УДК 159.921

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКИТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Левкова Татьяна Валериевна
ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
Представлен теоретический анализ копинг-стратегий студентов, в практическом аспекте статьи приводятся результаты исследования копинг-стратегий студентов вуза, а также представлена апробация программа тренинговых занятий по развитию продуктивных копинг-стратегий. Экспериментальное исследование было проведено в рамках работы психологической службы вуза.

Ключевые слова: автономность личности, копинг-поведение, копинг-стратегии, личностный ресурс, позитивная самооценка, позитивный субъективный опыт, трудная жизненная ситуация, целостность «Я»


PERSONAL RESOURCES OF PRODUCTIVCE COPING STRATEGIES BY STUDENT OF UNIVERSITY

Levkova Tatyana Valerievna
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Sholom-Aleichem Priamursky State University»
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department Psychology

Abstract
One produced the theoretical analysis of the coping strategies of students, in the practical aspect of the article presents the results of studies of coping strategies of university students, as well as the testing program provided training sessions for the development of productive coping strategies. The experimental research was made in the framework of the psychological service of the university.

Keywords: a difficult life situation, coping behavior, coping strategies, personal resource, positive self-esteem, positive subjective experience, the autonomy of the individual, the integrity of the "I"


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Левкова Т.В. Личностные ресурсы развития продукитивных копинг-стратегий у студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45521 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время количество стрессовых ситуаций в жизни современного юноши значительно возросло. Главным образом это связано с выбором профессии, поступлением в колледж или ВУЗ, адаптацией в новой среде, что вызывает соответствующие эмоциональные переживания и как следствие стрессовые ситуации. Поэтому изучение стратегий совладания, которые применяют студенты вуза, являются естественной основой для определения содержания его психологической поддержки, для успешной адаптации в новой учебной среде, психологического здоровья и создания благоприятных условий для обучения и развития первокурсника, что свидетельствует о высокой актуальности изучения проблемы копинг-поведения.

Ресурсы психологического преодоления – актуализированные потенциальные возможности человека в виде способов или действий, направленных на совладание со стрессорами прошлых, настоящих или будущих ситуаций. Основными атрибутами ресурсов преодоления как специфических психологических «инструментов» являются осознанность, мотивация, значимость и целенаправленность их использования или накопления для совладания с прогнозируемыми стрессовыми ситуациями [1].

Личностный ресурс  представляет собой ценностно-эмоциональную сферу студентов, включающую в себя различные характеристики. Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, характеризующие интеллектуальное, эмоциональное развитие [2].

Копинг-поведение осуществляется на основе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам, обозначаются как копинг-ресурсы. В теории копинг-поведения выделяют такие базисные копинг-стратегии как разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. К основным личностно-средовым копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, локус контроля, эмпатию, аффилиацию, сензитивность к отвержению и когнитивные ресурсы.

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события [1].

Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.

Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, материальную и социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений [2].

Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления [3].

Копинг рассматривается в связи с психологическими ресурсами личности и понимается как определенные способности, знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды. Это умение понимать ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих, нести ответственность за свое поведение. Копинг-ресурсы являются составляющей частью копинг-процесса. Успешность адаптации к жизненным стрессам определяется и эффективностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов [4]. Таковыми являются уровень интеллекта, эмпатия, аффилиация, Я-концепция, самоэффективность, локус контроля и другие психологические конструкты личности.

Становление ресурсов преодоления трудных жизненных ситуаций является основным фактором переживания стресса. Внутренние ресурсы выступают как физические и духовные резервы человека, которые помогают ощутить высокую степень внутренней свободы в преодолении стрессовых ситуаций. Человек эффективно использует все возможности своих ресурсов при их максимальной осознанности. Человек способен постоянно развивать свои ресурсы и расширять их пространство использования, что, несомненно, будет повышать у него способность конструктивного переживания стресса.

Личностные ресурсы в основе имеют черты личности и установки, определяющие регуляцию поведения в трудных жизненных ситуациях (самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, «самоэффективность»,  оптимизм  и  другие).  Люди,  высоко  оценивающие  свою  собственную  значимость, свои возможности, в сложных жизненных ситуациях чаще проявляют активность и спокойствие.

Кроме этого, личностный ресурс – включает в себя такие составляющие как: смыслы, ценности, способности к организованности, саморазвитию, рефлексивность как составляющая рефлексии.

Личностные ресурсы являются фактором стрессоустойчивости определяющим выбор и эффективность использования копинг-стратегий. Личностные ресурсы позволяют индивиду осознавать и контролировать собственные действия, способствуют установлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации. Ресурсы личности развиваются в процессе жизни и деятельности, а их эффективное использование зависит  от  степени  их  осознанности  и  способности  распределять  их  в  зависимости  от  стрессогенных факторов.

Личностные ресурсы являются фактором стрессоустойчивости определяющим выбор и эффективность использования копинг-стратегий. Личностные ресурсы позволяют индивиду осознавать и контролировать собственные действия, способствуют установлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации. Ресурсы личности развиваются в процессе жизни и деятельности, а их эффективное использование зависит  от  степени  их  осознанности  и  способности  распределять  их  в  зависимости  от  стрессогенных факторов.

С целью исследования продуктивных копинг-стратегий у студентов 1 курсов, нами было опрошено 20 учащихся ФГБОУ ВПО Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Техникум информационных и промышленных технологий, средний возраст которых составил 16-19 лет.

В ходе экспериментального исследования испытуемым был предложен опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой).

Показатели выраженности разного типа стратегий у студентов 1 курса распределились следующим образом: стратегии, направленные на решение проблемы – 35 % (7 ч), стратегии, направленные на эмоции – 45 % (9 ч.), стратегии избегания – 20% (4 ч.).

Итак, обобщив результаты опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях»  мы отметили, что преобладающей стратегией совладания является копинг, ориентированный на эмоции, что составляет 45% (9 ч.), что в свою очередь говорит о том, что эмоциональное реагирование в сложной ситуации  приемлемо для значительного числа опрошенных. Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя мысли и действия, регуляцию эмоций, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение проблемной ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше.

Из диаграммы видно, что стратегии направленные на решение проблемы занимают 35% (7 ч.), что отражает потребность студентов 1 курса занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределится в окружающем мире, понять свои возможности, свое назначение в жизни, что в свою очередь актуализирует личностную активность.

Третья категория, которая отразила копинг-стратегии – стратегии, ориентированные на избегание – 20% (4 ч.). Стратегия избегания – одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладаюшего поведения. Она направлена на уход или снижение дистресса. Стратегии избегания связаны с неспособностью справиться с трудной ситуацией, что меньшей мере приемлемо для опрошенных.

Проведя количественный анализ методики «Ценностные ориентации» М. Рокича нами было выявлено, что значимыми терминальными ценностями или ценностями цели являются такие ценности как здоровье (среднее арифметическое – 4,1), любовь (среднее арифметическое – 5,5), наличие хороших и верных друзей (среднее арифметическое – 6,7), активная деятельность жизни (среднее арифметическое – 6,4) и счастливая семейная жизнь (среднее арифметическое – 6,1).

Значимыми инструментальными ценностями или ценностями средств являются образованность (среднее арифметическое – 4,8), воспитанность (среднее арифметическое – 5,8), жизнерадостность (среднее арифметическое – 6,8), аккуратность (среднее арифметическое – 7,4) и твердая воля (среднее арифметическое – 7,2) (см. табл.1).

Выбор таких ценностей как активная деятельность жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизнерадостность (чувство юмора) подтверждают  преобладание стратегии, ориентированной на эмоции (45%). Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) подтверждает выбор стратегии, ориентированный на решение проблемы (35%).

Таблица 1. -Значимые терминальные и инструментальные ценности

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

Здоровье

Образованность

Любовь

Воспитанность

Наличие хороших и верных друзей

Жизнерадостность

Активная деятельность жизни

Аккуратность

Счастливая семейная жизнь

Твердая воля

Из сводной таблицы значимых терминальных и инструментальных ценностей мы видим, что выбор ценностей средств не совсем соотносим выбору ценностей целей. Выбранные испытуемыми, значимые ценности средства мало способствуют достижению поставленных на первое место ценностей целей. Из результатов методики получилось так, что широта знаний, высокая общая культура является средством достижения физического и психологического здоровья. Хорошие манеры средство достижения духовной и физической близости с любимым человеком. Жизнерадостность (чувство юмора) средство достижения наличия хороших и верных друзей, что вполне реально. Порядок в делах, умение содержать в порядке вещи является средством достижения полноты и эмоциональной насыщенности жизни. Из всего вышеперечисленного можно сказать о том, что у студентов 1 курса еще не произошло существенного изменения самосознания, то есть  повышения значимости собственных ценностей, соответственно испытуемые не осознают значимость ценностей как ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями.

Таблица 2. – Незначимые (отвергаемые) терминальные и инструментальные ценности

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

Красота природы и искусства

Счастье других

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Развлечения

Высокие запросы

Творчество

Исполнительность

Жизненная мудрость

Эффективность в делах

Продуктивная жизнь

Чуткость

Отвергаемыми терминальными ценностями у опрошенных являются красота природы и искусства, счастье других, развлечения, творчество, жизненная мудрость и продуктивная жизнь. Среди инструментальных ценностей отвергаемыми являются непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность, эффективность в делах, чуткость (см. табл.2). Отрицание таких ценностей как продуктивная жизнь, т.е. максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей и эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) еще раз свидетельствуют о наличии стратегии избегания.

Развивающий эксперимент по становлению продуктивных копинг-стратегий проходил с учетом нескольких направлений:

- работа по самопознанию, самопринятию (методика исследования индивидуального образа цели «Карта сказочной страны» Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, упражнения «Кто Я?», «Парадокс», графический тест «6 незаконченных изображений» и др.);

- определение веера возможностей выхода из трудных ситуаций (методика «Выход из трудных жизненных ситуаций», игра «Выйди из круга», упражнение «Поиск решения», мозговой штурм, направленный на поиск решений выхода из трудных жизненных ситуаций и др.);

- стимулирование личностных ресурсов («Шкала оптимизма и активности» Н. Водопьянова, М. Штейн, спектрокарты (карты личностных ресурсов) У. Халкола, А.И. Копытин, упражнение «Что поддерживает меня в жизни?» и др.).

В ходе контрольного этапа экспериментального исследования испытуемым был предложен опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой); методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Показатели выраженности разного типа стратегий, после развивающего эксперимента, у студентов 1 курса распределились следующим образом: стратегии, направленные на решение проблемы – 45% (7 ч), стратегии, направленные на эмоции – 30% (9 ч.), стратегии избегания – 25% (4 ч.).

Обобщив результаты исследования, мы отметили, что активная совладающая форма поведения представлена более ярко, чем на констатирующем этапе экспериментального исследования. Стратегии решения сложных ситуаций преобладают у 45% (9 ч.), что говорит о том, что для большинства студентов 1 курса стала приемлема стратегия, ориентированная на решение проблемы, то есть попытка улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации.

Выбор копинга, ориентированного на эмоции студентами 1 курса уменьшился на 15%. Преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие стали менее приемлемы для испытуемых. Эмоциональное реагирование на ситуацию в виде погружения в собственные переживания, самообвинении, вовлечении других в свои переживания стали менее актуальными, используемыми студентами 1 курса.

Третья категория – копинг, ориентированный на избегание, в отличие от других стратегий, увеличился на 5% после развивающего эксперимента. То есть число студентов, не чувствующих себя внутренне сильным, увеличилось на одного человека, что провоцирует использование копинг-стратегии избегания, развитие негативной Я-концепции, неадекватной самооценки, а также выбор непродуктивного копинга, то есть  неспособностью продукивно справиться с проблемной ситуацией (см. рисунок -1).

Рисунок 1. – Выраженность видов копинг-стратегий у студентов 1 курсов до и после развивающего эксперимента

Проведя количественный анализ методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, после развивающего эксперимента, нами было выявлено, что значимыми терминальными ценностями или ценностями цели являются такие ценности как здоровье (среднее арифметическое – 3,4), любовь (среднее арифметическое – 5,2), уверенность в себе (среднее  арифметическое – 6,9), счастливая семейная жизнь (среднее арифметическое – 7,6) активная деятельность жизни (среднее арифметическое – 7,3).

Значимыми инструментальными ценностями или ценностями средств являются воспитанность (среднее арифметическое – 3), образованность (среднее арифметическое – 5,9), аккуратность (среднее арифметическое – 5,8),  жизнерадостность (среднее арифметическое – 5,7) и твердая воля (среднее арифметическое – 7,9).

Выбор таких ценностей как твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), уверенность в себе подтверждает выбор стратегии, ориентированный на решение проблемы (45%) (См. табл.3).

Таблица 3. – Значимые терминальные и инструментальные  ценности до и после эксперимента

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

до

после

до

после

Здоровье

Здоровье

Образованность

Воспитанность

Любовь

Любовь

Воспитанность

Образованность

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Жизнерадостность

Аккуратность

Активная деятельность жизни

Счастливая семейная жизнь

Аккуратность

Жизнерадостность

Счастливая семейная жизнь

Активная деятельность жизни

Твердая воля

Твердая воля

Из сводной таблицы значимых терминальных и инструментальных ценностей до и после эксперимента мы видим, что выбор ценностей у студентов 1 курса практически не изменился. Только в терминальных ценностях ценность наличия хороших и верных друзей сменилась на уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Мы, так же как и на констатирующем этапе экспериментального исследования, видим не сопоставленность ценностей целей и ценностей средств, что говорит о неосознанности значимости ценностей как ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями.

Мы видим, что для студентов 1 курса значимы ценности личной жизни, к которой относятся любовь и счастливая семейная жизнь и профессиональная самореализация, в которую входит ценность активной деятельности жизни. Из инструментальных ценностей значимы ценности общения: воспитанность, жизнерадостность; ценности дела: аккуратность, образованность, твердая воля и ценности самоутверждения: образованность, твердая воля.

Таблица 4. – Незначимые (отвергаемые) терминальные и инструментальные    ценности до и после эксперимента

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

до

после

до

после

Красота природы и искусства

Счастье других

Красота природы и искусства

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Развлечения

Счастье других

Высокие запросы

Высокие запросы

Творчество

Развлечения

Исполнительность

Исполнительность

Жизненная мудрость

Продуктивная жизнь

Эффективность в делах

Эффективность в делах

Продуктивная жизнь

Творчество

Чуткость

Терпимость

Отвергаемыми терминальными ценностями у опрошенных являются красота природы и искусства, счастье других, развлечения,  продуктивная жизнь и творчество (См. табл.4). Среди инструментальных ценностей отвергаемыми являются непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность, эффективность в делах, терпимость. Отрицание таких ценностей как продуктивная жизнь, т.е. максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей и эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) еще раз свидетельствуют о наличии стратегии избегания.

Незначимыми для студентов 1 курса являются ценность профессиональной самореализации, к которой относится продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), также ценность общения: непримиримость к недостаткам в себе и других, которая относится и к индивидуалистическим и ценности самоутверждения; терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), которая относится и к ценностям принятия
других людей; ценности дела: исполнительность, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). И так же ценности самоутверждения: высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, эффективность в делах.

Итак, состояние копинг-стратегий и копинг-ресурсов студентов 1 курса, изученное на констатирующем этапе исследования,  свидетельствовало о необходимости психолого-педагогической работы по их целенаправленному развитию. Реализованная тренинговая программа развития продуктивных копинг-стратегий студентов на базе Центра социальной адаптации и психологического здоровья, показала эффективность и значимость такой работы.  Результаты исследования могут быть использованы психологами, педагогами, социальными работниками для разработки профилак­тических, коррекционных программ для адаптации студентов 1 курсов. В адаптированном виде результаты исследования могут быть использованы студентами в целях самовоспитания и развития саморегуляции поведения.


Библиографический список
  1. Левкова Т.В. Взаимосвязь уверенности в себе и локуса контроля личности у студентов вуза// Вестник Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С.60-69..
  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита// Психологический журнал.- Т. 15. – №1.- 1994. С.3-17.
  3. Македон Т.А. Рефлексивный подход к формированию конфликтной компетентности специалиста//Вестник Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема. 2010. № 1-2. С.68-73.
  4. Ванакова Г.В., Плотникова Е.С. Развитие жизнестойкости студентов при реализации программы деятельности центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28). С. 68-72.


Все статьи автора «Левкова Татьяна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: