На аварийность оказывает влияние неудовлетворительное техническое состояние дорог. Особую роль состояние дорожных объектов играет в Сибирском федеральном округе РФ, т.к суровый климат оказывает дополнительную значительную нагрузку на дорожные элементы [1, с 87].
В настоящее время, ДТП, при которых были зафиксированы недостатки улично-дорожной сети составляют около 40%, что говорит о большой значимости рассматриваемой проблемы.
На рисунке 1 отражена динамика ДТП в г.Барнауле по причине неудовлетворительного состояния и содержания улично-дорожной сети.
Рисунок 1 – Динамика основных ДТП по причине неудовлетворительного состояния и содержания улично-дорожной сети
Из рисунка 1 следует что за последний год аварийность по рассматриваемой причине начинает снижаться, однако находится на высоком уровне и превышает значения 2011 и 2012 годов.
Наибольшее число ДТП по причине неудовлетворительного состояния и содержания улично-дорожной сети произошло в Индустриальном районе, а наименьшее число – в Октябрьском районе г.Барнаула(рис 2)
Рисунок 2 – Распределение ДТП по причине недостатков УДС в Барнауле по районам
В исследовании, проведенном исследователями по итогам 2013 года в г.Барнауле было отмечено, что основным видом среди недостатков УДС, ведущим к ДТП является отсутствие горизонтальной разметки [1, с.87]. Согласно анализу распределения ДТП в 2015 году, такая тенденция сохранилась. Как было отмечено ранее, отсутствие разметки может приводить к тяжелым последствиям, например в случае разделения встречных автотранспортных потоков. Однако, учитывая непростой климат Алтайского края, необходимо находить альтернативные варианты решения проблемы.
Таким способом могут выступать дорожные знаки. Обращаясь к исследованию 2013 года следует отметить, что следующей причиной среди недостатков недостатков УДС, ведущим к ДТП является отсутствие дорожных знаков. Аналогичным предыдущему фактору образом подобная тенденция сохранилась в 2015 году. Отсутствие дорожных знаков значительно затрудняет выполнения требований безопасности водителем. Установка или восстановление знаков необходимы. К работе по выявлению недостатков дорожных знаков возможно привлечение общественных организаций. Однако при этом необходимо, чтобы работники таких организаций обладали необходимыми знаниями в области действующих стандартов и законодательства, в противном же случае привлечение их к работе в данной области не только не принесет ожидаемого эффекта, но и ухудшит ситуацию. В качестве эксперимента дорожные службы могут учитывать работу общественных организаций в одном районе. Так исследование показало, что наибольшее число ДТП по причине отсутствия дорожных знаков произошло в Индустриальном районе города Барнаула.
Следующим видом неудовлетворительного состояния и содержания улично-дорожной сети, который послужил причиной ДТП является неправильное применение, плохая видимость дорожных знаков. Таким образом важно не только установить необходимые дорожные знаки но и обеспечить их видимость. Обычно ограниченная видимость дорожных знаков отмечается в результате снежных валов или плохой очистки знаков от снегазимой и листьев деревьев летом. Обращаясь к исследованию 2013 года, неправильное применение и плохая видимость дорожных знаков не входила в тройку ведущих причин ДТП по причине недостатков УДС. На третьем месте находилось отсутствие тротуаров.
Необходимо обратить внимание на то, что большое число ДТП отмечено по причине отсутствия пешеходных ограждений в необходимых местах. Вследствие низкой дисциплинированности пешеходов такая причина требует срочных мер в настоящее время. Однако сократить число ДТП из-за отсутствия пешеходных ограждений можно с помощью профилактической работы, которая прежде всего должна включать административное наказание указанных участников дорожного движения. Кроме того следует освещать данную проблему в СМИ с применением видеосюжетов, демонстрирующих нарушения ПДД пешеходами и последующим привлечением их к ответственности.
Следует отдельно отметить ДТП, причинами которых были недостатки УДС и в которых погибли участники дорожного движения. На рисунке 3 представлено распределение таких ДТП.
Рисунок 3—Распределение ДТП с летальным исходом, по причинам недостатков УДС
С помощью графического изображения выявлено: отсутствие освещения, отсутствие горизонтальной разметки и отсутствие тротуаров являются основными причинами среди недостатков УДС ведущих к ДТП с летальным исходом.
Для снижения уровня аварийности нужно проводить профилактические мероприятия, в том числе направленные на по устранение недостатков УДС. Приведенное исследование показало большой вклад указанной причины в дорожно-транспортную аварийность. Среди параметров неудовлетворительного состояния и содержания УДС основными являются отсутствие горизонтальной разметки, дорожных знаков, тротуаров и освещения. На устранение перечисленных недостатков необходимо обратить первоочередное внимание.
Библиографический список
- Печатнова Е.В., Яценко М.В. Влияние недостатков улично-дорожной сети на дорожную аварийность в сибирском федеральном округе (на примере г. Барнаула) // сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых ученых: курсантов (студентов), слушателей магистратуры и адъюнктов (аспирантов) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности : проблемы и перспективы»: В 2-х ч. Ч.1. – Минск: КИИ, 2014. – 212 с.