АДАПТИВНОЕ ЗНАНИЕ В МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свинаренко Владимир Геннадьевич1, Козырев Николай Анатольевич2, Козырева Ольга Анатольевна3
1Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
3Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается проблема определения и решения задач адаптации дидактического материала к потребностям обучающихся и востребованности знаний в решении проблем современного образования. Педагогическое моделирование позволяет уточнять исследуемые особенности педагогической практики и педагогической деятельности в верификации качества адаптивного знания в структуре подготовки обучающихся и педагогов. Определены перспективы использования адаптивного знания в ресурсах профессионально-педагогического образования.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, социализация


THE ADAPTIVE VALUE IN THE MODEL OF VOCATIONAL EDUCATION

Svinarenko Vladimir Gennadievich1, Kozyrev Nikolay Anatolievich2, Kozyreva Olga Anatolievna3
1National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, senior engineer
2Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
3Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The problem of identifying and solving problems of adaptation of didactic material to the needs of learners and relevance of knowledge in solving problems of modern education. Pedagogical modeling allows you to specify particular studied the pedagogical practice and teaching in the verification of the quality of knowledge of the structure of the adaptive training of students and teachers. The prospects of using an adaptive knowledge resource professional teacher education.

Keywords: pedagogical methodology, pedagogical modeling, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923 (дата обращения: 07.11.2024).

Система профессионального образования как гарант стабильного развития личности и общества определяют в поле своих интересов, целей и мотивов развития личности феномен «адаптация» и «адаптивное знание».

Адаптация – это процесс приспособления определяемых ресурсов антропосреды к изменениям, происходящим во внутреннем и внешнем поле исследуемых показателей, компонентов, характеристик, процессов, процедур и прочих объектов и ресурсов, исследуемых в антропосреде, являющейся следствием эволюции, развития человека как личности и научно-технического прогресса, повышающего качество жизни в модели воспроизводства культуры, науки, искусства, спорта и пр.

Адаптивное знание как продукт современной культуры и образования – полидетерминантное понятие, визуализирующее различные аспекты адаптации (приспособления) дидактического материала к потребностям личности и системы образования в единстве развития личности и антропосреды.

Адаптивное знание – это знание, в основе которого адаптация как механизм приспособления и верификации качества решений задач развития личности выделяет поле оптимальных возможностей и ресурсов продуцирования идеальных и материальных объектов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, повышающих уровень развития личности и возможности личности быть включенным в процессы социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования, взаимодействия и общения.

Попытаемся определить понятие «адаптивное знание» в трех смыслах – широком, узком и локальном.

Адаптивное знание в широком смысле – гибко построенное знание, основы которого позволяют учесть многообразие направлений и уровней развития личности обучающегося в иерархии социальных и профессиональных предложений, распределяющих определяемые личностью составные модели «хочу – могу – надо – есть» в широком многообразии предложений форм и матриц целостного воспроизводства ресурсов и возможностей ноосферы, являющейся следствием развития общества, личности и условий воспроизводства научного знания как эталона и продукта объективного познания.

Адаптивное знание в узком смысле – предметно модифицированное знание, позволяющее обучающемуся качественно решать учебные и профессиональные задачи, специфика которых предопределяет условия и возможности развития личности и ее самоутверждения, самореализации и социализации, самовыражения и самосовершенствования, общения и гуманизации всех педагогически обусловленных основ профессиональной подготовки педагогов и субъектов-получателей образовательных услуг.

Адаптивное знание в локальном смысле – процедура выбора решений приспособления научного знания в решении задач развития и саморазвития личности, включенной в систему получения непрерывного образования и социально обусловленных возможностей самоутверждения и самосовершенствования, взаимодействия и общения.

К адаптивному знанию в узком смысле относят задачу поиска оптимальных возможностей включения обучающихся, имеющих особенности в развитии и здоровье, и ее решение. В таком понимании современная дидактика выделяет адаптивные педагогические средства, адаптивные формы организации занятий, адаптивные методы обучения и пр. Проблема определения и решения задач адаптации дидактического материала к потребностям обучающихся и востребованности знаний в решении проблем современного образования может быть оптимизирована в решении благодаря практико ориентированному выбору продуктивных заданий. Адаптивные учебные пособия относятся к адаптивным средствам обучения, могут содержать персонифицированные учебные задачи.

Персонифицированные учебные задачи – вид учебных задач, определяемых для какой-то категории обучающихся, имеющих общие интересы и предпочтения, возможности сотрудничества и самореализации, определяемые через личный взгляд, качество постановки и решения учебных и профессионально-трудовых задач.

Адаптивные учебные пособия представляет собой аналог учебных пособий, моделированных для определенного направления подготовки широкого круга обучающихся, включенных в систему непрерывного образования, отличие адаптивного учебного пособия от классического учебного пособия (далее по тексту учебного пособия) заключатся в качественном решении модификации дидактического материала (в том числе и контрольно-измерительных материалов (ВПО) [1-3], и контрольно-оценочных средств (СПО) [4-9]), учитывающих особенности и отклонения развития и здоровья обучающихся, включенных в образовательный процесс, причем в ресурсах моделирования адаптивного учебного пособия необходимо соблюдать структуру дидактического материала, излагаемого в классическом учебном пособии.

Адаптивные учебные пособия в практике моделирования и уточнения дидактического материала получаются благодаря механизмам использования перифразов и фасилитации учебных заданий, определяющих востребованность профессиональной подготовки и профессионального образования в детерминированном ресурсе ФГОС.

Педагогическое моделирование [10-14] позволяет уточнять исследуемые особенности педагогической практики и педагогической деятельности в верификации качества профессионального знания, в структуре которого адаптивному знанию уделяется немалое значение, причем в подготовке обучающихся и педагогов адаптивное знание представляется интересным с двух позиций – 1) раннего развития личности, с последующим включением в профессиональные отношения, определяемые через позицируемое «акме» и фасилитацию выбора оптимального решения задач развития личности и системы профессиональной деятельности; 2) включения в образовательный процесс обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье, с последующим трудоустройством (возможно специальное создание рабочих мест для данной категории обучающихся).

Практика научного использования адаптивного знания в структуре технологии системно-педагогического моделирования [15-21] для обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье, основана на фасилитации возможности обучающегося быть включенным в репродуктивно-продуктивные способы познания педагогического и профессионально-педагогического знания. Данная возможность строится ситуативно, при поддержке других обучающихся, включенных в учебный процесс или образовательный ресурс.

Определение перспектив использования адаптивного знания в ресурсах профессионально-педагогического образования должны быть визуализированы и реализованы в системном понимании и персонифицированном включении обучающегося в продуктивное познание основ педагогики и психологии, обеспечивающих качественное усвоение возможностей и механизмов адаптации в различных выборках обучающихся, способности которых в генеральной совокупности способностей обучающихся можно отразить на кривой нормального распределения. Другими словами, – адаптивное знание – часть профессионально-педагогического знания, определяемое индивидуально или персонифицировано для оптимального развития обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье, необходимо повысить качество и возможность изучения основ педагогики и психологии, позволяющих личности лучше знать и понимать себя и других людей в системе социальных, профессиональных и воспитательно-образовательных отношений.

Примерами качественного выбора адаптивного знания в решении задач развития личности могут быть системы саморазвивающего обучения по Марии Монтессори, обучение и самообучение живописи Тулузом Лотреком, домашнее обучение Альфреда Эйнштейна, обучение и саморазвитие Константина Эдуардовича Циолковского и других выдающихся личностей, чьё поле профессиональных способностей и интересов содержало многовариативное адаптивное знание, предопределившее акмеверифицированные продукты самореализации и самоутверждения.

Адаптивное знание – продукт современной дидактики и ноосферы, отражающий качественное решение задачи развития личности в модели выбора условий воспроизводства научно-обоснованного определения возможностей целостного педагогического процесса, позволяющего учесть все функциональные единицы выбора и модели ведущей деятельности личности в определении и решении особенностей оптимизации условий развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения, самосовершенствования и социализации, общения и взаимодействия, позволяющих персонифицировано учесть основы акмеверификации выбора личности и общества в единстве социальных и профессиональных основ становления и взаимообмена.


Библиографический список
  1. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  2. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  3. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  4. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
  5. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
  6. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
  7. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
  8. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
  9. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
  10. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  11. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  12. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  13. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
  14. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
  15. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  16. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015. №4-2.С.91-95.
  17. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  18. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  19. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2-3(62).С.63-67.
  20. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  21. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: