Высокие требования к профессиональной деятельности спортсменов, долговременный и трудоемкий процесс их подготовки, экстремальность условий соревновательной борьбы порождают новые задачи психологической подготовки личности спортсмена. Все более значимым становится не только развитие физической силы, выносливости и др., но и развитие определенных индивидуальных способностей и содержательных характеристик личности спортсмена, от которых зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Здесь можно говорить о потребности в самоактуализации и ее значимости для развития личности в спортивной деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что последнее время заниматься спортом стало модно, и не каждый идет в спорт за достижениями. Многие после непродолжительного посещения секций, спортивных залов быстро отказываются от карьеры спортсмена. Только люди с определёнными личностными качествами остаются в спорте. Потребность в самоактуализации именно за счёт спорта, делает из человека спортсмена.
В современной психологии существуют два близких по значению, но все-таки отличающихся по оттенкам смысла термина — самореализация и самоактуализация. Первый в основном использует отечественная психология, второй — преимущественно зарубежная гуманистическая наука. В зарубежной психологии основанием для рассмотрения феномена самоактуализации выступает его биологическая природа. То есть самоактуализация рассматривается как иерархически высшая потребность личности, направляющая ее на актуализацию латентных, резервных, генетически заданных возможностей и ресурсов, которая определяет стремление личности к возможно более полному их выявлению и развитию. Термин «самореализация» используется в отечественной психологии как показатель социально- психологических основ самоосуществления личности. Самореализация предстает как реализация личностью собственного потенциала и включает в себя формирование ею образа своего будущего, формирование жизненных планов, их проработку и осуществление в социальной действительности и поведении [1].
В нашем исследовании мы предприняли попытку экспериментально выявить особенности самоактуализации профессиональных спортсменов путем сравнения их показателей самоактуализации с показателями спортсменов-любителей (занимающихся спортом с целью оздоровления и поддержания физической формы).
Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. По данным американских спортивных психологов, к наиболее часто встречающимся личностным чертам спортсменов относятся: высокий уровень агрессивности (который почти всегда находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера, авторитарность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
Все перечисленные характеристики, несомненно, играют огромную роль как в становлении профессионализма спортсмена, так и в процессе его самореализации. Исходным теоретическим положением для решения практических задач, связанных с раскрытием личностного потенциала спортсменов, является положение о том, что раскрытие личностью своих возможностей в избранном виде деятельности, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, происходит в условиях противоречия между требованиями деятельности и ресурсами личности [2]. Следовательно, ресурсом самоактуализация личности в деятельности является максимальное смягчение этого противоречия, гармонизация ресурсов личности и требований деятельности. В психологии профессиональной деятельности рассматривается несколько направлений смягчения названного противоречия: снижение требований деятельности, если они непосильны для личности; профессиональный отбор; формирование у профессионала индивидуального стиля деятельности, облегчающего качественное выполнение деятельности [3], [4].
Так, Г.Б. Горская, анализируя суть применяемых в спортивной практике средств гармонизации требований спортивной деятельности и ресурсов личности показывает, что они ориентированы главным образом на достижение результативности технических и тактических действий спортсменов, то есть на содержательную сторону спортивной деятельности. В то же время вне поля рассмотрения оказываются противоречия требований спортивной деятельности и личностных ресурсов спортсменов, связанные с условиями, в которых происходит их подготовка. О значимости этих условий свидетельствуют данные исследований об обусловленной индивидуально-психологическими особенностями спортсменов избирательной чувствительности к различным фактором внешней среды, как спортивной, так и выходящей за рамки спортивной подготовки [5]. На это указывают и активно проводимые в современной психологии спорта исследования организационного стресса [6].
Более продуктивными стратегиями, по мнению Е.Е. Ельчаниновой, О. Ю. Похорукова, О. А. Козыревой являются стратегии, основанные на индивидуализации работы со спортсменами в соответствии с присущими им индивидуальными особенностями. В области психологии спорта это стратегия формирования у спортсменов индивидуального стиля деятельности, соответствующего их индивидуально-психологическим свойствам. Однако заметное снижение интереса к проблематике формирования индивидуального стиля деятельности как в науке, так и в практике свидетельствует о том, что эта стратегия не оказалась радикальным средством раскрытия потенциальных возможностей спортсменов. По-видимому, одна из причин этого – отмеченное выше невнимание исследователей и практиков к тому факту, что успех в спорте зависит не только от исполнительского мастерства, совершенства техники и тактики, но и от того, насколько конструктивно спортсмен включается в предметный и социальный контекст спортивной деятельности. Специфика спортивной деятельности, заключающаяся в том, что по мере роста квалификации спортсмена спорт превращается из вида деятельности в образ жизни, подчиняющийся задаче поддержания конкурентоспособности спортсмена, повышает зависимость спортивных достижений от характера включения спортсмена в контекст спортивной деятельности [7].
Таким образом, с оной стороны, личностные качества профессиональных спортсменов могут способствовать продуктивной самореализации, однако организация и стратегия спортивной деятельности направлена в основном на ее содержательную сторону – развитие выносливости, достижения на соревнованиях, поддержание физической формы все чаще встают главными приоритетами в спорте. В связи с эти встает необходимость пересмотра приоритетов спортивной деятельности и повышения оценки значимости самореализации личности спортсмена.
Экспериментальное исследование особенностей самоактуализации спортсменов проводилось на базе ФГБОУ ВО «Дальневосточного государственныого университета путей сообщения» и ФГБОУ ВПО «Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема». среди молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет, занимающихся профессиональным и любительским футболом. Всего в исследовании участвовали 47 человек.
С помощью анкетирования мы разделили испытуемых на две группы: «профессиональные спортсмены» (59,6% – 28 человек) и «спортсмены-любители», которые занимаются поддержанием своей физической формы (40,4% – 19 человек).
В результате исследования самоактуализации группы спортсменов-любителей с помощью Самоактуализационного теста (Э. Шострома, адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз) мы получили результаты, представленные на рисунке 1.
На рисунке видно, что в основном преобладает средний и низкий уровень самоактуализации респондентов, количество спортсменов-любителей с высоким уровнем является самым низким.
Рисунок 1. Распределение спортсменов-любителей по уровням самоактуализации
Далее рассмотрим результаты исследования самоактуализации у группы профессиональных спортсменов, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение профессиональных спортсменов по уровням самоактуализации
Среди респондентов данной группы нет представителей с низким уровнем самоактуализации. Высокий уровень самоактуализации выявлен у 8 человек (28,6%), что свидетельствует об их более комфортабельном отношении с реальностью; принятии себя, других, творческом отношении к действительности; автономии, независимости от окружения. У 20 человек (71,4%) показатели находятся на уровне статистической нормы.
Таким образом, высокий уровень самоактуализации присущ двум группам, но в группе профессиональных спортсменов он выше, чем в группе любителей спорта. Так же видно, что в группе профессиональных спортсменов низкий уровень самоактуализации отсутствует.
Далее рассмотрим, различаются ли показатели самореализации в приведенных двух группах (1-я – спортсмены-любители, 2-я – профессиональные спортсмены) с помощью расчёта t-критерия Стьюдента для несвязных выборок.
При расчете t-критерия Стьюдента оказалось, что tЭмп = 3,4. Данное значение также попадает в зону значимости (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Ось значимости
Таким образом, обнаруженные различия между группами спортсменов-любителей и профессионалов значимы более чем на 0,1% уровне, иначе говоря, в группе спортсменов-любителей самореализация ниже, чем у профессиональных спортсменов. Таким образом, можно сделать вывод, что самореализация профессиональных спортсменов отличается большей выраженностью, чем у спортсменов-любителей.
Далее рассмотрим анализ результатов исследования самореализации спортсменов по шкалам теста САТ, который представлен на рисунке 4.
Для анализа мы использовали следующие показатели:
- Ориентация во времени
- Поддержка
- Ценностные ориентации самоактуализирующеся личности
- Гибкость поведения
- Сензитивность
- Спонтанность
- Самоуважение
- Самопринятие
- Представление о природе человека
- Синергия
- Принятие агрессии
Рисунок 4. Сравнение средних значений по методике «Самоактуализационный тест» (Э. Шострома, адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз)
Таким образом, в обеих группах отмечаются примерно одинаковые значения по следующим показателям: ориентация во времени (1), поддержка(2) и гибкость поведения (4). В связи с этим можно сделать следующие выводы:
- шкала «ориентация во времени» измеряет насколько личность живет в настоящем и принимает свое прошлое и будущее. Как у профессиональных спортсменов, так и у спортсменов-любителей выявлены одинаковые, преимущественно-низкие показатели по данной шкале, что свидетельствует об их слабой ориентации во времени.
- шкала «поддержка» измеряет степень независимости ценностей субъекта. По этой шкале также как у профессиональных спортсменов, так и у спортсменов-любителей выявлены одинаковые, преимущественно-средние показатели, что свидетельствует об их среднем уровне независимости ценностей.
- шкала «гибкость поведения»измеряет способность человека изменять стратегию своего поведения в зависимости от обстоятельств и условий. Как у профессиональных спортсменов, так и у спортсменов-любителей выявлены одинаковые, преимущественно-средние показатели по данной шкале, что говорит о среднем уровне развития данной способности.
Исходя из полученных результатов, также можно сделать вывод, что различие средних значений у двух экспериментальных групп отмечаются по следующим показателям: ценностные ориентации самоактуализирующейся личности (3), сенситивность (5), спонтанность поведения (6), самоуважение (7), самопринятие (8), представление о природе человека (9), синергия (10), принятие агрессии (11). Причем у профессиональных спортсменов значения данных показателей выше, чем у спортсменов-любителей. В связи с этим можно сделать следующие выводы:
- профессиональным спортсменам характерны ценности самоактуализующейся личности, которые во главу угла ставят свободу, независимость во взглядах, ориентацию на положительное в мире и природе человека;
- спортсмены лучше ощущают и понимают собственные потребности и чувства;
- лица, профессионально-занимающиеся спортом, способны к спонтанному, независимому, но в то же время логичному и рациональному поведению;
- самоуважение также более присуще спортсмену-профессионалу, чем любителю;
- профессиональные спортсмены больше принимают собственную личность, тело и собственные характеристики, причем это не мешает их дальнейшему саморазвитию;
- спортсмены-профессионалы больше склонны воспринимать природу человека в целом как положительную и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми;
- профессиональные спортсмены принимают агрессию как необходимую форму самозащиты личности и понимают пользу ее адекватного выражения.
В целом, по девяти рассматриваемым показателям самореализации у спортсменов-профессионалов были выявлены более высокие значения, чем у любителей спорта. Это свидетельствует о том, что уровень самоактуализации у спортсменов выше, чем у любителей спорта.
Эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
- уровень самореализации спортсменов-профессионалов выше, чем у спортсменов-любителей;
- особенностями самореализации спортсменов являются такие жизненные ориентиры, как: гибкость поведения, понимание и принятие собственных чувств и потребностей, самоуважение, самопринятие, положительное представление о природе человека, принятие агрессии. В результате проведенного исследования цель, поставленная нами в начале работы, выполнена при помощи реализации выдвинутых задач, гипотеза полностью подтверждена.
Библиографический список
- Македон Т.А. Особенности самореализации феминных и маскулинных женщин. // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2014. – № 4(17). – С. 104-112.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Левкова Т.В. Личностные ресурсы развития продукитивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45521 (дата обращения: 31.03.2016)
- Плотникова Е.С. От самодетерминации к самореализации. // Психология и Психотехника. – 2015. – № 2. – C. 175-182.
- Горская Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2012. № 4. С. 74-76.
- Горская Г. Б. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов / Краснодар, КГУФКСТ, 2008. 220 с.
- Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 февр., 2014): в 3-х ч. Ч.1. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 171-173.