Давно уже известно, что тяга к художественным произведениям, чтению начинает активно формироваться по достижению десятилетнего возраста ребенка. Тут-то и определяется, будет ли в итоге ребенок любить читать книги, или, когда повзрослеет, присоединится к нечитаемому кругу.
Формирование речи младших школьников – главное направление в методике преподавания литературного чтения. Огромную роль в решении данной дилеммы сыграли Н.В. Колокольцев, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, современные ученые Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.
Неоспоримым является утверждение о необходимости грамотной организации, методической разнообразности и систематической работы учителей начальных классов, направленной на приобщение детей к чтению, цель которой заключается в формировании читательской самостоятельности у младших школьников [8].
И одним из направлений формирования читательской самостоятельности младших школьников является обучение младших школьников составлению аннотации на детскую книгу.
Аннотация – это маленькое по объему относительно текста произведения описание и оценка содержания и структуры книги. [2] Она может помочь разобраться в большом количестве книг на одинаковую тему, когда, например, необходимо подготовить литературоведческий обзор.
Можно дать следующие рекомендации к составлению аннотации на книгу:
1. Перед составлением аннотации необходимо несколько раз прочитать текст, дробя его на значимые части.
2. В каждой из этих частей необходимо сформулировать основную идею.
3. При углубленном осмыслении текста нужно выделить проблемы, поднимаемые писателем и записать их.
4. В конце необходимо подумать, чем уникален, значим данный текст, в чем его уникальность. [1, 24]
В структуре аннотации выделяют два раздела:
1. Здесь осмысливается тема, раскрываемая автором.
2. Здесь раскрываются основные положения текста.
В процессе создания аннотации к детской книге необходимо брать во внимание возраст, на который рассчитывается произведение. Если это сказки для малышей (от 2 до 5 лет), то, скорее всего описание к ним, прочтут их родители. Аннотациям к книгам, которые предназначены для детей помещающих школу, характерен ряд особенностей:
Так, следует исключить научные термины либо слова, которые юный читатель с точки зрения их содержания может не понять. Возникает необходимость в интересном изложении такого описания в стиле написанной книги. В данном случае авторам могут оказать помощь такое упражнение:
Необходимо расслабиться и перенестись автору мысленно в тот же возраст. Таким образом, легче будет понять, к каким словам у ребенка может возникнуть заинтересованность.
Знакомя младших школьников с книгой, необходимо обучать их составлять аннотацию, данный процесс необходимо начинать с вписывания пропущенных слов, предложений и выражений в образец аннотации. Учащиеся на бумаге, где написана аннотация с пропусками, сами, без помощи педагога вписывают слова, которые пропущены. [7]
Вот пример аннотации с пропусками к рассказу Л. Андреева «Кусака»:
Рассказ «_________» написал русский писатель __________. В _______ Л. Андреева рассказывается о __________________________. Писатель с ___________________ говорит о ________и ______________.
После составления аннотации учащиеся, если хотят, смогут нарисовать рисунок-иллюстраию к произведению.
Так, при чтении «Денискиных рассказов» Виталия Драгунского учащимся было предложено определить тему текста и самостоятельно, без помощи учителя составить аннотацию.
В результате выяснилось, что некоторые ребята при составлении аннотации большей частью опирались на сюжет произведения.
Например, вы знакомы с Дениской Кораблёвым? Дениска является известным героем рассказов Виктора Драгунского. Его знают все девчонки и мальчишки в нашей стране. Прочитав данную книгу, вы наверняка полюбите Дениску, поскольку он умный, весёлый, находчивый и непременно похож на ваших друзей.
Данные дети не уловили в полной мере идейное содержание произведения, восприятие сюжета поверхностное.
В то же время другие ребята глубже осмыслили текст, подтверждением этому служит глубокий его анализ, который позволили составить замечательную аннотацию.
Например, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского — признанный шедевр детской прозы. Это полный сборник из 62 историй Дениски Кораблева, мальчика с добрым открытым сердцем. В книге содержится рассказ о родителях, его дружбе с Мишкой, школе, а также приключениях на отдыхе и во дворе. Ветрянка для него — интересная, хорошая болезнь, превращающая детей в леопардов, дружба — это песня «небесных близнецов Сокола и Беркута» — Мишки и Дениски, перед сном по телефону, а любовь к родителям — обрезанные до самого фильтра…
Получившиеся результаты свидетельствуют о разном уровне читательской самостоятельности младших школьников. Поэтому необходимо проводить больше практики, упражнений на вычленение текста, на осмысление темы, проблемы и т.д. [6]
Таким образом, на уроках литературного чтения учащийся должен уметь делить текст на смысловые части, определять тему, объяснять развитие событий в тексте, находить главную мысль произведения и соотносить её с заглавием. Нельзя всему этому научить, не развивая речь детей. [4]
Главным условием литературного образования является развитие речи.
И составление аннотации – это одно из основных направлений формирования читательской самостоятельности младших школьников. Необходимо как можно чаще использовать данный метод, ведь составляя аннотацию, младшие школьники учатся анализировать, вычленять идею и проблему. [5]
Кроме того, аннотация вызывает интерес к книге, ведь прочитав ее, можно с точностью понять, о чем произведение, интересно ли оно ребенку. Так, аннотация позволяет не «тратить время» на чтение «неинтересных» книг.
Библиографический список
- Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза //Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 8-10.
- Губанихина Е.В., Жесткова Е.А. К проблеме авторского замысла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 129-132;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9447 (дата обращения: 20.03.2016). - Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
- Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
- Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
- Жесткова Е.А. Н.М. Карамзин и А.К. Толстой: о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 4. С. 51-54.
- Жесткова Е.А. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми / Е.А. Жесткова, Е.Н. Рыбакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/125-19783 (дата обращения: 20.11.2015).
- Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1 – С. 126-130.
- Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы педагогических чтений. отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск, 2015. С. 70.
- Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015. С. 149-158.
- Цуцкова Е.В. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Молодой ученый. – 2014. – №21.