Теория и практика моделирования дидактических тестов в структуре профессионально-педагогического образования [1-22] реализует возможность целостного развитии личности педагога в постановке и решении задач современного образования. Одним из наиболее ярких с точки зрения основ культуры и истории является курс «История педагогики и образования», обеспечивающий личности педагога возможность многомерного анализа идей и теорий педагогического знания в системе научно-педагогического поиска, раскрывающих возможность и перспективы развития личности и системы образования.
Конструктивность выбора форм организации самостоятельной работы и, как следствие, культуры самостоятельной работы позволяет подготовить личность педагога к объективным условиям и возможностям определения и решения задач развития личности обучающегося.
Приведем в качестве реализованной возможности продуктивного становления личности педагога моделированный дидактический тест по теме «Биография и педагогическое наследие Яна Амоса Коменского».
Дидактический тест по теме
«Биография и педагогическое наследие Я. А. Коменского»
(Федотова В. А., 2016)
Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)
I. Год рождения Я. А. Коменского – великого чешского педагога.
A. 1592 г.
B. 1783 г.
C. 1654 г.
D. 1594 г.
II. ……………………… – одна из значимых и популярных в нашей стране и за рубежом работ Я. А. Коменского.
A. «Об утопии»
B. «Город солнца»
C. «Великая дидактика»
D. «Опыты»
III. Золотое правило дидактики» (принцип наглядности) – ………………………
A. Всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами
B. Педагогично всё то, что ведёт к реализации смысла человеческой жизни, раскрытию Бога в человеке.
C. Гармоничное единство идеалов, принципов, убеждений, взглядов, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках педагога – вот что является тем огоньком, который притягивает юные души, становится для юношества путевой звездой. При этом очень важно, чтобы это единство выступало как органическая потребность воспитателя, как закон его жизни, без которого он не мыслит, не представляет себе личного счастья, полноты своей духовной жизни.
D. Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык.
IV. Я. А. Коменский своей работе «Великая дидактика» хотел дать название «………………………».
A. Мир в картинках
B. Рай чешский
C. Материнская школа
D. Мир чувственных вещей в картинках
V. Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников своим ……………………….
A. словом
B. примером
C. вниманием
D. опытом
VI. По мнению Я. А. Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (………………………) и стремление к богу (религиозное воспитание).
A. саморегуляция
B. психорегуляции
C. эстетическое воспитание
D. нравственное воспитание
VII. Пансофия в понимании Я. А. Коменского – ………………………
A. универсальное воспитание всего человеческого рода.
B. отражение в сознании человека реально существующего, а не выдуманного мира во всем его многообразии.
C. знание всего, всеобщая мудрость.
D. воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.
VIII. Я. А. Коменский создал и обосновал ………………………, определив в выделенной модели качественную работу и успешность педагогов.
A. классно-урочной систему
B. теорию воспитания
C. теорию физического воспитания
D. теорию социализации и развития личности
IX. Коменский Я. А разработал, обосновал и ввел принцип ……………………… (в современной теории и практики педагогики его относят к общепедагогическим принципам).
A. поощрения
B. информационного поля
C. наглядности
D. возрастосообразности
X. Школу Я. А. Коменский считал «………………………».
A. обителью борьбы с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью
B. мастерской гуманности
C. чудесным микрокосмом
D. средством от всех социальных недугов
Часть В.
XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
А. | Пампедия | 1. | Универсальные школы для воспитания всех. |
В. | Пансхолия | 2. | Универсальное воспитание всего человеческого рода. |
С. | Панбиблия | 3. | Универсальные учителя. |
D. | Пандидаскалия | 4. | Книги, которые «содержат все» – универсальное знание, пансофию. |
А – 2, В – 1, С – 4, D – 3.
XII. Восстановите последовательность этапов образования, описанных Я.А. Коменским.
A. Школа латинского языка
B. Материнская школа
C. Академия
D. Школа родного языка
А – 3, В – 1, С – 4, D – 2.
XIII. Выберите названия произведений, принадлежащих Я. А. Коменскому (выберите несколько вариантов ответа).
A. «Воспитание человека»
B. «Великая дидактика»
C. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
D. «Лабиринт света и рай сердца»
B, C, D
XIV. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Я. А. Коменский считает обязательным принципом обучения. Отразите эту последовательность.
A. Подкреплять все основания разума – это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе, ведь знать что-нибудь – это значит называть вещь в причинной связи.
B. Соответствие обучения уровню знаний учащихся, и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».
C. Все изучалось последовательно с начала и до завершения.
D. Должен быть установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок – душа всего».
А – 4, В – 2, С – 3, D – 1.
XV. Впишите пропущенное слово.
……………………… должно быть истинным, полным, ясным и прочным. (Я. А. Коменский).
Образование
Выделенный конструкт моделирования дидактического теста используется на всех предметах педагогического цикла дисциплин высшего педагогического образования в НФИ КемГУ, факультет физической культуры не исключение. Будущие педагоги по физической культуре активно изучают первоисточники и вторичные тексты по курсу «История педагогики и образования».
Специфика выбора будущим педагогом по физической культуре педагога обусловлена персонифицированным выбором и возможностями воспитательно-образовательного пространства, гарантирующего качественное решение задач развития личности в модели современного образования.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.