Актуальность дополнительного образования обусловлена использованием в рамках расширения возможности трудоустройства слушателей курсов, повышении востребованности знаний, умений и навыков в различных сферах и областях жизни, а также потребностей в информационном обществе других категорий граждан. ФЗ «Об образовании в РФ» определяет дополнительное образование как возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [1]. Организация дополнительного образования призвана реализовать современные принципы образования «через всю жизнь».
Возможность расширить свои знания, освоить новые технологии, смежные профессии позволяет любому слушателю выйти на новый уровень своей жизни как профессиональной, так и социокультурной. Человек, имеющий широкий кругозор по нескольким направлениям, интересен не только окружающим, но и привлекает внимание своего работодателя, как потенциальный работник на новую должность, предполагающий более широкие полномочия. Подобных высот можно достичь только способом непрерывного образования через всю жизнь. Такой вид дополнительного образования реализуют многие образовательные учреждения, предлагая слушателям актуальные программы подготовки/переподготовки по различным направлениям. Востребованность этого вида образования обусловлена постоянно меняющимися требованиями, как к основным профессиям, так и к сотрудникам предприятий и организаций, чьи работодатели идут в ногу со временем и новыми технологиями.
В Ярославском филиале РЭУ им. Г.В.Плеханова в центре дополнительного образования предлагаются компьютерные курсы, реализующие ИКТ-компетенции. В данной работе исследуется содержание этих курсов, выполнен анализ приобретения ИКТ-компетенций слушателям курсов в период обучения [2]. По результатам анализа предлагается внести изменения в содержание некоторых курсов, что значительно повысит качество усвоения материала, и, как следствие, ИКТ-компетенции слушателей курсов.
Развитие системы ДПО компьютерной направленности связано с новыми технологиями предоставления учебного материала, такими как «электронное обучение» и сетевое взаимодействие.
В настоящей работе в качестве объекта исследования выступает центр дополнительного образования Ярославского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова [3]. Основной целью деятельности Центра является организация обучения слушателей и создание условий для получения, обновления знаний. Сотрудники Центра совместно с преподавательским составом кафедр и подразделений разрабатывают образовательные программы подготовки и переподготовки по востребованным видам профессиональной деятельности, которая позволяет получить дополнительные знания, умения и навыки, необходимые для ведения нового вида профессиональной деятельности, а также обучение новым профессиям на базе уже имеющегося профессионального образования (высшего или среднего специального). По окончании выдается диплом, который дает право на ведение нового вида профессиональной деятельности.
В качестве предмета исследований в данной работе выступают ИКТ-компетенции, приобретаемые слушателями в процессе обучения на курсах дополнительного образования.
В Ярославском филиале РЭУ им. Г.В.Плеханова в центре дополнительного образования работают курсы компьютерной направленности (табл. 1), которые относятся к повышению квалификации [3].
Таблица 1. Компьютерные курсы
Наименование курса | Продолжительность курса |
Компьютер PRO | 16 ак. часов |
Мой навигатор по качеству жизни | 16 ак. часов |
Для каждого курса разработана учебная программа, включающая описание целей и задач курса, наименование разделов и тем, которые будут изучены, продолжительность и форма обучения, а также информация о том, какой документ будет выдан по окончании курсов.
Рассмотрим подробно тематику каждого курса, приведенного в табл. 1.
В курсе «Компьютер PRO» слушатели получают знания повышенной сложности в сравнении с курсом «Основы компьютерной грамотности». В данном курсе необходимо освоить ИКТ-компетенции, связанные с профессиональным владением операционной системы Windows, папками, файлами, прикладными программами, дополнительными возможностями управления и настройки программ, работу с фотографиями. Также в курсе предлагается освоить программы для общения в социальных сетях.
В период с 12.05.16 по 19.05.16 по курсу «Компьютер PRO» прошли обучение 15 человек. По результатам освоения программы курса и приобретения ИКТ-компетенций были получены данные, представленные в табл. 2.
Таблица 2. Результаты освоения курса «Компьютер PRO»
ИКТ-компетенции |
Количество слушателей, их освоивших |
Процент освоивших ИКТ-компетенцию, % |
Умение работать с файлами и папками операционной системы |
15 |
100 |
Умение работать с содержимым программ, в которых одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд |
12 |
80 |
Научиться использовать возможность применения различных фильтров и инструментов при обработке фотографий |
11 |
73 |
Освоение среды общения, используя социальные сети |
15 |
100 |
Анализ табл. 2 показывает, что практически все слушатели успешно справились с учебным курсом. Курс интересен тем, что раскрывает дополнительные возможности социализации слушателей.
Слушатели, освоившие курс «Мой навигатор по качеству жизни», приобретают в процессе обучения ИКТ-компетенции, которые позволят:
- уверенно общаться с персональным компьютером,
- самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера,
- работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память),
- работать с электронной почтой,
- быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера.
Слушатели также получат представление:
- об устройстве компьютера;
- об основных программах, необходимых домашнему пользователю;
- о файлах и папках, о способах подключения к сети Интернет,
- о возможностях общения в Интернете,
- об основных полезных Интернет ресурсах,
- об основных поисковых системах.
В период с 23.05.16 по 30.05.16 по курсу «Мой навигатор по качеству жизни» прошли обучение 15 человек. По результатам освоения программы курса и приобретения ИКТ-компетенций были получены данные, представленные в табл. 3.
Таблица 3. Результаты освоения курса «Мой навигатор по качеству жизни»
ИКТ-компетенции |
Количество слушателей, их освоивших |
Процент освоивших ИКТ-компетенцию, % |
создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера |
15 |
100 |
работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память) |
14 |
93 |
работать с электронной почтой |
15 |
100 |
быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера |
13 |
87 |
Знания устройства компьютера |
10 |
67 |
Знания об основных программах, необходимых домашнему пользователю |
10 |
67 |
Знания способов подключения к сети Интернет |
9 |
60 |
Знания возможностей общения в Интернете |
13 |
87 |
Знания об основных полезных Интернет ресурсах |
12 |
80 |
Знания об основных поисковых системах |
12 |
80 |
Анализ табл. 3 показывает, что практически все (более 80%) слушатели успешно справились с учебным курсом. Курс предоставляет возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения. Материал курсов разработан с учетом возрастных особенностей слушателей: обучение проходит в небольших группах, что создает возможность индивидуально заниматься с каждым, более подробно отвечать на вопросы, возникающие во время занятия. Предусмотрен оптимальный объем предлагаемой информации и методы подачи: изложение материала простым, доступным языком без профессиональной терминологии, визуальное сопровождение материала в виде презентации на большом экране, а также наличие учебного компьютера, на котором выполняются практические задания. В ходе обучения преподаватели рассказывают слушателям курсов о том, как пользоваться компьютером, набирать и редактировать текст, осуществлять самые распространенные действия в сети Интернет – отправлять и получать электронную почту, искать нужную информацию, оформлять подписку на новости и др. Люди старшего поколения осваивают, как при помощи современных интернет-технологий можно решать свои повседневные задачи, например, получать свежие новости, общаться с близкими и друзьями, следить за изменениями в пенсионном законодательстве и многое другое.
Повышение ИКТ-компетенций населения должно базироваться на использовании новых методов и средств, используемых в информационных технологиях. К ним относятся:
- Переход от стационарных компьютеров с локально хранимыми и используемыми прикладными программами к мобильным устройствам с закрытой операционной системой и виртуальными средами хранения данных;
- Упрощение пользовательского интерфейса, заключающегося в отсутствии возможности настраивать операционную систему и приложения;
- Перенос в облачные среды, как данных, так и средств их настройки.
Подобные изменения потребуют от пользователей в области ИКТ знаний и навыков в области обслуживания создаваемых ИКТ-ресурсов и систем.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) “Об образовании в Российской Федерации”.
- Заботина Н.Н. Анализ ИКТ-компетенций, приобретаемых на курсах дополнительного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70667 (дата обращения: 04.09.2016).
- Ярославский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова. Дополнительное образование. Электронный ресурс: http://www.rea.ru/ru/org/branches/yaroslavl/Pages/AdditionalEducation.aspx