Актуальность рассмотрения вопросов риск-менеджмента и обеспечения безопасности в туризме на сегодняшний момент не вызывает сомнения и, как представляется автору, является наиболее проблемной стороной развития как внутреннего, так и международного его видов независимо от страны временного проживания.
Туризм является одним из быстроразвивающихся видов экономической деятельности в современном мире по различным направлениям его видового содержания, что обеспечивается увеличением количества путешествующих, появлением новых туристических маршрутов, изменением визовых формальностей.
Кроме того, стремительно изменяющаяся геополитическая обстановка зачастую вызывает военные конфликты, социальные протесты, эпидемии. Как факт, увеличивается количество стихийных бедствий, что в купе своей востребует необходимость решения вопросов по безопасности туристов на новом уровне, отражающем современный инновационный подход к системе безопасности на туристских маршрутах.
К особенностям разработки инновационных решений по обеспечению безопасности в туризме относится в сущности то, что ракурс рассмотрения вопроса сдвигается к системе «человек-среда обитания», которая весьма динамична. Безусловно, безопасность не является абсолютной, но, как нам представляется, ей можно управлять, в том числе посредством достижения допустимого уровня безопасности, при котором, тем не менее, существуют остаточный риск или опасность [1].
Риск или опасность могут существенно возрастать в объективных условиях наличия неучтенных и/или трудно поддающихся учету источников опасностей при формировании программы тура, хаотичности проявления конкретного источника воздействия для туриста на опасном уровне, и, наконец, подверженности туриста воздействию наличествующих опасностей.
Реализация стратегии обеспечения гарантированной безопасности, таким образом, формирует необходимость внедрения системного подхода к принятию решений в управлении безопасностью турпродукта посредством следующих действий:
- выявления и последующей актуализации потенциальных рисков с учетом изменений внешней среды и оценки возможности их предотвращения и/или сведения к минимуму последствий их возникновения;
- разработки мероприятий, предупреждающих возникновение рисков на основе их постоянного и качественного анализа и оценки;
- недопущения наличия продолжительного времени реагирования на риски, уже наступившие и имеющие определенные последствия;
- создания эффективных и достаточных инструментов и механизмов по устранению последствий наступления отдельных видов рисков.
На законодательном уровне регулирование вопросов обеспечения безопасности туристов регламентируется требованиями национального стандарта [2], обратившись к понятийному аппарату в котором, наличествует утверждение о вероятности причинения вреда жизни и здоровью туристов, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
С позиции туриста, он, к сожалению, оценивает риски, только осознавая страх перед смертью, получением травм, природными и социальными катаклизмами и др., что позволяет определить риск как меру осознаваемой человеком опасности в ходе туристско-экскурсионного обслуживания.
Поскольку туристская деятельность охватывает очень широкий спектр предоставляемых услуг (транспортировка, размещение, предоставление питания, экскурсионное обслуживание, спортивно-оздоровительные, лечебные и др. услуги), на процесс оказания таковых в свою очередь оказывают существенное влияние множество факторов (природные, экономические, социальные, военно-политические факторы, эпидемии и др.), можно констатировать, что туризм является одним из высокорисковых видов деятельности (в контексте последствий для жизни и здоровья человека).
Как подтверждение широчайшего спектра рисков, представим их на рис. 1.
Рисунок 1 – Риски для жизни и здоровья человека в ходе туристско-экскурсионного обслуживания [Составлено автором]
Таким образом, туристская деятельность сочетает в себе разнообразные виды риска для жизни и здоровья человека, связанные как с природными, так и антропогенными причинами возникновения, в связи с чем одной из стратегий обеспечения безопасности в туризме, позволяющей достигнуть допустимого показателя риска, выступает превентивный анализ рисков, а наиболее действенными методами снижения влияния рисков в практической деятельности туристского предприятия являются коммерческое страхование, создание резервного фонда и его функционирование с большим запасом прочности.
Однако, не вдаваясь в вопросы финансового обеспечения, четко сформулированные в основополагающем законе, важным направлением системного подхода к управлению безопасности в туризме необходимо, на наш взгляд, считать стратегическое планирование турпродукта, основывающееся на составлении всеобъемлющих и «универсальных» положений по правилам и мерам безопасности туристов либо на том, что специалисты туроператора в соответствии с реализуемыми ими направлениями деятельности разрабатывают программы по обеспечению безопасности туров.
В данном контексте большое внимание должно уделяться вопросам стратегического прогнозирования при проектировании и осуществлении обслуживания туристов на маршрутах с повышенной опасностью, в том числе, относящихся к экстремальному туризму, а также оценке условий внешнего окружения в пределах зоны действия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, своевременной и достаточной защите туристов и персонала на маршруте при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий их наступления.
Среди основных стратегических направлений в обеспечении безопасности турпродукта выделяется учёт человеческого фактора, поскольку зачастую главная опасность таится в самом человеке: в его самоуверенности, переоценке своих сил и возможностей, пренебрежении к правилам безопасности, отсутствии элементарных знаний о выживании, а порой – в преступном легкомыслии [3].
Как представляется автору, практическим инструментом обеспечения безопасности в контексте обслуживания туриста на маршруте является разработка рецептивным туроператором внутрифирменного стандарта, например, в виде «Программы обеспечения безопасности туров». При этом, документ несмотря на внутренний характер использования, должен поддерживать выполнение требований международных и государственных актов, содержать описание функциональных обязанностей и ответственность должностных лиц за действия по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов.
При этом большая роль отводится созданию и внедрению автоматизированных систем стратегического анализа и контроля безопасности ресурсов туристического пакета.
Рассматривая автоматизированный контроль безопасности как функцию формирования безопасных условий в реализуемых турпродуктах, сформулируем первоочередные направления, среди которых:
- построение модели выполнения заданий по обеспечению безопасности как самого маршрута, так и его прохождения, а также пребывания туристов в определенной рекреационной зоне;
- периодический анализ и корректировка операций по выполнению программы обслуживания, предусмотренной турпродуктом;
- соблюдение всей технологической цепочки выполнения программы обслуживания, предусмотренной турпродуктом.
Сигнальной чертой в разработке конкретных инструментов стратегии является смещение акцентов в сторону повышения безопасности и при достижении оптимального уровня, превращение ее в устойчивую тенденцию, исключив за счет предупредительных мер саму возможность возникновения аварий и происшествий.
Рассматривая целостную систему безопасности туризма, следует отметить, что она также является частью общей системы безопасности Российской Федерации, интегрированной в международную систему безопасности туризма. И тактические решения по достижению целей стратегии включают в себя работу с субъектами обеспечения безопасности туризма, разработку целевых установок и «работающих» принципов обеспечения безопасности туризма [4]. С позиции государственного регулирования нельзя не отметить необходимость проведения эффективной государственной политики в области обеспечения безопасности туризма, разработку и исполнение правовых норм, мер и требований, формирование культуры безопасности, в том числе и создание правовой культуры.
Таким образом безопасность туризма является одним из важных и сложных вопросов, решение которых требует инновационных инструментов, арсенал которых, по мнению автора, должен учитывать не только специфику формирования предложения турпродукта на рынке, но и особенности работы с конкретными сегментами туристов и экскурсантов, основываясь на государственно-частном партнерстве, в частности при внедрении практики программно-целевого планирования в туризме.
Библиографический список
- Ефимова О.В. Безопасность туризма // Интернет-журнал «Туризм: право и экономика», 2013. № 3. [Электронный ресурс] // URL статьи: http://www.center-bereg.ru/m201.html (дата обращения: 05.06.2015).
- ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».
- Григорьева М.В., Рябченко О.И., Эмиров И.Х. Инновационные стратегии обеспечения безопасности в туризме // ТТПС. 2011. №15. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-strategii-obespecheniya-bezopasnosti-v-turizme (дата обращения: 28.06.2015).
- Понятие системы безопасности в сфере туризма, её цели, принципы и основные функции [Электронный ресурс] // URL: http://studopedia.ru/2_ 41621_ponyatie-sistemi-bezopasnosti-v-sfere-turizma-ee-tseli-printsipi-i-osnovnie-funktsii.html (дата обращения: 15.07.2015).