Возможности исследования качества формирования социализации и самореализации юношей в самбо можно визуализировать через использование методов современной научно-педагогической практики исследования качества педагогически обусловленных процессов и явлений. В таком понимании важность анализа продуктов деятельности спортсмена-самбиста является первостепенной задачей, определяющей объективность и достоверность качества достижений в выбранном направлении самореализации личности. Исследование качества формирования социализации и самореализации юношей в самбо с использованием анкетирования мы рассматривали в работах [1-11], в которых кроме того определены конструкты детерминант исследуемых понятий. Из работ [12-26] выделим продуктивные возможности педагогического моделирования и проанализируем особенности исследования качества формирования социализации и самореализации юношей в самбо в структуре портфолио обучающегося и профессионально-педагогического кейса.
Портфолио обучающегося, занимающегося самбо, – инновационный конструкт продуктивной педагогики, определяющий в различных самодетерминируемых автором или определяемых системой образования структурах, качество продуктивного самоутверждения личности и объективной социализации личности через деятельность и общение.
Под продуктивным самоутверждением личности будем понимать процесс акмеверификации качества постановки цели достижений личности в персонифицированном уточнении модели «хочу – могу – надо – есть», визуально отражающей все доступные и выгодные для общества и личности условия решения задач развития личности и общества.
Под объективной социализацией личности будем понимать реально определяемые потребности общества в социально детерминируемых условиях включения личности в системе адаптивно-акмепедагогического способа решения задач развития личности и коллектива.
Продуктивная педагогика – отрасль педагогического знания, в ресурсах которой целеполагание определяется на идеальных и материальных объектах деятельности обучающегося, включенного в активный процесс персонифицированного развития и становления, сотрудничества и взаимодействия, социализации и самореализации, самосовершенствования и самоутверждения.
Задачи портфолио обучающегося, занимающегося самбо:
- Формирование потребности в самоанализе достижений и перспектив самореализации в самбо как выбранном виде спорта и самореализации обучающегося.
- Формирование потребности в высоких достижениях и признании достижений и личности обучающегося в иерархии формируемых смыслов и ценностей общества.
- Развитие потребности обучающегося, занимающегося самбо, в общении и самовыражении личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.
- Формирование основ здорового образа жизни и пропаганда физической культуры и спорта в различных масштабах и группах.
- Включение личности в систему продуктивной самореализации и непрерывного образования.
Структура портфолио обучающегося, занимающегося самбо:
- Титульный лист.
- Резюме (с фото).
- Подтверждающие документы достижений в хронологическом порядке, возможно выделение направлений и этапов, блоков и объединений, форм и пр.
- Перспективы.
- Последний слайд.
Качество моделирования портфолио обучающегося, занимающегося самбо, в теоретическом компоненте исследования может быть распределено нормально. В таком случае, возможность повышения качества создания портфолио обучающегося, занимающегося самбо, также определяется условиями нормального распределения способностей и приоритетов, здоровья и культуры личности.
Профессионально-педагогический кейс – инновационный конструкт продуктивной педагогики, определяющий в модели развития педагога направления оценки качества развития и самореализации, специфика построения блоков достижений педагога определяется потребностями воспитательно-образовательного пространства в пропаганде тех или иных социально и профессионально значимых направлений самореализации личности, для педагога по физической культуре – это могут быть блок «Спорт», «Образование и наука», «Педагогическое мастерство».
Задачи профессионально-педагогического кейса:
- Создание условий для целостного, всестороннего анализа достижений личности в конструктах современного образования и продуктивной педагогики.
- Определение перспектив самореализации и самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения в иерархии формируемых моделей профессионального становления личности.
- Пропаганда высших ценностей, ценностей гуманизма и креативности в решении задач развития личности, определяемых в конструктах адаптивного или акмепедагогического знания.
Качество оценки моделирования профессионально-педагогического кейса и качество социализации и самореализации будущего тренера по самбо взаимосвязаны и корректируются потребностями и стимульными механизмами социально-образовательного пространства.
Библиографический список
- Байменов М.С., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66866
- Байменов М. С. Детерминация и верификация качества анкетирования спортсменов, занимающихся самбо // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.98-99.
- Байменов М. С., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо, как продукт самоидентификации и рефлексии // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 96-98.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66997
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14884
- Байменов М.С., Кузнецова В.И., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14859
- Кузнецова В. И., Байменов М. С., Ерохина Н. Н. Социализация как объект и предмет профессионально-педагогического знания // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.189-191.
- Кузнецова В. И., Завьялова Я. Е., Байменов М. С. Социализация в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.129-131.
- Кузнецова В.И., Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в общепедагогических конструктах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66877
- Окунев Д. О., Байменов М. С. Некоторые аспекты детерминации категории «самореализация» и «саморазвитие» в ресурсах занятий самбо // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.221-223.
- Окунев Д. О., Байменов М. С. Специфика организации педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 июня 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.182-183.
- Портышев В. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации социализации и самореализации спортсмена, занимающегося самбо // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 20 ноября 2014г.) : в 2-х ч. Ч.1 ; отв. ред. А. Н. Плотников. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 69-70.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.