РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Бичева Ирина Борисовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье раскрыта актуальность развития творческого мышления обучающихся. Определены наиболее значимые характеристики творческого мышления личности. Акцентировано, что уровень развития творческих возможностей обучающихся можно повысить, если целенаправленно применять специальные методы и упражнения, активно использовать творческие методы. Выделены педагогические условия, обеспечивающие формирование опыта творческого мышления обучающихся и способы педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: интенсивное обучение, нестандартность мышления, образовательный процесс, познание, провокационная идея, творческое мышление


DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING TRAINED AS A CONDITION OF CONTINUOUS KNOWLEDGE AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Bicheva Irina Borisovna
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of innovation technology the management

Abstract
In article relevance of development of creative thinking of trained is disclosed. The most significant characteristics of creative thinking of the personality are defined. It is accented that the level of development of the creative opportunities which are trained can be raised if purposefully to apply special methods and exercises, actively to use creative methods. The pedagogical conditions providing formation of experience of creative thinking trained and ways of pedagogical interaction are allocated.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/67897 (дата обращения: 08.12.2024).

Радикальные изменения, происходящие в социально-технических и экономических системах, требуют поиска нового содержания образования как опережающего и новых (альтернативных) способов организации обучения не просто как аналитической, но, что особенно важно, как творческой деятельности. В качестве одного из решений основных проблемных областей современного образовательного процесса учеными признается создание необходимых условий для полноценной реализации в личности широкого и гибкого творческого мышления в контексте интеграционных образовательных реалий. (Петров М.А.) Поэтому актуальность развития творческого мышления обучающихся определяется в современных условиях преобразований как необходимый способ непрерывного познавательного развития и профессионального становления личности будущего специалиста.

В современных научных исследованиях творческое мышление связывается с решением проблемы активизации познавательной и исследовательской деятельности  обучающихся (Е.В. Бережнова, Е.С. Заир-Бек, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.Н. Ксенофонтова, А.П. Тряпицына, Г.И. Щукина, Чернецкая Н.И.  и др.). Кроме того, развитие творческого мышления рассматривается как процесс мыслительной деятельности, направленный на формирование исследовательской культуры личности (Т.Е. Климова, И.В. Носаева, В.А. Сластенин, Е.А. Шашенкова и др.) и характеризуется как альтернативное мышление (Е.В. Бережнова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); подчеркивается важная роль развития системного мышления (И.В. Блауберг, З.А. Решетова и др.) и критического мышления (Т.Н. Бидайбекова, Л.А. Чистякова, др.) в процессе формирования творческого мышления.

Таким образом, анализ научных публикаций по исследуемой проблематике показывает, что творческое мышление личности рассматривается в категориях психического развития, исследуется как высшая форма мышления. Как отмечает О.К. Тихомиров, «творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов…» [1]. В данном определении подчеркивается основная характеристика творческого мышления – создание нового, как способ познавательной деятельности, процесс мыследеятельности, результатом которого становится нестандартное и креативное решение. Именно творчество играет важную роль в создании новых идей, концепций, а достижение творческого успеха характерно для специалистов, которые не боятся высказывать необычные взгляды и идеи.

В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: возможно ли получить необходимую информацию о будущем, основываясь на анализе достаточно достоверных и исчерпывающих сведениях о прошлом и настоящем? Потребность в аналитическом мышлении возникает в ситуациях осмысления полученной информации, определения текущих тенденций с целью понять причины происходящего и выработать соответствующие и необходимые действия. Данные качества весьма важны, но основаны на критическом мышлении, которое рассматривается как особый вид мышления, позволяющий анализировать идеи, проверять точность утверждений, рассуждений, а также оценивать аргументы в соответствии с ясными и рациональными критериями.

Особенностью творческого мышления человека является развитие его способностей к  познанию и прогнозированию (А.В. Брушлинский). Новая идея рождается не как результат аналитической деятельности, а именно как новая (провокационная) идея, необычный взгляд на ситуацию или информацию, которая и направляет внимание на поиск нужных фактов. Такой поиск является активным и целенаправленным (Де Боно).

Важной характеристикой творческого мышления является его созидающая направленность, обусловливающая непрерывный процесс взаимодействия и взаиморазвития обучающихся и преподавателей в поиске и исследовании новых идей, взглядов, открытий.

Проведенный анализ позволяет определить наиболее значимые характеристики творческого мышления: гибкость, нестандартность (оригинальность), инновационность, дивергентность, самостоятельность, креативность, что предполагает особую организацию образовательной деятельности.

Чтобы придать творческую направленность образовательному процессу, важно уметь отобрать наиболее эффективный способ сбора информации, а это требует творческого мышления и нестандартных идей. Поэтому важным представляется организация образовательного процесса как непрерывного процесса познания и поиска возможных вариантов решения разнообразных задач. Можно утверждать, что уровень развития творческих возможностей обучающихся можно повысить, если целенаправленно применять специальные методы и упражнения, активно использовать творческие методы, направленные на придумывание, предвосхищение различных вариантов развития событий, которые невозможно проверить немедленно, так как это всего лишь вероятный сценарий, но позволяют принимать более гибкие решения той или иной проблемы.

Методы развития творческого мышления являются методами интенсивного обучения, направленного на развитие нестандартности мышления, результатами которого становится создание новых идей, преобразование собственных взглядов на привычное понимание каких-либо позиций.

По-мнению де Боно  систематические творческие методы нестандартного мышления можно использовать как особый способ обработки информации формально и целенаправленно для генерации новых идей и изменения восприятия. Данные методы отражают развитие творческого мышления на основе систематизированного подхода с помощью формальных методов, непосредственно основанных на свойствах человеческого мозга. Впервые предположение о том, что нейронные сети головного мозга относятся к самоорганизующимся системам, высказал  доктор де Боно  в 1969 году в книге «Механизм разума» [2]. В настоящее время эти идеи являются центральными в теориях мышления. Установлено, что способность человека к творчеству определяется абсолютной математической необходимостью, связанной с тем, что человеческое восприятие действует по принципу самоорганизующихся информационных систем.

Одним из классических приемов нестандартного мышления является выдвижение провокационной идеи, то есть такого решения, которого не существует и, возможно, не может существовать в природе даже в принципе [2].  Выдвижение провокационных идей подчинено правилам. «ПРО» (провокационная Операция) – формальное слово и указывает на провокационность предлагаемой (выдвигаемой) идеи, а формальные шаги позволяют от нее оторваться. Данный метод требует определенной самодисциплины и позволяет обучающимся самостоятельно сформулировать для себя провокационные и стимулирующие идеи, уйти от привычного хода мышления или подробно рассмотреть многочисленные аспекты задачи.

В качестве такой идеи может выступать любое утверждение, замечание или свой собственный опыт. Результатом использования данного метода может стать банк идей-новаций, разработанный в процессе групповой работы, которая не исключает, а, наоборот, расширяет возможности индивидуального участия в обсуждении. Идея, высказанная одним из членов группы, становится достоянием всей группы, способом развития каждого участника обсуждения, способствуя выработке самых различных, порой неожиданных вариантов решения. Сплоченность группы в развитии индивидуальной идеи, усиливает субъект-субъектные отношения, возникающие противоречия становятся способом поиска конструктивного решения. Кроме того, часто именно групповое обсуждение обеспечивает лучшее решение идеи, предложенной конкретным участником, позволяя рассмотреть ее с разных точек зрения и найти более эффективный вариант [3].

Стоит отметить, что в настоящее время методы развития творческого мышления занимают особое место в системе профессионального образования, в том числе в подготовке будущих педагогов профессионального обучения, так как обеспечивают не просто способы выработки обоснованных суждений и решений, умений ставить новые вопросы, аргументировать, анализировать и принимать продуманные решения в непрерывно изменяющемся информационном мире, но, что особенно важно, переносить имеющиеся знания в новые ситуации, делая собственные открытия. Данное качество отражает пластичность интеллекта, способность адаптироваться к различным условиям, высокий уровень обобщенности опыта, профессиональных знаний. что во многом определяет инновационный характер профессиональной подготовки будущего педагога образовательной организации [4, 5, 6].

