Система профессионального образования как гарант стабильного развития личности и общества определяют в поле своих интересов, целей и мотивов развития личности феномен «адаптация» и «адаптивное знание».
Адаптация – это процесс приспособления определяемых ресурсов антропосреды к изменениям, происходящим во внутреннем и внешнем поле исследуемых показателей, компонентов, характеристик, процессов, процедур и прочих объектов и ресурсов, исследуемых в антропосреде, являющейся следствием эволюции, развития человека как личности и научно-технического прогресса, повышающего качество жизни в модели воспроизводства культуры, науки, искусства, спорта и пр.
Адаптивное знание как продукт современной культуры и образования – полидетерминантное понятие, визуализирующее различные аспекты адаптации (приспособления) дидактического материала к потребностям личности и системы образования в единстве развития личности и антропосреды.
Адаптивное знание – это знание, в основе которого адаптация как механизм приспособления и верификации качества решений задач развития личности выделяет поле оптимальных возможностей и ресурсов продуцирования идеальных и материальных объектов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, повышающих уровень развития личности и возможности личности быть включенным в процессы социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования, взаимодействия и общения.
Попытаемся определить понятие «адаптивное знание» в трех смыслах – широком, узком и локальном.
Адаптивное знание в широком смысле – гибко построенное знание, основы которого позволяют учесть многообразие направлений и уровней развития личности обучающегося в иерархии социальных и профессиональных предложений, распределяющих определяемые личностью составные модели «хочу – могу – надо – есть» в широком многообразии предложений форм и матриц целостного воспроизводства ресурсов и возможностей ноосферы, являющейся следствием развития общества, личности и условий воспроизводства научного знания как эталона и продукта объективного познания.
Адаптивное знание в узком смысле – предметно модифицированное знание, позволяющее обучающемуся качественно решать учебные и профессиональные задачи, специфика которых предопределяет условия и возможности развития личности и ее самоутверждения, самореализации и социализации, самовыражения и самосовершенствования, общения и гуманизации всех педагогически обусловленных основ профессиональной подготовки педагогов и субъектов-получателей образовательных услуг.
Адаптивное знание в локальном смысле – процедура выбора решений приспособления научного знания в решении задач развития и саморазвития личности, включенной в систему получения непрерывного образования и социально обусловленных возможностей самоутверждения и самосовершенствования, взаимодействия и общения.
К адаптивному знанию в узком смысле относят задачу поиска оптимальных возможностей включения обучающихся, имеющих особенности в развитии и здоровье, и ее решение. В таком понимании современная дидактика выделяет адаптивные педагогические средства, адаптивные формы организации занятий, адаптивные методы обучения и пр. Проблема определения и решения задач адаптации дидактического материала к потребностям обучающихся и востребованности знаний в решении проблем современного образования может быть оптимизирована в решении благодаря практико ориентированному выбору продуктивных заданий. Адаптивные учебные пособия относятся к адаптивным средствам обучения, могут содержать персонифицированные учебные задачи.
Персонифицированные учебные задачи – вид учебных задач, определяемых для какой-то категории обучающихся, имеющих общие интересы и предпочтения, возможности сотрудничества и самореализации, определяемые через личный взгляд, качество постановки и решения учебных и профессионально-трудовых задач.
Адаптивные учебные пособия представляет собой аналог учебных пособий, моделированных для определенного направления подготовки широкого круга обучающихся, включенных в систему непрерывного образования, отличие адаптивного учебного пособия от классического учебного пособия (далее по тексту учебного пособия) заключатся в качественном решении модификации дидактического материала (в том числе и контрольно-измерительных материалов (ВПО) [1-3], и контрольно-оценочных средств (СПО) [4-9]), учитывающих особенности и отклонения развития и здоровья обучающихся, включенных в образовательный процесс, причем в ресурсах моделирования адаптивного учебного пособия необходимо соблюдать структуру дидактического материала, излагаемого в классическом учебном пособии.
Адаптивные учебные пособия в практике моделирования и уточнения дидактического материала получаются благодаря механизмам использования перифразов и фасилитации учебных заданий, определяющих востребованность профессиональной подготовки и профессионального образования в детерминированном ресурсе ФГОС.
Педагогическое моделирование [10-14] позволяет уточнять исследуемые особенности педагогической практики и педагогической деятельности в верификации качества профессионального знания, в структуре которого адаптивному знанию уделяется немалое значение, причем в подготовке обучающихся и педагогов адаптивное знание представляется интересным с двух позиций – 1) раннего развития личности, с последующим включением в профессиональные отношения, определяемые через позицируемое «акме» и фасилитацию выбора оптимального решения задач развития личности и системы профессиональной деятельности; 2) включения в образовательный процесс обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье, с последующим трудоустройством (возможно специальное создание рабочих мест для данной категории обучающихся).
Практика научного использования адаптивного знания в структуре технологии системно-педагогического моделирования [15-21] для обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье, основана на фасилитации возможности обучающегося быть включенным в репродуктивно-продуктивные способы познания педагогического и профессионально-педагогического знания. Данная возможность строится ситуативно, при поддержке других обучающихся, включенных в учебный процесс или образовательный ресурс.
Определение перспектив использования адаптивного знания в ресурсах профессионально-педагогического образования должны быть визуализированы и реализованы в системном понимании и персонифицированном включении обучающегося в продуктивное познание основ педагогики и психологии, обеспечивающих качественное усвоение возможностей и механизмов адаптации в различных выборках обучающихся, способности которых в генеральной совокупности способностей обучающихся можно отразить на кривой нормального распределения. Другими словами, – адаптивное знание – часть профессионально-педагогического знания, определяемое индивидуально или персонифицировано для оптимального развития обучающегося, имеющего отклонения в развитии и здоровье, необходимо повысить качество и возможность изучения основ педагогики и психологии, позволяющих личности лучше знать и понимать себя и других людей в системе социальных, профессиональных и воспитательно-образовательных отношений.
Примерами качественного выбора адаптивного знания в решении задач развития личности могут быть системы саморазвивающего обучения по Марии Монтессори, обучение и самообучение живописи Тулузом Лотреком, домашнее обучение Альфреда Эйнштейна, обучение и саморазвитие Константина Эдуардовича Циолковского и других выдающихся личностей, чьё поле профессиональных способностей и интересов содержало многовариативное адаптивное знание, предопределившее акмеверифицированные продукты самореализации и самоутверждения.
Адаптивное знание – продукт современной дидактики и ноосферы, отражающий качественное решение задачи развития личности в модели выбора условий воспроизводства научно-обоснованного определения возможностей целостного педагогического процесса, позволяющего учесть все функциональные единицы выбора и модели ведущей деятельности личности в определении и решении особенностей оптимизации условий развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения, самосовершенствования и социализации, общения и взаимодействия, позволяющих персонифицировано учесть основы акмеверификации выбора личности и общества в единстве социальных и профессиональных основ становления и взаимообмена.
Библиографический список
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015. №4-2.С.91-95.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2-3(62).С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.