Сегодня современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый быстро адаптироваться в окружающем мире к меняющимся реалиям жизни.
Готовить такого студента: активного, креативно и самостоятельно мыслящего, обладающего развитой, логически выстроенной речью должны образовательные учреждения, а значит, эта роль ложится на плечи педагога, стремящегося научить, раскрыть в ребенке творческие способности. Педагог на личном опыте стремится реализовать свое право на творчество, строит отношения со студентами на основе технологии сотрудничества, поддерживает интерес к теме урока.
Задача педагога – вовлечь в творческую деятельность не только студентов какой – то одной учебной группы, а помочь всем открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали или стеснялись об этом сказать . Поэтому все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Важной особенностью взаимодействия является общение, в процессе которого мы учимся управлять своими эмоциями, поведением, сочувствовать, сопереживать и говорить о своих чувствах, как правило, этого не каждый может сделать студент.
Преподаватель должен владеть приемами диалога, не только вербальными, но и невербальными: делая паузу, заинтересованное лицо или принимая ту или иную позу, или жест, движение – привлекать обучающихся, вовлекать в активный процесс обсуждения, что поможет развить интерес к теме, что скажется на результате понимания материала урока.
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание раскрыть свою личность и здесь, мне на помощь приходят задания творческого характера: написание синквейнов, лингвистической сказки, создание иллюстраций к прочитанному фрагменту, презентаций, кроссворда или выставки).
Иными словами, необходимо как можно чаще давать студенту возможность побывать на позиции автора («Возможен ли другой финал рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»?»), героя - перевоплотившись в него (постановка сценки, чтение по ролям, представление одного из героев) или испытать на себе труд критика – это дает возможность прочувствовать, самовыразиться, активизировать мыслительную деятельность.
Развитие творческих способностей у учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся – вот задача каждого педагога.
И тогда результатом творческого взаимодействия будет заметное повышение интереса к знаниям у большинства, что поспособствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков, повысится качество обученности не только по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Библиографический список
- Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, – М., 1969.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
References
- Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, – М., 1969.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.