Предпосылки эмпирического исследования психологической готовности школьников к безопасности на дороге
В 2014 г., по данным ГИБДД, в России на дорогах было зафиксировано 199720 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 26963 человека и 251785 человек были ранены. За 2014 год водители транспортных средств совершили 25552066 нарушений правил дорожного движения (ПДД). При этом водители в возрасте до 16 лет совершили 11531 нарушений ПДД. Пешеходы совершили 2709576 нарушений ПДД. Пешеходы в возрасте до 16 лет совершили 54903 нарушений ПДД. Эти и многие другие эмпирические данные свидетельствуют о низком уровне культуры транспортной безопасности населения в современной России, что в значительной степени связано с низкой эффективностью педагогических факторов совершенствования готовности детей и молодежи к обеспечению безопасности в транспортной сфере. В свою очередь, несовершенство практики подготовки школьников и студентов к обеспечению безопасности на дороге в значительной мере обусловлено недостаточностью достоверных научных сведений о закономерностях воспитания культуры транспортной безопасности различных категорий участников дорожного движения, в том числе об уровне их психологической готовности к обеспечению безопасности.
В публикациях по проблеме совершенствования культуры транспортной безопасности Р.Ш. Ахмадиева [1], Л.Г. Ахметшина [2], А.Ф. Белобородов [3; 4], Р.Н. Минниханов [5], М.Л. Форштат [6], А.М. Якупов [7; 8] и другие авторы раскрывают различные критерии оценки готовности школьников к выполнению правил дорожного движения (ПДД), к обеспечению безопасности в транспортной сфере. К числу таких критериев относится уровень психологической готовности к безопасному поведению на дороге. Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования воспитания психологической культуры безопасности [9], особенностей психологической культуры школьников [10], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [11], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [12], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [3; 4; 13], следует признать, что до настоящего времени в педагогической науке к недостаточно исследованным относится психологическая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].
Для определения оснований для анализа эмпирических данных изложим теоретические положения о содержании психологической подготовки к обеспечению безопасности. В статье, изданной нами в 1999 году, раскрыта роль психологической подготовки в становлении культуры личной безопасности. Был сделан вывод о том, что с учетом психологической структуры деятельности человека в опасных ситуациях важно осуществление следующих направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций, интеллектуальная подготовка к опасным ситуациям, коммуникативная подготовка к личной безопасности, волевая подготовка к опасным ситуациям, формирование готовности к самоконтролю в процессе предупреждения и преодоления опасных ситуаций [22].
В процессе воспитания школьники присваивают психологическую культуру [10]. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать обеспечению безопасности. В монографии 2002 года издания нами была дана характеристика содержания психологической составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры: 1) знания, представления, образы; 2) умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству; 3) взгляды, убеждения; 4) привычки, способности, личностные качества. Сформулируем основное содержание данных компонентов психологической культуры в аспекте безопасности. 1) Система знаний о деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (видах, опасных факторах и т.д.), личностных качествах, способствующих безопасности. 2) Опыт успешного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью, материальным интересам и т.д. Владение приемами аутотренинга, ресурсного якорения в опасных ситуациях. 3) Уверенность в готовности к профилактике и преодолению опасных и экстремальных ситуаций. 4) Смелость, осторожность, готовность к разумному риску, уверенность в себе, рефлексия [23].
Результаты эмпирического исследования психологической готовности школьников к безопасности на дороге
Цель исследования – на основе анкетирования выявить эмпирические характеристики психологической готовности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы к обеспечению безопасности в транспортной сфере как составной части культуры транспортной безопасности.
В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108, 83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования нами использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. При статистической обработке полученных эмпирических данных 5-11 классы разделены на группы: 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники). Результаты анкетирования обрабатывались при помощи статистических программ с использованием персонального компьютера. Изложим статистические данные о результатах анкетирования и проанализируем ответы школьников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты. Согласие или несогласие с вариантами утверждений анкеты свидетельствует о различных аспектах психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности.
На основе данных об ответах на вопрос 6 (Где ты играешь и отдыхаешь на улице?) выясним, как школьники выбирают место для игр и отдыха. Ответы учащихся 5-11 классов о выборе места для игр на улице представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Ответы школьников о выборе мест для игр и отдыха на улице
Варианты ответов |
5-11 классы |
1 |
1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. |
15 |
2 |
2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. |
207 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
24 |
4 |
ИТОГО: |
246 |
5 |
Варианты ответов |
5-11 классы |
6 |
1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. |
6% |
7 |
2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. |
84% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
10% |
9 |
1 |
2 |
Из таблицы 1 следует, что 84% опрошенных школьников играют и отдыхают там, где нет движения транспортных средств. Следует отметить, что по данным анкетирования 16% учащихся играют на проезжей части или затруднились с ответом. Видимо, эти данные об ответах школьников раскрывают одну из причин травматизма детей на дороге.
На основе данных об ответах на вопрос 7 (Как ты действуешь на дороге во время гололеда?) выясним, как школьники оценивают готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 7 анкеты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Ответы школьников о готовности к уверенным действиям при гололеде на дороге
Варианты ответов |
5-11 классы |
1 |
1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда. |
30 |
2 |
2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. |
188 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
28 |
4 |
ИТОГО: |
246 |
5 |
Варианты ответов |
5-11 классы |
6 |
1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда. |
12% |
7 |
2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. |
76% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
11% |
9 |
1 |
2 |
Из таблицы 2 следует, что 76% опрошенных школьников положительно оценивают свою готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Почти четверть (23%) опрошенных школьников отрицательно оценили свою готовность к уверенным действиям (или затруднились с ответом, что мы расцениваем как признак низкой психологической готовности к действиям в условиях гололеда).
На основе данных об ответах на вопрос 8 (Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге?) выясним, как школьники оценивают свою информированность об ошибках других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 8 анкеты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Самооценка школьниками знаний об ошибках других людей на дороге
Варианты ответов |
5-11 классы |
1 |
1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. |
48 |
2 |
2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. |
171 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
27 |
4 |
ИТОГО: |
246 |
5 |
Варианты ответов |
5-11 классы |
6 |
1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. |
20% |
7 |
2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. |
70% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
11% |
9 |
1 |
2 |
Из таблицы 3 следует, что 70% опрошенных школьников высоко оценили свои знания об ошибках других людей на дороге. Почти треть школьников (31%) признали свое незнание чужих ошибок или затруднились с ответом.
На основе данных об ответах на вопрос 13 (Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги?) выясним, как школьники оценивают свою уверенность на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 13 анкеты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Самооценка школьниками их готовности к уверенным действиям при переходе дороги
Варианты ответов |
5-11 классы |
1 |
1. При переходе дороги я действую уверенно. |
202 |
2 |
2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. |
26 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
18 |
4 |
ИТОГО: |
246 |
5 |
Варианты ответов |
5-11 классы |
6 |
1. При переходе дороги я действую уверенно. |
82% |
7 |
2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. |
11% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
7% |
9 |
1 |
2 |
Из таблицы 4 следует, что 82% опрошенных школьников считают, что при переходе дороги действуют уверенно. Почти пятая часть школьников (19%) признали свою неуверенность или затруднились с ответом.
На основе данных об ответах на вопрос 24 (Как ты относишься к своим ошибкам на дороге?) выясним, как школьники оценивают свои ошибки на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 24 анкеты представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Ответы школьников об их отношении к своим ошибкам на дороге
Варианты ответов |
5-11 классы |
1 |
1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. |
179 |
2 |
2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. |
36 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
31 |
4 |
ИТОГО: |
246 |
5 |
Варианты ответов |
5-11 классы |
6 |
1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. |
73% |
7 |
2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. |
15% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
13% |
9 |
1 |
2 |
Из таблицы 5 следует, что большинство (73%) опрошенных школьников считают, что замечают свои ошибки на дороге. Почти треть школьников (28%) признали, что не замечают своих ошибок или затруднились с ответом.
На основе данных об ответах на вопрос 25 (Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге?) выясним, как школьники относятся к ошибкам других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 25 анкеты представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Ответы школьников об их отношении к ошибкам других людей на дороге
Варианты ответов |
5-11 классы |
1 |
1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. |
88 |
2 |
2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. |
124 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
34 |
4 |
ИТОГО: |
246 |
5 |
Варианты ответов |
5-11 классы |
6 |
1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. |
36% |
7 |
2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. |
50% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
14% |
9 |
1 |
2 |
Из таблицы 6 следует, что половина (50%) опрошенных школьников придерживаются высокой оценки своей готовности учиться на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Таким образом, более трети (36%) школьников самокритично считают, что не учатся на чужих ошибках на дороге. Велика и доля сомневающихся в ответе на данный вопрос (14% опрошенных выбрали вариант ответа «Затрудняюсь ответить»).
Анализ результатов эмпирического исследования психологической готовности школьников к безопасности на дороге
На основании приведенных выше данных таблиц 1-6 об ответах учащихся 5-11 классов на вопросы анкеты сформируем сводную таблицу 7, в которой представлены вопросы, варианты ответов и процентная доля согласных с вариантами ответов опрошенных школьников.
Таблица 7 – Ответы школьников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты
Вопросы | Варианты ответов, оценка ответа | % согласных учащихся |
6. Где ты играешь и отдыхаешь на улице? | 1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. Негативный. |
6% |
2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. Позитивный. |
84% |
|
7. Как ты действуешь на дороге во время гололеда? | 1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда. Негативный. |
12% |
2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. Позитивный. |
76% |
|
8. Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге? | 1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Негативный. |
20% |
2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Позитивный. |
70% |
|
13. Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги? | 1. При переходе дороги я действую уверенно. Позитивный. |
82% |
2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. Негативный. |
11% |
|
24. Как ты относишься к своим ошибкам на дороге? | 1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. Позитивный. |
73% |
2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. Негативный. |
15% |
|
25. Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге? | 1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Негативный. |
36% |
2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Позитивный. |
50% |
На основе данных сводной таблицы 7 сформулируем основные выводы о выявленных эмпирических характеристиках психологической готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге.
Ответы учащихся на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 можно интерпретировать как признаки позитивных (способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице выше как позитивные) или негативных (не способствуют или в меньшей степени способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице как негативные) свойств психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности.
Расположим варианты позитивных ответов по признаку процентной доли выбравших эти ответы учащихся в направлении уменьшения процентной доли (от наиболее распространенных ответов к наименее распространенным вариантам ответов).
- Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. (84%)
- При переходе дороги я действую уверенно. (82%)
- Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. (76%)
- Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. (73%)
- Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. (70%)
- Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. (50%)
В перечне выше после каждого варианта ответа в скобках приведены процентные доли школьников (от общего числа опрошенных), выбравших эти варианты. Из данного перечня видно, что наиболее высоко школьники оценивают свою готовность к осторожному поведению посредством выбора мест для отдыха и игр (84% позитивных ответов). Наиболее низкая самооценка школьниками их готовности учиться на ошибках других людей на дороге (50% позитивных ответов).
Проведенный анализ результатов анкетирования явится основой для дальнейшего изучения процесса психологической подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности. В частности, интерес представляет анализ гендерных и возрастных особенностей психологической готовности школьников к безопасности на дороге. Результаты такого рода эмпирических и теоретических исследований будут изложены в последующих наших публикациях.
Библиографический список
- Ахмадиева Р.Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
- Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан: монография / Л.Г. Ахметшина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003. – 160 с.
- Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения / А.Ф. Белобородов // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
- Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности / А.Ф. Белобородов // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
- Минниханов Р.Н. Стратегия развития транспортных систем в
г. Казани / Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – № 1 (15). – С. 20-25. - Форштат М.Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 12 . – С. 24-29.
- Якупов А.М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 9. – С. 48-53.
- Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 243 с.
- Мошкин В.Н., Лапаева А.И. Структура воспитания психологической культуры безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4609.
- Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
- Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д. В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
- Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / Под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
- Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
- Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
- Белобородов А.Ф. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление / А.Ф. Белобородов // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
- Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Сущность, структура и функции культуры транспортной безопасности общества // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
- Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Культура транспортной безопасности в содержании образования // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
- Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников / А.Ф. Белобородов // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
- Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников / А.Ф. Белобородов // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
- Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников / А.Ф. Белобородов // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
- Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников / А.Ф. Белобородов // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
- Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999.- С. 5-59. (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
- Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с. (Книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)