В век информационных технологий педагог – это не просто учитель или воспитатель, он наставник и советчик, для которого личная страница в Интернете – это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и научным сообществом на понятном языке. Создание персональной страницы преподавателя или учителя, и ее интеграция со страницами учеников – это ответ на вызов времени – появление новой виртуальной среды, в которой современные молодые люди проводят большую часть своего времени. Представительство в таком мире, созданное средствами web-технологий и по законам педагогической науки, способно расширить традиционную образовательную среду и стать коммуникативной площадкой для преподавателей и учеников, эволюционирующей по мере развития их совместных компетенций. Такая площадка не только средство организации познавательной деятельности обучаемых в информационно насыщенной образовательной среде, но и механизм адаптации учителя к происходящим изменениям в системе образования [5].
Создавая страницу в интернете, учитель создает виртуальный учебный класс, где учебная деятельность учителя и учеников школы – есть постоянное многостороннее учебное общение – как очное, так и дистанционное. Такое общение основывается на принципах педагогики сотрудничества, где совместная работа учителя и ученика и ориентирована на вовлечение обучаемого в образовательный процесс [6]. При этом в виртуальном образовательном пространстве учитель доступен ученику в процессе его самостоятельной работы, а результаты этой работы в любое время видимы учителю и другим ученикам [2]. Работая при помощи собственной страницы на сайте школы или личного сайта в Интернете, учитель обеспечивает все основные принципы педагогики сотрудничества: обучение без принуждения; идеи свободного выбора, опережения, крупных блоков «погружения» в разные темы, реализации занятий в соответствующей форме. Тo, как реализуются эти принципы, и есть персональная, авторская структура страницы.
Персональная страница преподавателя – это сам учитель, только виртуальный. Разрабатывая персональную Web-страницу, учитель представляет ученику тематику своей творческой и исследовательской деятельности, позволяя решить, сходятся ли их интересы, склонности, характеры, и если интерес к проблемам обоюдный, то ученик может подключиться к научной работе учителя. Тем самым, по принципу свободного выбора, учитель формирует себе команду, которая совместно ведет научные исследования, и может стать победителем на олимпиадах и конкурсах. А главное, размещение информации о достижениях учеников на персональной Web-странице выступает как продвижение персонального бренда, как учителя, так и учеников. В этом смысле самореклама на персональной Web-странице – это представление трудового пути учителя, презентация своего потенциала, способностей, социального статуса [4]. Представляя свои творческие, научные, проектные, методические разработки, содержание дисциплин, описывая суть учебного процесса по ним и т. д., учитель закрепляет свое присутствие в виртуальной среде, становясь для учеников «своим», тем самым разрешая конфликт «письменного» и «информационного» поколений.
Пассивные методы обучения сегодня стремительно теряют свою популярность, поэтому на персональной странице может быть реализована идея, как дистанционного обучения, так и интерактивного погружения в разные темы. Для дистанционного обучения на странице преподавателя размещаются планы и задания уроков, методики по их выполнению, тексты учебников и контрольные материалы, выполненные в мультимедийных форматах. А реализуя идею интерактивного обучения, учитель выкладывает и результаты сочинений, диктантов, контрольных и других работ, рекомендации, объявления и т.д. Технология обучения при этом способе обучения становится личностно-ориентированной, поскольку обеспечивается возможность выбора учебного материала, способа проведения практических занятий и вариантов оценивания достижений учащихся. Так, на основе принципов, предлагаемых в работе [6], можно реализовать алгоритм: прослушал урок – выполни по материалу творческое задание (эссе, тезисы, планы, логические схемы). Проверка заданий может производиться как учителем, в интерактивной форме, так и учениками, в «дружеской» беседе в комментариях. Если работа делается совместно, объединением учащихся по интересам, то она подготавливается и комментируется на странице учениками другой творческой группы. Преподаватель в такой модели выступает уже в роли обучающегося, помогая формулировать задачи и решать их, устанавливая «партнерские» связи с учениками, но, при этом, направляя ход учебного процесса в нужную для продолжения обучения сторону.
Создание персональной web-страницы – это и повышение уровня информационной компетенции учителя. По типологии В. А. Стародубцева и А. А. Киселевой, базовый уровень определяет исходную компьютерную грамотность и умение использовать простые текстовые и графические средства для создания учебных материалов, а профессионально углубленный уровень – профессиональные средства ИКТ в предметной области деятельности. На корпоративном уровне учитель совей страницей должен демонстрировать владение приемами сетевого взаимодействия для организации учебной и научно-исследовательской работы. На перспективном уровне эксперта педагог должен проявлять способность организовывать собственную социальную сеть, как для реализации функции поставщика образовательных услуг (обмена опытом с коллегами и организации совместной деятельности с учениками), так и для потребления услуг, предлагаемых коллегами в рамках созданного сообщества [5]. В этом смысле создание персональной страницы – это определенного вида тренинг по работе в виртуальной среде, самостоятельное обучение новым технологиям и аналитическая работа по оценке существующего программного обеспечения в области образовательной деятельности. То есть, процесс педагогического дизайна технологии обучения и ее применения должен постоянно корректироваться и уточняться в комплексе опосредующих воздействий среды, процессов личностного роста учителя, развития профессиональной практики. Например, средствами информационно-коммуникационных технологий можно на уровне старших классов средней школы или студентов вузов, вести блоги для выработки у учеников навыков публичного обсуждения общественных проблем или получения навыков общения на иностранных языках [3]. Использование блога в педагогической практике – это переход к итеративным и диалогическим формам обучения и преподавания, где учителя и ученики не только общаются через обмен электронными материалами, а используют взаимосвязь и коммуникативный потенциал Интернета. В этом смысле блог выступает аналогом интерактивного портфолио. Например, в собственном блоге начинающим журналистам можно размещать свои работы, преподавателям давать соответствующие оценки. Таким образом, интеграция традиций образования и самообразования достигают в понятии портфолио своего единства.
Для удобства навигации в персональной Web-странице можно выделить несколько разделов, а на главной странице представить основные направления работы, которые служат для профессионального позиционирования среди коллег и для определения областей профессиональных знаний, умений и навыков. Можно с формировать структуру страницы, приближая ее к структуре популярных у целевой аудитории страниц социальных сетей или мобильных приложений. В любом случае, информация должна быть актуальной и обновляться не от случая к случаю, а регулярно. Только в этом случае страница будет и саморекламой преподавателя, и энциклопедией знаний для учащихся и местом общения ученика и учителя.
Поэтому следует различать страницу преподавателя как презентацию личности во всей совокупности научных, методических, творческих и иных характеристик – портфолио преподавателя, и преподавательский сайт как представление только учебно-методических разработок. Соответственно и структура электронных страниц будет существенно отличаться. Так портфолио преподавателя страница может иметь структуру: новости, резюме, ученики, достижения, дисциплины, интерактив (раздел обратная связь и т. д.). А преподавательский сайт состоит из теоретической и практической части. На сайте может быть размещена рабочая программа, в которой представлены все необходимые сведения по изучению дисциплины: краткий обзор тем, темы заданий, вопросы для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы, подробные планы лабораторных работ и готовые примеры: презентации, электронные таблицы, видеоролики и т.д. [1]. А также могут быть разделы: вебминар, полезные ссылки, учебники, действующий форум, форма обратной связи или обычная переписка по E-mail и др. Из множества всевозможных материалов, представленных на сайте, можно быстро и легко выбрать все, что необходимо в конкретной учебной ситуации.
В любом случае, личная страница учителя и принципы осуществления профессионально-педагогической деятельности средствами ИКТ вносят существенный вклад в создание информационного образовательного пространства. Основные преимущества обладания собственной страницей в Интернете:
1. Персональная страница преподавателя – это визитная карточка в Интернет пространстве. На сегодняшнем уровне развития технологий – это один из самых эффективных способов коммуникации с учениками, педагогическим сообществом, родителями, выпускниками и др.
2. На персональной WEB-странице рекомендуется представлять как личное портфолио (ФИО, должность, квалификация, образование, педагогический стаж, краткая биография, основные этапы профессиональной деятельности, заслуги и награды, научные статьи, публикации, программы и др), так и учебно-методический раздел: программа, обзор тем, темы заданий, вопросы для самоконтроля, учебники, действующий форум, форма обратной связи или обычная переписка по E-mail и др.
3. Индикаторами оценки личной страницы учителя могут быть и качественные оценки содержательного наполнения учебных материалов, их соответствия учебным планам, уровню и статусу образовательного учреждения и т. д., которые даются экспертами и могут размещаться на личной странице в виде комментариев или новостей.
В целом, персональная страница показывает уровень информационно-коммуникационной компетенции учителя и его способностей в построении персональной образовательной сферы. Соответствие персональной образовательной сферы преподавателя целям образовательного процесса, осуществляемого школой или вузом, визуализированное на странице в виде оценки его достижений (грамот, сертификатов, отзывов учеников и их родителей) показывает как происходит их взаимосвязь друг с другом. Наличие на сайте школы или вуза индивидуальных страниц преподавателей, формируя информационное пространство, задает и новые качественные критерии оценки работы всего образовательного учреждения. Сложность и многоуровневость связей между учеником и учителем в информационной образовательной среде повышает ответственность учителя за информацию, размещаемую на странице, заставляя проводить постоянную рефлексию своих достижений для выбора тех, которые способствуют лучшему освоению учениками образовательной программы.
Библиографический список
- Азевич А. И. Роль персонального сайта преподавателя в формировании информационной обучающей среды // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – Т. 11. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18586 (дата обращения: 03.02.2015).
- Макаров О.Ю. Интерактивные возможности проектного подхода // Вестник ННГУ. – 2014. – №3-4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-vozmozhnosti-proektnogo-podhoda (дата обращения: 03.02.2015).
- Науменко Л. С. Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №. 5. – C. 61-67
- Питько О. А. Персональная WEB-страница преподавателя вуза как средство саморекламы // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2011 года. – Пенза – Улан-Удэ – Семей: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – C.232-235
- Стародубцев В. А., Киселева А. А. Развитие информационно-коммуникационной компетенции педагога при создании персональной образовательной сферы // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №. 1. – С. 28-37.
- Черноусова Е., Лебедев К. Модель педагогики сотрудничества //Открытые системы. СУБД. – 2011. – №. 4. Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2011/04/13008788/(дата обращения: 03.02.2015).