К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Брагин Александр Михайлович
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель кафедры «Станции, узлы и грузовая работа»

Аннотация
Работа посвящена актуальным проблемам взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Определены основные проблемы такого взаимодействия и указаны возможные пути их решения. Основное внимание уделено обзору нового закона № 503-ФЗ от 31.12.2014 г. и вопросам состояния и обновления парка маневровых локомотивов на путях необщего пользования.

Ключевые слова: железнодорожные пути, железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожный транспорт, железнодорожный транспорт необщего пользования, железнодорожный транспорт общего пользования


TO THE QUESTION ABOUT THE INTERACTION OF THE RAIL TRANSPORT PUBLIC AND NON-PUBLIC

Bragin Alexander Mikhailovich
Ural State University of Railway Engineering
senior lecturer of the Department "Stations, junctions and freight work"

Abstract
The work is devoted to actual problems of interaction of railway transport of public and non-public. The main problems of such interaction are possible ways of their solution. Focuses on the review of the new law No. 503 of the Federal law from 31.12.2014 and the conservation and upgrading the fleet of shunting locomotives on the tracks.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Брагин А.М. К вопросу о взаимодействии железнодорожного транспорта общего и необщего пользования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/65014 (дата обращения: 19.04.2024).

Железнодорожные пути необщего пользования являются основной частью железнодорожного транспорта необщего пользования, наряду с технологическими железнодорожными путями внутри предприятий и технологическими объектами (цехами, складами и т.д.).

Значение железнодорожных путей необщего пользования определяется большим объемом их грузовой работы, общей протяженностью, сопоставимой с эксплуатационной длиной магистрального железнодорожного транспорта, наличием складской инфраструктуры, погрузочно-разгрузочной техники, маневровых и других средств, необходимых для организации начально-конечных операций.

Известно, что на путях необщего пользования зарождается и погашается свыше 80 % грузопотока, перевозимого магистральным транспортом, а основные фонды промышленного транспорта сопоставимы с основными фондами ПАО «РЖД», причем магистральный транспорт выполняет в основном перевозки, а промышленный – погрузочно-разгрузочные работы [1].

Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, целью которого являются слаженность и согласованность действий всех участников перевозочного процесса: перевозчика, ветвевладельцев, грузовладельцев, экспедиторов, операторов железнодорожного подвижного состава. Любая несогласованность приводит к возникновению проблем в организации обслуживания путей необщего пользования и, как следствие, к нарушениям в работе транспорта общего пользования.

Вопросы совершенствования взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования поставлены в основополагающих документах российской транспортной отрасли: Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года и Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года. Условия изменяющейся экономики страны только повышают актуальность такого совершенствования.

В последние годы интересы железнодорожного транспорта необщего пользования представляют такие организации, как Национальный союз железнодорожников РФ, НП «Союз участников железнодорожного рынка», Национальная ассоциация транспортников России, Ассоциация «Прмжелдортранс», а также НП «Защита интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта». Регулярно проводимые по их инициативе встречи и конференции с участием представителей РЖД и органов власти позволили выделить актуальные для транспорта необщего пользования проблемы и определить пути их решения.

К числу проблем относятся следующие:

- обеспечение баланса интересов участников перевозочного процесса как государственный приоритет;

- совершенствование взаимодействия участников перевозочного процесса;

- состояние тягового подвижного состава на путях необщего пользования;

- обновление и улучшение технического оснащения железнодорожного транспорта необщего пользования (в первую очередь, модернизация локомотивов и путевой железнодорожной техники);

- необходимость оптимизации технологических процессов и снижения издержек в части применения железнодорожного транспорта необщего пользования.

Возможности для решения указанных проблем:

- совершенствование нормативной базы регулирования деятельности промышленного железнодорожного транспорта и его взаимодействия со структурами РЖД;

- разработка комплексной технологии, регламентирующей весь процесс производства, включая работы, выполняемые железнодорожным транспортом необщего пользования;

- разработка взаимоувязанной технологии работы промышленного транспорта с магистральным транспортом;

- внедрение автоматизированного управления промышленным транспортом как подсистемы АСУ предприятий;

- создание нормативной базы в вопросах обеспечения безопасности инфраструктуры и движения поездов на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Предложения, представленные в Министерство транспорта РФ:

- создать Управление (Отдел) по работе с предприятиями железнодорожного транспорта необщего пользования;

-  определить разработчика стандартов, отражающих требования безопасности технических средств, а также оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов на путях необщего пользования;

- распространять передовой опыт модернизации тягового подвижного состава, используемого на подъездных путях;

- осуществлять государственный контроль за выполнением требований технических регламентов в сфере железнодорожного транспорта с привлечением экспертов в области промышленного железнодорожного транспорта [2,3].

