УДК [316.3+338.2]:004 (470) (093.2)

АНАЛИЗ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ НА КУРСАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Заботина Наталья Николаевна
Ярославский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»

Аннотация
В статье исследуются профессиональные ИКТ-компетенции в процессе проведении курсов дополнительного образования компьютерной направленности.
Выполнен анализ ИКТ-компетенций с целью оценки степени владения приобретенных навыков, знаний в области компьютерных и информационных технологий для различных видов деятельности. Эффективность анализа ИКТ-компетенций связана с постоянным мониторингом качества образования, корректировки его содержания с учетом спроса и востребованности.

Ключевые слова: дополнительное образование, ИКТ-компетенции, курсы компьютерной направленности


ANALYSIS OF ICT COMPETENCES ACQUIRED IN THE COURSE OF ADDITIONAL EDUCATION

Zabotina Natalia Nikolaevna
Yaroslavl branch Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
The article investigates the professional ICT competence in the process of conducting additional education courses computer orientation. The analysis of ICT competences in order to assess the degree of ownership of the acquired skills and knowledge in the field of computer and information technologies for various activities. Efficiency analysis of ICT competences associated with constant monitoring of the quality of education, adjust its content, taking into account supply and demand.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заботина Н.Н. Анализ ИКТ-компетенций, приобретаемых на курсах дополнительного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70667 (дата обращения: 20.11.2016).

Актуальность дополнительного образования обусловлена востребованностью непрерывного повышения квалификации работающего населения и расширением потребностей в информационном обществе других категорий граждан. ФЗ «Об образовании в РФ» [1] определяет дополнительное образование как  возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Организация дополнительного образования призвана реализовать современные принципы образования «через всю жизнь».

Различаются потребности в обучении компьютерным навыкам и разные категории слушателей: учащиеся начального, среднего и высшего образования, приобретают компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ-компетенции) при изучении основной образовательной программы. И только некоторые из них стремятся расширить свои знания в этой области как раз за счет дополнительного образования. Работающее население также в настоящее время практически повсеместно использует в своей деятельности ПК и только карьерный рост, смена или поиск работы, общение, получение информации и услуг двигают ими в направлении приобретении дополнительных ИКТ-компетенций. Ещё одна категория потребителей компьютерных навыков – это люди пожилого возраста, неработающие пенсионеры, желающие быть в курсе и владеть современными информационными технологиями. Для каждой категории слушателей существует свой набор ИКТ-компетенций, в зависимости от курсов повышения квалификации, которые они закончили.

Представляют интерес исследования причин и мотивов, побуждающих слушателей повышать уровень компьютерных знаний, приобретать новые ИКТ-компетенции. К таким причинам относятся расширение возможностей применения ИКТ-компетенций в сферах, не связанных с работой в форме досуга, общения, взаимодействия с органами государственной власти. Также, для работающих, важным мотивом обучиться на компьютерных курсах стало положительное влияние данных курсов на их трудоустройство и карьеру. Доступность и разнообразие учебных компьютерный курсов  позволяют  приобрести  ИКТ-компетенции и  навыки  или  повысить  их  уровень независимо от возраста, уровня образования и компьютерной подготовки.

В Ярославском филиале РЭУ им. Г.В.Плеханова в центре дополнительного образования [2] работают курсы компьютерной направленности (табл. 1), которые относятся к повышению квалификации.

Таблица 1. Компьютерные курсы

Наименование курса Продолжительность курса
Введение в Web -дизайн 36 ак.часов
Графика и Web -технологии 24 ак. часа
Основы компьютерной грамотности 20 часов
Основы информационной безопасности 12 ак. часов

Для каждого курса разработана учебная программа, включающая описание целей и задач курса, наименование разделов и тем, которые будут изучены, продолжительность и форма обучения, а также информация о том, какой документ будет выдан по окончании курсов.

Приведенные в табл. 1 программы повышения ИКТ-компетенций включают перечень знаний, умений и навыков, которые слушатель должен приобрести в процессе изучения курса. Для каждого курса он свой, специфический, отражающий требования к результатам освоения программы. Также следует различать уровни ИКТ-компетенций для разных категорий слушателей. Имеет существенное значение входной уровень потенциального слушателя компьютерных курсов, который будет базовым для прохождения курса. Для его определения проводится входное тестирование на выявление имеющихся знаний, умений и навыков с целью наиболее эффективного распределения по группам и построения траектории обучения. ИКТ-компетенции определяются как описание профессиональной деятельности по каждому курсу.

Рассмотрим два учебных курса «Введение в Web -дизайн» и «Графика и Web -технологии», имеющих общую составляющую – Web–технологии. По результатам освоения данных курсов слушатель должен знать и уметь:

  • Планировать концепт дизайна шаблона, страниц и каркаса сайта;
  • Создавать, редактировать и оптимизировать изображения для Web -формата;
  • Разрабатывать различные визуальные решения;
  • Создавать эффективную и интуитивно понятную навигацию сайта;
  • Создавать схему сайта по сетке и выстраивать оптимальное соотношение текста и графики;
  • Оптимально применять необходимые элементы дизайна.

Проверить полученные ИКТ-компетенции можно в результате выполнения самостоятельной работы по итоговым темам курсов. Если разработанный проект дизайна какого-либо объекта получился и соответствует требованиям данной технологии, то преподаватель отмечает наличие конкретных умений и навыков слушатели и может их оценить. Оценка происходит в процессе контроля и проверки самостоятельной работы. Насколько слушатель умеет анализировать Интернет-пространство, имея в распоряжении сведения и материалы по заданию, сможет разработать готовое решение. Каждый этап самостоятельного задания оценивается по баллам. Набрав определенное количество баллов по каждому критерию можно оценить уровень освоения тем каждого из курсов.

В период с 18.02.16 по 12.05.16 по курсу «Введение в Web -дизайн» прошли обучение 10 человек. По результатам освоения программы курса и приобретения ИКТ-компетенций были получены данные, представленные в табл. 2.

Таблица 2. Результаты освоения курса «Введение в Web -дизайн»

ИКТ-компетенции

Количество слушателей, их освоивших

Процент освоивших ИКТ-компетенцию, %

Планирование концепта дизайна шаблона, страниц и каркаса сайта

10

100

Создание, редактирование и оптимизация изображения для Web -формата

10

100

Разработка различных визуальных решений

6

60

Создание эффективной и интуитивно понятной навигации сайта

7

70

Создание схемы сайта по сетке и выстраивание оптимального соотношение текста и графики

7

70

Оптимальное применение необходимых элементов дизайна

7

70

Анализ табл. 2 показывает, что большинство (60-70 %) слушателей успешно справились с учебным курсом. 30% слушателей имеют некоторое отставание по различным темам, связанным с оптимизацией сайта и его дизайном.

В период с 18.02.16 по 25.04.16 по курсу «Графика и Web -технологии» прошли обучение 7 человек. По результатам освоения программы курса и приобретения ИКТ-компетенций были получены данные, представленные в табл. 3.

Таблица 3. Результаты освоения курса «Графика и Web -технологии»

ИКТ-компетенции

Количество слушателей, их освоивших, чел.

Процент освоивших ИКТ-компетенцию, %

Планирование концепта дизайна шаблона, страниц и каркаса сайта

7

100

Создание, редактирование и оптимизация изображения для Web -формата

7

100

Разработка различных визуальных решений

6

86

Создание эффективной и интуитивно понятной навигации сайта

5

71

Создание схемы сайта по сетке и выстраивание оптимального соотношение текста и графики

6

86

Оптимальное применение необходимых элементов дизайна

6

86

Анализ табл. 3 показывает, что большинство (75-85 %) слушателей успешно справились с учебным курсом и только 15-25% слушателей имеют некоторое отставание по различным темам, связанным с навигацией сайта и его дизайном.

В результате освоения курса «Основы компьютерной грамотности» слушатель должен освоить ИКТ-компетенции, связанные со знанием основ работы с информацией, устройств обработки, ввода, вывода и хранения информации, виды устройств передачи информации, разновидности программного обеспечения. В ходе выполнения итогового задания на проверку требуемых практических знаний слушатель должен уметь:

  • запускать различные программы,
  • набирать текст в текстовом редакторе, редактировать (форматировать) текст, используя возможности текстового редактора,
  • открывать и сохранять документы в различных программах,
  • корректно завершать работу с программами и операционной системой,
  • создавать таблицы и диаграммы в редакторе электронных таблиц.

Профессиональные компетенции должны позволить слушателю, успешно окончившему курс, иметь навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией, а также уметь работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний. В случае неполного выполнения самостоятельной работы по курсу, преподаватель отмечает, какие компетенции не были поняты слушателем и дополнительно объясняет необходимый материал. Повторная сдача задания улучшает качество передачи знаний, демонстрирует индивидуальный подход.

В период с 11.04.16 по 26.04.16 по курсу «Основы компьютерной грамотности» прошли обучение 15 человек. По результатам освоения программы курса и приобретения ИКТ-компетенций были получены данные, представленные в табл. 4.

Таблица 4. Результаты освоения курса «Основы компьютерной грамотности»

ИКТ-компетенции

Количество слушателей, их освоивших, чел.

Процент освоивших ИКТ-компетенцию, %

Запуск различных программ

15

100

Набор текста в текстовом редакторе, редактирование (форматирование) текста, используя возможности текстового редактора

15

100

Открытие и сохранение документов в различных программах

15

60

Корректное завершение работы с программами и операционной системой

12

80

Создание таблиц и диаграмм в редакторе электронных таблиц

11

73

Анализ табл. 4 показывает, что большинство (60-70 %) слушателей успешно справились с учебным курсом и получили базовые навыки работы с компьютером, но 30-40% слушателей не очень хорошо научились завершать работу с программами, имелись случаи выхода из программ без сохранения данных. Также надо отметить, что расчетные данные в электронных таблицах также вызывали затруднения у слушателей. Можно сделать вывод о том, что по данной программе следует разработать отдельный курс.

Слушатель, освоивший программу «Основы информационной безопасности», должен: обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  • Разрабатывать и реализовывать политики информационной безопасности;
  • Устанавливать технические средства защиты.

Он должен владеть технологиями защиты информации, уметь:

  • Разрабатывать требования к уровню защиты данных в компьютерных системах;
  • Устанавливать средства защиты информации, такие как межсетевые экраны, средства антивирусной защиты, средства криптографической защиты данных при хранении и передаче  т.д.;
  • Выявлять уязвимости в компьютерных системах.

Оценка качества освоения данной программы строится на следующих знаниях:

  • Базовые понятия и теоретические основы информационной безопасности;
  • Основные классы методов и средств защиты информации в компьютерных системах;
  • Основные стандарты, связанные с информационной безопасностью.

Оценка ИКТ-компетенций по данному курсу осуществляется путем решения практической задачи, состоящей из тестовых заданий. Для выполнения поставленной практической задачи  слушатель должен владеть знаниями теоретических и практических вопросов по курсу обучения и использованию полученных результатов.

В период с 05.05.16 по 10.05.16 по курсу «Основы информационной безопасности» прошли обучение 15 человек. По результатам освоения программы курса и приобретения ИКТ-компетенций были получены данные, представленные в табл. 5.

Таблица 5. Результаты освоения курса «Основы информационной безопасности»

ИКТ-компетенции

Количество слушателей, их освоивших, чел.

Процент освоивших ИКТ-компетенцию, %

Разрабатывать и реализовывать политики информационной безопасности

9

60

Устанавливать технические средства защиты

8

53

Владеть технологиями защиты информации

7

47

Разрабатывать требования к уровню защиты данных в компьютерных системах

12

80

Устанавливать средства защиты информации, такие как межсетевые экраны, средства антивирусной защиты, средства криптографической защиты данных при хранении и передаче  т.д.

15

100

Выявлять уязвимости в компьютерных системах.

15

100

Знать базовые понятия и теоретические основы информационной безопасности

14

93

Знать основные классы методов и средств защиты информации в компьютерных системах;

14

93

Знать основные стандарты, связанные с информационной безопасностью

13

87

Анализ табл. 5 показывает, что большинство (50 %) слушателей успешно справились с учебным курсом. Считается, что курс достаточно сложный, требуется увеличение количества часов на его освоение, т.к. вопросы безопасности данных для любого пользователя всегда актуальны.

Таким, образом, в целях развития системы непрерывного профессионального образования всё большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование, в основу которого заложен компетентностный подход. Преимуществами здесь выступают вариативность содержания и форм обучения, а также ориентация на приобретение знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Представляет интерес развитие компьютерных курсов по системе ДПО с использованием электронного обучения и сетевого взаимодействия, особенно это актуально в настоящее время, когда в РФ происходит процесс импортозамещения во многих областях и сферах, в том числе и в программном обеспечении [3]. Обучение в любое удобное время, мобильность курсов, возможности онлайн и офлайн имеют большие перспективы, т.к. реализуются и для углубленного изучения ИКТ-компетенций и с помощью средств информационных технологий. Такой инновационный подход, заключающийся в комплексном сочетании сетевой организации обучения, подстраивания под заказ потребителя курсов будет способствовать развитию системы ДПО, повышению конкурентоспособности слушателей на рынке труда.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) “Об образовании в Российской Федерации”.
  2. Ярославский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова. Дополнительное образование. Электронный ресурс: http://www.rea.ru/ru/org/branches/yaroslavl/Pages/AdditionalEducation.aspx
  3. Заботина Н.Н. Импортозамещение программного обеспечения в России: проблемы, планы и перспективы // Научные  исследования  и  разработки  в  эпоху глобализации:  сборник  статей  Международной  научно-практической конференции  (5 февраля  2016  г.,  г. Киров)/ в  3  ч. Ч.2  – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 198 с.


Все статьи автора «Заботина Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация