Современные студенты – это особая социальная группа населения, объединенная определенными возрастными границами (17-25 лет) и отличающаяся интенсивностью умственного труда в процессе профессионального обучения, специфичным образом жизни и менталитетом. Студенты первых курсов часто имеют морфофункциональные особенности, характерные для подросткового возраста, т.к. к 17-20 годам биологическое формирование организма еще не полностью не заканчивается. По данным экспертов ВОЗ, процесс роста и развития некоторых систем организма (сердечно-сосудистая, костно-мышечная, психическая сфера) продолжается до 24-25 лет. В период обучения в высших учебных заведениях (17-25 лет) у юношей и девушек завершается рост тела в длину, стабилизируется наступившая половая зрелость, энергетические затраты на единицу массы приближаются к таковым у взрослых [1,2].
Здоровье студента является индикатором условий обучения, образа жизни и досуга молодежи. Хорошее индивидуальное здоровье является предпосылкой к активности, полному самоутверждению личности, необходимым условием реализации жизненной программы, достижения личного благополучия и счастья. Отмечается тесная взаимосвязь здоровья и обучения: чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение [3,4]. Приоритетным критерием состояния здоровья студентов является физическое развитие, под которым понимается процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности [5,6].
Физическое развитие (ФР) подрастающего поколения требует систематического наблюдения, что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [7]. Наиболее информативной является антропометрическая методика определения уровня ФР, позволяющая при осуществлении популяционного мониторинга за короткое время обследовать большие контингенты [8,9].
Для контроля физического развития первостепенное значение имеет наличие широкого комплекса нормативных показателей. Нормативы, или стандарты, формируются на основе статистического анализа распределения показателей у больших контингентов школьников и студентов, отобранных сообразно с принятыми критериями здоровья, социального и экологического благополучия. При этом крайние зоны распределения, т.е. величины признаков сравнительно редко наблюдавшиеся у обследованных из группы стандарта, используются в качестве критериев или ориентиров для специального врачебного наблюдения или даже углубленной диагностики. У обладателей таких признаков — вероятность наличия заболеваний может быть более высокой, чем у лиц со среднепопуляционными признаками развития [10,11].
Для создания нормативов или стандартов физического развития требуется квалифицированный отбор больших контингентов обследованных, включаемых в группу стандарта, адекватный выбор методов антропометрического обследования, статистической разработки и представления стандартов.
Основной принцип разработки стандарта — создание однородной статистической совокупности, для реализации которого необходимо соблюдать следующие правила:
1) наполняемость одной возрастно-половой группы должна составлять не менее 100 человек;
2) необходима однородность группы по национальности и месту постоянного проживания, исключаются лица из семей мигрантов;
3) из статистической разработки исключают лиц, имеющих 3 и более хронических заболевания, с обострениями хронических заболеваний или патологическими отклонениями в развитии [6,10].
Цель исследования – используя результаты мониторинговых исследований физического развития, выявить особенности морфофункциональных показателей студентов Нижегородской области.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование выполнено на сертифицированном и регулярно поверяемом оборудовании с соблюдением четких критериев исключения, а именно: наличие на момент обследования острых или обострения хронических заболеваний, беременности, а также отказ от обследования.
Изучение показателей физического развития проводилось по результатам антропометрических обследований 6210 студентов (2074 юношей и 4136 девушек) 17-25 лет. Исследование проведено генерализующим методом в 2011-2016 гг. среди студентов Арзамасского филиала ННГУ, АПИ, Арзамасского филиала РУК, НижГМА и ННГУ им.Лобачевского. Антропометрические измерения включали определение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), динамометрии правой и левой кисти (ДПК и ДЛК), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи. По полученным результатам рассчитаны индексы: индекс массы тела (ИМТ=МТ /ДТ2), силовой индекс (СИ=ДПК/МТ), жизненный индекс (ЖИ=ЖЕЛ/МТ) [10,12,13,14].
По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проводилась с использованием программ офисного пакета «EXCEL v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, критерий χ2) с доверительным интервалом р≤0,05-0,001[15].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для характеристики соматометрического и физиометрического статуса студентов использовали сложившиеся методы на основе непараметрического центильного анализа. Центильный метод является простейшим из непараметрических методов статистики. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, ибо он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону занижения или завышения нормы. За эталонные значения были приняты результаты исследований 1990 г., которые явились основой последнего действующего стандарта физического развития студентов и позволили получить сопоставимые оценки предыдущего норматива с вновь полученными результатами [9].
Анализ физического развития студентов выявил отклонения от эталона в распределении центильных оценок тотальных размеров тела. Современных студентов отличает асимметрия показателей ДТ, МТ и ОГК в сторону крайних вариантов развития (табл.1). Распределение ДТ имеет слабо выраженное правостороннее смещение с большим представительством студентов с очень высокой ДТ – 6,1% (в 2 раза выше эталона). Распределение МТ и ОГК, в отличие от ДТ, имеют левостороннюю асимметрию, наиболее выраженную среди юношей.
Таблица 1. Структура распределения оценок морфологических показателей, %
ЦИ |
Эта- лон |
ДТ |
МТ |
ОГК |
|||
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
||
1 |
3% |
3,7 |
1,0 |
2,6 |
5,1 |
7,6 |
8,4 |
2 |
7% |
8,5 |
3,0 |
13,0 |
9,5 |
11,9 |
5,9 |
3 |
15% |
10,1 |
7,9 |
18,8 |
16,4 |
15,7 |
11,6 |
4 |
25% |
23,4 |
24,5 |
22,3 |
20,3 |
23,7 |
13,2 |
5 |
25% |
23,3 |
25,4 |
17,8 |
16,6 |
19,5 |
21,4 |
6 |
15% |
15,2 |
21,6 |
15,5 |
16,6 |
11,5 |
19,2 |
7 |
7% |
10,9 |
9,1 |
7,8 |
12,0 |
6,6 |
15,5 |
8 |
3% |
4,8 |
7,4 |
2,3 |
3,6 |
3,5 |
4,7 |
статистика |
χ2=167,15 P=0,000 |
χ2=114,12 P=0,000 |
χ2=261,16 P=0,000 |
Примечание: ЦИ – центильный интервал,
Таблица 2. Антропометрические показатели физического развития студентов
Возраст, годы |
Юноши |
Девушки |
||||||
ДТ |
МТ |
ДТ |
МТ |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
175,3 |
6,05 |
66,4 |
8,01 |
165,0 |
5,41 |
58,3 |
7,58 |
18 |
176,9* |
5,69 |
68,9* |
7,59 |
165,5* |
5,40 |
58,8 |
8,21 |
19 |
177,7* |
6,06 |
71,0* |
7,95 |
165,9* |
4.64 |
59,4 |
9,11 |
20 |
178,5* |
5,22 |
73,9* |
7,69 |
166,4* |
5,02 |
60,0 |
8,24 |
21 |
178,8 |
6,72 |
74,7 |
8,92 |
166,5 |
5,84 |
61,4* |
9,53 |
22 |
178,6 |
6,81 |
75,8 |
7,88 |
166,3 |
5,11 |
61,0 |
8,24 |
23 |
178,7 |
6,94 |
76,0 |
8,12 |
166,5 |
5,66 |
62,1 |
8,76 |
24 |
179,0 |
7,05 |
76,5 |
8,45 |
166,4 |
6,21 |
63,3 |
8,90 |
25 |
178,5 |
7,60 |
77,3 |
8,88 |
166,5 |
6,41 |
63,0 |
8,65 |
ИМТ |
ОГК |
ИМТ |
ОГК |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
21,6 |
2,72 |
90,7 |
6,57 |
20,7 |
2,55 |
83,4 |
5,21 |
18 |
21,8 |
2,36 |
91,3 |
5,46 |
21,0 |
2,77 |
84,2* |
5,33 |
19 |
22,1 |
2,48 |
92,2* |
6,92 |
21,2 |
2,99 |
85,0* |
5,79 |
20 |
22,2 |
2,51 |
94,4* |
5,99 |
21,4 |
2,71 |
85,9* |
5,38 |
21 |
22,6 |
2,90 |
95,9* |
6,72 |
21,5 |
3,22 |
87,4* |
5,81 |
22 |
22,9 |
2,78 |
96,6 |
6,91 |
21,7 |
2,80 |
88,0 |
6,06 |
23 |
23,2 |
2,97 |
97,0 |
7,22 |
21,9 |
3,09 |
88,5 |
5,90 |
24 |
23,5 |
3,16 |
97,0 |
7,48 |
22,1 |
3,25 |
88,6 |
6,67 |
25 |
24,0 |
3,58 |
97,4 |
7,83 |
22,3 |
3,75 |
88,9 |
6,88 |
Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей
возрастной группы (P<0,05)
ДТ юношей от 175,3±6,05 в 17 лет увеличивается до 179,0±7,05 у молодых людей в 24 года (разница 3,7 см). У девушек за этот же возрастной период увеличение ДТ происходит с 165,0±5,41 см до 166,5±5,91 см (разница 1,5 см). У девушек ежегодные приросты незначительные (0,4-0,5 см) и практически равные на этапе 17-20 лет. У юношей наибольший прирост 1,6 см отмечен в период 17-18 лет, далее интенсивность ростовых процессов постепенно снижается. Статистически значимые различия показателей ДТ выявлены у юношей и девушек в возрастных группах 17-20 лет (табл.2).
МТ изменяется у юношей от 66,4±8,01 кг в 17 лет до 77,3±8,88 кг в 25 лет (разница 10,9 кг). У девушек МТ возрастает с 58,3±7,58 кг до 63,3±8,90 кг (разница 3,0 кг). У девушек наибольший прирост МТ (1,4 кг) выявлен в возрасте 20-21 год, а у юношей 2,9 кг в возрасте 19-20 лет. Статистически значимые различия показателей МТ зафиксированы у юношей в возрастных группах 17-20 лет, а у девушек только в 20-21 год.
ОГК с возрастом также увеличивается: у юношей с 90,7±6,57 см в 17 лет до 97,4±7,83 см в 25 лет (разница 6,7 см), а у девушек от 83,4±5,21 см до 88,9±6,81 см (разница 5,5 см). Наибольший прирост ОГК у юношей (2,2 см) происходит в 19-20 лет, у девушек наибольший прирост ОГК (1,5 см) выявлен в возрасте 20-21 год. Статистически значимые различия показателей ОГК выявлены у юношей и девушек в возрастных группах 17-21 год.
Центильное распределение ЖЕЛ характеризуется небольшой правосторонней асимметрией (табл. 3). Выраженная левосторонняя асимметрия отмечается по показателям динамометрии: практически у половины (57,6%) студентов динамометрия оценивается как сниженная, низкая и очень низкая. Численность студентов со значениями в 7 и 8 ЦИ у юношей соответствует эталону, а у девушек в 2 раза ниже эталона.
Распределение центильных оценок показателей ЧСС распадается по крайним вариантам, особенно у юношей (отмечена склонность к тахикардии у 19,8% юношей, т.к. они имеют высокие и очень высокие оценки показателей ЧСС).
Распределение показателей САД и ДАД характеризуется большими долями высоких и очень высоких значений. Распределение центильных оценок показателей САД и ДАД имеет правостороннюю асимметрию.
Таблица 3. Структура распределения оценок физиометрических показателей, %
ЦИ |
Эталон |
ЖЕЛ |
ДПК |
ЧСС |
САД |
ДАД |
|||||
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
||
1 |
3% |
1,5 |
2,2 |
11,2 |
15,2 |
5,5 |
4,9 |
1,1 |
2,5 |
3,2 |
2,5 |
2 |
7% |
8,5 |
5,1 |
11,1 |
24,2 |
3,2 |
7,5 |
5,0 |
3,3 |
3,9 |
5,3 |
3 |
15% |
11,4 |
12,0 |
15,5 |
18,4 |
14,6 |
18,8 |
6,7 |
8,0 |
8,7 |
5,4 |
4 |
25% |
18,5 |
24,6 |
16,9 |
15,4 |
16,5 |
19,5 |
24,2 |
19,9 |
11,5 |
11,2 |
5 |
25% |
24,7 |
23,0 |
20,1 |
12,9 |
21,1 |
25,2 |
20,8 |
32,2 |
20,5 |
21,4 |
6 |
15% |
20,3 |
17,1 |
13,4 |
9,2 |
19,2 |
13,9 |
20,8 |
10,9 |
16,2 |
23,6 |
7 |
7% |
9,7 |
10,3 |
8,3 |
3,3 |
12,1 |
9,1 |
19,2 |
13,4 |
17,8 |
19,0 |
8 |
3% |
5,3 |
5,7 |
3,5 |
1,4 |
7,7 |
1,1 |
2,3 |
9,8 |
12,3 |
11,7 |
Статистика: |
χ2=92,85 P=0,000 |
χ2=238,71 P=0,000 |
χ2=232,85 P=0,000 |
χ2=791,32 P=0,000 |
χ2=203,71 P=0,000 |
Примечание: ЦИ – центильный интервал
ЖЕЛ у юношей от 3,6±0,78 л в 17 лет увеличивается до 4,3±0,74 л у молодых людей в 21 год (разница 0,7 л). У девушек увеличение ЖЕЛ происходит с 3,0±0,51 л в 17 лет до 3,4±0,58 л в 20 лет (разница 0,4 л). Ежегодные приросты ЖЕЛ начинают снижаться у девушек после 20 лет, а у юношей после 21 года. Статистически значимые различия показателей ЖЕЛ выявлены у юношей в возрастных группах 17-20 лет, а у девушек в 17-18 и 19-22 года (табл.4).
ДПК у юношей от 37,6=9,93 кг в 17 лет увеличивается до 44,0±9,47 кг у молодых людей в 23 года (разница 6,4 кг). У девушек увеличение ДПК происходит с 22,2±4,72 кг до 23,9±5,87 кг в 21 год (разница 1,7 кг). У юношей наибольшие значения ежегодных приростов ДПК зафиксированы в возрасте 18-20 лет, а после 23 лет отмечено снижение ДПК. У девушек ежегодные приросты ДПК равные и незначительные, а после 21 лет отмечается их снижение. Статистически значимые различия показателей ДПК выявлены у юношей в возрастных группах 18-20 лет, а у девушек в 17-22 года.
Значения ЖИ и СИ у юношей и девушек в 25 лет ниже, чем в 17 лет. Но на возрастном этапе 17-25 лет значения ЖИ возрастают у студентов до 58,6±8,13
в 20 лет. СИ возрастает у юношей до 58,8±10,90 в 21 год, а у девушек до 41,4±8,29 в 20 лет (табл.4).
Таблица 4. Физиометрические показатели физического развития студентов
Возраст, годы |
Юноши |
Девушки |
||||||
ЖЕЛ |
ЖИ |
ЖЕЛ |
ЖИ |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
3,6 |
0,78 |
56,9 |
8,46 |
3,0 |
0,51 |
52,7 |
8,11 |
18 |
3,8* |
0,77 |
57,1 |
8,89 |
3,1* |
0,54 |
54,7* |
8,87 |
19 |
4,0* |
0,81 |
58,0 |
8,38 |
3,2* |
0,56 |
55,1 |
8,18 |
20 |
4,2* |
0,76 |
58,6 |
8,13 |
3,4* |
0,58 |
58,6* |
8,32 |
21 |
4,3 |
0,74 |
57,0 |
8,61 |
3,3* |
0,49 |
55,1* |
8,06 |
22 |
4,2 |
0,68 |
57,2 |
8,64 |
3,2* |
0,51 |
54,8 |
8,55 |
23 |
4,3 |
0,72 |
56,8 |
9,11 |
3,1 |
0,59 |
54,0 |
8,96 |
24 |
4,1 |
0,83 |
57,0 |
8,59 |
3,0 |
0,58 |
51,3 |
9,03 |
25 |
4,2 |
0,89 |
56,6 |
9,03 |
3,0 |
0,62 |
51,0 |
8,57 |
ДПК |
СИ |
ДПК |
СИ |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
37,6 |
9,93 |
57,5 |
8,46 |
22,2 |
4,72 |
39,8 |
8,47 |
18 |
37,7 |
9,70 |
57,3 |
9,50 |
22,9* |
5,61 |
40,0 |
8,38 |
19 |
39,3* |
9,50 |
55,8* |
8,41 |
23,8* |
5,72 |
40,7 |
8,85 |
20 |
41,6* |
9,13 |
58,1 |
9,99 |
23,1* |
6,52 |
41,4 |
8,29 |
21 |
42,3 |
9,82 |
58,8 |
10,90 |
23,9* |
5,87 |
40,7 |
9,95 |
22 |
43.6 |
9,77 |
57,5 |
8,43 |
23,0* |
5,37 |
39,5 |
9,14 |
23 |
44.0 |
9,47 |
57,0 |
9,68 |
22,2 |
6,02 |
39,1 |
9,48 |
24 |
43.8 |
9,61 |
56,6 |
9,22 |
21,7 |
5,87 |
38,4 |
9,66 |
25 |
43.5 |
9,58 |
57,0 |
10,66 |
21,0 |
6,44 |
38,0 |
9,45 |
Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей возрастной группы (P<0,05)
САД у юношей увеличивается от 119,6±9,97 мм рт.ст в 17 лет до 124,0±9,40 мм рт.ст у молодых людей в 25 лет (разница 4,4 мм рт.ст). У девушек за этот же возрастной период увеличение САД происходит с 115,5±9,83 мм рт.ст до 119,5±10,84 мм рт.ст (разница 4,0 мм рт.ст). Наибольшие значения ежегодных приростов САД у юношей и девушек отмечены в возрасте 18-20 лет. Статистически значимые различия показателей САД выявлены у юношей в возрастных группах 18-20 лет, а у девушек в 17-19 лет (табл.5).
Показатели ДАД у юношей увеличивается от 75,6±6,08 мм рт.ст в 17 лет до 79,0±6,48 мм рт.ст у молодых людей в 24 года (разница 3,4 мм рт.ст). У девушек за этот же возрастной период увеличение ДАД происходит с 73,4±6,77 мм рт.ст до 77,5±7,06 мм рт.ст (разница 4,1 мм рт.ст). Наибольшие значения ежегодных приростов ДАД отмечены у юношей после 20 лет, а у девушек в возрасте 21-22 года (1,9 мм рт.ст). Статистически значимые различия показателей ДАД выявлены у юношей в возрастных группах 20-22 года, а у девушек в 18-24 года.
Таблица 5. Гемодинамические показатели физического развития студентов
Возраст, годы |
Юноши |
Девушки |
||||||
САД |
ДАД |
САД |
ДАД |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
119,6 |
9,97 |
75,6 |
6,08 |
115,5 |
9,83 |
73,4 |
6,77 |
18 |
120,6 |
8,29 |
74,8 |
5,61 |
116,5* |
9,60 |
73,8 |
6,69 |
19 |
122,1* |
9,86 |
75,3 |
6,00 |
118,2* |
9,33 |
72,7* |
7,00 |
20 |
123,4* |
9,54 |
75,0 |
6,41 |
118,1 |
9,40 |
74,0* |
6,66 |
21 |
123,0 |
8,79 |
76,7* |
5,28 |
119,0 |
9,61 |
75,7* |
5,81 |
22 |
121,7 |
8,76 |
78,3* |
6,16 |
118,0 |
9,03 |
76,6* |
6,72 |
23 |
123,0 |
9,42 |
77,9 |
6,21 |
119,0 |
10,55 |
75,5 |
6,82 |
24 |
122,7 |
9,51 |
79,0 |
6,48 |
118,5 |
10,45 |
77,5* |
7,06 |
25 |
124,0 |
9,40 |
78,4 |
6,46 |
119,5 |
10,84 |
76,0 |
7,11 |
ЧСС |
ЭГК |
ЧСС |
ЭГК |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
79,3 |
9,93 |
8,0 |
1,36 |
80,1 |
8,95 |
6,5 |
1,14 |
18 |
78,9 |
10,81 |
8,3* |
1,35 |
79,7 |
8,30 |
6,9* |
1,03 |
19 |
77,0* |
9,35 |
8,4 |
1,29 |
78,4* |
8,66 |
7,0* |
1,05 |
20 |
78,5* |
9,45 |
8,4 |
1,33 |
78,4 |
8,90 |
7,0 |
1,08 |
21 |
74,7* |
9,56 |
8,8* |
1,48 |
76,7* |
8,31 |
7,1 |
1,16 |
22 |
76,5 |
10,26 |
9,0 |
1,66 |
76,0 |
8,77 |
7,4* |
1,34 |
23 |
75,0 |
10,65 |
9,1 |
1,73 |
76,0 |
9,99 |
7,5 |
1,63 |
24 |
76,8 |
9,82 |
9,1 |
1,84 |
76,5 |
9,64 |
7,5 |
1,49 |
25 |
75,3 |
10,04 |
9,2 |
1,88 |
76,3 |
9,07 |
7,7 |
1,77 |
Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей
возрастной группы (P<0,05)
ЧСС у юношей снижается от 79,3±9,93 в 17 лет до 74,7±9,35 у молодых людей в 21 год (разница 4,6). У девушек снижение ЧСС происходит с 80,1±8,95 до 76,0±8,77 (разница 5,4). Наибольшие значения ежегодных изменений ЧСС у юношей и девушек отмечены в 21 год. Статистически значимые различия показателей ЧСС у юношей и девушек выявлены в 18-21 год.
Показатели ЭГК, как у юношей, так и у девушек, за период с 17 до 25 лет увеличиваются на 1,2 см. Статистически значимые различия показателей ЭКГ у юношей выявлены в возрастных группах 17-18 и 20-21 год, а у девушек в 17-19 и 21-22 года (табл.5).
Показатели пробы Штанге у юношей возрастают от 52,6±9,81 с в 17 лет до 58,0±9,87 с у молодых людей в 23 года (разница 5,4 с). У девушек увеличение значений пробы происходит с 43,3±9,01 с до 44,7±9,22 с в 19 лет (разница 1,4 с). Как у юношей, так и у девушек после 21 года наращивание значений пробы прекращается. Статистически значимые различия показателей пробы Штанге у юношей выявлены в возрастных группах 18-21 год, а у девушек в 18-20 лет (табл.6).
Показатели пробы Генчи у юношей возрастают от 22,8±4,32 с в 17 лет до 25,9 ±5,06 с у молодых людей в 20 лет (разница 3,1 с). У девушек за этот же возрастной период увеличение значений пробы происходит с 21,8±5,31 с до 24,7±6,53 с (разница 2,9 с). Статистически значимые различия показателей пробы Генчи у юношей выявлены в возрастных группах 17-19 лет, а у девушек в возрасте 17-21 год.
Таблица 6. Показатели функциональных проб
Возраст, годы |
Юноши |
Девушки |
||||||
Штанге |
Генчи |
Штанге |
Генчи |
|||||
М |
s |
М |
s |
М |
s |
М |
s |
|
17 |
52,6 |
9,81 |
22,8 |
4,32 |
43,3 |
9,01 |
21,8 |
5,31 |
18 |
53,6 |
9,40 |
24,4* |
6,98 |
43,6 |
9,81 |
23,4* |
6,49 |
19 |
55,8* |
9,63 |
25,8* |
7,01 |
44,7* |
9,22 |
24,0* |
6,41 |
20 |
55,6 |
9,45 |
25,9 |
5,06 |
43,5* |
9,16 |
24,7* |
6,53 |
21 |
57,5* |
9,67 |
24,7 |
6,28 |
44,1 |
9,34 |
23,5* |
5,83 |
22 |
56,0 |
9,08 |
24,0 |
6,77 |
43,6 |
8,35 |
23,0 |
6,37 |
23 |
58,0 |
9,87 |
24,5 |
6,15 |
43,0 |
9,57 |
22,0 |
7,17 |
24 |
55,7 |
9,36 |
24,0 |
7,22 |
41,5 |
9,88 |
22,5 |
7,36 |
25 |
56,8 |
9,66 |
24,0 |
7,55 |
40,6 |
9,92 |
22,5 |
7,44 |
Примечание: * – различия статистически достоверны с показателями предыдущей
возрастной группы (P<0,05)
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
За период возраста от 17 до 25 лет ДТ юношей увеличивается на 3,7 см, а девушек на 1,5 см. МТ изменяется у юношей на 10,9 кг, у девушек на 3,0 кг. ОГК увеличивается у юношей на 6,7 см, у девушек на 5,5 см.
По данным исследования проведенного среди населения РФ в Центрах Здоровья (49.661 юношей и 64.757 девушек возраста 17-25 лет) ДТ изменяется за возрастной период с 17 до 25 лет у юношей на 2 см (от 175,1 до 177,1), а у девушек на 2,1 см (от 163,4 до 165,5). МТ за этот же возрастной период изменяется у юношей на 8,62 кг (от 64,93 до 73,55), а у девушек на 5,2 кг (от 55,2 до 60,4) [16].
Продолжающиеся приросты морфофункциональных показателей у студентов старших курсов могут свидетельствовать о незавершенности ростовых процессов у молодежи с замедленным биологическим развитием, а также у студентов, активно занимающихся спортом. Существенная прибавка веса у студентов старших курсов свидетельствует о продолжающемся формировании телосложения и увеличении численности молодежи с избыточной массой тела [8,17].
Физиометрические показатели современных студентов, характеризующие их функциональные возможности, отличаются сниженными показателями ДПК на фоне оптимальных значений ЖЕЛ.
Гемодинамические показатели у 20,5% свидетельствуют о напряжении вегетативного статуса, т.к. параметры сердечно-сосудистой системы у них соответствуют 7-8 ЦИ. Это объясняется напряженностью образа жизни с высокими информационными и умственными нагрузками периода обучения в вузе.
Морфофункциональные показатели студентов отличаются выраженной вариабельностью, поэтому в целом физическое развитие современных студентов характеризуется высокой численностью юношей и девушек с крайними значениями морфологических и функциональных признаков. Также особенностью ФР студентов является возрастание физиометрических показателей к 20-21 годам, а затем снижение.
Аналогичные заключения получены другими исследователями. Результаты проведенного Усковым Г.В. (2006) изучения показателей физического развития и степени развития физических качеств студентов за период обучения показали, что с возрастом они имеют тенденцию к снижению при уменьшении уровня двигательной активности. При систематических занятиях в различных спортивных секциях антропо- и физиометрические показатели прогрессивно улучшались на всем протяжении обучения. Представленные результаты демонстрируют значение физических упражнений в поддержании уровня здоровья относительно здоровых лиц молодого возраста, занимающихся преимущественно умственной деятельностью, а также возможности развития столь важных для жизнеобеспечения организма механизмов аэробного и анаэробного обеспечения [18].
Учитывая наличие статистически достоверных различий по показателям физического развития у большинства студентов до 21 лет, для корректной оценки морфофункциональных показателей требуется наличие стандарта, включающего возрастные группы: 17 лет, 18 лет, 19 лет, 20 лет, 21 год и старше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФР студентов за возрастной период 17-25 лет претерпевает существенные изменения, в большей степени выраженные по соматометрическим показателям. Обучение в вузе и специфический образ жизни студенческой молодежи оказывают влияние на формирование телосложения и морфофункциональный статус к окончанию обучения в вузе. На фоне возрастания морфологических показателей только у третьей части молодежи продолжается наращивание физиометрических показателей, у остальных студентов они снижаются. Вегетативный статус характеризуется некоторым напряжением, как отражение напряженного и высоко динамичного процесса обучения в вузе.
Асимметричность распределения центильных оценок и выявленные отличительные особенности морфофункциональных показателей современных студентов, обосновывают разработку оценочных таблиц в виде одномерных центильных шкал для оценки физического развития студентов Нижегородской области в возрастно-половых группах от 17 до 21 года и старше.
Библиографический список
- Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А., Катенко С.В. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 2: 40-57.
- Михайлова С.В. Садретдинова И., Федосеева Я. Здоровье студентов – социальная ценность государства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С.80-86.
- Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
- Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. – 556 с.
- Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
- Негашева М.А., Михайленко В.П., Корнилова В.М. Разработка нормативов физического развития юношей и девушек 17-18 лет // Педиатрия. – 2007. Т.86, № 1. – С.68-73.
- Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». – М., 2001.
- Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода / Н.А. Матвеева, Н.Г. Чекалова, А.В. Додонов, Ю.Р. Силкин, Е.О. Максименко // Медицинский альманах. 2015. № 5 (40). С. 176-178.
- Матвеева Н.А., Бородинова А.А., Квасова А.П., Шулындина Л.В. Физическое развитие студентов г.Горького // Образ жизни и здоровье студентов. Сборник научных трудов. 1990. С. 69-75.
- Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
- Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С.5.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
- Приказ МЗ и соц.развития РФ от 19 августа2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
- Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья. Методические рекомендации. М.: ФГБУ «ГНИЦПМ», 2012. 109 с.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика, 1998. 459 с.
- Руднев С. Г., Соболева Н. П., Стерликов С. А. и др. Биоимпедансное исследование состава тела населения России. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014. 493 с.
- Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. – № 6. – С. 667-669.
- Усков Г.В. Динамика состояния физического здоровья студентов с различными режимами двигательной активности в период обучения в вузе и коррекция модифицируемых факторов риска развития заболеваний: дис. на соиск. докт.мед.наук: 03.00.13 – физиология, Усков Геннадий Васильевич. Челябинск, 2005. – 386 с.