Взаимоотношения в любой сфере трудовой деятельности основываются на правовом и нормативном регулировании.

В апреле 2015 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» и статью 2-ю Федерального закона РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» (№ 503-ФЗ от 31.12.2014).

Железнодорожные законы, в том числе Устав железнодорожного транспорта, не являются актами прямого действия. В большинстве регулируемых отношений они указывают на правила перевозок и иные правовые акты Правительства РФ и Минтранса России, а также на договоры между участниками перевозочного процесса. Новые нормы закона № 503-ФЗ также ссылаются на соответствующие правила и договоры. Но из текста нового закона видно, что чаще всего таких правил и договоров в какой-либо известной общепринятой норме в настоящее время нет.

Важен тот факт, что изменения коснулись ключевых статей Устава железнодорожного транспорта, регулирующих важнейшие виды отношений:

- между грузоотправителями и перевозчиками при подаче и рассмотрении заявок на перевозки грузов в вагонах различной принадлежности (статьи 11 и 94);

- технологическое взаимодействие между операторами и перевозчиками по поводу перемещения порожних грузовых вагонов (статьи 12, 31 и 44);

- технологическое взаимодействие между грузоотправителями, операторами, перевозчиками и владельцами инфраструктуры по поводу подачи и использования порожних грузовых вагонов, а также оплаты занятия этими вагонами железнодорожных путей общего пользования (статьи 20, 33, 36 и 39);

- технологическое взаимодействие между перевозчиками, владельцами путей необщего пользования и их контрагентами по поводу доступа к оказанию услуг по подаче и уборке вагонов для указанных путей, а также оплаты занятия вагонами и локомотивами железнодорожных путей необщего пользования (статьи 58 и 63).

Следует отметить, что в новом законе так и не изменились положения, регулирующие отношения по занятию вагонами путей необщего пользования. Ставка сборов за занятие инфраструктуры необщего пользования вагонами должна быть единой для всех возможных плательщиков: перевозчиков, грузовладельцев и ветвевладельцев.

К тому же, закон № 503-ФЗ, который официально посвящен вопросам регулирования эксплуатации порожних вагонов, не содержит положений, регулирующих занятие такими вагонами железнодорожных путей необщего пользования, но в то же время остаются положения, повторяющие порядок расчетов за услуги перевозчика по подаче и уборке вагонов (как груженых, так и порожних), действующий согласно Тарифному руководству № 3 [4].

В настоящее время велика изношенность локомотивного парка маневровых тепловозов серии ТЭМ2, особенно на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования. Это вызывает необходимость выполнения большого объема ремонтных работ для поддержания работоспособности локомотивов. Один из путей решения проблемы – не просто выполнять ремонт, а модернизировать локомотивы с целью улучшения их качественных характеристик.

На основе зарубежного и отечественного опыта ЗАО Концерн «Трансмаш» уже несколько лет выполняет работы по модернизации маневровых локомотивов серии ТЭМ2. В январе 2014 г. получен сертификат соответствия ССФЖТ на тепловозы маневровые модернизированные ТЭМ-2МК [5].

Наряду с модернизацией маневровых локомотивов, требуется и обновление их парка. При обновлении парка промышленных локомотивов необходима прямая государственная поддержка, так как промышленные предприятия не могут сделать этого за свой счет.

Механизмы субсидирования из федерального бюджета активно применяются в сельскохозяйственном машиностроении, при обновлении парка вагонов и т. д. Но когда речь заходит о тепловозах для предприятий промышленного транспорта, такие механизмы отсутствуют.


Библиографический список
  1. Гарлицкий Е.И. Совершенствование технологии обслуживания железнодорожных путей необщего пользования//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. – М.: 2015
  2. Промышленный железнодорожный транспорт: проблемы и решения //РСП Эксперт. – 2014. №11.
  3. Промышленный железнодорожный транспорт: сегодня и завтра//РСП Эксперт. – 2015. №1.
  4. Давыдов Г. Работать по-новому: изменения в законодательстве//РСП Эксперт. – 2015. №4, №12.
  5. Рогожкин В. Модернизация маневровых локомотивов серии ТЭМ2//РСП Эксперт. – 2014. №11.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Брагин Александр Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация