ЦЫГАНЕ И ВЕНГЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО: ТРУДНОСТИ СОСУЩЕСТВАНИЯ

Звягина Дарья Александровна
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации
кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института актуальных международных проблем

Аннотация
В статье рассматривается опыт Венгрии в сфере политики в отношении национальных меньшинств. Автор подробно анализирует исторически сложившиеся особенности культурно-этнической ситуации Венгрии. Среди национальных меньшинств Венгрии особое внимание уделяется Цыганам, для которых аккультурация представляет наибольшую проблему. Автор приходит к выводам, о причинах недопонимания между цыганами и венгерским обществом, а также о возможности обострения этих противоречий.

Ключевые слова: Беаши., Венгрия, меньшинство, Олахи, Ромунгры, Цыгане


GYPSIES AND HUNGARIAN SOCIETY: DIFFICULTIES OF COEXISTENCE

Zvyagina Daria Aleksandrovna
Diplomatic academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
PhD, senior research assistant, Institute of actual international problems

Abstract
The article discusses the Hungarian experience in the field of policy towards national minorities. The author analyzes in detail the historically formed peculiarities of the ethnic-cultural situation of Hungary. Among the national minorities of Hungary, special attention is paid to the Gypsies, for whom acculturation is the biggest problem. The author comes to the conclusions about the causes of misunderstanding between the Roma and Hungarian society, as well as the possibility of exacerbation of these contradictions.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Звягина Д.А. Цыгане и венгерское общество: трудности сосуществания // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/71051 (дата обращения: 08.12.2024).

Вопрос генезиса цыган в Европе впервые возник в XVIII веке. Тогда же появилась гипотеза об их индийском происхождении, основанная на лингвистических данных: сходстве языков цыган Западной Европы и жителей Индии. Сегодня эта гипотеза подтвердилась генетическими исследованиями [1. С. 34]. Ученые пришли к выводу, что первые цыгане переселились в Европу в начале II тысячелетия нашей эры.

В силу ряда культурных причин, связанных с их историей, самоидентификация цыган сочетает в себе социальное и этническое. Человечество, по этому мировосприятию, делится на две категории: цыгане (рома) и нецыгане (гадже). Последние рассматриваются первыми не более чем как средство к существованию. Гадже могут обладать существенно более высоким социальным и экономическим статусом, чем рома, однако это не делает их равными. Всех цыган объединяет «романипэ» (или романимос) – «цыганскость», знание и соблюдение культурных традиций, законов и предписаний.

При том, что цыгане именуют себя «рома» (в буквальном переводе «человек»), существуют различные обозначения этого этноса: «цыгане», «житаны», «мануши», «джипси», «синди», «бродячие люди».

Этнос цыган неоднороден, выделяется три группы цыган, прибывших в Венгрию в разное время. «Ромунгры» – цыгане первой волны переселения, ассимилировавшиеся и отказавшиеся от самоназвания ромы. «Олахи», говорящие на диалекте цыганского языка и «Беаши» – архаичном варианте румынского языка, переселились в Венгрию из Румынии во второй половине XIX века.

Согласно весьма приблизительным данным, поскольку перепись цыганского населения в силу их кочевого образа жизни затруднительна, «наибольшее количество цыган в Европе проживает в Румынии (от 800 тыс. до 1 млн. человек), Болгарии (около 800 тыс.), Венгрии (около 400 тыс.), Словакии (300 тыс.) , Чехии (примерно 200 тыс.); в странах бывшей Югославии (около 250 тыс.), Испании (от 150 до 200 тыс.) и в России (180-200 тыс. человек)»[2. C. 245].

Говоря о ситуации в Венгрии, стоит сделать несколько оговорок об особенностях культурной ситуации с меньшинствами в этой стране. Во-первых, в языковом плане в Венгрии нет этнолингвистической группы, наиболее близкой к большинству населения, что определяет относительное равенство меньшинств в государстве. Во-вторых, проект «мадьяризации» национальных меньшинств, который в течение долгого исторического периода пытались претворить в жизнь в венгерском государстве, оказался несостоятельным. Во времена Австро-Венгрии эти же меньшинства не поддались и германизации.

Сегодня при 5 млн. венгров в процентном отношении наиболее многочисленными национальными меньшинствами Венгрии являются: цыгане (2%), немцы (1,2%), евреи (1%), румыны (0,8%), словаки (0,4%), хорваты (0,2%), сербы (0,2%) и украинцы (0,1%).

Распад Советского Союза и исчезновение социалистического лагеря повлияли и на внутриполитическую ситуацию в странах с национальными меньшинствами. Как отмечает отечественный исследователь И. Томова, в государствах Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х начале 1990-х годах наблюдался «процесс этнической мобилизации цыган и даже возникновение цыганского национализма и консолидации цыганских групп в отдельных странах на базе национальных идей» [3. С.126].

Одним из главных мотивов, легших в основу националистических идей, становится восприятие цыган в качестве жертв политических режимом стран, в которых они проживали. Также имела место попытка изменить отношение к индийскому происхождению цыган: из потомков касты неприкасаемых ромы превращались в вестников ведической цивилизации в Европе.

Ко второй половине 1990-х в цыганских сообществах стали появляться активисты, которые вели пропаганду идей цыганского идеализма и ратовали за формирование групповой идентичности [4. С. 190]. Однако нельзя с уверенностью сказать, существует ли вообще эта «групповая идентичность» у цыган. История вопроса показывает, что причисление (или не причисление) себя к цыганскому меньшинству зачастую имеет экономический и политический интерес.

Можно говорить о нескольких попытках ассимиляции цыган: в Османской Империи, в Российской Империи и т.д. В коммунистический период вполне успешно проводилась политика ассимиляции и инкультурация цыган в советское общество. Согласно переписям населения число людей, которые называли себя цыганами, уменьшалось и к 1975 году составляло всего 18 323 человека. Однако после 1992 года цыганами себя называли уже 313 326 человек [4. С. 195].

Политика Венгрии в отношении цыганского национального меньшинства

Важно отметить, что в международном праве нет четкой дефиниции национальных или этнических меньшинств. Как отмечает отечественный исследователь М.Ю. Мартынова,  «чаще всего под этими понятиями подразумеваются группы, являющиеся осколками этносов, отделенными государственной границей от их основных частей, но репрезентативно выделяющиеся среди населения страны пребывания» [5. С. 8].

Говоря о политике в отношении цыганского национального меньшинства, стоит сказать о законодательной стороне вопроса. В нормативно-правовом поле, как в целом ЕС, так и отдельных государств этой проблеме уделено немало внимания. Будучи гражданами стран ЕС, цыгане имеют те же права, что и их соотечественники других национальностей. Однако очевидно, что, в силу культурно-политических особенностей, цыгане в меньшей степени интегрированы в европейское общество. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию в 2008 году был проведен саммит ЕС «Европейская платформа за интеграцию цыган в общество», а в 2010 еще один. Однако о каких-либо существенных достижениях говорить не приходилось.

В Венгрии с 1993 года действует Закон об этнических и национальных меньшинствах. Согласно этому закону в Венгрии 13 меньшинств (12 национальных и 1 этническое) имеют право на самоуправление и финансово поддерживаются государством. По этому закону национальными меньшинствами Венгрии являются: болгары, цыгане, греки, хорваты, поляки, немцы, армяне, румыны, русины, сербы, словаки, словенцы и украинцы.

Закон не оправдал ожиданий и сегодня подвергается критике. Так, вместо того, чтобы стимулировать инкультурацию цыган, он был направлен скорее на создание их культурной автономии. Свобода выбора своей национальной идентичности повлекла возникновение «бизнеса меньшинств», который строился на использовании своей национальности для получения финансовых преференций от государства.

Этот закон не учитывал и лингвистического фактора. Венгерский исследователь М. Балаш отмечает, что «цыгане, которые в законодательстве рассматриваются как единое меньшинство с общим языком, на самом деле представлены тремя лингвистическими группами, одна из которых говорит на венгерском языке (т.е. не владеет языком меньшинства), что, впрочем, не мешает им считать себя цыганами, а две другие являются двуязычными (венгерский и цыганский, венгерский и румынский)» [6. С. 37].

Позже правительство Венгрии предприняло еще несколько мер по улучшению положения цыган, в частности, Распоряжение Правительства Венгрии 1125/1995 (XII. 12.) «О срочных заданиях, связанных с ситуацией цыганского меньшинства», Распоряжение Правительства Венгрии 1107/1997 (X. 11.) «О мероприятиях, направленных на улучшение ситуации с цыганскими меньшинствами».

В 2000 году был принята «Концепция правительственной политики относительно представителей членов сообщества цыган», главной целью которой была цыганская интеграцию в общество. Было определено шесть мер, призванных обеспечить мирное сосуществование членов цыганского меньшинства и остальной общественности. Во-первых, необходимо было устранить все формы дискриминации по расовой принадлежности. Во-вторых, упростить доступ цыган к среднему и высшему образованию. В-третьих, сократить уровень безработицы, изменить санитарно-эпидемиологическую ситуацию в цыганских общинах. В-четвертых,  развивать культуру и язык цыган. В-пятых, лишить общество предубеждений по расовым, национальным, языковым или другим причинам. В-шестых,  обеспечить безопасности представителей цыганского меньшинства [7. С. 18-27]. К сожалению, большая часть этих инициатив так и не получила достойного развития.

Стоит сказать об интересном опыте Венгрии по налаживанию коммуникации между учениками цыганского и не-цыганского происхождения в школе. Был утвержден институт координаторов, каждый из которых должен быть представителем цыганского меньшинства и иметь диплом о среднем образовании. Они призваны налаживать связи в обществе и решать конфликтные ситуации между рома и не-рома в школе, который зачастую основаны на взаимном недопонимании.

Тема совместного проживания венгров и цыганского меньшинства непременно входит в программу каждой политической партии Венгрии. Кратко опишем некоторые общие моменты. Такие политические партии как «Фидес – Венгерский гражданский союз» (христианско-демократического толка) и «Венгерская социальная партия» (социал-демократической направленности) предлагают интегрировать цыган в общество без ассимиляции, то есть без потери их национальной культуры и ее уподоблению венгерской. Крайне правая партия «Йоббик» негативно относится к присутствию цыганского меньшинства в стране и призывает к его официальной сегрегации, а также к введению понятия «цыганская преступность».

Стоит отметить, что существуют и партии, представляющие цыганские интересы. Так, MCF (Партия цыганской солидарности), которая действует с 2006 года, участвовала в выборах в парламент, однако не набрала достаточно голосов. С этой проблемой нередко сталкиваются партии меньшинств, поэтому они часто вступают в объединения с ведущими политическими партиями.

Основные проблемы цыганского меньшинства в Венгрии

Сегодня в венгерском обществе имеет место все усиливающийся комплекс взаимных социальных обид между цыганским меньшинством и остальной частью населения. Можно выделить несколько ключевых проблем в их взаимоотношениях.

Во-первых, в цыганских общинах имеет место перенаселенность. В 2011 году авторитетное британское издание Индепендент писало о том, в каких условиях живут цыгане в Венгрии: «В маленьком, дряхлом доме с обрушающейся крышей, всего две спальни, до отказа заставленные кроватями. Здесь живут 14 членов семьи» [8]. Уровень рождаемости среди цыганского населения в два раза выше, чем у венгров. Это приобретает особое значение, если учесть, что в Венгрии последние десятилетия наблюдается демографический кризис среди коренного населения. Как отмечают исследователи Ф. Сабо и А. Боршаньи, «Венгрия по-прежнему входит в число стран с наиболее низкой рождаемостью в регионе, и поскольку эта тенденция удерживается уже несколько десятилетий, по старению населения она находится на первом месте» [9. С. 125].

Во-вторых, цифры говорят о крайне сложной ситуации с образованием цыган. «Лишь 37,5% из них осиливают курс начальной школы, зачастую просиживая в начальных классах по нескольку лет и покидая в 18 лет государственные учебные заведения без аттестатов (со справками). Среди учащихся лицеев – их 3,9%, а студентов высших учебных заведений – всего 0,1%. Если же речь идёт о девочках, то, как правило, они становятся матерями уже в 12 – 14 лет, а реализация права на школьное образование не входит в планы их семей» [10. С. 21]. В школах имеет место институциональная сегрегация. Венгры не хотят отдавать своих детей в школы, где учатся преимущественно цыгане. По словам отечественного исследователя О.В. Урасиновой, «социологи видят в раздельном обучении причину возникновения и укоренения предрассудков в отношении цыган, увеличения социальной дистанции между рома и не-рома детьми, неадаптированности и низкого процента трудоустройства цыган» [11. С. 80].

В-третьих, появляются районы с превалирующим цыганским населением. «Согласно социологическим опросам, более 76% венгров не желают жить рядом с цыганами. Рома, в свою очередь, в силу финансовых трудностей, а также в ряде случаев, желая избежать столкновения с большинством, стремятся жить общиной, пусть и в рамках города» [11. С. 78].

Институциональная сегрегация проявляется в первую очередь в школах. Венгры не хотят отдавать своих детей в школы, где учатся преимущественно цыгане. «Социологи видят в раздельном обучении причину возникновения и укоренения предрассудков в отношении цыган, увеличения социальной дистанции между рома и не-рома детьми, неадаптированности и низкого процента трудоустройства цыган» [11. С. 80].

В-четвертых, в условиях финансового кризиса сельское хозяйство и малые предприятия в деревнях приходят в упадок, что вынуждает людей переселяться в города в поисках работы. Цыгане же, напротив, селятся на окраинах городов и в сельской местности, часто занимая оставленные дома, переехавших в город венгров. Большинство цыган, будучи низко квалифицированными работниками, остаются безработными и живут на пособие.

В-пятых, социальная поддержка цыган государством, направленная на улучшение их жилищных условий, к сожалению, производит обратный эффект. В Венгрии стоятся целые районы бесплатного жилья для цыган. «Однако часть этих домов остаётся незаселёнными и через два-три месяца строения зияют окнами с разбитыми стеклами, высаженными рамами. Выносятся и распродаются ванны, унитазы, двери, карнизы, отвинчиваются даже краны и дверные ручки, вырываются провода» [10. С. 25].

Также ведущие кочевой образ жизни цыгане зачастую используют миграционную политику ЕС в своих интересах: просят убежища в странах Европы, а в случае отказа получают компенсацию транспортных издержек. При этом они полностью игнорируют нормы и законы ЕС: не платят налоги, не оплачивают коммунальные услуги и т.д. Процветает и криминальная деятельность цыган.

В заключении, стоит сказать, за свою историю Венгрия приобрела интересный опыт в сфере политики в отношении национальных меньшинств, управления культурным и этническим многообразием страны. При том, что подавляющее большинство граждан Венгрии имеют мадьярское происхождение, страна этнически не гомогенна. Численность меньшинств, признанных таковыми законодательно, по разным подсчетам составляет 5% – 10% населения. С течение времени выработались два способа существования меньшинств в венгерском обществе. Одни предпочли своей этнической идентичности слияние с венгерской гражданской нацией, другие – сохранили в себе, так сказать, двойную идентичность.

Сегодня цыганская проблема в Венгрии стоит достаточно остро и на это есть, как минимум, две серьезные причины. Во-первых, взаимовосприятие цыганского меньшинства и венгерского большинства осложнено исторически детерминированными претензиями и социальными обидами. Это повлекло за собой формирование стереотипов в отношении друг друга. Во-вторых, цыганское меньшинство имеет принципиально иные, чем остальные граждане Европы, взгляды на традиции и правила поведение человека в обществе и государстве, а нежелание идти на компромисс и диалог порождает недопонимание.

К сожалению, сегодня ухудшающиеся экономические условия и конкуренция за рабочие места в странах Восточной Европы обостряет эти противоречия. Венгерское большинство видит в цыганах либо угрозу, либо нежелательную статью расходов государственного бюджета. Вопрос о преодолении этой ситуации остается открытым.


Библиографический список
  1. Kalaydjieva L. Genetic Studies of the Roma (Gypsies) // BMC Medical Genetics. 2001. Vol. 2. № 5.
  2. Черенков Л.Н. Цыгане – диаспора? Диаспоры. 2009. № 1. С. 239-256.
  3. Томова И. Формирование цыганской идентичности. Национальные меньшинства в странах Центрально-Восточной Европы: Сб. обзоров и реф. РАН. ИНИОН. М., 2007. – 140 c. С. 125-140
  4. Томова И. Конструирование на ромской идентичности // Социологические проблемы. 2005. № 3-4. С. 187-215.
  5. Мартынова М.Ю. Этнические проблемы и политика государств Европы. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998.
  6. Балаш М. Права меньшинств в Венгрии и положение цыган. Balázs V. Minority rights in Hungary and the situation of the Roma // Acta Jur. Hungarica. – Budapest, 2004. – N. 1-2. – P. 131-148 // Андреев К.Ю. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2005. № 4. С. 35-38
  7. Защита прав меньшинств: анализ международной практики. Аналитическая записка // Международный центр перспективных исследований. Киев, С. 18-27.
  8. Hungary in crisis: Tensions with its gypsy population threaten to rip the Eastern European country apart.  Independent. 10 July 2011. Available at: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/hungary-in-crisis-tensions-with-its-gypsy-population-threaten-to-rip-the-eastern-european-country-2307903.html
  9. Сабо Ф., Боршаньи А. Демографический кризис в Венгрии: факты и мнения. // В сборнике: Восточная Европа в начале ХХI века. Сб. обзоров и реф. Сер. “Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России”. Москва, 2004. С. 118-126. С. 125
  10. Каргалова М.В. Европа: Цыгане шумною толпой… (цыганский вопрос в Европе) // Современная Европа. 2011. № 4 (48). С. 18-27.
  11. Урасинова О.В. Анализ положения цыган в Венгрии на современном этапе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 7. № 3.
  12. Звягина Д. Вишеградская группа в условиях украинского кризиса: сомнения при выборе. Дипломатическая служба. 2015. № 3. С. 27-30.


Все статьи автора «Amateracu»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: