Правила назначения наказания несовершеннолетним имеют свои особенности. Необходимость применения в отношении несовершеннолетних преступников специальных норм, при назначении наказания, прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. Статьей 40 Конвенции о правах ребенка (1989)[1] признается право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. В силу психологического и морального развития несовершеннолетнего, общество не может предъявить ему требования, предъявляемые к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста.
При этом, вникая в особенности психологии несовершеннолетнего возможно лучшим образом реализовать цели уголовного наказания, которыми, среди прочего, являются исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса в обществе являются основанием для применения к нему более мягкого уголовного наказания, которое в анализируемом аспекте должно быть направлено, в первую очередь, на оказание на несовершеннолетнего воспитательного воздействия.
Однако, такой подход не всегда оправдан. В некоторых случаях, злоупотребление судами принципами гуманизма и экономии уголовной репрессии при назначении наказания несовершеннолетним преступникам приводит к обратным, от целей наказания, последствиям в виде повторного совершения преступления, в том числе и в несовершеннолетнем возрасте. Данное обстоятельство связано с недостаточным, в какой-то степени формальным изучением, как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства, особенностей психического развития конкретного несовершеннолетнего преступника.
По мнению автора, указанный формализм, возможно исключить путем закрепления в уголовно-процессуальном законе требования об обязательном проведении судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних во всех случаях совершения ими преступлений, вне зависимости от их тяжести. Выяснение обстоятельств, свидетельствующих о том, «мог ли несовершеннолетний полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими», будут способствовать индивидуализации ответственности несовершеннолетнего, что в свою очередь отразится на определении подлежащих применению «коррекционных мер». Разрешение в ходе судебных психолого-психиатрических экспертиз вопроса об обратимости «девиантного поведения» определит для суда возможность применения в отношения несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.
Наряду с принципом гуманизма, имеющего особую роль при назначении несовершеннолетним наказания, нельзя упускать из внимания общий принцип назначения наказания – индивидуализация. «Строгая индивидуализация наказания и вытекающий из нее всесторонний учет всех данных о личности несовершеннолетнего, о характере его преступных действий, о причинах и условиях, приведших к совершению преступления, объективная и глубокая оценка всех данных о преступнике и преступлении – источник убедительности и эффективности приговора суда. И наоборот, если суд оставит за пределами своего внимания какое-либо обстоятельство, способное сказаться на наказании несовершеннолетнего, в глазах подсудимого, во мнении всех присутствующих в суде будет поколеблена уверенность в справедливости наказания. В этих условиях наказание не сможет до конца выполнить свою функцию; активно способствовать перевоспитанию правонарушителя, предупреждать преступления»[2].
В соответствии со статьями 60 – 74, статьей 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему суды должны учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Учет всех этих обстоятельств позволяет назначить справедливое наказание и является содержанием процесса индивидуализации наказания. Его основное назначение состоит в том, чтобы «на основе оценки всех обстоятельств содеянного, его общественной опасности, смягчающих и отягчающих обстоятельств, глубокого изучения данных о личности подсудимого и причин совершения им преступлений, прогнозируя его дальнейшее поведение, назначить такую установленную законом меру воздействия, которая была бы справедливой, и в то же время наиболее эффективной, максимально содействовала бы его исправлению и перевоспитанию»[3].
В целом, согласно действующему уголовному законодательству, особенности назначения наказания несовершеннолетним находят свое отражение в сужении перечня наказаний, уменьшении размеров и сроков назначаемых наказаний, применении принудительных мер воспитательного воздействия.
По мнению автора, этого недостаточно. Уголовный закон не содержит какого-либо требования, позволяющего осуществлять контроль за несовершеннолетним осужденным «на психологическом уровне». Автор полагает, что при назначении какого-либо наказания, освобождении от него, либо применении принудительных мер воспитательного воздействия необходимо устанавливать за несовершеннолетним контроль (в контексте части 4 статьи 91 УК РФ), предусматривающий обязанность несовершеннолетнего преступника состоять под наблюдением врача-психиатра до достижения совершеннолетнего возраста, либо сроком не менее двух лет, в случае совершения преступления в возрасте старше 16 лет, предоставив медицинской организации, осуществляющей такой контроль право на обращение в суд с ходатайством о прекращении или продлении контроля за несовершеннолетним (по аналогии со ст. 445 УПК РФ).
В настоящее время уголовным законом определены следующие общие начала назначения несовершеннолетним уголовного наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений, в том числе в случаях, когда судимость не снята или не погашена. Также не учитываются судимости, снятые или погашенные в порядке, предусмотренном статьей 86 УК РФ.
Согласно статьи 88 УК РФ лишение свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, а также несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, впервые совершившим преступление средней тяжести. За преступление средней тяжести максимальный срок лишения свободы несовершеннолетних не отличается от аналогичного срока для совершеннолетних лиц, который составляет 5 лет. За совершение тяжких преступлений несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет, а в возрасте от 17 до 18 лет – до десяти лет. За совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет может быть назначено наказанием в виде лишения свободы сроком до 10 лет.
Частью 6.1. статьи 88 УК РФ установлено, что при назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы, совершившему тяжкое, либо особо тяжкое преступление, низший предел наказания, установленный в санкции соответствующей статьи УК РФ, сокращается наполовину. При этом, согласно части 2 статьи 56 УК РФ, минимальный срок наказания в виде лишения свободы не может быть менее двух месяцев.
По мнению автора, применение в отношении несовершеннолетних указанных норм уголовного закона способствует решению вопроса о необходимости дифференциации учета возраста несовершеннолетних преступников, определения категории совершенного преступления (в контексте статьи 64 УК РФ), применения в отношении несовершеннолетних «специальных» санкций соответствующих статей УК РФ.
При рассмотрении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним, суды должны руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1[4], которое рекомендует судам обсуждать вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему положений статей 75 – 78 УК РФ (в том числе о примирении с потерпевшим по делам небольшой и средней тяжести) и статей 24 – 28 УПК РФ об освобождении от уголовной ответственности. Следует также учитывать сокращенные сроки давности и сроки погашения судимости, предусмотренные статьями 94 – 95 УК РФ.
Судам при назначении наказания несовершеннолетнему наряду с обстоятельствами, предусмотренными статьями 6, 60 УК РФ, надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные статьей 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Верховным судом РФ также разъяснено, что наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения.
Указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 содержит прямое указание на то, что правосудие в отношении несовершеннолетних преступников должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.
Определяя пределы назначения наказания несовершеннолетним, важно установить возраст уголовной ответственности. В соответствии со статьями 19, 20 УК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 421, статьи 73 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности. Указанное обстоятельство имеет особое значение для несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, так как максимальный размер наказания в зависимости от возраста не может быть назначен свыше 6 лет и 10 лет, соответственно.
Само установление возрастных границ предполагает, что лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, в силу не только психического развития, но в целом жизненного опыта осознают значимость каких-либо выполняемых действий и возможность наступления определенных последствий (в виде причинения вреда).
Однако, факт достижения лицом четырнадцатилетнего, либо шестнадцатилетнего возраста не всегда является основанием для привлечения к уголовной ответственности, поскольку частью 3 статьи 20 УК РФ установлено, что если несовершеннолетний достиг указанного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
На основании указанной нормы уголовного закона, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 указано, что при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, в силу статей 195, 196, части 2 статьи 421 УПК РФ следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста. Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
Само несовершеннолетие виновного уже является обстоятельством, смягчающим наказание (пункт «б» части 1 статьи 61 УК РФ). Однако, «этому обстоятельству не должно придаваться какое-то исключительное, решающее значение. Согласно части 2 статьи 89 УК РФ несовершеннолетний возраст как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими и отягчающими наказание»[5].
Наряду с применением в отношении несовершеннолетних преступников норм, смягчающих наказание, уголовный закон предусматривает дополнительную возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, в отличие от лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста.
Так, согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1, суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ.
Принудительные меры воспитательного воздействия – это «альтернативные меры уголовно-правового принуждения, применяемые в рамках уголовного закона судом от имени государства к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие, когда исправление этих лиц возможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания или без привлечения к уголовной ответственности в целом»[6].
В соответствии с частью 2 статьи 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Во исполнение принципов справедливости и экономии репрессии принудительные меры воспитательного воздействия направлены на оказание на несовершеннолетнего воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от уголовного наказания не только способом воздействия на несовершеннолетнего, но и правовыми последствиями. Применение в отношении несовершеннолетних указанных мер, не влечет судимости, что является не маловажным фактором, исключающим рецидивную преступность.
Таким образом, особенности назначения наказания несовершеннолетним преступникам заключаются в неотъемлемом учете их социально-правового статуса и психического развития, установления возможности достижения целей уголовного закона при применении принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения от уголовного наказания, что согласно действующему законодательству не может быть реализовано в полной мере, по указанным выше причинам.
Исправление виновного и предупреждение совершения новых преступлений должно являться единственной целью уголовного наказания в контексте его назначения несовершеннолетним преступникам.
Библиографический список
- Преамбула Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Декларация прав ребенка. М.: Изд-во «Права человека», 2002.
- Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М., 1968. С. 10-11.
- Анашкин Г.З. Справедливость назначения уголовного наказания // Современное государство и право. 1982. № 7. С. 64.
- Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», Российская газета – Федеральный выпуск №5405 (29)
- Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. М., 1997. С. 186
- Заряев А.В., Малков В.Д. Ювенальное право. М., 2005. С. 18