Формирование у школьников и студентов культуры безопасности жизнедеятельности, личной заинтересованности и активной жизненной позиции в вопросах обеспечения безопасности осуществляется через повышение мотивации познавательного интереса. С этой целью могут быть использованы различные новые педагогические технологии: методы проектной деятельности, «критического мышления», кейс-технологии и др. [3].
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и
коммуникационных технологий обучающимся в общеобразовательной школе необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их формированию во многом способствует технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). [1].
Основные условия работы по данной технологии для учащихся — активность, поиск, понимание ценности знаний, для учителя — сотрудничество и уважение мнения учащихся. Тексту в этой технологии отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют [2], проводят дискуссии по прочитанному материалу. Учащемуся надо прочитать и освоить свой материал, выработать собственное мнение, выразить свою точку зрения ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и услышать другую точку зрения, провести дискуссию. Учитель при этом выполняет координирующую роль, поддерживает дискуссию, направляет ее в «нужное русло». По мнению Заир-Бека С., при этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. [2].
В статье Неделяевой А.В. «Некоторые аспекты использования технологии критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрены основные стадии данной педагогической технологии, отмечены особенности применения данной технологии при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности» в вузе [4].
В средней школе применение технологии развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно определять направление в изучении нового материала и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить. При применении этой технологии замечается интерес у ребят на уроках. Они сами решают все возникающие вопросы, задача учителя – только лишь направить желание учащихся на получение новой информации, помочь систематизировать уже известные и новые знания, делать выводы [6].
В настоящей статье предложена разработка учебного занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса с использованием описанной выше педагогической технологии РКМЧП.
Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Тема: «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»
Цель занятия: сформулировать определения «природная среда», «биосфера», «ПДК», ознакомиться с видами загрязнений окружающей природной среды, дать характеристику загрязнению почвы, атмосферы, воды; выяснить, как загрязнения влияют на здоровье человека.
Дидактические задачи: дать определения понятиям «природная среда», «биосфера», «ПДК», перечислить виды загрязнений окружающей природной среды, уметь давать характеристику загрязнений почвы, атмосферы, воды; понять, как загрязнения влияют на здоровье человека.
Воспитательные задачи: Развивать бережное отношение к окружающему миру, умение работать самостоятельно и в команде.
Развивающие задачи: Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил по сохранению окружающей природной среды, уметь организовать дискуссию.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
Тип занятия: Комбинированный урок.
Методы обучения:
1. Частично-поисковый.
2. Проблемного изложения.
3. Объяснительно – иллюстративный.
Оборудование и учебные материалы:
1. Мультимедиапроектор. 2. Видеофильм «Загрязнение окружающей среды. Экология России». 3. Презентация к уроку. 4. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008 [5].
Этапы учебного занятия: В соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо на уроке могут быть выделены следующие стадии: стадия «вызова», стадия осмысления содержания и стадия рефлексии [6]. В плане учебного занятия выделены эти этапы.
План-конспект учебного занятия:
Организационно – мотивационный этап (стадия «вызова»).
Деятельность учителя:
1.Приветствие учителя.
2.Мотивация. Сегодняшний урок мы начнем с просмотра видеофильма «Загрязнение окружающей среды. Экология России», а затем ответим на вопросы:
1)О чем говорится в фильме?
2)Какие виды загрязнений упоминались в видеофильме?
3)Какая ситуация в настоящее время наблюдается в нашем городе?
Исходя из наших обсуждений, вы догадались, что тема нашего урока будет связана с загрязнением окружающей среды. Записываем тему урока «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека». Сейчас мы вместе сформулируем учебные задачи. Далее я распределю учащихся на 4 группы по 5 человек для участия в работе «круглого стола», 4 человека мы выберем в состав жюри. Каждая группа будет готовить ответы на свои вопросы.
Деятельность обучающихся:
1.Просмотр видеофильма.
2.Обучающиеся отвечают на вопросы:
1) Что такое загрязнение окружающей среды.
2) Загрязнение воды, почвы.
3) Загрязнение воздуха.
После этого ученики записывают тему урока. Далее ученики распределяются на 4 группы (команды по 5 человек). Остальные учащиеся будут в составе жюри. Учитель выдает членам жюри возможные ответы на вопросы по теме и критерии оценки выступлений.
Исполнительный этап (стадия осмысления содержания материала)
Деятельность учителя:
Сегодня на уроке вы будете работать самостоятельно с выданными заданиями, их вы выполняете письменно в тетради, а затем в группах (командах) вы готовите общие ответы: группа 1 «Защитники природы», группа 2 «Неравнодушные жители», группа 3 «Экологи», группа 4 «Знатоки». Когда Вы подготовите свои ответы, в каждой команде вы выделите ученика, который будет отвечать на поставленные вопросы .
Задание 1.
Учебная задача 1 (УЗ 1). Сформулировать определения: природная среда, биосфера, ПДК. Найти определения в учебнике ОБЖ на страницах 78-79.
Сформулировать определения: природная среда, биосфера, ПДК; ознакомиться с видами загрязнений окружающей природной среды, дать характеристику загрязнению почвы, атмосферы, воды, выяснить, как загрязнения влияют на здоровье человека.
Составить кластер на тему: «Загрязнение окружающей среды».
Ответить на вопросы учителя, от каждой команды выступают по 1-2 человека.
Задание 2.
УЗ 2. Ознакомиться с видами загрязнений окружающей природной среды, дать характеристику загрязнению почвы, атмосферы, воды.
Выявите: 1)источники загрязнения атмосферы, почвы, воды; 2)вещества, загрязняющие атмосферу, почву, воду.
Оформите ответ в виде таблицы. Выполните задание, используя текст учебника на страницах 80-82.
При выполнении задания используйте прием «инсерт» – при заполнении таблицы отметьте соответствующими значками «V» новую информацию, «?» – информацию, вызывающую вопросы, а также значком «!» – информацию, которую Вы могли бы дополнить. Подумайте, какой материал вы будете использовать в качестве дополнительного материала.
От каждой команды выберите по 2 члена команды, которые будут отвечать на вопросы учителя.
Задание 3.
УЗ 3. Выяснить, как загрязнения влияют на здоровье человека.
Информация учителя «Влияние загрязнения атмосферы, почвы, воды на здоровье человека», показ слайдов презентации.
Ответьте на вопрос, какое влияние оказывает загрязнение атмосферы, почвы, воды на здоровье человека. Задавайте вопросы членам других групп. Находите противоречия в ответах.
Сформулируйте качества, которые необходимо формировать для воспитания общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
От каждой команды выберите 1-2 члена команды, который(ые) будет(ут) отвечать на вопросы учителя. Если ученик испытывает затруднение при ответе на вопрос, ему могут помогать члены команды.
Деятельность обучающихся:
Учащиеся в группах выполняют задания №1-3: осуществляют подготовку к ответам, отвечают на вопросы учителя; дают ответы, что такое природная среда, биосфера, ПДК; представляют характеристику загрязнениям почвы, атмосферы, воды; рассуждают, какое влияние оказывает загрязнение атмосферы, почвы, воды на здоровье человека, формулируют качества, которые необходимо формировать для воспитания общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, задают вопросы членам других групп.
Рефлексивно-оценочный этап (стадия рефлексии)
Деятельность учителя:
Итак, вы ответили на вопросы темы. Пока члены жюри оценивают ваши выступления и работу команд в целом, вы заполните карточки. Учитель раздает обучающимся карточки.
Оцените свою работу на уроке:
1. На уроке я работал: а)активно, б)пассивно
2. Своей работой на уроке я – А)доволен, Б)не доволен
3. Урок для меня показался А)коротким, Б)длинным
4. За урок я А)устал, Б)не устал
5. Мое настроение за время урока: А)стало лучше Б)стало хуже В)не изменилось
6. Материал урока мне был А)понятен Б)не понятен
7. Домашнее задание мне кажется А)интересным Б) не интересным
Домашнее задание: учебник ОБЖ (8 класс), параграф 4.1, вопросы после параграфа, составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в Вашем районе города, и оцените их влияние на экологическую обстановку в районе.
Деятельность обучающихся:
Ученики заполняют карточки своей оценки работы на уроке. Члены жюри оценивают выступления членов команд, работу команд в целом. Один из членов жюри помогает учителю подвести итоги по самооценке работы учащихся (подсчитывает результаты по карточкам).
Деятельность учителя:
Председатель жюри (учитель) подводит итоги работы на занятии, выставляет оценки.
Апробация занятия
Апробация занятия проходила во время педагогической практики в МБОУ «Школа №154» (Нижний Новгород), занятие было с учащимися 8 «б» класса. На уроке применялись следующие методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения. На уроке было использовано большинство описанных элементов урока по теме «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», но все элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо не применялись.
В предлагаемом проекте учебного занятия добавлена технология развития критического мышления через чтение и письмо. Применение данной технологии может быть рекомендовано для студентов и магистрантов, проходящих педагогическую практику по «Основам безопасности жизнедеятельности».
Библиографический список
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Заир-Бек С., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс. – М., 2008.
- Юрина М.Г. Технология развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ в 5-7 классах. Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Ноябрь 2015 г. Выпуск №27 “Отечественные традиции в воспитании и современная школа”. Электронный ресурс. http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=19043
- Неделяева А.В. Использование новых педагогических технологий в учебном курсе «Безопасность жизнедеятельности». Перспективы науки. 2014. №4 (55). С.19-22.
- Неделяева А.В. Некоторые аспекты использования технологии критического мышления в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности». Перспективы науки. 2015. №10 (73). С.22-24.