Количество преступлений, связанных со сбытом наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет неуклонно растет [1]. По результатам2015 г. ФСКН России совместно с Роскомнадзором добились закрытия 25 тысяч действующих сайтов по продаже наркотиков [2], что несомненно говорит о распространенности использования сети Интернет для сбыта наркотиков. Общественную опасность данных преступлений повышает их латентность [3].
Учитывая эти обстоятельства, законодатель дополнил ст. 228.1 УК РФ квалифицированным составом, предусматривающим повышенную ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершенный с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть “Интернет”)» (п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ).
В целом положительно оценивая повешение уголовной ответственности за сбыт наркотиков с использованием сети Интернет, заметим, что состав преступления, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, содержит ряд недостатков снижающих эффективность борьбы со сбытом наркотиков через информационно-телекоммуникационные сети.
1. В предмет рассматриваемого преступления (п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ), необоснованно не включены наркосодержащие растения и их части. Скорее всего это является досадным упущением законодателя. Так как вряд ли законодатель сознательно отказался от ужесточения наказания за сбыт наркосодержащих растений или их частей с использованием сети Интернет. Ведь, учитывая современную наркоситуацию, очевидно, что сбыт таких растений и их частей с использованием сети Интернет также опасен, как и аналогичные действия, совершаемые с наркотическими средствами и психотропными веществами.
2. Объективная сторона рассматриваемого преступления ограничена одним действием – сбытом наркотиков. В тоже время совершенно очевидно, что с использованием сети Интернет может осуществляться и пересылка наркотиков, что существенно повышает общественную опасность данного преступления. Например, когда сбытчик наркотиков, используя сеть Интернет, договаривается с приобретателем о пересылке наркотиков посредством почтовой связи в другой город России.
В ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, в отличие от ч.1 той же статьи не указано на признак незаконности сбыта наркотиков с использованием сети Интернет. Это может привести к необоснованному ужесточению ответственности лиц (например, заведующих и фармацевтов аптек), которые совершенно законно продают наркосодержащие лекарственные препараты, размещая на официальном сайте организации информацию о таком препарате и его цене. Предлагаем, дополнить рассматриваемый состав признаком незаконности.
Законодатель ужесточил ответственность за сбыт наркотиков не только с использованием сети Интернет, но и с использованием электронных и иных информационно-телекоммуникационных сетей. Данные термины являются узкоспециальными, техническими, что, с одной стороны способно существенно затруднить практическое применение п. «б» ч.2 ст. 228.2 УК РФ. С другой стороны вообще ставит вопрос о целесообразности включения данных признаков в рассматриваемый состав преступления.
Электронные сети это сети первого поколения, характеризующиеся отсутствием в их структуре электронных устройств, преобразующих сигналы в цифровой формат. Классическим примером, является стационарный дисковый городской телефон. Электронные сети становятся все менее актуальными – им на смену пришли сети второго поколения – информационно-телекоммуникационные сети. Прежде всего, это сети GSM и сеть Интернет. Именно данные сети, учитывая их распространенность, доступность и возможность скрытого общения используются для сбыта наркотиков.
В п. «б» ч.2 ст. 228.2 УК РФ к числу квалифицирующих признаков отнесено использование при сбыте средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.д.). Однако заметим, что наркосбытчики если и используют средства массовой информации, то крайне редко. По крайне мере нам не встречалось ни одного примера привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотиков с использованием телевидения, радио или периодического издания. Полагаем, что наркосбытчки избегают использование средств массовой информации в силу их открытости, т.е. неспособности обеспечить консперативность преступной деятельности.
В связи с этим злоумышленники используют для сбыта наркотиков лишь сотовую сеть и сеть Интернет являющихся составной частью информационно-телекоммуникационных сетей. Поэтому полагаем целесообразным оставить п. «б» ч.2 ст. 228.2 УК РФ лишь информационно-телекоммуникационные сети, исключив из рассматриваемого состава преступления электронные сети и средства массовой информации.
3. Законодатель не конкретизировал цель использования Интернета для сбыта наркотиков. Полагаем, что такой целью является конспирация преступной деятельности, в том числе скрытое общение наркосбытчика с приобретателем наркотиков и проведения скрытых платежей с использованием электронных платежных Интернет также открывает возможность совершения финансовых операций для придания наркодоходам правомерного вида. Последнее обстоятельство, по нашему мнению образует совокупность преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и ст. 174.1 УК РФ.
С учетом изложенного, предлагаем изложить п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ в следующей редакции:
«2. Незаконные сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества:
б) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.».
При этом, считать использованием информационно-телекоммуникационной сети при сбыте наркотиков: 1) размещение рекламы о продаже наркотиков на сайтах; 2) поиск поставщиков наркотиков в целях приобретения наркотиков в целях последующего их сбыта (например, заказа через сайт контрабандной поставки наркотиков из Китая в целях сбыта); 3) использование специальных программ обеспечивающих скрытное общение наркосбытчика с покупателем наркотиков в сети Интернет (например, Skype); 4) использование электронных платежных систем для расчетов за наркотики.
Библиографический список
- Аналитическая справка Контрольно-методического отдела Следственного управления УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
- ФСКН добилась закрытия за год 25 тысяч сайтов, связанных с оборотом наркотиков [Электронный ресурс] // Lenizdat.ru [Новостной интернет-портал]. 14.01.2016 г. URL: https://lenizdat.ru/articles/1135868/ (дата обращения: 12.02.2016).
- Степаненко И.Г., Шарманкин С.В. Особенности расследования преступлений в сфере незаконного оборота синтетических наркотиков с использованием сети «Интернет» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: уголовный, уголовно-процессуальный и административный аспекты» Часть 2. Екатеринбург. 2015. С. 47-51.