричность распределения центильных оценок и выявленные отличительные особенности морфофункциональных показателей современных студентов, обосновывают разработку оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше.


Библиографический список
  1. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А., Катенко С.В. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 2: 40-57.
  2. Михайлова С.В. Садретдинова И., Федосеева Я. Здоровье студентов – социальная ценность государства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С.80-86.
  3. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
  4. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. – 556 с.
  5. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
  6. Негашева М.А., Михайленко В.П., Корнилова В.М. Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет // Педиатрия. – 2007. Т.86, № 1. – С.68-73.
  7. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи». – М., 2001.
  8. Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода  / Н.А. Матвеева, Н.Г. Чекалова, А.В. Додонов, Ю.Р. Силкин, Е.О. Максименко // Медицинский альманах. 2015. № 5 (40). С. 176-178.
  9. Матвеева Н.А., Бородинова А.А., Квасова А.П., Шулындина Л.В. Физическое развитие студентов г.Горького // Образ жизни и здоровье студентов. Сборник научных трудов. 1990. С. 69-75.
  10. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
  11. Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С.5.
  12. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий -   М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
  13. Приказ МЗ и соц.развития РФ от 19 августа2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  14. Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья. Методические рекомендации.  М.: ФГБУ «ГНИЦПМ», 2012.  109 с.
  15. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика, 1998. 459 с.
  16. Руднев С. Г., Соболева Н. П., Стерликов С. А. и др. Биоимпедансное исследование состава тела населения России. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014. 493 с.
  17. Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. – № 6. – С. 667-669.
  18. Усков Г.В. Динамика состояния физического здоровья студентов с различными режимами двигательной активности в период обучения в вузе и коррекция модифицируемых факторов риска развития заболеваний: дис. на соиск. докт.мед.наук: 03.00.13 – физиология, Усков Геннадий Васильевич. Челябинск, 2005. – 386 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: