НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Жаров Ержан Каирович
Омская гуманитарная академия
аспирант

Аннотация
Даны основные характеристики и приведен генезис дефиниции основных экономических моделей постиндустриальной экономики. Построена шкала постиндустриальной фазы развития на основе периода возникновения экономических моделей и основных факторов производства. Выявлена взаимосвязь и взаимозависимость между информационной экономикой, экономикой знаний и креативной экономикой. Обоснованы преимущества и перспективы формирования креативной экономики, как высшей ступени развития постиндустриального общества.

Ключевые слова: информационная и сетевая экономика, информационная экономика, креативная экономика, постиндустриальная экономика, сервисная экономика, экономика знаний


NEW ECONOMIC MODELS IN SYSTEM OF POST-INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF SOCIETY

ZharovYerzhan Kairovich
Omsk humanitarian academy
graduate student

Abstract
The main characteristics are this and genesis of a definition of the main economic models of post-industrial economy is given. The scale of a post-industrial phase of development on the basis of the period of emergence of economic models and major factors of production is constructed. The interrelation and interdependence between information economy, economy of knowledge and creative economy is revealed. Benefits and prospects of forming of creative economy as highest step of development of post-industrial society are proved.

Keywords: creative economy, economy of knowledge, information and network economy, information economy, post-industrial economy, service economy


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жаров Е.К. Новые экономические модели в системе постиндустриального развития общества // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70282 (дата обращения: 15.03.2024).

В современной экономической литературе понятие «постиндустриальная» экономика постепенно начинает выходить из оборота. Сегодня она включает в себя более специализированные категории, которые основаны на четырех ключевых элементах – информации, инновации, знании и человеческом факторе. И в зависимости от того на какую из этих элементов делают акцент, выделяют инновационную экономику, информационную экономику/сетевую экономику, сервисную экономику, экономику знании и/или креативную экономику.

Каждая из перечисленных экономических моделей  обозначает самостоятельное направление экономики, имеют различные структурные характеристики и разную временную цепочку возникновения и развития.

В этой связи, выявление между ними различии и взаимосвязи является актуальной задачей для современной экономической теории. Для этого необходимо проанализировать генезис дефиниции, обозначить основной экономический ресурс и определить период возникновения каждой из экономических систем.

Информационная экономика. Понятие «информационная экономика» впервые возникла в результате ускоренного развития в середине ХХ века информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Первым кто дал научное определение дефиниции «информационная экономика» был американский экономист М. Порат: «Информационная экономика предусматривает активное применение ИКТ в процессах распределения и потребления общественных благ, общественного производства» [1].

Главными особенностями данной модели экономики является присутствие в качестве основных драйверов развития следующих отраслей:

1. Первичный сектор: сфера НИОКР; распределение и обработка информации, связь и т.д.

2. Вторичный сектор: это сферы, где информационная деятельность осуществляется в качестве вспомогательной: к ним можно отнести автоматизированное производство, сопровождение по разработке программных обеспечения и т.д.

В результате развития ИКТ и широкому распространению сети Интернет, процесс передачи и обмена информацией становится менее затратным, как по времени, так и по его стоимости. Постепенно информация становиться самостоятельным фактором производства.

Сетевая экономика. Развитие ИКТ способствовало формированию среды для экономической деятельности в сети Интернет, а развитие инфраструктуры Интернет и ее дальнейшая коммерциализация привели к изменениям методов ведения бизнеса и появлению электронного рынка, основанного на принципах сетевой экономики [2].

Данная форма предпринимательства на сегодняшний день является новой и развивается высокими темпами. К некоторым видам сетевого бизнеса можно отнести следующее: торговые площадки (интернет-биржи, аукционы); электронные закупки; интернет-магазины; финансовые услуги (интернет-банкинг, онлайн – трейдинг); WEB-мастеринг (создание сайтов, веб-программирование, разработка ПО); предоставление услуг (дистанционное обучение, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение) и т.д..

Экономика знаний. Впервые термин «Экономика знаний» был предложен известным ученным Ф.Махлупом в 1962 г., который понимал под ним сектор экономики, где осуществляется производство и распространение знаний [3]. Сейчас этот термин трактуется более широко, и используется для определения целой экономической модели, в которой знания играют ключевую роль, а ее создание и распределение становится источником экономического роста, определяющим конкурентоспособность, как на микро, так и на макро уровне.

В экономике, основанной на знаниях, происходит существенное повышение роли человека в создании общественного богатства. Эта роль стала значительно более высокой по сравнению с ролью других факторов производства. Человек становится не просто субъектом репродуктивного труда с элементами творчества, а непосредственно субъектом творческого труда, обладающим не только высоким профессионализмом и интеллектом, но и широким кругом разнообразных потребностей.

Инновационная экономика. Широкое распространение во второй половине XX века получила теория инновационной экономики, возникновению которой способствовало ускоренное развитие науки, техники и высоких технологий, коммерциализированных в товарах и услугах.

Родоначальником теории инновационного предпринимательства был американский экономист Й. Шумпетер. В своем труде «Теория экономического развития» он определил инновации как фактор эффективности предпринимательской деятельности, а самого предпринимателя, в качестве субъекта генерирующего инновации [4].

В инновационной экономике конкурентными преимуществами стали обладать производители, которые первыми освоили высокоэффективные изобретения и технологии, осуществили базисные инновации, на основе которых создали новый товар или услугу. Так, под инновацией стали понимать не только процесс производства совершенно новых товаров и услуг, но и результат внедрения новшества.

Сервисная экономика. Доминирующая роль сферы услуг в постиндустриальном обществе позволяет применить термины “сервисная экономика” и “экономика услуг”.

В научной литературе встречаются различные дефиниции данной модели экономики. Например, Д. Белл использует термин «экономика услуг», а Э.Тоффлер употребляет словосочетание «экономика сферы услуг» и «экономика сферы обслуживания» [5,6].

В современной интерпретации под сервисной экономикой следует понимать совокупность производственных отношений, которая характеризуется смещением экономической активности из сферы производства в сферу услуг. При этом услуги могут быть как частного типа, так и общественного: услуги здравоохранения, образования, научно-исследовательская деятельность и т.д.

Креативная экономика. Из наиболее новых концепций постиндустриального развития являются контуры теории креативной экономики, которая основана на творческой деятельности индивидуума, и характеризуется наращиванием в обществе креативных ценностей и созданием для его реализации благоприятных условий. Несмотря на вполне однозначное определение, существуют разные теории идентификации экономики как креативной: по отраслевой структуре (Дж. Хокинс), по структуре креативных профессий (Р. Флорида).

Дж. Хокинс выделяет 15 индустрий, производящих креативный продукт: реклама, дизайн, архитектура, декоративное искусство, мода, киноиндустрия и т.п. Результатом развития креативных отраслей является увеличение количества авторских прав, патентов, торговых марок и т.д. [7].

Р. Флорида в качестве признака для определения места креативной экономики в системе воспроизводства прибегает к роду деятельности, а не отрасли. Подход Флориды основывается на определении креативного класса, который состоит из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов. К первой группе можно отнести ученых, инженеров, поэтов, художников, актеров, дизайнеров,  и архитекторов и др. Ко второй группе Флорида относит «креативных специалистов», работающих в таких отраслях, как сектор высоких технологий, финансы, право и здравоохранение. В отличие от креативного класса, суперкреативное ядро не только обладает необходимыми качествами, но и непосредственно производит креативные товары и услуги [8].

Схожие позиции прослеживаются и у известного экономиста Ч. Лэндри, который в своем труде «Креативный город» отмечает, что сейчас в основе городского развития лежат не классические факторы производства, а креативные способности людей и творческая активность среды. [9].

Результат проведенного анализа позволяет сделать вывод о неполной тождественности понятий «инновационная экономика», «сервисная экономика», «информационная экономика», «сетевая экономика», «экономика знаний» и «креативная экономика».

В данном случае основными критериями при сравнении рассмотренных экономических моделей могут выступить следующие признаки:  фактор производства, продукт производства и период возникновения и развития (см.рис. 1).

Рис.  1.  Шкала постиндустриальной фазы развития

Генезис рассматриваемых моделей экономик говорит о разнородности понятий, тем не менее, обособленное развитие таких факторов как инноваций, знаний, информации и креативного потенциала стало невозможным, что постепенно приводит к сращиванию некоторых элементов, образуя новый экономические парадигмы. Например, информация и информационная инфраструктура становится основой и базой для развития знаний, экономика знаний в свою очередь формируется на основе наличия определенных человеческих способностей, которая при наличии благоприятных условия может трансформироваться в креативность (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость «информационной экономики», «экономики знаний», «креативной экономики» [10]

Таким образом, креативность является главным ресурсом человека и его возможностей. В рамках информационной экономики центральным ресурсом считается информация, но уже сегодня мы понимаем, что без креативности информация может быть использована неправильно. Поэтому креативную экономику можно идентифицировать, как высшую ступень развития постиндустриальной системы, которая позволит успешно конкурировать в быстро меняющейся глобальной среде.


Библиографический список
  1. Porat V. The Information Economy Definition and Measurement.Washington DC. US Dept of Commerce. – 1977. – P.69
  2. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник / И.А. Стрелец. — М. : Эксмо, 2006. — 208 с.
  3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс. – 1966. С. 142.
  4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс. – 1982. – С.25
  5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. // – М.: Academia. – 1999. – С. 171.
  6. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ. – 2004. -С.114.
  7. Хопкинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги». Пер. с англ. //- М.: Классика XXI. – 2011. – С. 256.
  8.  Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ.//  – М.: Издательский дом «Классика-XXI». – 2005. – С 421.
  9.  Лэндри Ч. Креативный город. Пер. с англ. // – М.: Издательский дом «Классика-XXI». – 2006. – С. 399.
  10. Creative Economy Report 2010: A Feasible Development Option. – New York and Geneva, UNCTAD, 2010.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жаров Ержан Каирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация