К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Тонтоева Туяна Васильевна
Бурятский государственный университет
ассистент кафедры восточных языков

Аннотация
Общение как основа любой человеческой деятельности играет важную роль в профессиональном становлении личности будущего специалиста. Знание основных закономерностей процесса общения, понимание его сущности, владение навыками коммуникации, умение применять их обуславливают результат профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность юриста имеет свою специфику, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на деловое профессиональное общение. В связи с этим, уже на стадии подготовки будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию и развитию коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность юриста, подготовка специалистов высшей школы, юридическое образование


TO THE ISSUE OF LAWYER’S COMMUNICATIVE ACTIVITY

Tontoeva Tuyana Vasilyevna
Buryat State University
Teaching Fellow of Oriental Languages Chair

Abstract
Communication as the basis of any human activity plays an important role in professional formation of the future specialist. The knowledge of the main regularities of a process of communication, understanding of its essence, possession of skills of communication, ability to apply them cause result of professional activity.
Lawyer’s professional activity has its own specificity that, in turn, marks an imprint on business professional communication. In this regard, at a stage of training of future lawyers it is necessary to pay special attention to formation and development of communicative competence of students of law departments.

Keywords: lawyer’s communicative activity, legal educatuin, training of specialists of higher school


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тонтоева Т.В. К вопросу о коммуникативной деятельности юриста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65327 (дата обращения: 29.03.2024).

Роль общения в жизни человека неоценима. Это неотъемлемая часть его деятельности, одно из условий существования и успешной социализации в обществе. Общение – не только источник получения необходимой информации, но и способ выражения собственных мыслей. За счет коммуникации происходит формирование и развитие личности. Общаясь, человек расширяет свой кругозор, способен выражать свои эмоции, переживания, может поделиться мыслями, идеями, планами на будущее.

Процесс общения подразумевает межличностное взаимодействие, в котором двое и более человек вступают в контакт друг с другом. При таком взаимодействии происходит передача и обмен информацией. Участники общения получают новые знания, опыт, приобретают необходимые навыки и умения.

Нельзя говорить о процессе общения только, как о речевом акте. Общение может быть вербальным и невербальным. Средства невербальной коммуникации также являются важным способом для получения нужной информации. Считается, что человек получает основной объем информации через взгляды, жесты, мимику, и лишь 8 % в процессе речевого общения [1, c. 12-17]. Использование этих средств способствует более четкому пониманию, восприятию ситуации, помогает вовремя адаптироваться, отреагировать на действия партнера по общению.

Что касается, профессиональной деятельности человека, то общение в этой сфере является одним из главных условий, обеспечивающих ее успешность. Психологи отмечают, что 15 % делового успеха составляют профессиональные знания специалиста, а остальные 85 % – способность и умение общаться [2]. Таким образом, общение оказывает огромное влияние на профессиональную деятельность человека. С учетом этих данных нужно помнить, что существуют профессии, в которых коммуникация является основной составляющей рабочего процесса.

Говоря о деятельности, нельзя не затронуть вопрос об определении этого термина. На сегодняшний день это одна из центральных проблем отечественной психологии и педагогики. Деятельность, как целенаправленное, осознанное взаимодействие человека с окружающим миром, основывается на стремлении к познанию и преобразованию мира для удовлетворения собственных потребностей и является способом существования, бытия человека. Деятельность регулируется сознанием человека, характеризуется наличием определенной цели и должна приводить к определенному результату. Ученые по-разному трактуют это понятие. Например, А.Г. Асмолов полагает, что «деятельность представляет собой целенаправленный и продуктивный процесс взаимодействия личности с окружающим предметным и социальным миром» [3].

С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев рассматривают деятельность в отрыве от психического состояния субъекта. Согласно их теории, деятельность тесно связана с потребностью и мотивом и возникает при их актуализации. Потребность относится к внутреннему психическому состоянию человека, а мотив и деятельность – это внешнее проявление психики субъекта [4].

Л.Б. Ительсон в своих работах дает определение деятельности как внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека [5].

Все определения, так или иначе, указывают на то, что деятельность связывает человека с внешним миром.  Сама по себе деятельность является сложным психическим процессом. Это цепь последовательно совершающихся действий, в которой структурная составляющая – отдельное действие. Каждая такая операция направлена на выполнение определенной задачи, а в целом – на реализацию цели. Именно цель определяет вид деятельности. В настоящее время ученые-психологи относят к основным видам деятельности игровую, учебную и трудовую деятельность. Трудовая деятельность направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, на создание общественно полезных продуктов, ценностей. Это ведущая, социально значимая деятельность человека, выполнение которой требует от человека специальных знаний, навыков и умений. Но, как было сказано выше, успех в профессиональной сфере во многом зависит от степени, уровня развития коммуникативных умений у специалиста. Коммуникативная деятельность является основой профессиональной деятельности и напрямую влияет на ее результат.

В своей диссертации «Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга» Ю.П. Тимофеев ввел понятие «коммуникативная профессия». Данный термин означает, что человек не может выполнять свои профессиональные обязанности без использования коммуникативных умений [6, c. 95-97]. Таким образом, еще раз подтверждается тот факт, что уровень развития коммуникативной компетентности у специалистов является на сегодняшний день критерием профессионализма.

Коммуникативная деятельность – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [7].

Данное определение коммуникативной деятельности, как и множество других дефиниций, показывает, что это, в первую очередь, есть процесс взаимодействия двух и более субъектов. Такое коммуникативное взаимодействие предполагает диалог между его участниками. Б.Ф. Ломов называет такое взаимодействие субъектов «сопряженным актом», а сам процесс коммуникативной деятельности – «системой сопряженных актов». В этом, как он утверждает, «проявляется диалогичность коммуникативной деятельности». Вслед за Б.Ф. Ломовым М.М. Бахтин также рассматривает диалог в качестве единицы коммуникативной деятельности [8]. Диалог же, в свою очередь, состоит из действий высказывания и слушания.

Субъектом коммуникативной деятельности может быть отдельная личность или группа людей.

Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней:

- общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности,

- общение с группой (коллективом) – как личностно-групповой,

- общение с массой – личностно-массовый.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева коммуникативная деятельность, состоит из следующих структурных компонентов [9]:

Предмет коммуникативной деятельности – человек, партнер по общению;

Потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;

Действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);

Задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

Продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Также в процессе общения выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми;

- перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения представляет собой процесс непосредственного обмена информацией между участниками общения. Данный процесс проходит в двух основных формах: вербальной и невербальной.

1. Вербальная коммуникация – устная словесная коммуникация. Этот вид коммуникации предполагает использование речи, как средства обмена информацией. Речь, являясь важнейшим достижением человечества за всю историю его существования, органично переплетается с другими видами деятельности человека. Помимо того, что речь отличает человека от животных, она также является индивидуальной особенностью каждого человека, отражает его социально-психологическое состояние, мышление, отношение к действительности. Речевое общение, как и любая другая активность человека целенаправленно. Каждое высказывание имеет свой мотив, цель.

2. Невербальная коммуникация – процесс передачи информации с помощью жестов, взглядов, выражения лица. К невербальным символам, знакам, используемым для передачи информации, также можно отнести позы участников общения, их положение в пространстве, темп речи, паузы, интонация, тембр голоса. Все эти сигналы сопровождают речевое высказывание, помогая более точно определять смысл передаваемой информации. По выражению лица, по тону высказываний, по движениям можно определить эмоциональное состояние собеседника, готовность к беседе, понять, заинтересован ли он в продолжении разговора.

Особое место занимает визуальный контакт. С помощью взгляда в первую очередь производится сбор информации о собеседнике. Через зрительный канал проходит 87% всей информации [10]. Затем происходит установка контакта, привлечение внимания. Взгляд передает эмоциональное состояние участников общения. Способы обмена взглядами указывают на характер взаимоотношений партнеров. Так, если человек перестает смотреть в глаза своему собеседнику, либо смотрит отстраненно, то это говорит о том, что, возможно, беседа уже не интересна ему. Частота и длительность фиксации взгляда также играют важную роль. Считается, что при заинтересованном общении партнеры обмениваются взглядами до 60 -70 % всего времени разговора. Напротив, свертывание визуальных контактов, нежелание кого-либо из участников диалога «общаться глазами» может свидетельствовать о неприятии им своего партнера, стремлении скорее завершить диалог.

Ученые считают, что общение не может быть полным, эффективным без использования средств невербальной коммуникации. Их основная ценность состоит в том, что все эти сигналы, знаки по своей природе бессознательны, спонтанны, а значит, указывают на реальное отношение собеседников к ситуации общения, в то время как речевое общение является полностью сознательным, контролируемым актом.

Перцептивная сторона общения представляет процесс восприятия партнерами по общению друг друга и как результат установление взаимопонимания. Перцепция очень важна в коммуникации, поскольку от того, какое впечатление сложится у собеседников друг о друге, зависит эффективность самого общения. При восприятии собеседника, оценке его поведения у человека также формируется представление и о самом себе.

Межличностная перцепция осуществляется разными способами, к одним из которых можно отнести идентификацию (попытку поставить себя на место собеседника). Такой простой, довольно часто использующийся прием помогает составить предположение о внутреннем состоянии человека.

Еще одним способом познания другого человека является эмпатия. Это также довольно распространенный способ познания другого человека. Однако если при идентификации человек сознательно пытается осмыслить проблемы партнера по общению, то при эмпатии он стремится эмоционально откликнуться на проблему. Эмпатия ведет к изменению сознания человека, позволяет мыслить и действовать с позиции собеседника. Таким образом, эмпатия представляет собой сознательное, целенаправленное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Умение слушать и слышать человека, чутко реагировать на изменение эмоционального состояния собеседника очень важно в профессиональной коммуникации.

Выше мы говорили о том, что человек в процессе общения и восприятия другого человека познает самого себя. Дело в том, что на протяжении всей жизни у каждого человека складывается несколько я-образов, представлений о самом себе. Эти представления возникают не только на основе личного опыта, но и являются результатом опыта общения с окружающим миром. В каждой конкретной ситуации для человека характерно какое-либо определенное поведение. На основе этого формируются различные я-образы. Человек в ситуации общения отождествляет себя с другим человеком, идентифицирует себя с ним и в то же время пытается представить, как он выглядит в глазах партнера по общению. Исходя из собственных ощущений, размышлений, он выбирает соответствующую тактику поведения и строит последующее общение. Такой самоанализ порождает новый я-образ, новое представление о самом себе. Многочисленные я-образы определяют основное состояние «Я» человека, его мышление и поведение. Сам механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению, называется рефлексией.

Идентификацию, эмпатию и рефлексию относят к основным механизмам перцептивной стороны общения. Общение не может быть сведено сугубо к передаче и обмену информацией, обязательно должна иметь место так называемая обратная связь, т.е. получение субъектами общения информации о результатах взаимодействия, осознание того, что партнер по общению понимает информацию, которую ему сообщили, и способен воспринимать своего собеседника.

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии участников общения, т.е. в последовательном обмене развернутыми во времени реакциями людей на действия друг друга. Поступок одного участника общения меняет поведение другого участника, вызывает с его стороны ответную реакцию, которая, в свою очередь, оказывает влияние на поведение первого участника. Интерактивная сторона общения характеризует общение как совместную деятельность, направленную на достижение общих целей, результатов и зависит от знания самого себя, партнеров по общению, адекватной оценки и самооценки, а также от умения контролировать свое поведение.

Важную роль в интерактивном общении играют люди, способные выступать в роли организаторов общения. Таких людей обычно называют лидерами группы. Они инициируют общение, могут влиять на ход общения, на действия собеседника, и, соответственно, предугадывать дальнейшее поведение.

Таким образом, мы видим, что коммуникативная деятельность представляет довольно сложный психический процесс, и потому, знание основ этой деятельности, владение навыками коммуникации, умение применять их в деле, значительно улучшают результаты профессиональной деятельности специалиста.

В профессиональной деятельности юристов общение также выполняет одну из самых важных функций. От того, насколько эффективно общение, зависит результат профессиональной деятельности юриста. Отношение к общению как к необходимой составляющей профессиональной деятельности, знание и использование основ коммуникативной деятельности на практике влияют на эффективность деятельности такого специалиста.

Как и каждому виду коммуникативной деятельности, профессиональному общению юриста присущи свои отличительные особенности.

Во-первых, профессиональное общение юристов носит официальный характер. Такое общение строго регламентировано, имеет определенные рамки, ограничения, установленные законом. Это в значительной степени влияет на самих участников общения. Зачастую специалисту такого профиля не приходится выбирать, с кем общаться, поскольку клиенты могут относиться к разным социальным, возрастным, национальным группам. С другой стороны, юрист наделен некоторыми властными полномочиями и может оказывать психологическое воздействие на своего собеседника.

Во-вторых, поводы для вступления в общение довольно специфичны и отличаются от других видов коммуникации. В основном они сводятся к работе с правонарушителями, подозреваемыми, свидетелями и проходят в сложных условиях. Это обстоятельство определяет саму ситуацию, поведение ее участников. Ситуация общения может стать конфликтной, так как цели, которые преследует каждая из сторон могут кардинально отличаться. При этом психическое, эмоциональное состояние участников постоянно меняется. Часто им присуще нервное напряжение, агрессия.

По этой причине умение установить контакт с собеседником, выстроить доверительные отношения в ходе беседы, определенную линию поведения становится необходимым личностным качеством в работе юриста.

В-третьих, по характеру разрешаемых задач работа юриста сводится к получению нужной информации. Количество таких задач в одном акте общения может быть неограниченным.

Таким образом, мы видим, что деятельность юриста довольно сложна, и коммуникация в ней играет важную роль.

Профессиональная коммуникация в деятельности юриста имеет свою структуру и состоит из нескольких этапов:

  1. Установка на контакт с собеседником. Сюда относится первоначальное восприятие участниками друг друга, попытка определения эмоционального состояния человека, его поведения, составление психологического образа. Затем происходит установка на контакт: создание благоприятных условий для начала общения, выбор способа поведения, определение «подхода» к собеседнику. Здесь очень важно иметь способность «считывать» информацию с человека. Каждое слово, темп речи, движения, жест, взгляд, – все это позволяет составить первое впечатление о человеке. Даже внешний вид человека, его одежда, прическа, помогают в определении психологического портрета.
  2. Процесс общения. В процессе общения специалист, удостоверившись, что выбранная им линия поведения верна, получает необходимую информацию от клиента, ставит для себя новую задачу по решению возникшего вопроса, планируя при этом дальнейшее эффективное общение с клиентом. Сам процесс общения зависит полностью от поведения обоих участников общения.
  3. Оценка результатов общения. На заключительном этапе обе стороны должны прийти к определенному итогу. Специалист должен проанализировать сложившуюся ситуацию, сделать выводы о том, принесло ли данное общение результат, и затем определить дальнейший путь общения с данным лицом.

Стоит отметить, что профессиональное общение юристов не сводится лишь к контактам с участниками правонарушения. Они могут вступать в контакт с представителями различных категорий граждан. Это могут быть должностные лица, руководители, простые служащие, работники, коллеги. В данном случае принято говорить о непроцессуальном общении. В основе такого вида общения лежат общепринятые нормы поведения в обществе: речевой этикет, устойчивые выражения. Например, общение с коллегами по работе можно назвать непроцессуальным общением. Такое общение происходит в рамках профессиональной деятельности, но имеет совершенно иные цели и задачи.

Исходя из особенностей профессиональной деятельности юриста, выделим те коммуникативные качества и умения, которыми должен обладать данный специалист:

- способность установить и поддержать психологический контакт с собеседником;

- умение преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;

- способность верно оценивать сложившуюся ситуацию общения, собеседника, его личность, поведение;

- владение вербальными и невербальными средствами общения: развитая культура речи, характеризующаяся правильностью, четкостью, выразительностью, убедительностью, свободное владение навыками письменной коммуникации;

- внимательное и уважительное отношение к собеседнику, вежливость, тактичность, умение слушать партнера по общению, способность к эмпатии;

- умение адекватно оценивать собственное поведение в ситуации общения.

Также мы считаем важным указать на те качества, которые затрудняют общение, снижают результат. К ним относятся:

- замкнутость,

- эмоциональная неустойчивость,

- конфликтность,

- агрессивность,

- стремление к доминированию в общении, навязывание своей точки зрения,

- завышенная самооценка, предвзятое отношение к собеседнику,

- низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения.

Человек с эмоционально неустойчивой психикой, агрессивный, либо стремящийся влиять на своего собеседника, его решения, не способен оказывать профессиональные услуги и квалифицированную помощь. Также, если специалист не владеет элементарными навыками профессионального общения, то результаты его работы нельзя назвать удовлетворительными. В работе юриста очень важно знание не только правовых норм, но и норм речевого этикета. Знание этих правил и умение применять их в своей деятельности во многом определяют успех работы данного специалиста. Поэтому уже на стадии подготовки будущих юристов стоит обратить особое внимание на формирование и развитие уровня коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


Библиографический список
  1. Филиппов М.Н. Невербальные коммуникации в конфликтных личностных взаимоотношениях // Мир образования – образование в мире. 2004. №1. 12-17.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
  5. Ительсон Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание, 1978. С.95-97.
  6. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дис… доктора псих. наук. М., 1996.
  7. Запорожец Е.А. Коммуникативная компетенция государственных служащих: структура, содержание, условия формирования [Электронный ресурс]/ http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/03/05/
  8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  10. Скаженик Е.Н. Деловое общение: уч.пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тонтоева Туяна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация