ПОРТФОЛИО БАКАЛАВРА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Пиший Сергей Александрович1, Макашова Вера Николаевна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, бакалавр
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, к.п.н. доцент кафедры БИиИТ

Аннотация
Сегодня оценивание знаний учащихся является одним из главных инструментов контроля качества образования. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность, оценивая устные ответы учащихся, а так же их письменные работы. Педагогический контроль является одним из важнейших компонентов учебного процесса. В современном мире появляются все новые и новые средства оценивания результатов обучения, и одним из таких средств является портфолио. В данной статье будет рассмотрено понятие портфолио, его виды, разделы и функции, а так же роль преподавателя в составлении портфолио учащегося.

Ключевые слова: конференция, портфолио, практико-ориентированное, средство оценки, учебные достижения


BACHELOR’S PORTFOLIO AS A MEANS OF ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES

Pishiy Sergey Aleksandrovich1, Makashova Vera Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after Nosov, bachelor
2Magnitogorsk State Technical University named after Nosov, Ph.D. Associate Professor

Abstract
Today the assessment of student’s knowledge is one of the main tools for monitoring the quality of education. Teachers everyday monitor learning activities, evaluating oral answers of students and their written works. Pedagogical control is an essential component of the educational process. Nowdays there are more new means of assessment of learning outcomes and one such tool is the portfolio. This article will consider the concept of the portfolio, its types, sections and functions, and the teacher's role in the making student’s portfolio.

Keywords: assessment means, educational achievement, practice-oriented conference


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пиший С.А., Макашова В.Н. Портфолио бакалавра как средство оценивания результатов обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/56143 (дата обращения: 29.03.2024).

Введение

В современной российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная экзаменационная процедура не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся,  необходимые им для успешной реализации профессиональных и жизненных стратегий после окончания ВУЗа. [5]

В связи с этим возникла необходимость разработки новых форм диагностики образовательных результатов, с помощью которых можно оценивать индивидуальный профиль достижений учащихся, полученных ими в ходе социальной, учебной, творческой и других видов деятельности. [5]

Одним из наиболее эффективных инструментов решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») учащегося.

Идея папки индивидуальных учебных достижений или портфеля учащихся набирает всё большую популярность в нашей стране в последнее время. Всё больше образовательных учреждений (школ, ВУЗов) применяют его в своей практике. Эта идея на Западе получила название «портфолио» и  считается одним из основных трендов в образовании за последние десять лет. Внешне портфолио может быть оформлен в виде картотек, папок, коробок, электронного хранилища информации, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании — удобство хранения. Основная задача портфолио  – показать всё, на что способен учащийся.

Портфолио позволяет учитывать результаты, которые достиг ученик в различных видах деятельности – творческой, учебной, коммуникативной, социальной и др., и становится важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к обучению. Это особенно важно для студентов, которые занимают активную позицию в научной или социальной жизни ВУЗа и хотят отразить эти достижения в дополнение к общеобразовательным успехам.

Стоит отметить, что мы живем в эпоху информационных технологий и их обилие повлияло и на развитие образования, в том числе и на средства оценивания результатов обучения. Поэтому совершенно естественным было появление электронных образовательных портфолио. В данной статье под портфолио мы будем понимать и традиционную его форму и электронную, поскольку основные функции, свойства и принципы их создания являются аналогичными.

Понятие портфолио

Портфолио – совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с экзаменационными оценками и защитой диплома, определяющая образовательный рейтинг выпускников ВУЗа.

«Портфолио» – это современное средство оценивания, нацеленное в большей степени, чем традиционное на выявление:

  • объективного уровня навыков и умений, особенно практических;
  • неусвоенных или плохо усвоенных знаний;
  • сформированных умений, а так же динамики их развития в процессе обучения;
  • положительной мотивации к обучению;
  • заинтересованности и увлеченности тем или иным предметом;
  • уровня развития мышления;

Исходя из вышесказанного, портфолио не просто является современным и, что самое главное, эффективным средством оценки результатов обучения, но способствует решению важнейших задач:

  • формирование и поддержка положительной мотивации студентов к обучению;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей самообучения и саморазвития;
  • формирование умения обучаться – постановка цели, планирование и организация собственной учебной деятельности;
  • содействие индивидуализации (персонализации) образования студентов;
  • реализация дополнительных предпосылок и возможностей для самореализации студентов;[9]

Однако, несмотря на всю инновационность портфолио как средства оценки результатов обучения, нужно понимать, что слово «портфолио», как и идея собирать собирания свои работы, появились гораздо раньше XX века. В XIX веке этим итальянским словом назывался альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои права на место в академии художеств или на строительный проект. Представленные в портфолио документы помогали не только сформировать впечатление о стиле, качестве и направлении работы человека, но и о динамике развития его мастерства. Стоит отметить, что как среди фотографов, так и среди художников до сих пор применяется слово «портфолио» для обозначения все того же собрания работ.

Традиционная форма образовательного портфолио – это некоторая подборка, коллекция или собрание работ, цель которой заключается в демонстрации успехов и достижений студента в течение обучения в ВУЗе. Портфолио представляет из себя альтернативный способ оценки результатов обучения наряду с традиционными формами (зачет, экзамен, курсовая работа), и позволяет решить две основные задачи:

  • отслеживание индивидуального прогресса студента, достигнутого им на протяжении всего обучения в ВУЗе;
  • оценка его образовательных достижений и дополнение результатов экзаменов, зачетов и других традиционных форм контроля. В таком случае портфолио может служить важным приложением к диплому.[9]

Сейчас сторонники, пропагандисты идеи портфолио отмечают, что оно может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ студентов. Это — новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру обучения.

Портфолио отражает результаты индивидуального образовательного развития студента,  что может быть отличным дополнением к диплому т.к. оно позволяет:

  • представить работодателю наиболее полную информацию о выпускнике, которую невозможно получить, руководствуясь лишь результатами экзаменов, зачетов и других традиционных форм контроля;
  • работодателю отслеживать «перспективных» выпускников, руководствуясь их личными достижениями, возможностями и образовательной активностью;
  • отражать результаты обучения не только в качестве достаточно редких контрольных результатов (сессий), но в качестве динамики долгосрочного развития;
  • свидетельствует не только о способностях выпускника, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках (т.к. портфолио представляет наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы).[9]

Портфолио отвечает интересам студента, вуза, работодателя и является отличным дополнением к общеобразовательным документам выпускника (диплому), позволяя наиболее полно сформировать картину о его умениях, навыках и достижениях.

Функции портфолио

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки результатов обучения: обучающую, диагностическую, воспитывающую, модельную и организующую на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Портфолио в качестве реализации обучающей функции, расширяет возможности педагогического контроля и позволяет:

  • выявить на защите портфолио какой материал был хорошо усвоен, а в какой области знаний имеются пробелы по некоторым критериям: насколько аккуратно и логично был изложен материал в портфолио;  есть ли в наличии  все запланированные по курсу работы; насколько оригинальна творческая работа и процесс создания этой работы; насколько компетентно отвечал студент на вопросы слушателей на защите;
  • более справедливо оценивать достижения каждого студента в отдельности, по сравнению с оценкой коллективных работ (метод проектов и др. методы групповых решений задач);
  • положительно мотивировать студентов к необходимости ведения портфолио, поскольку оно позволяет сочетать самоконтроль и самооценку при собрании портфолио с оценкой преподавателей и одногруппников на его защите. Это помогает развивать мышление, систематизировать знания, а так же корректировать дальнейшее направление деятельности студента.[9]

Диагностическая функция позволяет не просто оценивать результаты обучения студента, его умения, знания и навыки, но и выявить причины пробелов в знаниях. Нужно понимать, что реализация данной функции через оценки в журнале, за экзамены и зачеты практически невозможна, поскольку оценки являются информацией о результатах обучения, но не о ходе его процесса.

В рамках выполнения портфолио данной функции становится возможным:

  • отражение степени активности студентов в процессе изучения ими различных предметов. разделов и тем;
  • отслеживание индивидуального прогресса студента, достигнутого им на протяжении всего обучения в ВУЗе;
  • установить более глубокое понимание причин успехов и неудач студента в учебе, руководствуясь данными, полученными в процессе анализа отчетов студентов о своих работах, а так же отзывов и рецензий преподавателей и одногруппников.

Реализация посредством портфолио воспитывающей функции заключается в повышении положительной мотивации студентов к обучению, развитии ответственности за их учебную работу, формировании сотруднических отношений между студентом и преподавателем для более эффективного и качественного обучения поскольку портфолио направлено на:

  • документирование всех личных достижений студентов, что обеспечивает их официальное признание;
  • поощрение активности и самостоятельности студентов, что развивает у студентов стремление к развитию и самообучению;
  • развитие способностей самопознания и самооценки, которые формируют умения рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;
  • формирование умений и навыков постановки личных целей,  планирования и организации студентами своей учебной деятельности;

Портфолио, выполняя модельную функцию, позволяет:

  • отражать динамику развития способностей, навыков и умений студента в сфере науки, обучения, искусства, спорта и т.д.;
  • демонстрировать личный стиль обучения, свойственный конкретному  студенту в общем и в отдельных направлениях его развития;
  • помощь студенту в самостоятельной установке взаимосвязи между предыдущими и новыми знаниями. [9]

Реализация организующей функции педагогического контроля знаний студентов позволяет влиять на организацию всего учебного процесса. Получив результаты контроля, в ВУЗе принимается решения, связанные с организацией дополнительных занятий,  корректировкой учебных программ и планов, что подразумевает изменение количества часов, отводимых на ту или иную тему, раздел или предмет. Данная функция педагогического контроля влияет и на организацию внешней – окружной, региональной, федеральной системы контроля состояния учебной работы в ВУЗах. Однако, несмотря на многие положительные стороны применения в качестве средства контроля портфолио, лучшим средством реализации данной функции все еще считается тестирование, которое сегодня все чаще встречается в виде компьютерных тестов. Следует, однако, отметить, что широкие возможности информационных технологий, позволяющие удаленно проводить конкурсы и олимпиады, хранить и организовывать доступ к большим объемам информации, открывают перспективы к использованию портфолио, как одного из инструментов оценивания достижений не только учащегося, но и группы, факультета, ВУЗа, округа и т.д.

Разделы портфолио

Сегодня принято считать, что стандартное портфолио может иметь три раздела: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую книжку учащегося. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.[9]

В данный вид портфолио обычно входят следующие материалы:

  • грамота,
  • диплом,
  • свидетельство,
  • сертификат,
  • другие документированные подтверждения достижений учащегося.

Преимущества портфолио документов: оценка таких портфолио играет значительную роль в составлении рейтинга учащегося, поскольку наряду с традиционными формами оценки (сессии, диплом) является важной его составляющей.

Недостатки портфолио документов: данный вид портфолио предоставляет информацию лишь о результатах обучения, но не дает развернутого преставления о динамике индивидуального развития учащегося, его интересов и увлечений.

Оценка такого портфолио может производиться самыми различными способами. Один из варинтов – оценка по наибольшему балу среди всех разделов. Наиболее часто применяемая – средняя оценка по разделам портфолио. Однако самой полезной для будущих работодателей является многокомпонентная оценка – оценка каждого из разделов портфолио (например по области науки) без последующего объединения оценок в одну. Это позволит работодателям видеть, на сколько выпускник подходит на ту или иную вакансию.

Оценка портфолио выпускника может производиться самим ВУЗом или работодателями, причем особенно полезно сохранять оценки работодателей, чтобы прослеживать наиболее важные умения и знания для конкретных должностей.

«Портфолио работ» является собранием различных проектных, творческих, исследовательских работ студента и, кроме того, описанием основных направлений и форм его творческой и учебной деятельности: участие в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, обучение на курсах дополнительного образования, достижения в сферах искусства и спорта и др.[9]

Такие виды портфолио чаще всего предполагают оценку качественную, позволяющую оценить полноту, качество и разнообразие предоставляемых материалов. Для оценки количественной необходимы четкие критерии, которые в данном случае достаточно сложно выделить.

В данный вид портфолио обычно входят следующие материалы:

  • зачетная книжка или ведомость с курсов дополнительного образования,
  • творческие работы в сфере науки или искусства,
  • книжка спортивных достижений,
  • эссе,
  • работы в виде электронных документов,
  • видеозаписи,
  • рекомендательные письма,
  • статьи и т.д.

Преимущества портфолио работ: такой вид портфолио предоставляет студенту возможность проводить самооценку своего развития в той или иной сфере (образование, наука, искусство, спорт и др.), что безусловно помогает осознавать, что является для него более близким родом деятельности. В дальнейшем это будет отличной опорой для выбора будущей должности.

Недостатки портфолио работ: сложность учета и оценки подобного вида работ. Особенно сильно прослеживается сложность при попытке учета данного вида портфолио вместе с общеобразовательными результатами, т.к. результаты развития и обучения в виде творческих работ достаточно субъективны, и сложно установить критерии прямого влияния портфолио на конкретные оценки.

«Портфолио отзывов» является собранием характеристик, предоставленных преподавателями, возможно одногруппниками, педагогами с курсов дополнительного образования, руководителями по производственной и преддипломной практике и др. Кроме того характеристикой может выступать анализ студентом собственных достижений и результатов какой-либо конкретной деятельности.[9]

В данный вид портфолио обычно входят следующие материалы:

  • заключения,
  • рецензии,
  • отзывы,
  • резюме,
  • рекомендательные письма и т.д.

Преимущества портфолио отзывов: студент может проанализировать оценку его работ и достижений более опытными людьми (преподавателями, руководителями с производственной практики) в конкретной сфере деятельности, что позволит устранить недочеты в работе, упрочить сильные стороны, то есть скорректировать дальнейшую работу

Недостатки портфолио отзывов: сложность объективной оценки, поскольку характеристики, отзывы, резюме и др. средства данного вида портфолио по сути своей являются абсолютно субъективными. Поэтому оценка данных портфолио сводится лишь к общему впечатлению, например какое количество отзывов положительные, а сколько из них отрицательные.

Важно отметить, что на основе представленных выше видов портфолио можно предложить разрабатывать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие названные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

Роль преподавателя в создании портфолио

Прежде чем начинать со студентами работу над портфолио, преподавателю необходимо понять, что оно создается для оценки достижений, успехов и прогресса студента. Кроме того, нужно сказать, что преподаватель в процессе создания портфолио является лишь наблюдателем-помощником. Большую часть работы выполняетс студент самостоятельно, поэтому необходимо сформировать высокий уровень мотивации.  Для повышения уровня мотивации преподавателю стоит следовать некоторым советам:

  • Педагог должен с ответственностью и пониманием подойти к созданию портфолио, понимая его важность для развития студентов, а не считая его просто новым модным средством оценки, внедряемым только для повышения статуса процесса обучения.
  • Первое занятие стоит провести как вводный. Но нужно не только объяснить студентам, чем они будут изучать в рамках данного предмета и высказать свои примерные требования, но и обсудить, чем хотят заниматься студенты в процессе изучения предмета, что им особенно интересно, и как они видят свою дальнейшую работу над портфолио в контексте этого предмета.
  • Кроме того на вводном уроке важно предоставить учащимся более подробное содержание предмета хотя бы на ближайший семестр (желательно визуально), чтобы учащиеся могли в любое время обратиться к нужной теме или разделу. Так же необходимо озвучить формы выходного контроля по предмету и предоставить список основной и дополнительной литературы. Это поможет студентам правильно поставить цели и сформулировать задачи, а так же рационально спланировать работу по достижению этих целей и выполнению задач. Постановку целей и формулировку по ним задач  желательно проконтролировать, чтобы студент изначально не «пошел в тупик».

Оценку портфолио необходимо проводить преподавателю с учащимися хотя бы один раз в семестр. Чтобы развить у студента навыки самооценки и рефлексии, необходимо, чтобы перед каждым занятием, на котором будут оцениваться портфолио, студент проводил работу по составлению отчетности о достижении поставленных целей, выполнении задач и следовании плану, который он составил. Одним из самых эффективных способов является отчет с приложением материалов, подтверждающих действительность озвучиваемы результатов.

Оценка портфолио может проходить:

  • С преподавателем индивидуально для каждого студента. В этом случае для каждого студент назначается время такой встречи, или оценка происходит во время например практических занятий, пока остальные студенты заняты самостоятельной работой.
  • В организуемых небольших группах студентов. В таком случае группа делится на подгруппы по 5-8 человек, и в течение некоторого времени в каждой подгруппе обсуждаются портфолио каждого его члена, и выставляются оценки. В процессе обсуждения преподаватель периодически ходит от группы к группе, чтобы следить за корректностью и рациональностью процесса обучения. Конечная оценка затем выставляется преподавателем на основе личного мнения, но с учетом оценок, выставленных в этих группах.
  • На основе выступления на специально организуемой конференции по портфолио. Такие конференции имеет смысл проводить, если студенты собирали свои портфолио на разные темы или по разным предметам (например в рамках производственной практики). Каждый студент имеет в своем распоряжении не более пяти минут на выступление и представление всех достигнутых целей, выполненных задач и краткое изложение процесса реализации работ по достижению этих целей. Кроме того выделяется две-три минуты на вопросы от аудитории. Затем портфолио и выступление  оценивается заранее организованной комиссией по заранее сформулированным критериям.

Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса обучающегося или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а учащийся выбирает.[10]

Приведем пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым, аспирантом ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

  • самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя),
  • профессиональная ориентация,
  • обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),
  • самообучение,
  • самореализация.

Внешняя оценка включает следующие группы критериев:

  • оценка качества оформления портфолио,
  • оценка структуры портфолио,
  • оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.

Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.

Выводы

Таким образом, можно подытожить, что портфолио ученика – это, так называемая, накопительная оценка или «папка», в которой заключены документы, дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за ее пределами, которая помогает последнему оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их в высшем учебном заведении.

Материал портфолио собирается не один год, а в течении всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Поэтому портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.


Библиографический список
  1. Апанасенко Г.А Педагогический контроль // Педагогика, 2008. – № 4. – с. 23-25
  2. Баевский Р.М. Портфолио: за и против // Современная школа, 2009. – № 8. – с. 33-38
  3. Васильева О.С. Бально – рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. – № 3. – с. 45-48
  4. Каневская Л.Я. Педагогика: Учебник. – М.: – Просвещение, 2006. – 164с.
  5. Макашова В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. -190 с.
  6. Макашова В.Н., Старков А.Н., Чусавитина Г.Н. Информационные системы и технологии [Текст]: практикум. – Магнитогорск, 2011.- 188 с.
  7. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия вузов и работодателей // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск, (16 августа2011 г.). – Новосибирск: Издательство НГУ , 2011 – 419 с. – С. 386-390
  8. Новикова И.Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным  учреждением//. Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар.  науч.-практ. конф., Екатеринбург, 10-13 марта 2015г.// ФГАОУ ВПО «Рос. гос.  проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. –С. 379-383.
  9. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. РазинкинаВ. Н. Макашова3. М. УметбаевИ. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.
  10. Телеева Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие. – Шадринск: Изд-во Шадрин. пединст-та, 2009. – 116с.
  11. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с.
  12. Чусавитина Г.Н.Макашова В.Н.. и др. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Монография. Под ред. Г.Н. Чусавитиной. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. -158 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пиший Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация