Государственная кадровая политика — один из действенных факторов привлечения и концентрации усилий государственных и общественных институтов с целью решения задач стабильного развития и повышения результативности использования кадрового потенциала страны, и, как следствие, увеличение состава кадров и их профессионального развития.
Государственная кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные направления в работе с персоналом на длительную перспективу, являясь важнейшей составляющей социальной политики государства [1, с. 30]. Её главную цель можно определить как – формирование кадрового потенциала страны, основополагающего, важнейшего, профессионального и интеллектуального ресурса России, который позволяет обеспечить не только социально-экономическое развитие страны, но и её конкурентоспособность в международном разделении труда [2, с. 24].
Развитие и формирование государственного кадрового потенциала в своей основе достигается за счет системы профессионального образования, переподготовки кадров и повышения квалификации[3, с. 19].
Основными факторами развития государственного кадрового потенциала могут выступать прогрессивный рост предпринимательства, подразумевающий привлечение к этому процесс перспективных и высококвалифицированных кадров, увеличение конкуренция рабочей силы на рынке труда, профессиональная подготовка многочисленных кадров в сфере предпринимательства, организации и государственного управления [4, с. 63].
Таким образом, совершенствование кадровой политики государства в сфере профессионального образования является актуальной задачей, которую необходимо решать с учетом сегодняшних требований в конкретной отрасли.
«Государственная кадровая политика» – это политический курс государства, направленный на создание работоспособной системы управления кадровым резервом, как на федеральном, так и на региональном уровнях для обеспечения стабильного функционирования политической системы.
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда [5, с. 41; 6,73].
Рассмотрение основ государственной политики государства становится неотъемлемой частью проводимого исследования [7, с. 180]. Обобщение изученного материала по данной тематике позволило выявить основные виды государственной кадровой политики.
Кадровая политика государства представляет собой некую стратегию, целенаправленное направление работы с кадрами, обоснованное и закрепленное в официальных документах, которые определяют деятельность государственных структур в сфере установления и регулирования кадровых отношений [8, с. 23].
Это некая система целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений.
Рисунок 1. Виды государственной кадровой политики
Кадровая политика государства в основе своей имеет целый ряд аспектов её обеспечивающих, среди которых: законодательная и нормативная правовая база профессионального развития граждан, комплексная модернизация высшего профессионального образования населения, её непрерывное развитие, совершенствование совокупности образовательных учреждений, модернизация и усовершенствование государственных образовательных стандартов и образовательных программ, формирование высокоэффективной системы дополнительного и послевузовского профессионального образования, создание действенной и результативной системы, которая способна обеспечить востребованность выпускников учебных заведений, повышение их социального статуса и материального благополучия профессорско-преподавательского состава учебных заведений (рисунок 2) [9, с. 19].
Таким образом, можно проследить тесную взаимосвязь между государственной кадровой политикой и системой профессионального образования, которая выступает основой и базой эффективного формирования кадрового потенциала страны. Тищенко Е.Н. говорит об ориентировании государственной кадровой политики на отбор лучших управленцев, а на рекрутирование и иерархическое воспроизводство талантов иного типа [10, с. 161].
Рисунок 2. Взаимосвязь государственной кадровой политики и системы профессионального образования
Современную систему профессионального образования в России отличает наличие большого числа уровней, многозвенность и сложность в системе управления[11, с. 96]. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений. В условиях развития современного общества и государства, от работников требуются активность, готовность взять инициативу в коммуникациях, умение быть «услужливым», клиент-ориентированным [12, с. 31].
Система профессионального образования состоит в России из трех уровней — начального, среднего и высшего[13, с. 51]. По общему уровню развития этой системы Россия сравнима с ведущим и государствами мира. Сформированная за многие годы единая государственная система профессионального образования дала возможность государству не только совершить культурную революцию, но и помогла достичь высочайшего и общепринятого в мире уровня профессиональной подготовки, хотя и эта система образования была направлена на развития производства, а не на удовлетворение потребностей и нужд каждого отдельного человека [14]. Так, согласно национальной доктрине об образовании в Российской Федерации, система профессионального образования призвана обеспечить кадровую комплектацию рыночной экономики, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью [15]. Ещё Д.В. Львов отмечал, что «развитая система образования – это залог успеха в продвижении России по своему пути» [16, с. 31].
С течением времени понятие непрерывного образования, как образования, протекающего через всю жизнь, во главу новой и модернизированной системы профессионального образования поставлена личность с ее потребностями и возможностями [17, с. 12]. Непрерывное профессиональное образование не является обязательным, поэтому должно основываться на личной мотивации обучающегося.
Стремительное социально-экономическое развитие социума требует оптимального решения задач кадрового обеспечения и востребованности профессиональных навыков, способностей и умений в различных сферах общественного труда, в том числе и в государственной службе.
Таким образом, проведенный анализ понятий «государственная кадровая политика» и «система профессионального образования» позволил выявить их неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость. Система профессионального образования служит основой и фактором эффективного функционирования кадровой политики, обеспечивая государство высококвалифицированными специалистами различных сфер деятельности, повышая конкурентоспособность страны на мировой арене.
Профессиональное образование, как система, позволяет государственной кадровой политике сформировать кадровый потенциал России, как важнейший профессиональный и интеллектуальный ресурс российского общества, обеспечивающий сохранение его целостности и высоких темпов социально-экономического развития, конкурентоспособность в международном разделении труда.
Библиографический список
- Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
- Захарова Т. И. Государственная служба и кадровая политика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. И. Захарова. – Москва : Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 312 с. – ISBN 978-5-374-00365-9.
- Качество и успешность государственных политик и управления [Электронный ресурс] : монография / В. И. Якунин [и др.]. – Москва : Научный эксперт, 2012. – 487 с. – (Политическая аксиология). – ISBN 978-5-91290-181-2.
- Виноградов Б. А. Развитие системы оценки качества профессионального образования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б. А. Виноградов, И. Ю. Кукса ; Балтийский федеральный университет им. И. Канта. – Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта , 2013. – 149 с. : ил. – ISBN 978-5-9971-0255-5.
- Никишина А.Л. Влияние основных элементов интеллектуального капитала на конкурентные преимущества организации / А.Л. Никишина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2014. − №3 (18) − С.40-43.
- Никишина А.Л.Человеческий ресурс как основной фактор повышения конкурентного преимущества предприятия / А.Л. Никишина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. − 2013. − № 2[28]. − С.70-77.
- Иванова Н. Л., Дубиненкова Е. Н. Карьерное консультирование в системе государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 4. – С. 176–188
- Ладыгин В. В. Вопросы эффективности современных методов стимулирования государственных служащих // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2011. – № 4. – С. 16–27.
- Чеботарева, А. А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношения личности, общества и государства / А. А. Чеботарева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 6. – С. 18-22.
- Тищенко Е. Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации и зарубежных странах // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – № 4. – С. 160–168.
- Гусева, Н. М. Перспективы внедрения бенчмаркинга в государственном управлении / Н. М. Гусева, Г. Б. Медведев // Финансы и бизнес. – 2011. – № 2. – С. 92-102.
- Егоршин А. П. Россия: Путь в XXI век: Конспект монографии. Н. Новгород: НИМБ, 1999. 43 с.
- Егоршин А. П. Управление персоналом. 2-е изд.Н. Новгород: НИМБ, 1999. 624 с.
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.1996 // Собрание законодательства РФ. 1996. 26.08. N 35. (ст.4135).
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект МО РФ. М., 2000. 7 с.
- Львов Д. С. Экономический манифест - будущее российской экономики. М.: Экономика, 2000. 54 с.
- Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол. Д.С.Львов. М.: Экономика, 1999. 793 с. (Системные проблемы России).