СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Мартынов Кузьма Петрович
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства

Аннотация
В статье исследовано понятие «сельская территория». Определены критерии отнесения населенных пунктов к «сельским поселениям». Дано авторское определение сельской территории, как территориальной социо-эколого-экономической системы.

Ключевые слова: сельская местность, сельская территория, территориальная социо-эколого-экономическая система.


RURAL AREA AS TERRITORIAL SOCIO-ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA

Martynov Kuzma Petrovich
Mordovian State University N.P. Ogarev
PhD in Economics, Assistant Professor, Department of Economics and organization production

Abstract
The article explored the concept of «rural area». Defined criteria of settlements to «rural settlements». Given the author's definition of rural territory, territorial socio-ecological-economic system.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мартынов К.П. Сельская территория, как территориальная социо-эколого-экономическая система России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/57145 (дата обращения: 28.03.2024).

Современная аграрная экономическая наука расширяет объект исследования, помимо проблем сельскохозяйственного производства  в последнее время большое внимание уделяется вопросам развития сельских территорий. Необходимость изучения  проблем развития сельских территорий продиктована следующими причинами:

- эффективность  сельскохозяйственного производства все больше зависит от уровня развития сельских территорий;

- сельские территории располагают  неиспользуемыми природными ресурсами, освоение которых  позволило бы улучшить благосостояние  не только сельских жителей, но и населения всей страны;

- от уровня устойчивости развития сельских территорий в России зависит территориальная целостность страны. Депопуляция сельских территорий, особенно в приграничных районах, ведет к расселению жителей других государств по территории России;

-  рыночные отношения не позволяют справляться полностью с негативными внешними воздействиями на развитие сельских территорий.

Сельские территории охватывают значительную часть территории России. Уровень экономического освоения, плотность населения и обустройство сельской местности в значительной степени  определяют безопасность и территориальное единство государства [1].

Понятие «сельская территория» при простоте интуитивного восприятия в отечественной экономической науке является малоизученным, что требует его уточнения.

Село – славянское слово, означающее селение, в котором находится владелец земель, а окружающее его селения назывались деревнями. В начале ХХ века селом считалось сельское поселение, где была церковь.

Понятие «сельская» исходно обозначает занятость  под  проживание и освоение в целях жизнеобеспечения. Это позволяет выделить  следующие признаки «сельской территории»:

- принадлежность к конкретному месту территории (территориальный аспект);

- наличие необходимых условий жизнеобеспечения, постоянного проживания людей (социальный аспект);

- ведение хозяйственной деятельности на территории (экономический аспект);

- возникновение права на территорию, закрепление  «подведомственности» территории (административный аспект);

-     наличие культурных традиций и обычаев (культурный аспект).

Для определения сельской местности одним из наиболее распространенных принципов в использовании является принцип «от противоположного», связанный с противопоставлением «сельского» «городскому». На его основе сельской можно определить всю территорию вне городов, поселков городского типа и местности к ним относящейся.

В СССР к городским поселениям относились населенные места, обладающие определенной  людностью  и  выполняющие  преимущественно промышленные, транспортные, культурные и  административно-политические функции. К городским населенным пунктам относились города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, а к сельским – остальные населенные пункты. Минимальная граница для отнесения населенного пункта к городам районного подчинения устанавливалась в 12 тыс. жителей, посёлка городского типа – 3 тыс. жителей (при условии, что не менее 85% населения – рабочие и служащие  и члены их семей) [2].

Классификация городских поселений исходила из их людности, а также характера их народнохозяйственных и социальных функций.

Принцип «противоположного» использован   и в методологии Всероссийской переписи населения, где распределение  населения на сельское и городское осуществляется по месту его постоянного жительства в сельских населенных пунктах и городских поселениях. Городскими считаются поселения, статус которых утвержден в установленном порядке законодательными актами.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (№131-ФЗ от 6 октября 2003 г) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Закон вступил в силу  на территории РФ с 1 января 2006 года.

В соответствии  с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  в отношении сельской и городской местности применяются следующие определения [3]:

- сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- городское поселение – город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

-  поселение – городское или сельское поселение;

- муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

- муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый).  Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

В современном российском законодательстве основным критерием отнесения к сельскому населенному пункту служит  общая численность населения. Применение критерия, как плотность населения, носит декларативный характер,  так как  в российских  законодательных актах  нет четкого указания по отнесению  поселения к городскому или сельскому.

Как показывает анализ мировой практики в основе разделения  территорий на городские и сельские используются следующие категории: численность и плотность населения,  доля населения занятого сельскохозяйственным производством.

В Концепции устойчивого  развития  сельских  территорий  Российской Федерации до 2020 года фигурирует понятие сельской территории, как территории сельских поселений и межселенной территории (находящейся вне границ населенных пунктов). Вместе с тем научные знания нуждаются в  более четком определении [4].

Сюсюра Д. А. определяет сельскую местность как совокупность пространственных единиц (в принятой таксономии), занятых человеком под жильё, домашнее хозяйство на земле и прилегающую используемую в хозяйственной деятельности территорию, находящуюся вне городов и не являющуюся объектом промышленного производства [5, c. 23].

В основном научные подходы раскрывают локализующую функцию территории, позволяющую отделить часть от общего для более детального системного исследования.

По нашему мнению сельскую территорию следует рассматривать как сложную территориальную систему, обладающую  рядом объективных свойств – это протяженность территории, площадь, рельеф, природные ресурсы, численность населения, уровень экономического и социального развития.

Сельская территория, как территориальная система состоит из совокупности взаимосвязанных подсистем: социальной, экологической и экономической.

Под социальной  подсистемой следует понимать упорядоченную, построенную иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединённых устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующих со средой как единое целое. Социальная подсистема состоит из компонентов:

- ценности – обобщенные представления о желаемом типе социальной подсистемы, которая способствует сохранению культурных образцов;

- нормы – ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях, обеспечивающих интеграцию социальной подсистемы;

- коллективы – общности, имеющие статусную дифференциацию, ориентируемые на выполнение целедостиженческих функций;

- роли – ожидания относительно поведения личности, выполняющие в социальной системе функции адаптации;

- институционализация – процесс образования устойчивого взаимодействия между социальными действиями, которые затем превращаются в элементы социальной структуры, или в совокупность стандартных отношений носителей ролей.

Экологическая подсистема, или экосистема (греч. oikos — жилище, дом и systema — сочетание, объединение) — это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, объединенных в единое функциональное целое. Основные свойства экосистемы — способность осуществлять круговорот веществ и поток энергии и поддерживать постоянство своего состава в изменяющихся условиях окружающей среды.

Экономическая подсистема системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Сельскую территорию следует рассматривать,  как территориальную социо-эколого-экономическую систему. Территориальная социо-эколого-экономическая система – это совокупность взаимосвязанных социальных, экологических и экономических отношений, регулируемых  институциональной средой и направленных на формирование устойчивого экономического развития.

Главными свойствами территориальных систем, в том числе сельскохозяйственных территорий, являются следующие [6, с. 13]:

- целостность (наличие единой цели и функции);

- эмерджентность (несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных элементов);

- структурность (обусловленность поведения системы ее структурными особенностями);

- автономность (способность создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности);

- взаимосвязанность системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства только в процессе  взаимодействия с внешней  средой);

-  иерархичность (соподчиненность элементов системы);

-  управляемость (наличие внешней или внутренней системы управления);

-  устойчивость  (стремление к сохранению своей структуры, внутренних и внешних связей);

- множественность описаний (в силу сложности системы и  неограниченных свойств их познание требует построения множества моделей в зависимости от цели исследования);

- территориальность (размещение в пространстве – это главное свойство систем, рассматриваемое географией);

- динамичность (развитие систем во времени).

Территориальная социо-эколого-экономическая система предусматривает рациональное использование природных ресурсов на основе ресурсосберегающих технологий и безотходного производств. Эти отношения можно определить как эколого-экономические. Отношения между людьми по поводу определения прав собственности на факторы производства – это социально-экономические отношения.  Бережное отношение людей к окружающей среде и ее охрана, высокий уровень духовно-культурного развития,  здоровье, образование и положительные демографические процессы определяют эколого-социальные отношения.

С нашей точки зрения, наиболее целесообразным в настоящее время является применение следующего определения: под сельской территорией понимается территориальная социо-эколого-экономическая система вне крупных городов с низкой плотностью населения, обладающая природно-ресурсным, экономическим, культурно-историческим и иными общественными потенциалами, используемыми людьми в процессе их жизнедеятельности. Для нее характерно проявление следующих специфических качеств: целостность, эмерджентность, структурность, автономность, устойчивость, территориальность и  динамичность.


Библиографический список
  1. Мартынов К. П. Особенности устойчивого многофункционального развития сельских территорий России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38706 (дата обращения: 25.06.2015).
  2. Положение  «О  порядке  решения  вопросов  административно-территориального устройства РСФСР»: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от  17 августа  1982  г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.libussr.ru  (дата обращения: 12.07.2015)
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ //  [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_1.html#p94 дата обращения: 25.06.2015)
  4. Концепция устойчивого развития сельских территорий  Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р) // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» [Электронный ресурс].  URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 25.06.2015)
  5. Сюсюра Д. А. Управление многофункциональной сельской экономикой : от целеполагания до оценки результатов: монография. – М. : Университетская книга,  2012.
  6. Носонов А. М. Территориальные системы сельского хозяйства (экономико-географические аспекты исследования). – М.: Янус-К, 2001.

 

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мартынов Кузьма Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация