Спортивно-оздоровительный туризм, как сфера общественной деятельности не участвует непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. Несмотря на это, спортивно-оздоровительный туризм, располагает своими собственными источниками финансирования и накопления денежных средств.
К собственным источникам финансирования (накопления) в сфере спортивно-оздоровительного туризма относятся: поступление от реализации спортивных изделий, реализация издаваемой литературы, предоставление платных услуг и т.д.
Однако этих собственных поступлений недостаточно для покрытия расходов сферы спортивно-оздоровительного туризма, содержание и развитие ее инфраструктуры, подготовку кадров и оплату труда специалистов. Поэтому возникает необходимость в переводе части доходов от производства и реализации услуг и продукции отрасли материального производства на формирование дополнительных источников финансирования спортивно-оздоровительного туризма [1].
Преимущество отдается централизованным и децентрализованным источникам финансирования.
Централизованным источником финансирования служит государственный бюджет Российской Федерации, слагающийся из трех уровней – федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов.
Все большее значение приобретают децентрализованные источники финансирования спортивно-оздоровительного туризма, т.е. используются отчисления местных структур жилищно-коммунального хозяйства, структур торговли, транспорта, связи и т.д. [2, с.63].
В Оренбургской области спортивно-оздоровительный туризм финансируются, как правило, через централизованные источники. Что требует целевого направления их использования и подлежит государственному контролю [1].
Финансирование отрасли «Физическая культура, спорт и туризм» в 2014 году было представлено следующим образом (табл. 1):
Таблица 1 – Источники финансирования физической культуры, спорта и туризма в Оренбургской области в 2014г. (тыс.руб.)
Статьи расходов |
Фактически выделено бюджетных средств |
Получено из внебюджетных источников |
Всего израсходовано на развитие физической культуры, спорта и туризма |
Из гр.8 по разделу 1100 «ФКСиТ» бюджетной классификации РФ |
|||
Всего |
из федерального бюджета |
из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации: |
|||||
бюджет субъекта РФ |
бюджет муниципального образования |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расходы – всего |
1318216,3 |
20853,0 |
1223053,0 |
74310,0 |
268339,8 |
1586556,1 |
93881,2 |
в том числе:
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий |
49445,2 |
2426,4 |
42 228,9,7 |
4789,9 |
92947,7 |
142392,7 |
18631,7 |
Приобретение спортивного оборудования и инвентаря |
65 025,2 |
10 975,0 |
51 168,1 |
2 882,1 |
36 447,7 |
101 472,9 |
925,0 |
Капитальный ремонт сооружений |
7256,7 |
105,0 |
- |
7151,7 |
1113,7 |
8370,4 |
- |
Инвестиции на реконструкцию и строительство сооружений |
34822,7 |
43,0 |
34779,7 |
- |
- |
34822,7 |
- |
Заработная плата работников ФКСиТ |
871613,9 |
15801,8 |
811848,0 |
43964,1 |
43303,2 |
914917,1 |
36596,2 |
На содержание сооружений |
59772,7 |
1784,9 |
53 671.4 |
4316,4 |
51912,8 |
111685,5 |
3069,5 |
другие |
262 160,5 |
- |
250 343,6 |
11 816,9 |
75 513,6 |
337 674,1 |
34 658,8 |
Финансирование спортивно-оздоровительного туризма осуществляется в основном за счет бюджета субъекта РФ – Оренбургской области – и составляет самую большую статью расходов.
Согласно программе развития физической культуры, спорта и туризма на 2014-2020гг. в Оренбургской области источниками финансирования спортивно-оздоровительного туризма могут выступать внебюджетные сферы: доход от предпринимательской деятельности, поступления разнообразных внебюджетных фондов и налоговые льготы [3].
Особенность спортивно-оздоровительного туризма, при оценке эффективности, заключается в том, что он имеет как «внешние», так и «внутренние» аспекты. Внешние подразумевают факторы влияния спортивно-оздоровительного туризма на различные стороны общественной жизни за пределами отрасли. К ним относятся: повышение престижа Оренбургской области; формирование нравственности, эстетических и этических идеалов, норм здорового образа жизни; развитие временного общения различных социальных групп населения, повышение трудовой активности, развитие творческих способностей.
Внутренний аспект подразумевает эффективное функционирование самой отрасли физической культуры, спорта и туризма. Факторами эффективности в данном случае будут служить:
1. Рациональное управление. В Оренбургской области функция управления спортивно-оздоровительным туризмом возложена на Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию полномочий Оренбургской области в части единой государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма. Министерство определяет основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории области, осуществляет анализ и проводит ежегодную оценку соответствия показателей состояния физической культуры, спорта и туризма основным направлениям социально-экономического развития Оренбургской области и др. [4].
2. Умелое использование экономических методов. К экономическим методам оценки эффективности спортивно-оздоровительного туризма относятся: метод сравнения, метод группировки, метод стандартизации.
Метод сравнения подразумевает сравнение фактических данных с плановыми заданиями, с прошлым периодом, со средними показателями, с достижениями лучших коллективов. Путем сравнения узнают абсолютные и относительные изменения. Например, сравним уровень заработной платы работников физической культуры и спорта в Оренбургской области за предыдущие 2 года.
Таблица 2 – Уровень заработной платы работников физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2013-2014гг
Уровень заработной платы, тыс.руб. | Количество физкультурных кадров, чел. | Абсолютный прирост заработной платы, тыс.руб. | Абсолютный прирост численности работников, чел. | Относительный прирост заработной платы | Относительный прирост численности работников | ||
2013г. |
2014г. |
2013г. |
2014г. |
285387,4 |
157 |
30% |
4% |
856162,2 |
1 141 549,6 |
4 029 |
4 186 |
При сравнении величин становится ясно, что заработная плата в 2014г. выросла на 30% по отношению к 2013г., а количество работников физической культуры, спорта и туризма увеличилось лишь на 4%.
Метод группировки используется для выявления однотипных факторов, критериев в различных организациях отрасли спортивно-оздоровительного туризма. Например, количество учащихся общеобразовательных учреждений Оренбургской области, которые участвовали в спортивно-оздоровительных мероприятиях в период 2012-2014гг.: 2012г. – 222 364чел.; 2013г. – 200 298чел.; 2014г. – 200 047чел. В период с 2012г. по 2013г. количество учащихся сократилось на 9,92%. В период с 2013г. по 2014г. – на 0,13%. В общем в период с 2012г. по 2014г. количество учащихся сократилось на 10,04%.
Метод стандартизации структур используется для сопоставления и оценки, что особенно важно при сравнении эффективности различных затрат, определении удельных расходов и т.п. Например, при расчетах затрат на соревнования или туристские сборы, за основу берутся расходы на 1 человека-день или стандартную команду [5].
Эффективность спортивно-оздоровительного туризма в Оренбургской области представлена социальными и экономическими эффектами.
К социальным относятся личные и спортивные достижения с эмоциональным воздействием (общение с другими людьми, получение ценных подарков, поощрения и внимание со стороны окружающих); продление жизни и поддержка интенсивности жизнедеятельности; гармоничное развитие личности и др.
Экономические эффекты делятся на косвенные и прямые. Косвенные отражают производительность и качество труда работников сферы и т.п. Прямые – демонстрируют экономию капитальных вложений: прибыль от реализации услуг; получение средств от лотерей, спортивных зрелищ; доходы от коммерческих мероприятий; доходы от производства и реализации товаров спортивного и туристического назначения.
Библиографический список
- Витебский государственный университет им. П.М Машерова. Курс лекций – Организация и экономика физической культуры и спорта. Режим доступа : http://zakazat.by/bgufk/vitebskij-gosudarstvennyj-universitet-im-p-m-masherova.html
- Литовских А. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / А. М. Литовских, И. К. Шевченко. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2012.
- Постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 года №1054-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области “Развитие физической культуры, спорта и туризма на 2014 – 2020 годы» (С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 7 августа, 30 декабря 2014 г., 30 марта, 22 мая 2015 г.). Режим доступа : http://www.garant.ru
- Сайт министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. Режим доступа : http://minsportturizm.orb.ru
- Аналитический доклад министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области «О состоянии и развитии физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2014 год». Режим доступа : http://minsportturizm.orb.ru/sport/statistika/