УДК 37

РОЛЬ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Азевич Алексей Иванович
Московский городской педагогический университет
к.п.н., доцент, доцент кафедры информатизации образования Института математики и информатики

Аннотация
В статье рассматривается роль персонального сайта преподавателя в формировании информационной обучающей среды.

Ключевые слова: информатизация образования, персональный сайт преподавателя, персональный сайт учителя


ROLE OF TEACHER'S PERSONAL SITE IN FORMING INFORMATION LEARNING ENVIRONMENT

Azevich Aleksey Ivanovich
Moscow City Pedagogical University
Ph.D., associate professor of Department Education informatization of Institute of Mathematics and Informatics

Abstract
This article considers role of teacher's personal site in forming information learning environment.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Азевич А.И. Роль персонального сайта преподавателя в формировании информационной обучающей среды // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18586 (дата обращения: 02.06.2017).

Информатизация – одна из важнейших идей, порожденной современной цивилизацией и ставшей достоянием массового сознания. Она явилась следствием бурного развития современных технических средств и Интернета. Без нее трудно сегодня представить какую-либо область человеческой деятельности. Образование и все, что с ним связано, –  не исключение. Информатизация образования – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, новыми средствами и технологиями.

В ходе интенсивного информационного взаимодействия преподавателя и студентов возникает настоятельная необходимость  в формировании современной эффективной обучающей среды, наполненной разнообразными материалами по тому или иному вузовскому курсу. Информационную образовательную среду  можно определить как программно-телекоммуникационную среду, основанную на использовании компьютерной техники, реализующую с помощью единых технологических средств качественное информационное обеспечение студентов. Это достаточно широкое, емкое и многокомпонентное понятие. Остановимся на некоторых его аспектах, а именно на информационных ресурсах и методическом обеспечении информационно-обучающей среды. Они играют важнейшую роль в формировании содержания вузовского курса, в накоплении системы форм и методов обучения, в определении стратегии развития учебно-методических линий дисциплины. Это особенно важно для курсов, объединенных общей темой «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Современные технологии развиваются бурно и стремительно. Традиционные учебно-методические пособия  не могут за ними угнаться. Проходит несколько лет, и то, что было актуальным, неизбежно устаревает.  Содержание курса, посвященного использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе, требует постоянной коррекции и обновления, ведь преподаватель вуза должен быть в курсе современных тенденций развития образования.  Как решить эту проблему?

Наиболее подходящий способ – создание учебно-методического портала для студентов. На нем можно оперативно размещать любую учебную информацию: рабочие программы, планы лабораторных работ, материалы для подготовки творческих проектов, тесты по лекционной части курса, пошаговые инструкции по изучению компьютерных программ, полезные ссылки и многое другое.

Существуют разные способы разработки сайта. Традиционный –  полная верстка на языке web-программирования и последующая заливка сайта на хостинг. Чтобы его осуществить, преподавателю нужны  специальные знания в области сайтостроения. Есть и более простой способ – использование визуальных онлайн-редакторов, которых в Интернете немало. Наиболее приемлемый из них  – www.ucoz.ru. Данный сервис поможет преподавателю подготовить информационно-образовательный портал  по своему предмету.

Большое дисковое пространство, многообразие функций, возможность обновлять мультимедийный контент – вот далеко не полный перечень возможностей онлайн-редактора.   Прежде чем создать учебно-методический сайт, надо четко определить его содержание и структуру. Контент может включать в себя следующие блоки: теоретические положения курсов; практико-ориентированные задания; средства диагностики за ходом изучения дисциплины; виды дистанционного взаимодействия. Ясно, что каждый преподаватель может создать новые рубрики, отвечающим тем или иным педагогическим целям.

Как могут быть использованы материалы сайта в ходе обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вузовский курс «Аудиовизуальные технологии обучения». Он состоит из теоретической и практической части. На сайте стоит поместить рабочую программу, в которой представлены все необходимые сведения по изучению дисциплины: краткий обзор лекций, набор лабораторных работ, темы семестровых заданий, вопросы к зачету, список основной и дополнительной литературы.

Приступая к изучению курса, студент должен видеть полный список работ, которые надо выполнить в течение семестра. Поэтому на сайте преподавателя http://tasoasevich.3dn.ru представлены семестровые задания студентам разных факультетов. Они содержат подробные планы лабораторных работ и готовые примеры: презентации, электронные таблицы, видеоролики и т.д.

Материалы сайта могут быть использованы не только на практических занятиях, но и на лекциях. Освещение вопросов применение ИКТ в образовании невозможно без опоры на наглядный пример. Демонстрация учебных проектов, обсуждение вопросов применение ИКТ в образовании, дискуссии о достоинства и недостатках практических работ придают лекциям осмысленность и практическую значимость.

Главное достоинство сайта заключается в том, что все нужные материалы  находятся под рукой. И это очень удобно. В ходе обучения часто возникают ситуации, когда надо подобрать студенту индивидуальное задание. С практической работой тесным образом связаны содержание, технологии, компьютерные программы и т.д. Из множества всевозможных материалов, представленных на сайте, можно быстро и легко выбрать все, что необходимо в конкретной учебной ситуации. Учебно-методический портал преподавателя является формой дистанционного взаимодействия. Материалами сайта можно пользоваться не только на аудиторных занятиях, но и дома.  Он незаменим для  студентов-заочников; для того, кто пропустил занятия; для учащихся, имеющих  отклонения в здоровье.

Каким характеристикам  должен отвечать учебно-методический портал вузовского преподавателя? Их достаточно много. Перечислим главные: информационная насыщенность, оперативность получения данных, обновляемость контента, доступность, наглядность, интегрированность в информационно-обучающую среду. Надо помнить о том, что сайт – это не застывшая категория, а развивающаяся учебно-методическая система. Для этого надо  постоянно пополнять его новыми страницами, ссылками, примерами.

В развитии сайта могут принимать участие и сами студенты. В течение семестра накапливается множество интересных работ, которые полезно разместить на сайте. Это пополнит коллекцию примеров, которые понадобятся новым студентам, изучающим курс «Аудиовизуальные технологии обучения». Кроме того, размещение на сайте преподавателя лучших работ служит дополнительным стимулом  к учению.

В течение многих лет, используя сайт для работы со студентами, убеждаешься, что данная форма взаимодействия незаменима в повседневной преподавательской практике. Сменяются поколения студентов, появляются новые дисциплины, а учебно-методический портал растет и развивается. Теперь им пользуются не только студенты, но и коллеги. Данные статистики посещаемости сайта свидетельствуют, что на него заходят жители ближнего и дальнего зарубежья. Сайт преподавателя интегрируется, как с информационно-образовательной средой вуза, так и с  мировыми ресурсами. Все это накладывает на преподавателя особую ответственность.

Личный сайт требует от преподавателя постоянной и напряженной  работы с удаленными учебными ресурсами. Пополнение каталога файлов, размещение наглядных материалов, отслеживание тенденций развития информационных систем, накопление опыта применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.  Все эти вопросы необходимо решать систематически и комплексно. Информационная образовательная среда, которая формирует грамотного, современно мыслящего студента, способствует его профессиональному росту, готовит к предстоящей педагогической деятельности. И вполне возможно, что к ссылкам, помещенным на сайте преподавателя, в свое время добавятся и учебно-методические страницы сегодняшних студентов – в будущем талантливых и блестящих педагогов!



Все статьи автора «Азевич Алексей Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: