Инвестиционная политика – это комплекс различных подходов и заключений, применяемых для результативных вложений средств в учреждения.
Инвестиции выступают в роли вложений ресурсов в сферу производства и в непроизводственную сферу в целях:
- извлечения дохода;
- решения проблем, связанных с ростом конкурентоспособности;
- роста финансовой, природоохранной и общественной эффективности. [1, С.134]
Собственники инвестиционного проекта — это компании и физические лица, вводящие проект и вложившие в проект собственные средства, вследствие чего получившие право собственности на долю заработка от проекта, владение долей активов проекта. [2, С. 379]
Инвестиционные средства предоставляются учреждениям организациями и физическими личностями, акционерами, менеджерами, а также иными сотрудниками в варианте:
- финансовых ресурсов (независимых экономических средств фирм, учреждений, капиталов индивидуальных лиц, ценных бумаг);
- материальных активов (спецоборудование, автотранспортные ресурсы, здания и постройки);
- интеллектуальных активов (технологические процессы, патенты, изобретения, всевозможные инновации);
- человеческого капитала (умственные способности, мораль и нравственность, навыки, умения, практика, высокая квалификация и прочие составляющие) [3] .
Инвестиционная политика обязана разрабатываться на всех уровнях финансовой деятельности. На микроуровне – для компаний, финансово-индустриальных компаний, холдингов, банков, фондов и в том числе и семей, осуществляющих инвестиционные проекты[4, С. 32]. Не менее значима инвестиционная политика областных и городских уровней управления, которая обязана принимать во внимание возможности формирования территориальных единиц с учетом их отличительных черт, быть базой для формирования целевых проектов, избирательной стратегии поддержки наиболее многообещающих планов. На территориальном уровне – исследование инвестиционной политики лежит на власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. [5, С. 148]
Возрастающая значимость регионов, финансовых и административных переустройствах в России, предопределила привлечение первенствующего внимания управлению, аккумулированию и результативному применению инвестиционных ресурсов. Анализ и исследование институциональных конфигураций управления инвестиционной политикой на региональном уровне требует учета характеристик структурной перестройки и, в связи со стратегическим направлением формирования, в масштабах всей страны. [6, с. 125]
В нынешней финансовой литературе предложено множество критериев для установления видов инвестиций:
- источник инвестиций (муниципальные, индивидуальные, иностранные, смешанные);
- характер капиталовложения (реальные, экономические, интеллектуальные, прочие);
- вид участия в управлении (прямые и косвенные);
- промежуток инвестирования (долговременные и кратковременные);
- период окупаемости (быстроокупаемые, долгоокупаемые);
- уровень риска (низкорисковые, среднерисковые, высокорисковые);
- степень ликвидности (высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные, неликивидные) и т.д.
Не имея возможности отрицать данную систему, можем выделить, что имеются и иные высказывания, которые в некоторой степени, включают компоненты разных группировок.
Заслуживает внимания систематизация иностранных вложений, предложенная профессором Богуславским М.М., а собственно:
- участие на совместном предприятии (СП) посредством формирования новейших СП, а так же получение доли участия (паев, акций) в имеющихся фирмах;
- содействие в приватизации;
- формирование компаний, полностью которые принадлежат иностранному трейдеру;
- формирование банков с иностранным участием;
- приобретение фирм;
- формирование дочерних компаний, отделений, представительств;
- получение прав пользования землей и прочими естественными ресурсами;
- получение государственных ценных бумаг;
- получение ценных бумаг местных юридических лиц;
- получение других материальных прав;
- заключение концессионных соглашений;
- заключение соглашений с юридическими лицами и жителями принимающей страны
Таблица 1 – Динамика инвестиций в основной капитал в Российской Федерации (в сопоставимых ценах)
Года | В процентах к предыдущему году |
2008 | 109,5 |
2009 | 86,5 |
2010 | 106,3 |
2011 | 110,8 |
2012 | 106,8 |
2013 | 100,8 |
2014 | 98,5 |
2015 | 91,6 |
Источник: составлено автором
*Данные приведены на основе годовой информации и конечных расчетов размера вложений, непосредственно наблюдаемых прямым статистическим способом.
Таблица2 – Прогнозы социально-экономического развития России на 2015 год (по данным Минэкономразвития)
Ошибка | Прогноз | Факт | Ошибка | Прогноз | Прогноз | Прогноз | |
Темп роста ВВП, % | -2,2 | 2,5 | 0,6 | -1,9 | -0,8 | -3 | -2,8 |
Источник: составлено автором
Типичное преувеличение ожиданий от Минэкономразвития по ВВП составило, приблизительно, более 2%. Следовательно, его «реальное» значение может составлять, приблизительно, до минус 10%. Следовательно, результат в ВВП, при стабильных других составляющих (что завышено с точки зрения позитивности балла) составит более 10%. Все это свидетельствует о том, что результат спада станет больше, чем в переломные 2008-09 гг. и весьма возможно составит двузначную цифру. Происходившие изменения в области финансового состояния компаний, указывают на то, что 2015 год стал самым серьезным испытанием для них за последнюю пятилетку: почти 41% опрошенных отметили, что финансовое состояние их компаний ухудшилось, а 10% из них указали и на сильное ухудшение и только лишь 2% опрошенных указали на улучшение изменения условий для ведения предпринимательской деятельности.
Рис.1 Структура портфеля ценных бумаг, полученных группами кредитных учреждений, распределенных согласно величине активов
Как видно рисунке 1, пятерка крупнейших кредитных учреждений Российской Федерации, согласно состоянию на 2014 год, держалась в умеренной инвестиционной стратегии, к примеру наибольший удельный вес их инвестиций пришли на акции и паи учреждений-резидентов (помимо кредитных учреждений) – 51,4%, затем инвестиции в долговые обязательства РФ и Банка России – 42,2% и минимальный обособленный вес составили вложения в векселя – 6,5%. Другие же категории как посредственных, так и небольших кредитных организаций, осуществляли свою инвестиционную деятельность, на основе консервативной инвестиционной стратегии. Итак, максимальный удельный вес их вложений в долговые обязательства РФ и Банк России составляют от 30,9% до 67,9%, а доля вложений в акции и паи учреждений-резидентов (помимо пластиковых учреждений) собрали с 13,8% вплоть до 23,3%. По ожиданиям Внешэкономбанка, снижение обязано сформировать никак не 2,8%, а 3,5-3,8%, что ниже первоначальной оценки в 4,3-4,7%, которая была пересмотрена, вследствие, увеличения стоимости на нефть. Предполагается выход из рецессии в IV квартале. Анализ за 2016 год находится в плоскости небольшого, но все же финансового увеличения. Таким образом, в нынешних обстоятельствах формирования экономики, для решения вопросов роста региональной экономики на долгосрочную перспективу и предоставления финансового увеличения, нужен систематический подход к вопросу привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной работы хозяйствующих субъектов. По этой причине первостепенное значение обретает исследование источников возможных вложений, достоверная оценка реальных способностей их мобилизации, а также решения трудностей их привлечения и формирование стратегии предоставления производительности привлекаемых инвестиций.
Библиографический список
- Кукушкина М. А. Учет на фирмах малого бизнеса, 2014 год. —164с.
- Тавбулатова Зулай Кариевна. Управление природно-ресурсной базой региона в чрезвычайных условиях восстановления экономики: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 Нальчик, 2004 134 c.: 61 05-8/48 – 379 с.
- Тавбулатова З.К., Ресурсное обеспечение развития экономики региона [Текст] /З.К. Тавбулатова// Рыночные реалии: региональный аспект. Сборник научных статей. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. – 0,25 п.л.
- Самойлов. П.И. Инвестиции. 2014 год. —32 с.
- Авдеенко М.А. Экономика России. 2015 год. —148 с.
- Шишкина В.С. Бухгалтерский учет. —125 с.