Российские средства массовой информации в последнее время представляют все новые и новые сюжеты о бесчинствах сотрудников правоохранительных органов. Анализ данных программ показывает, что им присущ репортерский, комментаторский характер, внимание зрителя акцентируется на конкретных происшествиях с участием сотрудников полиции и преступлениях, ими совершаемых. В результате этого в сознании россиян формируется негативный образ сотрудника органов внутренних дел, который, как правило, ассоциируется с коррупцией, злоупотреблениями служебным положением и агрессией, вызывающей неприязненное отношение к полиции у населения.
Однако, следует отметить, что указанное выше поведение сотрудников, не соответствующее их назначению борьбы с преступностью и охраны граждан от преступных проявлений, достаточно часто связано с эмоциональной насыщенностью их профессиональной деятельностью, для которой характерны повышенная ответственность, напряженность, высокие психологические и физические перегрузки, экстремальные условия службы, что способствует формированию повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам и даже проявлениям жестокости, которые, как показывает анализ публикаций, свойственны и полиции других государств. Поэтому проблема совладания со стрессом в эпоху возрастающих информационных нагрузок и стрессовых ситуаций актуальна не только для сотрудников органов внутренних дел России.
Ответной реакцией на длительные профессиональные стрессы становится «психическое» (профессиональное) выгорание, представляющее состояние физического, эмоционального и умственного истощения [1]. Формирующийся на фоне постоянного стресса и приводящий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов синдром «выгорания», по существу, представляет собой дистресс или третью стадию стресса — стадию истощения.
Синдром «выгорания» является сочетанием физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Главным компонентом считается эмоциональное истощение, а дополнительные – становятся следствием поведения (купирования стресса), приводящего к деперсонализации или/и к редуцированию персональных достижений.
К основным (личностным, ролевым и организационным) факторам, вызывающим выгорание, относят специфику профессиональной деятельности и особенности свойств личности специалистов [2]. Среди личностных факторов выгорания, оказывающих большее влияние на формирование профессионального выгорания по сравнению с ролевыми и организационными [3], можно выделить предрасположенность к стресс-реакциям, локус субъективной ответственности личности, характерные для индивида стратегии совладания со стрессом (coping) [4].
Копинг, условием появления которого является стресс, – это комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий человека для взаимодействия и совладания со стрессовой (кризисной) ситуацией. Психологическое значение копинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к ситуации, давая ему возможность овладеть ситуацией, ослабить или смягчить ее требования, попытаться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, прекратить воздействие стресса. Следовательно, важнейшая задача копинга состоит в обеспечении и поддержании благополучия личности, ее физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.
Копинг осуществляет две основные функции: регуляцию эмоций и управление проблемами, которые, собственно, вызывают дистресс [5]. Эти две функции реализуются в большинстве стрессовых ситуаций, а их количественное соотношение определяется тем, как они оцениваются человеком. От оценки происходящего зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает индивид, сталкиваясь с проблемами. Оценка ситуации (события) определяется объемом имеющихся у человека ресурсов, которые позволяют ему справиться с событием. При оценивании ресурсов как недостаточных, неадекватных, событие воспринимается как угроза. Люди, устойчивые к стрессу, адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают как изменения стрессогенные события. Совладающее поведение (копинг) может быть гибким и пассивным, продуктивным и непродуктивным, может способствовать эффективности поведения человека, его адаптации к конкретной ситуации, а может и не способствовать этому [6].
В связи с неоднозначностью интерпретации рассматриваемого феномена существуют различные типологии копинг-стратегий [7].
Так, предложенная С. Хобфоллом многоосевая модель «поведения преодоления», в которой преодолевающее поведение рассматривается не как отдельные типы поведения, а как стратегии (тенденции) поведения, представляется нам наиболее применимой для проведения исследований по данной проблематике. Одним из положительных моментов предложенной концепции, является то, что в ее модели представлены две основные оси (просоциальная-асоциальная, активная-пассивная) и одна – дополнительная (прямая-непрямая). По мнению автора, конструктивным считается активное преодоление с положительным использованием социальных источников [8]. В тоже время, выбор стратегии преодолевающего поведения определяется не только самими ситуациями (событиями) и их личностным смыслом для субъекта, но и индивидуально-психологическими, характерологическими особенностями личности. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуация может вызвать травму у одного человека и почти не затронуть другого.
Целью нашего исследования стало выявление уровня профессионального выгорания и копинг-стратегий сотрудников органов внутренних дел.
В исследовании применялись методики: опросник «Профессиональное выгорание» и «Опросник SACS».
Эмпирическое исследование уровня выраженности «профессионального выгорания» у 500 сотрудников органов внутренних дел, проведенное нами, показало, что выгорание присутствует у всех испытуемых, только в разной степени выраженности. Развитию феномена психического выгорания способствуют содержание профессиональной деятельности и общения; условия исполнения профессиональных обязанностей; частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами и т. п.
Анализ результатов проведения методики «Профессиональное выгорание» показал, что эмоциональному истощению подвержены 25 % респондентов. Уже испытывают ощущения эмоционального перенапряжения и в чувство опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов 28 % испытуемых, стаж службы которых в правоохранительных органах менее года. Развитию данного состояния способствуют, с одной стороны, необходимость работы в напряженном ритме, с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия со сложным контингентом, с другой стороны, – отсутствие положительной поддержки сослуживцами (52 % респондентов отмечают необходимость улучшения взаимоотношений в коллективе). Сильнее всего эмоциональное истощение проявляется у сотрудников органов внутренних дел, стаж профессиональной деятельности которых более 10 лет. Вместе многими названными детерминантами развитию синдрома эмоционального истощения способствует недостаточное вознаграждение (не только материальное, но и психологическое, которое часто вообще отсутствует) за выполненную работу, что вынуждает сотрудника полагать, что его профессиональная деятельность не является ценной для общества.
Деперсонализации, сказывающейся в деформации отношений с другими людьми, подвержены 32 % сотрудников. Склонность более молодых по возрасту сотрудников ОВД (27 % от числа сотрудников ОВД, стаж службы которых составляет не более 3-х лет) к выгоранию можно объяснить эмоциональным потрясением, которое возникает при встрече с реальностью профессиональной деятельности, зачастую несоответствующей их ожиданиям. Причиной выгорания также становится отсутствие (недостаточность) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества, особенно при вкладывании в работу значительных личностных ресурсов. Следует отметить чувствительность старшего возраста (56 % респондентов, стаж профессиональной деятельности которых составляет более 10 лет) к данному синдрому. Таким образом, почти для трети сотрудников, принявших участие в исследовании, характерны негативизм, циничность установок и чувств по отношению к контингенту, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере профессиональной деятельности.
Сотрудники органов внутренних дел, принявшие участие в исследовании, наиболее подвержены третьей составляющей профессионального выгорания – редукции личностных достижений (56 % респондентов). Они имеют либо тенденцию негативно себя оценивать, свои профессиональные достижения и успехи, негативно относиться к служебным достоинствам и возможностям, либо склонны к преуменьшению собственного достоинства, ограничению своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. На фоне постоянного стресса, в обстановке, требующей быстрых и эффективных действий, в условиях жесткой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения, что нередко в таких ситуациях приводит к ощущению своей некомпетентности (особенно у молодых сотрудников), симптомы выгорания проявляются уже в течение первого года службы. Со стажем работы происходит увеличение числа сотрудников органов внутренних дел, подверженных редукции профессиональных достижений. У респондентов с увеличением срока службы появляются чувства собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенности в положительных результатах профессиональной деятельности. Это сотрудники органов внутренних дел, переживающие постоянный внутриличностный конфликт.
Результаты проведенного исследования показывают, что высокую степень выраженности среди сотрудников ОВД (40 % опрошенных) имеет пассивная стратегия избегания, то есть уход от разрешения проблем: фантазирование, еда, алкоголь, курение, наркотики или лекарства. Это наиболее характерно для начинающих службу (57 % респондентов). С увеличением стажа службы число сотрудников, прибегающих к данной стратегии, уменьшается. Сотрудники ОВД с небольшим стажем службы часто проявляют социальную несмелость, и в тоже время достаточно ведут себя в проблемных ситуациях асоциально (33 %) и даже агрессивно (29 %) по отношению к окружению, причем с увеличением стажа службы число сотрудников, прибегающих к данным стратегиям, увеличивается. Полученные данные свидетельствуют об уменьшении со стажем службы конструктивности совладающего поведения. Возможно, в этом проявляется компенсаторный механизм преодоления внутреннего дискомфорта или психологических комплексов неуверенности в себе.
При проведении корреляционного линейного анализа выявлены взаимосвязи эмоционального истощения и агрессивных действий (r=0,298313 при p≤0,01); деперсонализации и агрессивных действий (r=0,30865 при p≤0,01). Следовательно, безразличие, повышенная раздражительность в ответ на незначительные события, частые вспышки немотивированного гнева или отказ от общения, «уход в себя», постоянное переживание негативных эмоций (вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности), которые внешне ничем не обусловлены, неосознанное беспокойство и повышенная тревожность, негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам имеет связь с такими действиями как принуждение, угрозы, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество и тому подобное имеют связь с более частым применением неконструктивных моделей копинга.
Предпочтение неконструктивных стратегий поведения выступает в качестве риска развития синдрома выгорания. Выгорание меньше затрагивает людей с опытом успешного преодоления профессионального стресса и навыков конструктивного изменения поведения в напряженных условиях. Преодолевающее поведение должно быть направлено на то, чтобы найти социально приемлемый способ проявления отрицательных чувств и эмоций, связанных с конфликтом или кризисом.
Следовательно, профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть периодом, в котором необходимо формирование соответствующего профессии копинг-поведения, позволяющего всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение. В процессе профессиональной подготовки необходимо, на наш взгляд, формирование у будущих сотрудников правоохранительных органов системы представлений об основных психологических механизмах и закономерностях совладания со стрессом, а также приобретение практических навыков конструктивного совладания со стрессом; формирование профессионально-психологической устойчивости и мобилизации внутренних ресурсов личности в целях эффективного управления своим поведением в напряженных ситуациях будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. P. 52.
- Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC: Taylor and France, 1999. P. 409–417.
- Huebner E.S., Mills L.B. Burnout in school physchology: the contribution of personality characteristics and role expectations // Special Service in the Scholl. 1994. V. 8 (2). P. 53-67.
- Лебедев А.Н., Камнева Е.В., Буянова С.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей на «профессиональное выгорание» сотрудников органов внутренних дел // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 3 (7). С. 58-63.
- Lazarus R.S. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. Р. 141.
- Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в период нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2. С. 101-115.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб: Питер, 2009. 336 с.
- Hobfoll S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.