ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шабанова Татьяна Леонидовна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии

Аннотация
В статье анализируются критерии эмоциональной зрелости с позиции различных теоретических подходов. На основе систематизации имеющихся данных формулируется авторское определение этого феномена. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке 174 человека показателей эмоционального развития студентов, сформулированы его особенности и трудности. Подчеркивается значимость воспитания эмоций студентов для формирования эмоциональной зрелости в контексте задач современного высшего образования. Сформулированы условия эмоционально развивающего обучения.

EMOTIONAL MATURITY OF FUTURE PROFESSIONAL AS A VALUE OF MODERN HIGHER EDUCATION

Shabanova Tatyana Leonidovna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a K.Minin
PhD in Psychology, Assistant Professor of Classical and Practical Department

Abstract
The article analyzes the criteria of emotional maturity from the perspective of different theoretical approaches. On the basis of the available data systematization formulated his own definition of this phenomenon. The results of an empirical study on a sample of 174 human figures emotional development of students, formulated its peculiarities and difficulties. It emphasized the importance of training of students of emotion for the formation of emotional maturity in the context of the problems of modern higher education. The conditions of emotional developmental education.

Keywords: emotional development, emotional experience, emotional maturity, emotional reflection, emotional self-regulation, emotionally developing education, mature ways of processing emotions and raise emotions


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шабанова Т.Л. Эмоциональная зрелость будущего профессионала как ценность современного высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70636 (дата обращения: 20.04.2024).

Современное образование сегодня решает задачу воспитания поколения лидеров, умных, амбициозных и смелых. Вузы призваны готовить будущих профессионалов, обладающих такими характеристиками и качествами, которые позволят им не просто успешно адаптироваться в новых условиях жизни, но и активно включиться в мировую систему рынка труда:

  • мыслить за пределами существующих общепринятых представлений;
  • решать задачи, до сих пор не имевшие решения;
  • действовать практично, взяв на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска;
  • доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами [1, с.11].

Таким образом, в процессе обучения реализуются в основном прагматические цели: обучение студентов новейшим интеллектуальным технологиям и компетенциям. При этом игнорируется эмоциональный компонент, т.е. потенциальные возможности эмоций студентов в этом процессе как бы уходят из поля зрения, недостаточно учитываются на практике. Однако достижение интеллектуальной зрелости невозможно без зрелости эмоциональной. Психологической наукой давно признается ведущая роль эмоций во всем процессе развития и жизнедеятельности личности, которая в образной форме сформулирована С. Л. Рубинштейном: «Эмоции неизбежно в той или иной мере входят в построение личности… Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств» [2, с. 583]. Игнорирование эмоциональной составляющей обучения приводит к негативным явлениям, которые наблюдаются в сегодняшнем образовании: росту стрессов, преобладанию у студентов внешней мотивации и снижению познавательных интересов, непривлекательности для них учебной деятельности, ухудшению психического состояния (здоровья), эмоциональной нечувствительности или бурной неконструктивной эмоциональности.

Забота об эмоциональном развитии личности является гуманистической ценностью образования. Она проявляется в признании уникально-неповторимой ценности человека, его роли в развитии социума, усилении ответственности личности за построение своего жизненного и профессионального пути. Эти качества определяют зрелую и здоровую личность. Поэтому, как в свое время отмечал В.П. Зинченко, изменение «философии современного образования состоит в том, что ему необходимо ориентироваться не на ответное, а ответственное действие; заботиться не только о «зоне ближайшего развития», а о перспективе бесконечного развития человека» [3, с. 30]. Показателем качества высшего образования является не только высокая профессиональная компетентность специалиста, но и достижение им такого уровня психоэмоциональной зрелости, который делает его способным самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, выбора стратегии поведения и деятельности, проявлять такие собственно человеческие характеристики как достоинство, свобода, ответственность, творчество, любовь.

Термин «эмоциональная зрелость» в настоящее время не имеет однозначного определения. Обусловлено это в первую очередь недостаточной разработанностью проблемы. Можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. В современном психоанализе (А.Адлер, О.Ранк, К.Хорни, Э. Фромм, Г.Салливан и др.) эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода (Г.Олпорт, А. Маслоу, К.Роджерс, Д. Бьюдженталь и др.) эмоциональная зрелость – одна из характеристик полноценно функционирующей личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал, таланты, способности и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. В экзистенциализме (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, П.Тиллих, Л. Бинсвангер, М.Босс, Р.Мэй, В. Франкл, Р.Лэйнг и др.) эмоциональная зрелость – это составляющая психологического здоровья, проявляющаяся в конструктивном преобразовании экзистенциальной тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода (А. Эллис, Р. Лазарус, А.Бек и др.) определять эмоциональные реакции человека и весь его здоровый или невротический образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов. Поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные. С позиции культурно-исторической теории формирования высших психических функций Л.С. Выготского, эмоциональная зрелость – это высший уровень эмоционального развития личности, который характеризуется осознанностью, произвольностью и опосредованностью эмоционального поведения, формирующегося в культурно-исторических условиях и различных видах деятельности. В отечественной психологии и акмеологии исследуются также условия и факторы достижения личностной, профессиональной, социальной зрелости человека в различных видах деятельности (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.Д.Шадриков и др.).

Обобщая приведенные определения, можно в целом охарактеризовать эмоциональную зрелость как достижение высокого уровня эмоционального развития личности, который характеризуется способностью понимать, уважать и ценить чувства других людей; сопереживать, откликаться на чужие переживания; осознание своих чувств и принятии за них ответственности, адекватного эмоционального реагирования на ситуации, гибкого и творческого обращения с собственными эмоциями.

Системное исследование эмоциональной зрелости студентов предполагает изучение ценностного отношения к эмоциям, содержание эмоциональных переживаний, эмоционально-мотивационные процессы, эмоционально-когнитивные процессы и стратегии эмоционального поведения [4]. Можно выделить для исследования следующие критерии эмоциональной зрелости: богатство эмоционального мира; чувствительность (открытость эмоциональному опыту); осознанность эмоций; адекватность проявления и выражения чувств; эмоциональное благополучие; зрелые способы переработки эмоций через юмор, творчество, духовность; произвольность эмоциональных реакций; противостояние эмоциональному насилию.

В рамках данной статьи мы ограничимся освещением некоторых результатов проведенного нами исследования. В нем принимали участие студенты Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина 2-5 курсов разных специальностей в количестве 174 человек.

Одним из основных показателей эмоциональной зрелости является способность регулировать свои эмоции в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Мы исследовали количественные и качественные характеристики эмоций и эмоциональных состояний студентов, проявляющиеся в стрессовых учебных и жизненных обстоятельствах. Использовались следующие методики: Шкала тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, Шкала дифференциальных эмоций К.Изарда, Шкала «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла, адаптированная Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой.

Результаты исследования позволили выявить особенности и трудности эмоционального развития современных студентов:

  • тенденция к увеличению в последние годы скрытых, замаскированных проявлений тревожных переживаний;
  • невоспитанность ценностного отношения к своим и чужим чувствам;
  • отсутствие эмоциональной вовлеченности в учебные ситуации;
  • дефицит в напряженных учебных ситуациях положительных эмоций; неумение осознанно вызывать у себя конструктивные эмоции, способствующие усвоению знаний;
  • неконтролируемый рост эмоций страха, горя, гнева и неспособность перераспределять их напряжение в стрессовых ситуациях;
  • преимущественное бесконтрольное использование стратегий избегания и агрессивных действий в стрессовых обстоятельствах.

Выявленные признаки эмоциональной незрелости у студентов предполагают специальную работу с их эмоциями в процессе обучения: расширение и обогащение эмоционального опыта, привлечение внимания к эмоциональной стороне деятельности, обучение эмоциональной рефлексии, создание условий эмоционально привлекательного обучения, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Важная роль при этом отводится личности преподавателя, способного понимать своих учеников, содействующему их эмоциональному развитию и одновременно обеспечивающему постоянное саморазвитие в новых образовательных условиях [5].

Необходимо, чтобы обучение студентов отвечало следующим условиям.

Во-первых, оно должно быть эмоционально окрашено. Причина дефицита эмоций у студентов (в частности, интереса, радости, удивления) может заключаться в бедности и однообразии используемых образовательных технологий, личности самого преподавателя и стиле преподавания. Как писал Л. С. Выготский, «эмоционально окрашенное преподавание является у нас редким гостем, большей частью связанным с бессильной любовью к своему предмету самого преподавателя, который не знает средств для того, чтобы сообщить ее ученикам…» [6, с.138-144]. Преподавателю необходимо культивировать в обучении, прежде всего, не отрицательные, а положительные эмоции. Продуктивной интеллектуальной деятельности студентов содействуют эмоции интереса, удивления, радости, юмора. Эмоции могут быть мощным стимулом, мобилизующим энергию и актуализирующим процессы познания и саморазвития личности.

Необходимо обогащать эмоциональный опыт студентов в обучении разнообразными переживаниями. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее мир ее переживаний. По определению Б.И. Додонова, автора теории ценностных эмоций, «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» [7]. Некоторые отрицательные эмоции определенной степени интенсивности могут быть притягательны для человека, например, легкая грусть, острое наслаждение, счастье со страданием. Высшие чувства могут объединять в себе разнообразные, порой противоположные по знаку эмоции. Например, А.В. Луначарский характеризовал эстетическое наслаждение как «замирающее от грустного счастья сердце» [там же, с.82]. Иногда интенсивные отрицательные эмоции привлекательны для человека, если они быстро сменяются положительными или сочетаются с ними. Например, переживание радости успеха на экзамене или после защиты диплома у студента тем ярче, чем труднее был путь к нему, сопровождавшийся отрицательными эмоциями: эмоциональным и интеллектуальным напряжением, разочарованием, сомнением. Поэтому преподавателю необходимо для каждого студента в обучении создавать как ситуации успеха, так и неуспеха.

Во-вторых, важно, чтобы обучение ориентировалось на личный опыт студентов, помогало решению их жизненных проблем. Развитию интеллектуального и эмоционального опыта студентов могут способствовать содержательно-смысловые методы обучения, которые предполагают использование живых метафор, образов, анализа художественных текстов, фольклора, юмора, притч, крылатых слов и др., как средства репрезентации теоретической научной информации для студенческого сообщества. При таком отношении студента к собственному постижению знание не просто приобретается, а «проживается», «прочувствуется» в контексте учебных ситуаций.

В-четвертых, необходимым условием развивающего преподавания является целенаправленное обучение студентов эмоциональной регуляции учебной деятельности, в частности способности вызывать у себя необходимые эмоции в той или иной учебной ситуации для повышения ее эффективности. С этой целью могут использоваться приемы воспоминания о своих учебных успехах, самовнушение, поиск в содержании дисциплины чего-либо интересного или полезного для себя, представление о результате деятельности и его последствиях, размышление о будущем, волевые действия.

Можно использовать способы преднамеренного изменения эмоциональных состояний  студентов через специальные педагогические воздействия. Например, специальными психолого-педагогическими приемами можно вызывать у студентов интерес к своим учебным действиям. Преподаватель одобрительно выделяет то содержание, где произошли позитивные изменения, подчеркивая необходимость их закрепления с помощью обращений к студенту: «Мне понравилось, как ты сумел сформулировать закон, определение; произвести разбор; объяснить смысл, значение; проверить правильность; составить обзор; написать краткое содержание; исследовать, что происходит, когда …» и т. д.

Созданию доверительных отношений в обучении способствует выражение преподавателем эмоциональной солидарности с проблемами и переживаниями студентов. Привлечение внимания студентов к своему личному опыту и систематическому фиксированию достижений способствует развитию уверенности в себе и эмоциональной устойчивости в критических ситуациях.

Снижению излишней учебной тревожности и стресса способствует эмоциональная солидарность педагога с чувствами обучающихся. Преподаватель признает сложность учебных задач, стоящих перед студентами, и напоминает, что с теми трудностями, с которыми они встречаются, сталкиваются и другие. Типичные фразы начинаются со слов: «Это не всегда просто достичь», «Многие испытывают затруднения в том, чтобы:  сформулировать мысль так, чтобы она была понятной для других; четко классифицировать в соответствии с принятым основанием; запомнить сложную формулу, определение; найти хорошую структуру доклада» и т.д. Оказание эмоциональной поддержки со стороны преподавателя заключается также в минимизации санкций за допущенные  студентами  ошибки и может иметь форму, например, таких обращений: «Сейчас важно не то, что у тебя ошибка. Теперь ты знаешь ее причину. Поэтому подумай, как ее не повторить впредь. Постарайся, чтобы подобная ошибка была последней в твоей работе» и т.п.

Важно, чтобы преподаватель демонстрировал студентам позитивную модель межличностных отношений. Следует находить поводы для выражения студентам чувств признательности и благодарности, формируя у них такую же ответную способность. Например: «Спасибо тебе за твою… любознательность, энтузиазм, остроумие, правдолюбие, пунктуальность, дипломатичность, открытость, умение слушать, спокойствие, лояльность, понимание» и т.д.

Таким образом, в процессе обучения необходимо уделять внимание формированию эмоционального опыта студентов, поскольку содержание и особенности эмоциональной сферы существенно влияют на процесс взросления, личностное и профессиональное становление современных молодых людей: определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья. Необходима целенаправленная работа в вузе по эмоциональному саморазвитию студентов, поскольку эмоционально зрелая личность является системой, самопорождающей позитивный образ себя и среды и способна проектировать адекватное профессиональное и личное будущее.


Библиографический список
  1. Ливанов Д.В. Университет будущего: Ставка на новое содержание / Д.В. Ливанов, А.Е. Волков // Ведомости. – 2012. – № 165 (3179)
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
  3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995. – 64 с.
  4. Шабанова Т.Л. Изучение особенностей эмоциональной сферы педагогов как компонентов эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности // Наука и школа. 2011. №2. С.92-96
  5. Шабанова Т.Л., Новик И.Р. Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда // Вестник Мининского университета. 2015. №3 (11). С.24
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991 – 480 с.
  7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978. –  271 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шабанова Татьяна Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация