Современное образование определяет возможность выявления и оптимизации использования педагогических конструктов в структуре решения задач педагогической деятельности. Определим в модели современного непрерывного профессионального образования педагогические конструкты, фасилитирующие продуктивный поиск педагога и обучающегося в решении задач развития личности через систему занятий сноубордом [1-8], определив теоретико-методологическим обеспечением реализуемой практики в системе профессионально-педагогической деятельности работы по педагогическому моделированию и организации научно-педагогического исследования [9-18].
Под педагогическими конструктами будем понимать структурно-логические модели, предопределяющие повышение качества решения профессионально-педагогических задач в определении, уточнении, детализации, систематизации, верификации, оптимизации, реконструкции, ретрансляции, модификации, решения детерминируемых возможностей спектра проблем современной педагогики, к таким ресурсам будем относить педагогические условия, педагогические средства традиционной и инновационной педагогики, систему педагогически обусловленных принципов (педагогического взаимодействия, воспитания, обучения, образования, социализации, просвещения, здоровьесбережения, развития, самореализации, саморазвития, самовоспитания, самоопределения, самообразования, самоидентификации и прочих категориально-процессуальных явлений и продуктов современной педагогики как науки), педагогические технологии, программно-педагогическое обеспечение и прочие продукты инновационного решения проблем современного образования.
Под педагогическими конструктами социализации и самореализации личности будем понимать ресурсы педагогической деятельности, предопределяющие качественное решение проблем современной социализации и самореализации личности в модели образования и культуры.
Под педагогическими конструктами социализации и самореализации личности в системе занятий сноубордом будет понимать ресурсы оптимизации социализации и самореализации личности в системе занятий сноубордом, фасилитирующие повышение качества постановки и решения задач современной педагогической деятельности в системе занятий сноубордом, определяемых в контексте непрерывного профессионального образования.
В работах [1-8] мы определили системы принципов воспитания, социализации, самореализации, педагогического взаимодействия, выделили педагогические условия оптимальной социализации и самореализации личности в сноуборде, определили педагогические технологии социализации и самореализации обучающегося в сноуборде, попытаемся представить другие педагогические конструкты – «конструктор принципов социализации и самореализации обучающегося в сноуборде», «конструктор анкет социализации и самореализации».
Конструктор принципов социализации и самореализации обучающегося в сноуборде
(Питнявко В. А., 2016)
- Принцип научности в определении и решении задач развития обучающегося в сноуборде.
- Принцип последовательности реализации условий продуктивного становления личности обучающегося в сноуборде.
- Принцип продуктивности и креативности в определении и решении задач и противоречий, непосредственно связанных с занятиями по сноуборду.
- Принцип гуманизации современного образования в развитии обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Принцип учета персонифицированных потребностей обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Принцип учета индивидуальных особенностей обучающегося в системе непрерывного образования.
- Принцип учета нормального распределения способностей и здоровья в структуре занятий сноубордом.
- Принцип единства целей и ценностей современного воспитания и развития обучающегося в модели ведущей деятельности и общении, хобби и досуга.
- Принцип единства категориально-процессуальных положений развития личности в решении задач современной профессионально-педагогической деятельности.
- Принцип своевременности в детерминации и решении задач развития и саморазвития, самореализации и социализации через занятия сноубордом.
- Принцип единства теории и практики в развитии личности в сноуборде.
- Принцип единства сознания и деятельности в развитии личности сноубордиста.
- Принцип единства общей и специальной физической подготовки в развитии личности сноубордиста.
- Принцип оптимизации учебно-тренировочного процесса по сноуборду.
- Принцип систематичности в организации учебно-тренировочных занятий по сноуборду.
- Принцип объективизации и визуализации качества учебно-тренировочного процесса по сноуборду.
- Принцип стимуляции качества учебно-тренировочных занятий по сноуборду.
- Принцип верификации идей персонифицированного развития в модели учета всех составных целостного педагогического процесса.
- Принцип современной профориентации личности.
- Принцип доступности и логичности в организации учебно-тренировочных занятий по сноуборду.
- Принцип прочности формирования знаний, умений, навыков в системе занятий по сноуборду.
- Принцип дисциплинированности и ответственности в реализации целостного развития личности, занимающейся сноубордом.
- Принцип четкости и ясности в объяснении основ и практики решения задач формирования спортивного мастерства в сноуборде.
- Принцип этичности и эстетизации всех ресурсов развития личности в модели социализации и самореализации через сноуборд.
- Принцип формирования потребности личности в высоких достижениях в сноуборде, персонификация которых непосредственно связана с возможностями решения задач «хочу – могу – надо – есть».
- Принцип формирования объективной, позитивной самооценки спортсмена, занимающегося сноубордом.
- Принцип формирования необходимого уровня притязаний в модели занятий сноубордом.
- Принцип формирования внутреннего комфорта личности от занятий сноубордом.
- Принцип формирования внутренней мотивации занятий сноубордом.
- Принцип развития и формирования потребности в рефлексии.
- Принцип формирования потребности в самовыражении личности в сноуборде.
- Принцип возрастосообразности занятий сноубордом.
- Принцип культуросообразности занятий сноубордом.
- Принцип природосообразности занятий сноубордом.
- Принцип формирования целеустремленности в модели занятий сноубордом.
- Принцип верификации качества идей развития в поликультурном образовательном пространстве через единство научной, спортивной, культурологически обусловленной составных целостного педагогического процесса.
- Принцип достаточности и посильной сложности выполняемых подводящих упражнений в сноубординге.
- Принцип единства воспитания и самовоспитания.
- Принцип единства контроля и самоконтроля.
- Принцип единства обучения и самообучения.
- Принцип единства развития и саморазвития.
- Принцип единства образования и самообразования.
- Принцип смысловой целесообразности в развитии личности, определяющей для себя модели социализации и самореализации в сноуборде.
- Принцип учета системы возможностей и ограничений развития личности в сноуборде.
- Принцип рационального питания личности и своевременного восстановления от нагрузок.
- Принцип дихотомического сочетания диаметрально противоположных ресурсов современного образования.
- Принцип гибкости в управлении контролем качества учебно-тренировочных занятий по сноуборду.
- Принцип целостности развития личности в модели социализации и самореализации.
- Принцип унификации основ оценки качества учебно-тренировочного процесса в сноуборде.
- Принцип поэтапности формирования личности в реализации условий продуктивности и спортивного совершенствования.
- Принцип разнообразия в выборе педагогических средств и методов, форм и педагогических технологий занятий сноубордом.
Выделим конструктор анкет социализации и самореализации обучающегося в сноуборде, фасилитирующий понимание возможности моделирования анкеты, определяющей качество и особенности социализации и самореализации личности через сноуборд.
Конструктор анкет социализации и самореализации обучающегося в сноуборде
(Питнявко В. А., 2016) [1-8]
- В чем заключается тренировочный процесс в сноуборде? Какие ограничения и перспективы Вы себе в нем ставите?
- Вы бы разрешили своему ребенку заниматься сноубордом? Чем объясните свой ему ответ?
- Есть ли ограничения в системе занятий сноубордом?
- Есть ли у Вас знакомые, которые препятствуют твоему пристрастию к занятиям сноубордом?
- Есть ли у Вас портфолио?
- Как давно Вы занимаетесь сноубордом?
- Как давно Вы стали заниматься сноубордом? Сколько Вы занимаетесь сноубордом? Кто был инициатором занятий?
- Как можно измерить качество самореализации личности в сноуборде?
- Как можно повысить качество занятий сноубордом (перечислить упражнения и методы учебно-тренировочного процесса)?
- Как оценить – на сколько человек социализирован?
- Как формируется вера в себя и свои возможности в сноуборде?
- Какие виды спорта входят в параолимпийские виды спорта?
- Какие возможности социализации помогают спортсмену в ходе проведения соревнований?
- Какие достижения в копилке достижений по сноуборду у Вас есть? Чем Вы их объясняете?
- Какие методы страховки в сноуборде есть?
- Какие особенности и возможности достижений в сноуборде можно выделить?
- Какие особенности организации соревнований по сноуборду Вы знаете?
- Какие отрицательные черты занятий сноубордом выделяют Ваши знакомые? С чем это связано?
- Какие перспективы занятий сноубордом Вы определяете себе в будущем?
- Какие позитивные качества формирует сноуборд?
- Какие предметы школьной программы Вам помогают в сноуборде?
- Какие профессии Вам близки по духу и возможностям заниматься данным профессиональным делом?
- Какие способности формирует сноуборд? Что необходимо развивать юному спортсмену? Какие проблемы возникают в системе занятий сноубордом?
- Какие увлечения у Вас есть кроме сноуборда?
- Какие учебные предметы в школе Вами изучаются с удовольствием? Что Вам в них нравится?
- Какие учебные предметы необходимо хорошо знать, чтобы получать высокие достижения в сноуборде?
- Какими видами спорта Вы занимались до сноуборда?
- Каких знаний Вам не хватает в структуре организации учебно-тренировочного процесса по сноуборду?
- Какое значение имеет термин «сноуборд»?
- Когда Вы достигнете всех высот, которые ставите перед собой – чем Вы планируете заниматься?
- Кто из Ваших родственников одобряет Ваше занятие сноубордом? Что они говорят Вам?
- Кто из Ваших родственников одобряет твой выбор заниматься сноубордом?
- Может ли быть сноуборд доступным видом спорта для всех желающих? Поясните ответ.
- Можно ли заниматься инвалидам сноубордом?
- Можно ли после окончания спортивной карьеры пойти работать тренером по сноуборду?
- Объясните – какое питание является оптимальным для спортсмена, занимающегося сноубордом.
- Определите иерархию своих достижений в сноуборде.
- Перечислите качества, необходимые юному сноубордисту. Оцените каждое выделенное качество по 100-балльной системе (т.е. процент сформированности). Попросите своего тренера оценить данные качества по 100-балльной системе оценки.
- Перечислите особенности организации учебно-тренировочного процесса в сноуборде.
- Поясни особенности прохождения соревнований по сноуборду.
- Проиллюстрируй на примере качество самореализации личности в сноуборде.
- Расскажите – какой режим дня для Вас является оптимальным? Перечислите его особенности по семидневной недели от «подъема» до «отбоя».
- Расскажите о первом достижении, которое Вы получили в сноуборде. Опишите, – что Вы чувствовали в тот момент?
- Сколько раз Вы тренируетесь в день / в неделю?
- Термин «сноуборд» и «сноубординг» как-то связаны? Поясните данную связь.
- Чем Вы занимаетесь в свободное от сноуборда время?
- Чем привлекает Вас сноуборд?
- Что Вы знаете об истории занятий сноубордом?
- Что Вы планируете себе в сноуборде в ближайшие 5 лет? Какие планы Вы строите в профессиональной деятельности? Связываете ли Вы свою профессию со сноубордом?
- Что можно порекомендовать обучающемуся, желающему заниматься сноубордом?
- Что не нравится Вам в нелюбимых предметах? Перечислите попредметно, если они есть.
- Что нельзя допускать в выступлениях на соревнованиях? Как пресекаются нарушения на соревнованиях по сноуборду?
- Что означает «популяризация спорта»?
- Что подразумевают под понятием «социализация личности»?
- Что позволяет оптимизировать в развитии вид спорта «сноуборд»?
- Что представляет собой портфолио?
- Что представляет собой система тренировочных занятий в сноуборде?
- Что представляет собой тренировочный процесс и соревновательный период подготовки обучающегося в сноуборде?
- Что такое «самореализация в сноуборде»?
- Является ли сноуборд популярным видом спорта?
Выделенные конструкты и конструкторы являются примерами решения задач исследования и оптимизации качества социализации и самореализации личности в системе занятий сноубордом или сноубордингом.
Библиографический список
- Питнявко В. А. Некоторые аспекты уточнения понятийного аппарата в модели социализации и самореализации обучающегося в сноуборде // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.128-130.
- Питнявко В. А. Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде // Территория науки. 2015. № 5. С. 186-191.
- Питнявко В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Инновационное будущее педагогики и психологии: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 2 июня 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 34-36.
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14614
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.