Можно выделить самые разнообразные методы и приемы, направленные на продуцирование многообразных идей, выдвижение необычных точек зрения, развивающие умение принимать неожиданные решения, даже если они противоречат официальным мнениям, целенаправленно находить альтернативные варианты использования привычных предметов, предлагая новые объяснения знакомым и понятным явлениям, способы решения ситуаций и проблем, которых еще не было в реальной действительности:

– метод использования ассоциаций, как способ развития творческого воображения и образной памяти, в результате которого происходит модификация существующих понятий, смыслов с целью создания новой ассоциативной связи. Поэтому необходимо правильно формулировать цель поиска и перечень исследуемых вопросов (например, «Что мы знаем о…», «Что случится, если…», «Как вы посмотрите на…» и т.п.). Этот прием вызывает у обучающихся особое состояние эмоционального и осмысленного интереса.

– поиск новых вариантов (Метод Дельфи), предполагающий выполнение задания по-другому, поиск и выбор из предлагаемой серии альтернатив лучшей, оптимального и эффективного варианта из нескольких вариантов решения;

– метод информационной недостаточности, применяемый для повышения активности, поиска недостающих знаний или данных для решения задачи;

– метод информационной насыщенности, основанный на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений;

– метод ведения дневника идей, предполагающий, что обучающиеся записывают все возникающие по обсуждаемой проблеме идеи в течение определенного времени, а затем обсуждают подготовленный материал;

– метод генерирования идей (мозгового штурма), предполагающий свободное обсуждение идей, проблем, предположений о способах решения;

– метод синектики, направленный на развитие способности формулировать проблемы, составляющие ее элементы, выделять главную цель поиска, искать аналогии решения задач самого разнообразного характера;

– метод использования интеллект – карт, развивающий нестандартность мышления и др.

Важность развития творческого мышления обучающихся, признаваемая педагогическим сообществом как сущностный фактор их личностно-профессиональной подготовки, предполагает использование в образовательном процессе специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование опыта творческого мышления обучающихся и способы педагогического взаимодействия [7, 8, 9, 10]:

- осознание творческой деятельности как социально и профессионально значимой;

- готовность педагогов и обучающихся проявлять и демонстрировать качества творческой личности (самостоятельность, воображение, целенаправленность, независимость, открытость новому опыту, высокая потребность и активность в творчестве, находчивость, интеллектуальная смелость, мотивы достижения успеха, эрудиция, др.);

- установка на сотворчество и создающую поисково-преобразовательную деятельность: поощрение нестандартных идей, решений, поддержка инициативы и самостоятельного познавательного поиска, ответственности и независимости;

- акцентация на доброжелательное и уважительное отношение к индивидуальным мнениям, создание эмоционального настроя и расположенности к поиску нового и необычного, стремления увидеть необычное в обычном;

- развитие опыта творческой работы, профессионально-творческих способов решений,

- вариативное представление изучаемого содержания, возможность свободного выбора способов познания, создание ситуаций-противоречий «что-если», активизирующих мышление, запланированных ошибок;

- приоритет использования исследовательских методов интеллектуальной деятельности, развития опыта творческой работы, профессионально-творческих способов решений, в том числе с использованием коммуникативных и информационных возможностей системы Moodle.

Рассмотренные педагогические условия направлены на формирование у обучающихся желания проявлять имеющиеся творческие способности, умения и творческую мотивацию, а также стремления непрерывно их развивать и совершенствовать, получая профессиональный и личностный успех, обеспечивая устойчивость личностного и профессионального развития.


Библиографический список
  1. Тихомиров О.К. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с. URL:http://nashaucheba.ru/v13718/?cc=1&page=11 (дата обращения: 10.04.16).
  2. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д.Я. Онацкая. – Мн.: 000 «Попурри», 2005. 416 с. URL: http://lib100.com/book/superlearning/seryeznoe_tvorcheskoe_mishlenie/de_bono_seryeznoe_tv_mishlenie.pdf (дата обращения: 10.04.16).
  3. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 139-141.
  4. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
  5. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога в достижении качества профессионально-образовательного результата // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
  6. Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 14. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sovremennye-metody-razvitiya-poznavatelnoy-aktivno/ (дата обращения: 26.04.2016).
  7. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 45. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf (дата обращения: 26.04.2016).
  8. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 108-112. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (дата обращения: 30.04.2016).
  9. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 19. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik.  (дата обращения 15.04.2016).
  10. Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12820 (дата обращения: 26.04.2016).


Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: