Непосредственный контакт с потребителями – это уникальная возможность, которую предоставляют социальные сети предпринимателям в настоящее время. Каждый день огромное количество пользователей обсуждают компании, их товары и услуги, делятся своими как положительными, так и отрицательными впечатлениями, а также – своим мнением о компании, с которой им пришлось сотрудничать. В результате каждый отдельно взятый человек из сетевого сообщества может как подпортить репутацию компании и уменьшить ее многомиллионный оборот, так и улучшить её и увеличить тем самым оборот.
Социальная сеть (от англ. social networking service) – платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенная для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [1].
Основная особенность социальной сети – это возможность создать страничку, называемую профиль, указав рельные фамилию, имя и отчество и различную информацию о себе. У пользователей социальных сетей есть большой выбор способов, чтобы обмениваться информацией [2].
Для создания социальных сетей в Интернете есть огромный потенциал. Во-первых, в интернете найти кого-то с определенными взглядами проще, во-вторых, знакомиться и общаться в интернете легче, т. к. человек чувствует себя комфортнее [3].
В настоящее время в рунете одними из самых полпулярных социальных сетей можно считать:
- ВКонтакте – это социальная сеть для быстрой и удобной коммуникации между людьми по всему миру.Задача ВКонтакте – в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети.
- Одноклассники – развлекательная социальная сеть для общения с друзьями, просмотра фильмов и сериалов, прослушивания музыки и многого другого.
- Facebook – социальная сеть для общения с друзьями, коллегами, одноклассниками и с теми, кто живет, работает и учится неподалеку.
- Twitter – платформа для обмена короткими сообщениями. Возможность подписки на чужие блоги и чтения их в единой ленте.
Любой группе в социальной сети важно размещать качественный интересный контент и поддерживать постоянное живое общение, иначе группу сочтут «мертвой». Чтобы группу заметили, нужен «рабочий» бренд.
Бренд-сообщество – это термин из области маркетинга, который обозначает совокупность людей, которые выразили привязанность к определенному продукту или марке. Среди концепций, разработанных для объяснения поведения потребителей, концепция сообщества бренда сосредоточена на связях между потребителями [4]. Бренд-сообщество может быть определено как характерная и прочная для группы субъектов система ценностей, норм, ритуалов и традиций, связанная с потреблением товаров определенной марки. Частным случаем бренд-сообществаявляется интернет-сообщество бренда [5].
С целью продвижения бренда в социальных сетях в основном пользуются моделью SMM (SocialMediaMarketing) [6]. SMM – продвижение сайта или услуг компании через общение с представителями целевой аудитории посредством социальных ресурсов, нетолько социальных сетей, но и блогов, форумов, различных сетевыхсообществ и медиаресурсов. SMM включает в себя следующие методы работы:
- Построение сообщества бренда. Бренд-сообщества являются официальными представительствами компании, способны отвечать на вопросы потребителей и учитывать их пожелания.
- Работа с блогосферой. Наиболее распространенные методы блогосферы – корпоративныйблоггинг, работа с лидерами мнений и twitter-маркетинг.
- Нестандартное продвижение. Например, проведение креативных конкурсов с ценными призами, созданияразличных приложений для социальных сетей, размещение спецпроектов(проведение опросов, брендинговый анализ пользователей) [7].
Алгоритм продвижения компании в социальных медиа:
- Планирование бюджета проекта;
- Определение стратегии кампании: цели и задач, сроков и способов измерения результатов;
- Исследование целевой аудитории, конкурентов;
- Определение стандартов коммуникации с целевой аудиторией: описание правил коммуникации и скриптов общения;
- Определение концепции выбора и наполнения контента;
- Созданиесвязи корпоративного сайта с социальными сетями;
- Создание сообщества в наиболее крупных социальных медиа;
- Использование фирменных атрибутов компании в разработке и создании тематической группы;
- Продвижение группы в социальных медиа;
- Оценка эффективности выполненных работ и корректировка задач с учетом этих результатов;
- Проведение анализа статистики и отзывов потребителей, анализ рынка и конкурентов.
Последовательная реализация этапов 9 – 11 происходит непрерывно, циклически [8]. Это означает, что работа по мониторингу эффективности созданной группы должна вестись на регулярной основе, а с учетом полученных оценок – определяться новые направления развития [9].
В свою очередь работа по продвижению группы в социальных сетях состоит в решении следующих задач:
- Поиск информационных поводов и работа по обновлению контента;
- Коммуникации с целевой аудиторией согласно утвержденным стандартам;
- Привлечение потенциальных клиентов;
- Вовлечение пользователей социальной сети в процесс наполнения контента;
- Мониторинг отрицательных отзывов пользователей и работа по смягчению негатива в сообщениях.
Основные ошибки продвижения компании в социальных сетях [10]:
- целевая аудитория не учтена;
- внимание концентрируется в основном на продвижении бренда. Эффективней обращать внимание людей на ту отрасль, в которой компания является лучшей.
- заказчик не занимается социально-медийной работой;
- лишение пользователей возмоности вести диалог с компанией;
- компания ведет социально-медийную деятельность от безликого юридического лица, вместо конкретных;
- другие виды маркетинга уходят на второй план;
- коммуникация в социальных сетях очень формализована;
- чрезмерное количество рекламы;
- осуществление прямых продаж через социальные сети, вместо укрепления доверительных отношений;
- конкурсы и кампании продвигаемого бренда оказываются в проигрыше относительно конкурсов и кампаний крупных брендов.
Так как интенсивное развитие Интернета происходит в последние несколко лет, то и социальные сети становятся все более привлекательными для бизнеса, как наиболее эффективные бизнес-технологии. Стоит помнить, что социальные сети – это база для создания или разрушения бренда компании.Одним из важнейших факторов, влияющих на бренд и степень его развития, являются мнения людей, которые незаинтресованы в бренеде компании. Им доверяют больше, чем представителям компании. Именно такие мнения являются ключевыми, при решении о создании товаров, которые придутся по душе потребителям.
Библиографический список
- Курманов Н. В. Комплексное онлайн-продвижение – путь к лидерству на рынке // Интернет-маркетинг. 2013. № 4. С. 248–259.
- Макашова В.Н., Трейбач Е.Л., Чусавитина Г.Н. Методика оценки ИТ-стартапа//Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (ТИМ’2015) с международным участием, посвящённой 95-летию основания кафедры и университета (Екатеринбург, 26-27 марта2015 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 319-320.
- Сторожева Е.В. Интегрирование сервисов облачных технологий в контексте информационной безопасности электронных платежных систем/Е.В. Сторожева, Л.З. Давлеткиреева,В.А.Ошурков, А.Н.Старков, В.Н. Макашова, Е.Ю Хамутских.//-Магнитогорск: изд-во Магнитогорск гос. техн. ун-та. им. Г.И.Носова, 2015.-149с.
- Соломонов М. Высокие технологии работы с клиентами. Как превратить случайного потребителя в искреннего приверженца / пер. с англ. Т. Новиковой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.
- Бондаренко В. А., Азизов В. В.Socialmediamarketing: вопросы актуальности применения // Концепт. 2014. №S17 С.1-5.
- Давыдов В. В. Измерение рентабельности инвестиций в интернет-маркетинге: все аспекты правильной аналитики // Маркетинг и финансы. 2013. № 2. С. 98–115.
- Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 201 с.
- Мингазов И.М., Макашова В.Н. Социальный маркетинг и информационная безопасность.-Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Магнитогорск, 2015. С. 305-314.
- Козлова Е.С., Макашова В.Н., Чусавитина Г.Н. Проект интернет-магазина: система управления рисками // Социально-экономическое развитие современной россии: проблемы, решения и уроки глобализации сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Августовские чтения – 2015». 2015. С. 133-141
- Радзевич А. В. Основные ошибки интернет-маркетологов // Интернет-маркетинг. 2012. № 6. С. 326–336.