Жанр фэнтези, привлекающий широкую аудиторию читателей, является одним из самых популярных жанров в современной литературе. В рамках данного жанра существует множество направлений, разнообразие которых способно удовлетворить запросы даже самых притязательных читателей. Однако, несмотря на то, что жанр фэнтези очень разнообразен в своих проявлениях, в данной статье мы попытаемся осветить ряд особенностей, которые отличают его от других жанров. Эти особенности, как правило, заключаются в построении сюжета и создании вторичных миров.
В данной статье мы опишем то, как эти особенности реализуются писателями-фантастами и рассмотрим их на примере трех известных произведений, относящихся к разным направлениям данного жанра:
- сага «Песнь льда и огня» американского писателя Дж. Р. Р. Мартина, которую можно классифицировать как серию эпических фэнтези-романов;
- «Сага о ведьмаке» польского автора А. Сапковского, которая принадлежит к направлению постмодернистского фэнтези;
- «Гарри Поттер» британской писательницы Дж. К. Роулинг, относящийся к детскому фэнтези.
Проведенный анализ исследуемых произведений позволяет нам выделить 9 характерных для жанра фэнтези особенностей. Перейдём к детальному рассмотрению каждой из них.
1. Наличие вымышленного мира. Миры фэнтези лишены географической конкретности, то есть события происходят не в реальном, а в условном мире, который чаще всего является вымышленным [1, с.1161]. Данная черта особенно явно проявляется в сагах Дж. Р. Р. Мартина и А. Сапковского, которые характеризуются тщательно продуманным географическим пространством вымышленных миров. В саге «Песнь льда и огня» действие разворачивается в фантастической реальности, охватывающей три материка – Вестерос, Эссос и Соторос. В «Саге о ведьмаке» география вымышленного мира не столь тщательно описана, но она также представлена разнообразием природных ландшафтов, империей Нильфгаард, расположенной на юге, и рядом северных королевств. В цикле романов «Гарри Поттер» мы не можем выделить отдельный вымышленный мир – мир магии надстроен над объективной реальностью, в которой мы живем. Однако сообщество волшебников самодостаточно и обладает развитой системой управления (Министерство магии), инфраструктурой (Сеть летучего пороха), образования (Хогвартс, Шармбатон, Дурмстранг). Данное сообщество ведет замкнутый образ жизни и стремится всячески оградиться от контактов с обыкновенными людьми. На основании всех этих деталей можно сказать, что произведения Дж. К. Роулинг также характеризуются наличием вымышленного мира, лишь с тем отличием, что он тесно переплетен с объективной реальностью.
2. Включение в произведение элементов Средневековья. Для фэнтези имеет особое значение опыт Средневековья, поэтому эта эпоха или ее отдельные элементы часто включаются в повествование [1, с.1161]. И «Песнь льда и огня», и «Сага о ведьмаке» характеризуются тем, что действие разворачивается в эпохе, которую можно описать как Средневековье. В случае с «Гарри Поттером» можно говорить лишь о включении в произведение некоторых элементов данной эпохи: дуэли, замки и, например, наличие такого магического предмета, как Философский камень, поиском которого были увлечены средневековые алхимики.
3. Принцип путешествия. В основе построения сюжета произведения, написанного в жанре фэнтези, лежит принцип путешествия, во время которого герой выполняет свою миссию и обретает внутреннюю гармонию [1, с.1162]. В «Песни льда и огня» данный принцип применяется автором по отношению ко многим персонажам. Арья Старк после казни отца проходит долгий путь, который приводит ее в Браавос, где она находит Черно-Белый дом. Дейнерис пересекает Красную Пустошь, переплывает Залив Работорговцев, захватывает города и планирует прийти в Вестерос, чтобы получить трон, полагающийся ей по праву. Станнис покидает Штормовой Предел, чтобы отправиться в путешествие, в результате которого он надеется стать королем Вестероса. Бран Старк, ставший калекой, видит сны, в которых его зовет к себе трехглазая ворона. Вместе с Ридами он отправляется на ее поиски, которые уводят его за Стену к Детям Леса, где ему суждено обрести свое предназначение. В «Саге о ведьмаке» произведения посвящены странствиям Геральта, а затем – путешествиям Цириллы. В цикле романов «Гарри Поттер» особый интерес представляет седьмая часть серии «Дары Смерти», в которой описаны странствия и скитания Гарри и его друзей, стремящихся найти крестражи, чтобы вступить в последний бой с Волан-де-Мортом.
4. Романтический герой как центральная фигура произведения. В произведениях фэнтези в центре сюжета часто оказывается романтический герой, противостоящий бесчисленным испытаниям, [1, с.1161]. Эпическая сага Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и огня» характеризуется наличием множества сюжетных линий, развивающихся параллельно и пересекающихся в некий судьбоносный, исторически значимый момент. Большое количество персонажей не позволяет выделить одного из них как главного. Однако каждый представитель дома Старков, чьи пути расходятся в силу разных обстоятельств, может быть рассмотрен как романтический герой, верный идеалам своей семьи, полный благородства и сохраняющий честь и достоинство в сети жестоких придворных интриг. В произведениях А. Сапковского романтическим героем выступает ведьмак Геральт, изгой и мутант, вызывающий уважение, смешанное со страхом, но не способный вызвать любовь. Все сага построена на его попытках избавиться от одиночества, на которое он обречен судьбой, и найти свое место в новом, меняющемся мире. По отношению к Гарри Поттеру также применим термин романтический герой. Гарри Поттер – сирота, чье детство проходит в чужеродной среде, где ему нет места. Однако даже попав в мир волшебник, Гарри Поттер остается в некоторой степени одиноким: будучи избранным, он должен пройти долгий путь, чтобы одолеть Волан-де-Морта, и хотя ему помогают друзья, во время всех ключевых сражений он оказывается один на один с своим врагом.
5. Наличие фантастических существ. Основными героями являются не только люди, но и зачастую фантастические или мифологизированные существа [2, с.171]. В саге «Песнь льда и огня» встречаются такие существа, как Дети Леса, Иные, лютоволки, драконы, оборотни и древовидцы. В «Саге о ведьмаке» присутствуют эльфы, краснолюды, низушки, ведьмаки и другие существа. В мире книг «Гарри Поттер» существую гиппогрифы, драконы, единороги и множество других фантастических животных. Отдельно издана книга «Фантастические твари и где они обитают», где все эти существа подробно описаны.
6. Спасение вымышленного мира избранным героем. Очень часто типичным сюжетом для указанного жанра является спасение вымышленного мира избранным героем [2, с.170]. В «Песне льда и огня» некоторые сюжетные линии построены на основе легенды о Азоре Ахайе, «обещанном принце», который принесет Вестеросу вечное лето, победив зло. В «Саге о ведьмаке» Цирилла должна была стать Владычицей времени и пространства по своему предназначению и родить ребенка, который потом изменит мир. В цикле «Гарри Поттер» также звучит мотив избранничества: Сивилла Трелони произнесла пророчество о рождении волшебника, который сможет одолеть Темного Лорда. И хотя под описание подходил как Невилл Долгопупс, так и Гарри Поттер, Волан-де-Морт, напав на последнего, сделал его тем самым волшебником, появление которого предрекала профессор Трелони.
7. Конфликт мифологического и исторического времени. В произведениях, написанных в жанре фэнтези, наблюдается конфликт времен: мифологического и исторического времени. Мифологическое время циклично, оно развивается по кругу, события не просто повторяют друг друга, они накладываются друг на друга и сливаются в «здесь и сейчас». Историческое время линейно, в нем четко присутствует граница между прошлым, настоящим и будущим, что делает возможным существование понятия «прогресс». Магия, которая является одним из основных элементов фэнтези, принадлежит мифологическому времени, потому что ее количество постоянно: в отличие от науки, например, ее нельзя «прирастить» [3, с.72]. Однако в произведении обычно существуют народы, которые живут в историческом времени. Столкновение существ, живущих в противоположных временах, неизбежно приводит к конфликту [3, c.72-73]. В саге «Песнь льда и огня» такие существа, как Дети Леса, драконы, Иные и многие другие существа живут в мифологическом времени, в то время как люди – в историческом. Аналогичная ситуация характерна для «Саги о ведьмаке», где эльфы, гномы и чародеи существуют в мифологическом времени, а люди – наоборот, что неизбежно порождает конфликты. В «Гарри Поттере» волшебники живут в замкнутом мире и в мифологическом времени: многие события повторяются и накладываются (война с Волан-де-Мортом), жизнь простых людей протекает в рамках исторического времени, к которому применимо понятие «прогресс». Изобретения людей непонятны волшебникам, мир которых статичен, что обусловлено существованием магии как основного источника урегулирования, как бытовых, так и любых других проблем, возникающих в рамках данного сообщества.
8. Роль любовной линии. Стоит обратить внимание на то, что, как правило, большое значение имеет любовная линия, которая является двигателем сюжета [3, c.39]. В «Песни льда и огня» развивается много любовных линий, многие из которых трагичны, что оказывает большое влияние на формирование личностей персонажей и их дальнейшие поступки. Можно перечислить следующие любовные линии: Дейенерис и Кхал Дрого, Эддард и Кейтилин Старк, Джон Сноу и Игритт и другие. Стоит отметить, что изначально любовь Роберта Баратеона к сестре Эддарда, Лианне, которая была похищена принцем Рейегаром, послужила причиной восстания и привела Баратеона к власти. В «Саге о ведьмаке» любовь Геральта к чародейке Йеннифэр является ключевой сюжетной линией, которая проходит через все произведения цикла. В «Гарри Поттере» можно выделить две основные любовные линии: Гермиона и Рон; Гарри и Джинни. Однако их значение для развития сюжета едва ли можно назвать ключевым, что, возможно, объясняется тем, что данное произведение относится к детскому фэнтези, для которого не характерно глубокое развитие любовных линий.
9. Роль судьбы. Итак, последняя особенность, на которую хотелось бы обратить внимание, – это роль случайного, судьбы или рока, которая очень велика в произведениях фэнтези [4, c.19]. В «Песне льда и огня» рок или судьба имеют большое значение, что воплощается в изобилии пророчеств. Также следует обратить внимание на то, что колоссальный катаклизм, который погубил древнее государство Валирия, носит название Рок Валирии. В «Саге о ведьмаке» Цирилла является Предназначением Геральта. Судьба сама приводит его к девочке, которая становится ему не только воспитанницей, но и дочерью. В «Гарри Поттере» также важную роль играют пророчества, которые делают, как прорицатели, так и магические существа (например, кентавры).
Таким образом, принимая во внимания все рассмотренные особенности жанра, мы можем подвести итог. В основном особенности касаются содержания исследуемого жанра. Композиционное построение обычно представляет собой цепь приключений героев, что характерно и для других жанров. Однако жанр фэнтези выделяет тем, что для него характерно наличие вторичного мира, использование опыта Средневековья, принцип путешествия, наличие романтических героев, наличие фантастических существ, типичный сюжет, заключающийся в спасении мира избранным героем, столкновение исторического и мифологического времени, большое значение любовной линии, роль случайного, судьбы или рока. На примере трех произведений мы видим, что указанные черты так или иначе проявляются в каждом из них, что позволяет говорить о наличии универсальных правил построения сюжета произведений фэнтези. Отклонение от обозначенных особенностей может быть обусловлено возрастом целевой аудиторией и спецификой произведения.
Библиографический список
- Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
- Толкачева В.С. Фэнтези: жанр или литературное направление? // Известия волгоградского государственного педагогического университета. Проблемы изучения зарубежной литературы. 2010. № 10. С. 169-172.
- Галина М. С. Фантастика глазами биолога. Липецк, 2008.
- Лебедев И.В. Жанр фэнтези и авантюрно-приключенческая литература //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2014. № 3. С. 14-20.