ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Головских Дарья Сергеевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант 1 года обучения кафедры экономики предприятий

Аннотация
Экологическое образование является одним из важных факторов преодоления экологических проблем. Данная статья посвящена вопросам формирования экологической грамотности на ступени высшего образования. В статье сформулированы: понятие экологической грамотности; задачи, принципы и мероприятия, необходимые для формирования экологической грамотности на ступени высшего образования. А также в рамках статьи проведено исследование на определение реального уровня экологической грамотности студентов и выявление их потребности в экологическом образовании. Кроме того, приведен опрос преподавателей, в ходе которого сделаны выводы о их педагогическом влиянии в процессе обучения на формирование экологической грамотности студентов.

Ключевые слова: высшее образование, задачи экологического образования, мероприятия по формированию экологической грамотности студента, принципы экологического образования, экологическая грамотность, экологическое образование


FORMING ECOLOGICAL LITERACY ON THE HIGHER EDUCATION STAGE

Golovskikh Darya Sergeevna
Ural State University of Economics
Master of 1-year students of the Department of Enterprise Economy

Abstract
Ecological literacy is an important factor for surmounting environmental problems. The present article is concerned with forming ecological literacy on the higher education stage. The article covers the following issues: the notion of ecological literacy, tasks, foundations and arrangements needed to form ecological literacy on the higher education stage. Within the scope of the present article, a research was conducting aimed at identifying the actual degree of ecological literacy among students and determining their need for ecological education. What is more, a survey of teachers is providing, with the resulting conclusions on the influence of the teachers within the studying process on forming the students’ ecological literacy.

Keywords: Ecological education, ecological literacy, higher education, measures aimed at creating ecological literacy of students, objectives of ecological education, principles of ecological education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Головских Д.С. Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/64928 (дата обращения: 24.09.2024).

Мы живем в бурно развивающемся мире, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня происходит проникновение экономики в природу, экологию, экосистему, и темпы этого вмешательства становятся критическими.

Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическими для всего живого последствиями не могут сравниться ни с какими другими проблемами. По многочисленным данным уже уничтожено 2/3 лесов, ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения, запас пригодных для сельскохозяйственного использования земель,    составляющий 2,5 млрд. га, сокращается со скоростью 6 – 7 млн. га/год; крайне истощены биоресурсы мирового океана, морей и рек: с 2000 года кислотность Мирового океана увеличилась в 10 раз, а за последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%; сокращается биоразнообразие планеты, каждый год человек уничтожает около 1% животных. Глобальное загрязнение окружающей среды привело к потеплению климата на планете. За последние 15 лет среднегодовая температура воздуха выросла на 0,8 °C, это ведет к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей, к примеру, в Европе 225 тыс. человек ежегодно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами, при этом более 100 млн. россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях [1].

В мире регулярно проводятся конференции по вопросам изменения климата, в которых принимает участие большое количество разных стран. Одним из самых крупных международных событий 2015 года является конференция Организации Объединенных Наций по климату СОР21, проводимая на территории Франции в Париже с участием 138 стран. Значимость Конференции заключается в подписании международного соглашения по климату, в котором содержится требование по ограничению повышения температуры на 2°C к 2100 году, так как учеными доказано, что потепление климата больше чем на 2°C до конца столетия чревато тяжелыми последствиями для населения. Задача данного соглашения состоит в приостановлении изменения климата, представляющего угрозу для экономики каждой страны в мире, это, в свою очередь, должно привести к снижению выбросов парниковых газов и адаптации компаний к изменениям климата, а также соглашение призвано найти баланс между потребностями и возможностями каждой страны для решения мировых экологических проблем.

Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой.

Из данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» следует, что с каждым годом объем затрат на охрану окружающей среды увеличивается и при этом ежегодно составляет 0,7-0,8% по отношению к ВВП [2, с.5]. Эти затраты включают в себя среди прочих затраты на образование в сфере охраны окружающей среды, а также затраты на научные исследования и разработки экологического характера. Таким образом, государство заинтересовано в решении экологических вопросов, в том числе в развитии экологического образования и формировании экологически грамотного населения.

В настоящее время экологическая грамотность формируется на всех уровнях государственной образовательной системы, то есть во всех социальных институтах, чьей целью является образование человека, так как формирование экологической грамотности – это непрерывный процесс, зарождающийся в детстве и длящийся на протяжении всей жизни.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; профессиональное образование: среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, включающее бакалавриат, специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации; а также дополнительное образование. В таблице 1 по данным Центра социологических исследований приведена численность учащейся молодежи государственных образовательных учреждений Российской Федерации.

Таблица 1- Численность учащейся молодежи в дневных государственных (муниципальных) образовательных учреждениях Российской Федерации по состоянию на 2013 год [3, с. 33-107]

Уровень образования

Численность обучающихся, тыс. чел.

Дошкольное

5597,6

Начальное общее

1448,2

Основное общее

1245,9

Среднее общее

798,8

Среднее профессиональное

439,8

Высшее профессиональное

619,8

Итого:

10150,1

По прогнозу Центра социологических исследований общая численность учащихся дневных образовательных учреждений Российской Федерации будет неуклонно расти и к 2025 году достигнет 20561 тыс. чел. [3, с. 233]. А это приблизительно 15 % от общего количества населения Российской Федерации, составляющего сейчас более 146 млн. чел. Таким образом, существует значительный слой населения, которому необходимо формировать и развивать свою экологическую грамотность.

В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний [4]. В процессе обучения должно происходить формирование экологически грамотного человека.

В настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует. После анализа различных определений экологической грамотности, был сделан вывод, что под экологической грамотностью понимается запас экологических знаний и возможность применения этих знаний и навыков в повседневной жизни для того чтобы изменить свой образ жизни на более экологичный для себя и окружающей среды с целью дальнейшего развития человечества. При высоком уровне экологической грамотности увеличивается продолжительность жизни населения, уменьшается число заболеваний и патологий; с помощью рационального природопользования происходит экономия и приумножение природных ресурсов, поэтому экологическое воспитание в настоящее время приобретает особую значимость в развитии любого города, региона, страны и мира.

На каждом уровне образования принципы формирования экологической грамотности имеют свои особенности, что рассмотрено в таблице 2.

Таблица 2 – Формирование экологической грамотности учащихся по уровням образовательной системы

Уровень образования

Требования государственных образовательных стандартов в сфере экологических знаний

Особенности формирования экологической грамотности

Дошкольное образование      приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности [5].

Формируется любовь к природе, интерес к изучению родного края, навыки ведения здорового образа жизни.
Общее образование:

начальное общее

 

основное общее

 

 

 

среднее общее

 

формирование системы знаний и представлений о природе [6].

формирование понимания значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [7].

формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности [8].

Происходит воспитание ответственного и бережного отношения к природе, развитие навыков ведения здорового и экологичного образа жизни, формируются умение практической деятельности по улучшению окружающей среды, а также навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества.
Профессиональное образование:

среднее

высшее

В данном случае нет единого государственного образовательного стандарта; существуют стандарты отдельно для каждого направления обучения, но все они включают в себя изучение общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые обладают значительным эколого-образовательным потенциалом. Происходит углубление полученных ранее знаний в области экологии, приобщение к научно-исследовательской работе, к возможности поиска творческих решений проблем в области охраны окружающей среды.

Несмотря на объем затрат со стороны государства на охрану окружающей среды, на экологическое образование, включающее изучение экологических дисциплин на всех ступенях образовательной системы и проведение различных мероприятий по формированию экологически грамотного общества, уровень экологической культуры в России остается невысоким. В первую очередь, это связано с различными проблемами федерального законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В последние годы законодательная база в этой области ослабла и стала менее прозрачной: в действующем базовом законе «Об охране окружающей среды» от 2002 года мало норм прямого действия, тогда как в предыдущем законе их было гораздо больше. Реализация многих экологических норм осложнена тем, что в основополагающих законах не в полной мере учитываются положения действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Несовершенство законодательной базы, в свою очередь, создает серьезные трудности для промышленных предприятий. Законодательные акты могут содержать термины и понятия, определение которых не раскрывается в действующем законодательстве, поэтому возникает проблема неоднозначного их толкования различными контролирующими органами, что приводит к высокой коррупционной емкости оформления документации, связанной с воздействием на окружающую среду. Например, в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» используются термины: «обработка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов», «обработанные водные биоресурсы», но нет определения (разъяснения) этих терминов [9].

Также на сегодняшний день серьезной проблемой является отсутствие на многих предприятиях современных улучшенных технологий очистки вод и технологий безотходного производства, что зачастую приводит к различным уловкам с их стороны. В частности, некоторые предприятия могут предоставлять не соответствующую действительности информацию о выбросах и сбросах с целью снизить плату за вредное воздействие от своей деятельности. Таким образом, бюджеты теряют значительную часть доходов, а население страдает от загрязнений среды.

На бытовом уровне существуют свои сложности с соблюдением экологических норм и правил. К примеру, несознательность и экологическая неграмотность многих людей приводит к лесным свалкам и пожарам, возникающим вследствие оставления различного мусора в лесах и непотушенных после себя костров. До тех пор, пока каждый из нас не научится бережно относиться к природе и окружающей среде, леса, парки, дворы будут наполняться мусором, и, в конечном счете, экологические проблемы и катастрофы будут существовать и разрастаться.

Итак, экологическое образование необходимо всем и каждому, население должно быть экологически грамотным.

Формированию экологической грамотности на ступени общего образования, посвятили свои труды разные авторы: Драгунов Е.А., Захлебный А.Н., Топор А.В., Валуева Н.Н. и многие другие. Также значительная часть исследований принадлежит проблеме формирования экологической культуры населения в целом, независимо от уровней образования. А работ, посвященных развитию экологической грамотности на уровне профессионального образования, существенно меньше. Поэтому в данной статье будет рассматриваться вопрос формирования экологической грамотности на ступени высшего образования.

Необходимо учитывать, что обучаться профессиональному образованию приходят люди уже имеющие определенный уровень экологических знаний и навыков, с собственным экологическим мышлением, поэтому целью формирования экологической грамотности у студентов является повышение и дальнейшее развитие экологической культуры, углубление имеющейся экологической подготовки.

Таким образом, очень важно определить реальный уровень экологической грамотности студентов, обучающихся на ступени высшего профессионального образования.  Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры очной формы обучения, а также преподаватели вуза. Для студентов был составлен тест, включающий в себя 5 блоков, затрагивающих разные экологические вопросы. В результате были получены следующие данные: знают экологические понятия и термины 39% студентов бакалавриата и 26% студентов магистратуры; разбираются в основных экологических проблемах 53,5% студентов бакалавриата и 68%  магистрантов; умеют классифицировать природные ресурсы по категориям студенты бакалавриата и магистратуры примерно одинаково – было получено около 68% правильных ответов; на вопросы, связанные с эколого-экономическими аспектами природопользования, верно отвечают 61% учащихся бакалавриата и 68% магистрантов;  58% студентов бакалавриата и такой же процент студентов магистратуры разбираются в такой экологической проблеме как перенаселение. Вследствие чего мы видим, что у студентов средний уровень экологической грамотности: 56% студентов бакалавриата и 58% магистрантов ответили правильно на поставленные в тесте вопросы. Но также важно понять потребность студентов в экологическом образовании. Для решения этой задачи учащимся была предложена анкета, с помощью которой мы узнали, что более 50% опрошенных студентов хотели бы углубить свои экологические знания; встречи со специалистами и лекции для повышения экологической культуры нужны 27% студентов бакалавриата и 58% магистрантов; мероприятия экологической тематики хотели бы посещать 32% учащихся бакалавриата и 53% студентов магистратуры; практически все студенты в повседневной жизни задумываются о проблемах экологии, а более половины считают, что экологическая грамотность имеет значение для будущей профессиональной деятельности.

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в углублении своих экологических знаний и повышении своей экологической культуры. И для того чтобы повысить уровень их экологической грамотности в процессе получения высшего образования необходимо решить следующие задачи:

-       вооружить будущего специалиста системой научных знаний, умений и навыков экологического характера,

-       сформировать у студента потребность в экологических знаниях: показать возможность использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности для принятия экологически целесообразных решений,

-       дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных способах природопользования с целью показать необходимость гуманного отношения к окружающей природной среде, а также значимость экономии природных ресурсов и их рационального использования,

-       предоставить студенту актуальную информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах, объяснить необходимость личного участия студента в экологической жизни общества; студент должен осознавать всю опасность глобальной экологической катастрофы,

-       необходимо заинтересовать учащегося выполнением различных научных исследований по экологической проблематике.

Эффективное решение поставленных задач позволит углубить знания студентов в области экологии, сформировать стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов, приобрести студентами знания о грамотном природопользовании, а также имеющихся экологических проблемах и, таким образом, повысить уровень их экологической грамотности.

Для успешной реализации данных задач необходимо соблюдать определенные принципы формирования экологической грамотности студентов:

-       направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды,

-       направленность на выработку у студентов бережного отношения к окружающей среде, культивирование гуманистического отношения к природе,

-       постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована для более эффективного процесса формирования экологической грамотности.

К сожалению, в настоящее время выполняются лишь некоторые из поставленных задач и соблюдаются не все принципы формирования экологической грамотности студентов. В первую очередь, это связано с тем, что в учебных планах, которые реализуются для направлений подготовки специалистов, напрямую не связанных с экологией, очень мало дисциплин экологических и косвенно касающихся экологических проблем. Так, после проведенного анкетирования преподавателей, был сделан вывод о том, что лишь 40% из них касаются в рамках своих дисциплин экологических проблем, но это происходит редко. А также только 29% преподавателей сказали, что могут в процессе обучения влиять на формирование экологического мышления студентов, но при этом 86% преподавателей считают, что экологическая культура необходима современному студенту.

Исходя из полученных данных следует, что для повышения уровня экологической грамотности студентов вузов необходимо:

-        внести в учебные планы различные экологические дисциплины, которые могут быть как основными, так и в форме факультативных занятий для действительно заинтересованных в углублении своих экологических знаний студентов, желающих заниматься научными исследованиями, решать кейсы и проблемные задачи экологического характера;

-       организовать для преподавателей дополнительные курсы повышения квалификации и мастер-классы, в ходе которых будет рассматриваться вопрос значимости экологического образования и возможности каждого преподавателя внести вклад в экологическое воспитание студента;

-       проводить различные экологические мероприятия внутри вуза: приглашать специалистов из этой области; показывать видео экскурсии по загрязненным и нетронутым рукой человека территориям, по промышленным заводам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и при этом применяющим современные технологии для снижения отрицательных последствий, с целью научить студента бережному отношению к окружающей среде; проводить конкурсы среди научных работ и докладов на тему экологических проблем;

-       мотивировать студента на участие в различных региональных, общероссийских форумах, посвященных проблемам экологического характера с помощью поощрений в виде дипломов и возможностью выигрывать гранты;

-       объединить усилия государства и различных существующих экологических организаций, направленные на охрану окружающей среды путем создания в каждом вузе экоклубов и/или экологических отрядов, которые будут заниматься природоохранной деятельностью, пропагандой здорового и экологичного образа жизни, делиться между собой опытом проведения разнообразных экологических мероприятий,  для сплочения студентов вокруг принципов охраны окружающей природной среды и для формирования имиджа своего вуза как «экологически сознательного» учебного заведения.

Таким образом, формирование и повышение уровня экологической грамотности студентов невозможно без экологизации профессионального образования. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека и общества. В процессе обучения в различных учебных заведениях профессионального образования студент может углубить свои знания в области экологии, развить в себе гуманное отношение к окружающей среде, но для этого необходимо создать в вузах соответствующие условия.


Библиографический список
  1. Экология: факты и цифры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vitamarg.com/eco/article/857-ecologia-fakty-cigry 04 Июль 2010
  2. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году [Текст]: Государственный доклад от 23.12.2014г.-С.463
  3. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года) / Под редакцией Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьева / ФГНУ «Центр социологических исследований». – Москва. – 2010.- С.272
  4. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ // Статья 74. Экологическое просвещение
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155
  6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373
  7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897
  8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 413
  9. Конференция «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rospromeco.com/zakonodatelstvo/27-analytic/zakonodatelstvo/71-zakonodatelstvo-13


Все статьи автора «Головских Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: